Как я пришел в автосервис.
Изначально мой бизнес строился на продаже запасных частей, однако год от года становилось очевидным, что спрос на них в магазинах падает и растет процент возврата. Подумав, решил сменить формат и зарабатывать не только на продаже, но и установке – открыть свое СТО. Однако вывести станцию «в плюс» оказалось не просто, даже несмотря на то, что клиенты знали, где находится магазин запчастей, рядом с которым расположена станция. Валовая выручка в пике достигала 500 тыс. руб. в месяц, но низкая рентабельность, большие операционные затраты убивали бизнес и заставляли не зарабатывать, а вкладывать.
Решение присоединиться к F!T Service было принято три года назад. В тот момент это было «что-то новенькое», во всей стране не было аналогов, а рекламные кампании захлестнули весь город. Могу честно сказать – тогда я колебался, на тот момент у F!T Service были только собственные станции и большой опыт работы. Но как именно франчайзер сможет передать мне все эти знания, и действительно ли франчайзинг в сфере автосервиса возможен? Сейчас по прошествии лет я понимаю, что решение оказалось не просто верным, а решающим для меня. На текущий момент по моему пути прошли ещё 53 партнёра, открывших собственные франчайзинговые станции F!T Service, и, общаясь со многими руководителями, я понимаю, что их станции ничуть не менее успешны, чем моя.
Решающий выбор
На стадии переговоров я взвешивал очень много «за» и «против», но главным фактором для меня стал подход компании к франчайзингу в целом. F!T Service ни тогда, ни сейчас не ставил для себя целью заработок на самом франчайзинге как таковом, бизнес компании состоит в продаже запчастей. Для меня это значило ровно одно: если F!T Service заинтересован в продаже запчастей, значит, они будут заинтересованы в том, чтобы у меня были клиенты на станции, которые эти запчасти покупают.
Конечно, это звучит несколько странно, по крайней мере не так привычно в реалиях современного бизнеса, что «франчайзер заинтересован в том, чтобы дела франчайзи шли хорошо». Да и сказать - это одно, мне было интересно, что происходит по факту. Главное, конечно, как работает сама станция. Напоминаю: на тот момент у меня уже был свой сервис, мне было с чем сравнивать. У меня возникает просто другой уровень работы, и регламенты, и стандарты бережливого производства, и зона приёмки вместе с зоной ожидания - не хуже чем у дилера.
Далее мне был интересен подход франчайзи к другим аспектам бизнеса. Вот представьте: у Вас есть станция, какие вопросы чаще всего возникают? Наверняка «Нехватка клиентов», «Персонал», «Система автоматизации», «Построение бизнес-процессов» - это, в принципе, самые часто задаваемые вопросы, и все они стратегически важны для автосервиса. Так вот, подход, который предлагает F!T Service, мне показался комплексным. Если говорить по-порядку:
1. Нехватка клиентов. Как я уже говорил, F!T Service заинтересован в клиентах на моей станции – это значит, что они самостоятельно вкладывают деньги в стартовую рекламную компанию, которая действительно масштабная, и далее делают всё, чтобы бренд оставался известным.
2. Вопрос персонала – пожалуй самый сложный вопрос в нашем бизнесе. Здесь есть сразу несколько ключевых пунктов – квалификация персонала, подбор персонала, распределение ролей. На тот момент, когда я приобретал франшизу, уже был собственный тренинговый центр F!T LAB, в котором обучились все мои сотрудники, и даже я прошел курсы руководителей. В своём роде это уникальное место, где готовят кадры не только для сети, но и вообще для рынка. На его базе создана служба технической поддержки для консультаций при сложных ремонтах. Про контакт-центр, думаю, нет особой нужды рассказывать много, это просто те люди, которые помогают очень сильно разгрузить персонал на станции, консультируя и записывая клиентов на станцию. Последний пункт – это подбор персонала. Когда я только присоединялся к сети, приходилось искать персонал самому, теперь это за меня делает отдел по подбору персонала.
