+79139857900

Общественный транспорт. Векторы развития

2 августа 2013 в 13:58

В рамках Международного Транспортного форума, прошедшего в Новосибирске, состоялась конференция «Устойчивое развитие транспорта и транспортной инфраструктуры в крупных городах». Приглашенные эксперты и специалисты смогли обсудить вопросы дальнейшего развития отрасли городских пассажирских перевозок, проблемы долгосрочного и среднесрочного планирования развития транспортных систем городов и познакомились с первыми результатами проводимой в Новосибирске маршрутной реформы. На этой конференции присутствовал наш корреспондент.

 Конференцию напутствовал Олег Старовойтов, президент Российского автотранспортного союза. Он отметил, что Транспортный форум, проводимый в Новосибирске, дает возможность специалистам транспортной отрасли провести живой обмен мнениями, провести плодотворные дискуссии. Руководитель союза отметил, что в нынешнем созыве Государственной думы РФ работают три специалиста транспортной отрасли.

Приняты новые законы, ведется законотворческий процесс, направленный на совершенствование функционирования транспортного комплекса.

Новосибирский вызов

Сегодня система общественного транспорта Новосибирска — одна из крупнейших в стране. Ежедневно на улицы города выходят более 2200 единиц подвижного состава: 97 трамваев, 220 троллейбусов, 590 автобусов большой вместимости, около 1300 единиц маршрутных такси. В перевозочном процессе задействовано 190 транспортных предприятий различных форм собственности. При поддержке правительства НСОмэрии Новосибирска и ряда некоммерческих автотранспортных предприятий было создано НП СРО «Транспортный союз Сибири». В настоящее время в его составе более 100 организаций-членов (или более 2000 единиц подвижного состава) и около 10000 работающих специалистов отрасли.

Согласно законодательству, создание условий для комфортной и безопасной поездки относится в компетенции муниципальных властей. Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска работает над созданием оптимальной муниципальной маршрутной сети, разрабатывает и реализует городские целевые программы. Взаимоотношение муниципалитета и перевозчиков осуществляется на договорной основе, утвержден проект постановления по порядку привлечения перевозчиков на муниципальную маршрутную сеть, в котором закреплены основные принципы проведения конкурсов.

Новосибирск занимает лидирующие позиции в стране по передовому опыту внедрения инноваций для пассажирского общественного транспорта. Один из таких программных проектов - использование технологий спутникового мониторинга ГЛОНАСС. Основными задачами при этом является контроль соблюдения маршрутной схемы и графиков движения в режиме реального времени, получение данных о пробеге, скорости движения транспорта на маршруте, оперативного определения места ДТП с участием общественного транспорта. Сегодня данной системой охвачен весь подвижной состав наземного общественного транспорта Новосибирска.

Создана система информирования пассажиров о фактическом прибытии подвижного состава на остановки общественного транспорта Новосибирска: сегодня смонтировано 12 электронных табло. Пассажиры общественного транспорта Новосибирска пользуются сервисами МУП ЦУГАЭТ.

Еще один масштабный проект - система безналичной оплаты «электронный проездной», который стал удобным платежным инструментом для многих новосибирцев.

Научные разработки предприятий ООО «Ирбис»НПФ «АрсТерм» стали основой для создания энергосберегающего оборудования, позволяющего снизить стоимость эксплуатации и экономить электроэнергию. Благодаря сотрудничеству мэрии Новосибирска и ООО «Сибирский троллейбус»НПФ «АрсТерм» иООО «Ирбис», стало возможным создание троллейбуса с автономным ходом до 60 км.

Перспективным направлением развития общественного транспорта Новосибирска является внедрение автобусов с газомоторным топливом.

Между мэрией Новосибирска и Сибирским университетом пустей сообщения (СГУПС) подписан договор о создании транспортной модели города, которая позволит оптимизировать работу всех видов общественного транспорта Новосибирска, включая железную дорогу.

Планировать реалистично

Теме планирования транспортной системы крупных городов было посвящено несколько докладов конференции. Главный архитектор Новосибирска Владимир Фефелов рассказал о принципах перспективного развития транспортного комплекса в разделе генерального плана Новосибирска. Трассировка и параметры перспективной магистральной улично-дорожной сети запланированы с учетом обеспечения комплексного развития всех видов уличного общественного транспорта Новосибирска. Предусматривается преимущественное развитие электрического общественного транспорта (трамвай, троллейбус) Новосибирска, особенно в центральной части города.

Практическим результатом разработки генерального плана стало установление границ транспортных коридоров общегородских магистралей и транспортных сооружений, которые при дальнейшей детализации в проектах планировок увязаны с формированием красных линий территорий общего пользования, это позволяет сохранить их незастроенными.

