+79139857900

Сетевая стратегия

30 ноября 2011 в 13:22

На сибирском рынке авторемонта сетевых проектов крайне мало. Впрочем, весь российский рынок в этом плане сильно отличается от рынка американского или европейского на мотором имеются крупные автосервисные сети, объединенные едиными стандартами обслуживания, одним брендом и единым центром управления. В России такие проекты пока создаются только в московском регионе. Может ли такая форма автосервисного бизнеса прижиться в регионах, разбирался корреспондент портала «Про Автобизнес». 

 

Сегодня крупных автосервисных сетей экспресс-обслуживания в сибирском регионе нет. Стремление освоить этот рынок, несколько лет назад появилось у шинных центров, имеющих разветвленную сеть розничных продаж. Во всяком случае, целый ряд шинных сетей в крупных сибирских городах уже обозначили такое стремление, начав предлагать услуги по замене расходных материалов и технических жидкостей. Получится у них это или нет – это вопрос.

 

«Стремление шинных сетей, предложить дополнительные услуги, понятно. Сегодня, в условиях кризиса каждый квадратный метр обязан приносить прибыль. – комментирует директор Сибирского дивизиона компании «ТехноАльянс» Дмитрий Лопарев. - В шинном бизнесе - очень серьезные сезонные колебания спроса и естественно, чтобы снизить риски, шинники начинают предлагать масла, тормозные колодки, антифризы, свечи и так далее».

 

Однако, называть шинные центры, предлагающие широкий спектр дополнительных услуг, полноценным универсальным пунктом экспресс-обслуживания автомобилей, всё же не стоит, поскольку основным источником дохода для них остается продажа и замена шин. Универсальных же сетей экспресс-обслуживания в регионе нет.

 

Сегодня на рынке авторемонта в Сибири можно встретить игроков, которые имеют в собственности 2-3 станции техобслуживания, предлагающие услуги быстрого обслуживания автомобилей. Как правило, при создании таких предприятий, копируется тот успешный опыт, который был накоплен при работе над первым автосервисом, но называть подобные примеры сетью автосервисных предприятий, не приходится, поскольку в этом случае отсутствует несколько очень важных признаков, характеризующих группу СТО, принадлежащих одному юридическому лицу, как единую сервисную сеть. В первую очередь, как правило, отсутствует сильный брэнд. То есть, ни один из владельцев таких станций пока не позиционирует их, как единую торговую марку и не вкладывает деньги в то, чтобы повысить узнаваемость своего брэнда. Это большое упущение, поскольку сила любой сети, заключается как раз в том, что потребителю не важно, на каком из предприятий сети он будет обслуживаться. Он верит в то, что на каждом из них он получит одинаково высокое качество услуг.

 

«Сегодня владельцы станций, открывают дополнительные филиалы вовсе не потому, что у них такая стратегия – «создать единую сеть и занять определенную долю рынка в своём городе». – отмечает Дмитрий Лопарев. - Как правило, просто есть свободные оборотные средства, которые они хотят пустить в работу. Скорее всего, создание сильных сетей – это уже следующий этап развития рынка, к которому мы довольно скоро придем.

 

Перспективы создания таких независимых сетей технического обслуживания автомобилей сегодня оцениваются специалистами довольно высоко. В регионах, в результате кризиса свернули свою работу несколько крупных дилеров. Клиентура оставшихся дилерских центров изрядно поредела, поскольку платежеспособность автомобилистов снизилась, и они не готовы платить те деньги за замену масла и проверку состояния антифриза и тормозной системы, которые с них просят официальные дилеры. Даже владельцы гарантийных автомобилей сегодня находятся в поиске независимых пунктов сервисного обслуживания, в которых им бы смогли предложить стабильно высокое качество услуг и приемлемые цены. Крупная независимая автосервисная сеть, могла бы занять эту нишу.

 

«Сейчас мы наблюдаем такую тенденцию. Ряд профессиональных менеджеров, в связи со снижением доходов на дилерских станциях, уходят в собственный бизнес. – делится своими наблюдениями Дмитрий Лопарев. - Естественно, они строят свои предприятия по тому же самому принципу, что и на своем прежнем месте работы. На всех этапах работы с клиентом, начиная от приемки автомобиля и его оформления и заканчивая обслуживанием гарантийных случаев, они стараются следовать тем требованиям, которые были в них заложены при обучении в дилерских центрах. Копируются практически все аспекты жизнедеятельности сервисного центра, и даже при выборе оборудования они ориентируются на станки, получившие омологацию ведущих автопроизводителей».

 

Специализация – залог успеха?