3. Система автоматизации и построение бизнес-процессов – эти 2 пункта не возможны друг без друга: если нет бизнес-процессов, то и нечего автоматизировать. В сети единая система автоматизации, построенная на основании многолетнего опыта работы станций. С ней я могу контролировать всю станцию, используя только систему автоматизации, это исключает любое воровство на станции, и самое главное, я могу в любой момент посмотреть, как протекают процессы: послушать разговоры приёмщиков, посчитать заработную плату сотрудникам, посмотреть состояние склада, заполняемость постов, да всё что угодно.
Все эти факторы несомненно повлияли на решение вступать в сеть. И после того, как мне детально просчитали бизнес-план, я принял положительное решение.
Подготовка к открытию
Подготовка к открытию – очень трудоёмкий процесс, я отлично помню, как открывал собственную станцию в самом начале и как потом переоборудовал её в F!T Service. Когда открывал сам – было просто очень тяжело. В случае с переоборудованием автосервиса всё оказалось гораздо проще: ко мне «приставили» личного менеджера, который помогал с открытием. Мне передали список необходимого оборудования, детальный план переделки помещения, всё, вплоть до того, какие стулья и диваны необходимо купить, как и где их заказать. Всё это время проходила огромная работа по обучению персонала, по оптимизации склада (теперь я не замораживаю деньги, а держу на складе только самое необходимое), по настройке системы автоматизации и по организации открытия, а вместе с этим и организация масштабной рекламной кампании для моего автосервиса.
День открытия станции
Этот день всегда ждёшь! Независимо от того, какой проект ты открываешь, этот день самый значимый, и мне было очень приятно. На открытие приехал Генеральный директор сети, мы торжественно перерезали ленточку и распили бутылку шампанского «F!T Service». Но что меня поразило больше всего в этот день: мне казалось, я везде слышал про то, что открылась моя станция – билборды, ТВ, новости в интернете, радио, да вообще везде. Пока я доехал до своего только открывающегося сервиса, я уже узнал об этом из всех источников! Неудивительно, что с самого дня открытия мы столкнулись с большим потоком клиентов. Мы просто не представляли, что возможно такое их количество.
Потом целую неделю после открытия со мной и моими сотрудниками работали специалисты F!T Service: они продолжали, теперь уже «в условиях полевых действий», обучать сотрудников, чем действительно помогли освоиться и наладить работу.
В первый месяц, несмотря на запуск, мы сделали 1 700 000 рублей выручки. Сравните с нашими обычными 500 000 в пиковый месяц! Планом это было предусмотрено, но я лично до конца в него не верил, но он оправдался тогда и продолжал выполняться потом, с ростом выручки и показателями рентабельности в 22%. Рост есть и сейчас, в кризис, и выручка уже перевалила за 3 миллиона рублей (конечно, это с ростом цен на запасные части).
Бизнес сейчас
Управлять автосервисом стало реально легко. Стало больше свободного времени, появилось хобби: летом это квадроцикл, зимой снегоход. Стал проводить больше времени с друзьями и семьей, на природе.
При этом мои доходы значительно выросли: за первый год получилось заработать на открытие второй станции, которая уже на второй месяц стала прибыльной. Спустя год работы выручка уже больше 2.5 милилона рублей, и это с 5-ти постов. Это не удивительно, ведь мы не только ремонтируем автомобили, но еще и продаем запасные части.
Если есть отлаженная система, которая работает, это надо использовать. Сейчас занимаюсь открытием третьей и четвертой станции.
Все люди хотят жить хорошо и гонятся за деньгами. Да, франшиза F!T Service дала мне возможность зарабатывать и позволила купить себе хороший автомобиль, построить второй сервис и так далее, но самое главное – это то время, которое мне не приходится тратить на то, чтобы самому бегать, искать запчасти, думать о том, как сделать так, чтобы не воровали, самому не крутить гайки, если не вышел мастер… Мне дорого время, которое я провожу с семьёй, с друзьями, с другими руководителями станций, которых я теперь тоже называю друзьями. И теперь это главный приоритет в моей жизни.