На отсутствие в системе градостроительного проектирования комплексных транспортных схем городов обратила внимание заместитель генерального директора Института транспортных систем (г. Санкт-Петербург) Елена Ногова. Комплексная транспортная схема (КТС) как самостоятельный документ в развитии идей генерального плана города вычеркнута из состава градостроительных документов. В генеральных планах городов есть специальные разделы развития улично-дорожной сети и общественного транспорта, но они достаточно общие и детально не проработаны. Специалисты-градостроители разрабатывают их без привязки к бюджетным возможностям муниципалитета, к порядку реализации мероприятий. Именно этих недостатков можно избежать в Комплексной транспортной схеме, как средне- и долгосрочном документе транспортного планирования.

В ходе составления КТС г. Санкт-Петербурга проведено моделирование транспортной ситуации. Оказалось, чтобы сократить продолжительность пробок в городе в среднем на полчаса, необходимо построить в Санкт-Петербурге дополнительно около 100 километров скоростных магистралей и порядка 100 км магистралей регулируемого движения. В транспортной модели, где закладывалось преимущественное развитие общественного транспорта для аналогичного сокращения продолжительности пробок необходимо увеличить лишь на 5% (до 75%) долю горожан, воспользовавшихся услугами общественного транспорта. Одновременно на 20% снижается уровень аварийности. Но при этом Елена Ногова предостерегла от заблуждения: нельзя отвергать необходимость дальнейшего развития улично-дорожной сети, в том числе и как основы для размещения объектов транспортной инфраструктуры, и развития сети маршрутов общественного транспорта.

Опыт интеграции

Президент Российского автотранспортного союза Олег Старовойтов отметил, что общественный транспорт в стране не интегрирован. Участники конференции ознакомились с опытом столицы Чехии Праги, где еще недавно все виды общественного транспорта работали автономно. Александр Брунцлик, директор по стратегическим проектам компании OHL ZS (Чехия), отметил, что сегодня в Праге совсем другая картина. В 1993 году был создан единый транспортный оператор – Транспортное предприятие Праги (Dopravni podnik hlavniho miesta Prahy, DP). Городская система основана на преимуществах рельсового транспорта (железная дорога, метро, трамвай); автобусные перевозки используются в качестве стыковочного транспорта, подаваемого к терминалам, построенным возле станций рельсового транспорта, где также расположены перехватывающие парковки, работающие по технологии park&ride. И наконец, система тарифов, разрешающая совершать поездки на общественном транспорте на один билет, с возможностью пересадки на все виды общественного транспорта.

Чешский специалист озвучил десять принципов создания интегрированного городского общественного транспорта. Главный принцип – размещение маршрутов общественного транспорта основано на доступности, полной ясности для пассажира и качестве обслуживания. Акцент на управление дорожным движением в гармонии с движением общественного транспорта, а кое-где и его приоритет. Единая информационная сеть для пассажиров вне зависимости от вида используемого им транспорта.

 

Валерий Новоселов, президент СРО НП Транспортный союз Сибири:

— Площадка Новосибирского Экспоцентра как нельзя лучше подошла для проведения столь масштабного мероприятия, каким стал Международный форум «Транспорт Сибири». Деловая программа форума была очень насыщенной. Мы принципиально отошли от формата круглых столов. На конференциях, посвященных тематике общественного транспорта, выступали специалисты не только из России, но и Германии, Чехии, Китая. Темы докладов были посвящены различным аспектам развития общественного транспорта, его роли в решении экологических проблем городов, роли градостроительного планирования в развития общественного транспорта, инфраструктурного комплекса. Организаторами выступили Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской областимэрия НовосибирскаСРО НП «Транспортный союз Сибири»Новосибирский государственный технический университетфилиал Фонда им. Фридриха Эберта (ФРГ). По итогам проведенных конференций рабочей группой была составлена резолюция, в которую были внесены предложения специалистов. Ее итоговый вариант направлен в адрес Министерства транспорта РФминистерства транспорта и дорожного строительства НСОпервому заместителю мэра Новосибирска Владимиру Знаткову. Еще одним важным итогом форума стало подписание соглашений о взаимном сотрудничестве между СРО НП «Транспортный союз Сибири» и «Союзом транспортников и логистов Сибири». Отработаны принципиальные вопросы соглашения между НП СРО «Транспортный союз Сибири» и «Транспортный союз Берлин­Бранденбург» (ФРГ).

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Рынок автосервиса: накануне важных перемен

Как рынок автосервисных услуг реагирует на кризис 2022 года на российском...

15 май 2023 в 09:02

Подробнее >
Photo

Время новых лидеров

Эффективные маркетинговые инструменты от компании БАЗА ГРУПП

25 авг 2022 в 10:31

Подробнее >
Photo

Путь на Autopromtech 2022

Организаторы 29-й международной биеннале автомобильного оборудования и товаров...

26 фев 2022 в 15:27

Подробнее >