+79139857900

Рынок OES и новый режим «промсборки».

16 декабря 2011 в 08:00

Как известно, в начале года Минэкономразвития РФ и крупные автопроизводители, работающие в России, договорились о промышленной сборке машин на новых условиях. Протокол о намерениях подписали несколько крупных производителей. При этом, Volkswagen вступает в данное соглашение совместного с группой «ГАЗ», Ford будет кооперироваться с «Соллерс», а Fiat решил работать в России самостоятельно, а General Motors – вместе с канадской компанией Magna. Также в рамках новой программы промышленной сборки будет создан глобальный автоальянс с участием: «АвтоВАЗ», Renault, Nissan, «Ижавто», КамАЗ, Mercedes-Benz, который будет производить, как грузовые, так и легковые автомобили. О предпосылках, которые послужили причиной для разработки данной программы, а также о том, как она повлияет на развитие рынка автокомплектующих России, на II Международном форуме «Автомобилестроение и развитие рынка автокомпонентов в России» рассказала директор компании «КПМГ» Ирина Нарышева.

Напомним, новые условия промсборки подразумевают, что автопроизводитель получает дополнительно 8 лет для беспошлинного ввоза автокомпонентов, а взамен обязуется построить новые либо модернизировать существующие производственные мощности, локализовать в России производство двигателей и трансмиссий, штамповку кузовных деталей, инженерный центр и производить в стране не менее 300 тысяч автомобилей, минимум на 30% из которых должны устанавливаться двигатели российского производства. Локализация для новых производств предусмотрена на уровне 55%, а для существующих — 60%. Таким образом, новый режим промсборки должен оказать огромное влияние на рынок OES – производителей автокомпонентов для автосборочных конвейеров. По мнению экспертов, он существенным образом отразится на объемах производства кузовов, двигателей внутреннего сгорания и других компонентов.

Программа промсборки автомобилей, действовавшая в России в период с 2005-2007 гг., к сожалению, оказалась не удачной. Заявленные цели: увеличение производства автомобилей и снижение их цены, достигнуты не были. Цели новой программы остались прежними. Именно они и заложены в Стратегию развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2020 года. Новая программа более плотно завязана на развитие первичного рынка автокомпонентов.  Отмечается, что все ранее достигнутые соглашения, работавшие в рамках «старого режима промсборки», сохраняют свою силу и будут действовать до их завершения. Так что автопроизводители и производители автокомпонентов смогут самостоятельно выбирать – переходить им на новый режим промсборки, или нет.

Основные положения нового режима «промсборки».

Минимальные объемы производственных мощностей автопредприятий, участвующих в данном соглашении, увеличены до 300/350 тыс. автомобилей в год (через 48/36 месяцев в даты вступления в силу Дополнительного соглашения).

Отверточная сборка сводится к минимуму. Уже через 3 года, после заключения Дополнительного соглашения, предприятиям разрешается ввозить не более 5% кузовов. Соответственно , за это время они должны будут наладить в России собственное производство, либо найти поставщика.

Помимо кузовов, внутри страны должны производиться и другие комплектующие из «Основных компонентов»: двигатели, КПП, мосты, штамповка.

Новая программа вводит понятие «локализация», которая определяется на основании формулы:

 

V –таможенная стоимость всех автокомпонентов, ввезенных производителем (OEMs)

Р –общая стоимость всей произведенной продукции, реализованной покупателям, за вычетом стоимости Основных автокомпонентов, произведенных не в рамках режима промсборки.

Компоненты (за исключением «Основных»), приобретенные OEMs на территории РФ (независимо от места их производства) не должны ухудшать показатели локализации OEM.

Полностью отличия старой программы «промсборки» от новой показаны в таблице №1.

Как вы видите, новый режим имеет целый ряд преимуществ. В частности, он продлевает льготный период таможенного оформления автокомпонентов на срок до 2020 года, причем не делая различий между «основными» компонентами и «прочими». В новой программе отсутствуют формальные требования к минимальному количеству автокомпонентов и четко определены требования к технологическим операциям в отношении отдельных видов автокомпонентов.

Однако есть в новом документе и ряд положений, которые повышают риски для производителей автокомпонентов, готовых к созданию производства в России. В частности, эксперты компании «КПМГ» выделяют следующие «слабые» стороны нового соглашения.

  1. 1.       Сохраняющееся отсутствие комплексного подхода к поддержке OES (производители автокомпонентов для автоконвейеров):

 

Отсутствие унифицированного законодательного подхода к поддержке OES (например в предоставлении земельных участков для создания производств). Недостаточное противодействие производству и импорту контрафактных автокомпонентов со стороны властей. Отсутствие унифицированных технических требований к производству автокомпонентов и критериев определения российского производства («made in Russia»).

  1. 2.       Повышение зависимости производителей автокомпонентов от производителей автомобилей.

По новой программе OES не имеют права продавать автокомпоненты на рынке aftermarket.  В документе написано, что покупателями могут быть только OEM (в то время как OEM могут экспортировать произведенныев России автокомпоненты, в том числе в рамках ЕврАзЭС). Эксперты отмечают, что в случае внезапного ухудшения экономической ситуации, производители автокомпонентов могут оказаться в весьма сложном положении, когда OEM-производители не смогут обеспечить необходимого уровня спроса, а продажи на независимом рынке автозапчастей будут запрещены.

  1. 3.       OES должны работать с повышенной отдачей, для того чтобы перейти на новый режим.

 

Пример: если к моменту перехода на «Новый режим» со дня заключения уже имеющегося соглашения OES прошло более 30 и не более 40 месяцев, то для перехода на «Новый режим» OES должен соответствовать требованиям Этапа 3 (для сравнения: 20% снижение цены импортированных автокомпонентовпротив 30-45 % требований по локализации по новой формуле)

 

  1. 4.       Ужесточение требований по содержанию отчетности.

 

Содержание отчетности по «Новому режиму» значительно отличается от «Старого режима», что потребует от OES принятия мер по приспособлению к новым правилам игры.

 

Подведем итоги.

Новый режим промсборки автомобилей в России, безусловно, повлияет на развитие машиностроительной отрасли в целом. Однако его влияние на независимый (открытый) рынок автокомпонентов будет минимальным, поскольку зарубежным компаниям, решившимся построить  в России производственное предприятие, будет запрещено выходить на этот рынок напрямую до окончания срок действия соглашения о промышленной сборки.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Рынок автосервиса: накануне важных перемен

Как рынок автосервисных услуг реагирует на кризис 2022 года на российском...

15 май 2023 в 09:02

Подробнее >
Photo

Время новых лидеров

Эффективные маркетинговые инструменты от компании БАЗА ГРУПП

25 авг 2022 в 10:31

Подробнее >
Photo

Путь на Autopromtech 2022

Организаторы 29-й международной биеннале автомобильного оборудования и товаров...

26 фев 2022 в 15:27

Подробнее >