+79139857900

Портрет российского автовладельца

15 июня 2012 в 09:15

Этот материал подготовлен по результатам конференции «Рынок легковых автомобилей в России: итоги и прогнозы», прошедшей в феврале 2012 года. В основу анализа легли исследования компании TNSGlobal: Marketingindex (исследование потребления и стиля жизни россиян (в том числе автомобильный блок) и Автомобильный Омнибус (исследование автомобильных предпочтений).Данные для исследований получены опросным методом и коррелируют с другими исследованиями в этой сфере.

 

Главными локомотивами автомобильного рынка России являются два фактора. Первый – постоянное обновление модельного ряда у ведущих игроков рынка, что стимулирует россиян обновлять свои автомобили. Второй – появление новых, всё более интересных кредитных программ. Можно также выделить и третий фактор – рост материального благополучия росиян. На диаграмме №1 этот тренд очень хорошо заметен. Также на нём видна зависимость роста покупок автомобилей от материального положения и рост покупок в кредит.

 

Не менее очевидным является тот факт, что россияне меняют свои предпочтения в выборе автомобилей. Страна пересела на иномарки. Если в 2006 году соотношение проданных отечественных автомобилей к иномаркам составляло 74% российского производства к 36% зарубежного производства, то спустя 5 лет мы видим принципиально иную картину:  44%  отечественные автомобили против 56% иномарок.

 

Что касается структуры продаж автомобилей по годам выпуска, то тут всё не так однозначно. Мы уже привыкли к тому, что статистические службы постоянно рапортуют о том, что в нашей стране растут продажи новых иномарок. Однако если мы посмотрим на диаграмму №2, то увидим, что пик продаж новых автомобилей пришелся на докризисные 2006-2007 годы. Сегодня же почти половина продаж – это сделки по покупке подержанных автомобилей. Как уверяют эксперты, в своей основной массе это как раз автомобили, которые были куплены в период с 2004 по 2007 годы.

 

Очень интересные данные представлены в диаграмме №3, которая отражает желание потенциальных покупателей автомобилей. Мы видим, что количество желающих приобрести отечественную машину все меньше. Так же уменьшается число тех, кто хочет купить подержанную иномарку. Зато резко увеличилось количество россиян, которые хотят «пересесть» на новую иномарку. Из этого можно сделать вывод, что в ближайшие годы количество предложений на вторичном рынке автомобилей будет, скорее всего, превышать спрос. Продавать машины с пробегом будет все сложнее. Наиболее остро эта тенденция будет заметна в столице. Примечателен и тот факт, что россияне готовы покупать второй автомобиль в семью. В 2006 году о своем желании купить автомобиль заявляли 11% опрошенных, при этом только 47% уже имели один автомобиль в семье. В 2011 году число желающих приобрести автомобиль выросло до 15%, а 57% желающих признались, что у них уже есть одна машина в семье.

 

Что же касается непосредственно «портрета покупателя автомобиля», о котором заявлено в заголовке статьи, то в 2011 году он выглядит так. Генеральная совокупность потребителей, которую рассматривали авторы данного исследователи, составляли жители городов с населением свыше 100 000 человек, в возрасте старше 18 лет. В этой категории россиян значительно выросло количество женщин-водителей. В 2006 году их было 1 млн. 700, в 2003 году стало 3 млн. 70 тысяч. Тем не менее, «профиль» российского водителя пока остается мужским. Подавляющее большинство водителей автомобилей – это мужчины с высшим образованием, в возрасте от 25 до 54 лет.

 

Что касается психологических типажей, то авторы исследования составили 10 групп, которые противопоставлены друг другу попарно. В результате получилось 5 пар групп, в которых «социально ориентированные» противопоставлены «индивидуалистам». «Скромным» противопоставлены «модные». Надо сказать, что «скромные» - это не с точки зрения поведения, а с точки зрения потребительских запросов. «Хранители очага» - «любители риска». «Конформисты» - «нонконформисты». «Организованные» и «импульсивные» люди.

 

Если вы посмотрите на диаграмму №5, то увидите, что среди владельцев авто намного больше организованных людей, чем импульсивных, намного больше нонконформистов, чем людей, склонных к компромиссу, и довольно большое число людей, имеющих скромные запросы. В то же время число «хранителей очага» среди владельцев авто ниже, чем количество «любителей риска». Однако если водители-мужчины в целом вписываются в этот портрет, то женщины – заметно отличаются.

 

Среди женщин-водителей превалируют социально-ориентированные модные «хранительницы очага», которым автомобиль нужен для перевозки детей. Отличаются у мужчин и женщин мотивы, которыми они руководствуются при выборе автомобиля. Мужчина ориентируется на стоимость обслуживания, расход топлива, мощность автомобиля. Женщины на первое место ставят дизайн.

Кто планирует покупку автомобиля? Данное исследование указывает на то, что чаще всего о такой покупке задумываются молодые семейные люди, которые либо не имеют детей, либо имеют детей дошкольников. Также довольно многочисленная группа – молодые люди, не состоящие в браке. 

 

Какие медиа каналы наиболее эффективны в отношении автомобилистов? Исследование компании TNS говорит о том, что наиболее эффективными носителями для автовладельцев являются медианосители, с которыми они могут контактировать, находясь в автомобиле. Это наружная реклама, реклама, распространяемая на АЗС, и радио. В последнее время к числу этих каналов добавился и Интернет. Авторы исследования уверяют, что автомобилисты в гораздо большей степени «интернетизированы», чем в среднем население страны 76% водителей автомобиля хотя бы раз в месяц заходят в интернет и 32% из них пользуются интернетом через мобильный телефон. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Рынок автосервиса: накануне важных перемен

Как рынок автосервисных услуг реагирует на кризис 2022 года на российском...

15 май 2023 в 09:02

Подробнее >
Photo

Время новых лидеров

Эффективные маркетинговые инструменты от компании БАЗА ГРУПП

25 авг 2022 в 10:31

Подробнее >
Photo

Путь на Autopromtech 2022

Организаторы 29-й международной биеннале автомобильного оборудования и товаров...

26 фев 2022 в 15:27

Подробнее >