 

Стоит отметить, что далеко не все эксперты данного рынка считают создание универсальных сетей экспресс-обслуживания автомобилей перспективным направлением бизнеса. К примеру, директор компании «Барклай Холдинг» Дмитрий Буянов уверен, что сегодня такая модель бизнеса актуальна только в том случае, если вы будете предлагать специализированный спектр услуг.

 

«Я считаю, что конкуренция на рынке универсальных услуг сегодня огромна и любой, кто попытается зайти на этот рынок будет вынужден с большим усилием зарабатывать себе место под солнцем. К тому же, слабым местом универсальной сети является стремление предложить максимально широкий спектр услуг на «среднем уровне». Я считаю, что при такой постановке задачи, создать успешную сеть очень сложно. На мой взгляд, целесообразнее осваивать новые ниши. – говорит Дмитрий Буянов. - В качестве примера могу привести – сеть предприятий экспресс-проверки углов установки колес. Ниша на российском рынке свободная. Общеизвестный факт, что «сход-развал» на автомобиле сбивается довольно легко. Однако привычки, проверять углы, у наших автомобилистов пока нет. Надо формировать такую привычку, поскольку потребность в такой услуге есть - неправильный «развал-сождение» ощуимо влияет на качество управляемости автомобилем и на износ шин. Другими словами - это является серьезным внешним раздражителем, а чтобы устранить такой внешний раздражитель, надо лишь поставить услугу измерения «развал-схождения» на конвейер и предложить за неё адекватную стоимость. Я считаю, что стоимость измерений должна составлять не более 200 рублей. Естественно, при этом не должно быть никаких очередей на обслуживание  - иначе услуга провалится. Проверка углов должна занимать не более 5 минут. При такой стоимости, недостатка в клиентах не будет, но нужно понимать, что для обеспечения таких условий обслуживания вам придется установить не один, а 2-3 стенда развал-схождения, а возможно и больше – всё зависит от места, которое вы выберете».

 

Управление сетью.

 

Управлять сетью станций, не тяжелее, чем управлять одним автосервисом. Самые большие шишки набиваются как раз в процессе создания первого сервисного-центра. При создании второго автоцентра, опытный менеджер действует намного увереннее. Он уже знает потребности клиентов, понимает, как лучше расположить посты обслуживания, где разместить зону для клиентов, другими словами, у человека в голове уже есть определенная технология создания эффективного предприятия техобслуживания. Строить третий автоцентр ещё проще, и, как правило, дешевле, поскольку управленец уже знает, на чем можно сэкономить, в какой последовательности производить комплектацию станции, и как эффективнее продвигать услуги,  чтобы минимизировать собственные издержки. Технология продаж услуг – одна, и каждый раз изобретать велосипед, чтобы обслужить клиента не придется. Если ваша технология успешно работает в одном спальном районе города, то почему она не должна работать во втором?

 

Стоп-факторы.

 

Основная причина, по которой пока на нашем регионе нет сильных сетей экспресс-обслуживания – это нехватка финансовых средств. Многие предприниматели сегодня признаются, что, будь у них свободные средства, они обязательно вложили бы их в развитие своего бизнеса.

Есть ещё один нюанс, который сдерживает развитие сетей в регионах – это нехватка, либо недоступность мест под строительство таких пунктов экспресс-обслуживания. Если мы посмотрим на мировой опыт создания таки сетей, то увидим, что они размещаются, как правило, в непосредственной близости от крупных гаражных комплексов, либо больших торговых центров. Также успешными являются пункты, которые размещаются в спальных кварталах и на крупных магистралях. Подобрать хорошее место под строительство, либо найти готовый объект недвижимости довольно сложно.

А вот кадровая проблема в данном случае стоит не очень остро. Если мы ведем речь о «пит-стопе», который зарабатывает на экспресс-услугах, то требования к техническому уровню специалистов в этом сегменте бизнеса не самые высокие. Как правило, достаточно обучить человека нескольким стандартным операциям, дабы он смог полноценно выполнять свою работу. Если на предприятии правильно организована система передачи опыта, то сложностей с преемственностью кадров не возникает. Для разрешения сложных технических вопросов достаточно иметь одного хорошего профессионала, который смог бы консультировать линейный персонал.

 

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Рынок автосервиса: накануне важных перемен

Как рынок автосервисных услуг реагирует на кризис 2022 года на российском...

15 май 2023 в 09:02

Подробнее >
Photo

Время новых лидеров

Эффективные маркетинговые инструменты от компании БАЗА ГРУПП

25 авг 2022 в 10:31

Подробнее >
Photo

Путь на Autopromtech 2022

Организаторы 29-й международной биеннале автомобильного оборудования и товаров...

26 фев 2022 в 15:27

Подробнее >