+79139857900

Перспективы рынка

24 сентября 2018 в 11:50

Российский независимый рынок автотехобслуживания развивается, несмотря на все экономические сложности и проблемы. В каком направлении? С какой динамикой? Об этом наш корреспондент беседует с руководителем российского подразделения компании DENSO Ильей Соколовым.

 

069-170417__1_SS

 

 

— Как вы оцениваете 2017 год для рынка автозапчастей и автотехобслуживания? Что ждете от 2018-го?

 

Одним из важнейших драйверов рынка в 2017 г. был отложенный спрос. Вероятно, он был связан с кризисом 2014 г., после которого экономическая ситуация значительно ухудшилась и два года было достаточно тяжело: автовладельцы откладывали ремонты и покупки. И вот в 2017 г. этот отложенный спрос реализовался. Но уже к концу 2017 г. мы увидели падение потребительского спроса, что отразилось на продажах. Эта тенденция продолжается в 2018 г., который станет сложнее, чем предыдущий. Конечно, некоторый рост рынка еще сохраняется, мы его видим как в своих продажах, так и в продажах дистрибьюторов, но динамика значительно ниже, чем в прошлом году. Я думаю, по итогам 2018 г. мы увидим максимум 5%­й рост рынка.

2019 г., скорее всего, будет еще труднее. В 2019 г. я в принципе не ожидаю роста рынка. Из­за этого обострится конкурентная борьба. Некоторые поставщики и дистрибьюторы имеют возможность расти за счет повышения эффективности своей работы, оптимизации издержек, предоставления нового сервиса. То есть внутри рынка возможности для роста сохранятся, и те, кто сумеют воспользоваться ситуацией, определенно получат выгоду. Однако в целом рынок расти ближайшие несколько лет если и будет, то не более чем на 5 %. Скорее всего, он будет стабильным.

 

— Исходя из каких факторов вы строите свои прогнозы?

 

Я исхожу из того, что кризис продаж новых автомобилей, начавшийся в 2014 г., как раз сейчас получает отражение на нашем рынке: количество проданных с 2014 г. автомобилей, в настоящий момент выходящих на рынок постгарантийного обслуживания, значительно снизилось. При этом естественная убыль парка в связи с прекращением эксплуатации старых машин достаточно большая. Это значит, что парк не будет расти ближайшие несколько лет.

Другой фактор: несмотря на достаточно маленькую официальную инфляцию, реально располагаемый доход населения уменьшается. Не добавляет уверенности в будущем геополитическая обстановка и санкционная спиральзависимость курса рубля от санкций больше, нежели от стоимости нефти на международном рынке.

 

— И что в итоге?

 

В итоге парк не растет, тратить будут меньше; отсюда возникает достаточно серьезное давление со стороны дешевых брендов, провоцируемое смещением матрицы потребления вниз. Из «оригинала» клиент уходит в премиум­запчасти, из премиум­запчастей в средний ценовой сегмент и далее по нисходящей. Вопрос, на который нам предстоит ответить: насколько это смещение из «оригинала» в премиум­запчасти позволит компенсировать отток спроса из премиума ниже. Пока мы видим достаточно большой приток из «оригинала», позволяющий премиум­запчастям чувствовать себя более или менее комфортно.

При этом я не думаю, что премиум­рынок растет. Все, что я вижу по нашим ключевым товарным группам, — это перераспределение долей внутри рынка. Мы, в частности, отмечаем увеличение доли DENSO в сегменте свечей зажигания в рознице.

Но самое главное в происходящих процессах то, что формируется новая модель потребления: автовладельцы экономят, автомобиль с точки зрения расходов теряет приоритет. В связи с этим меняется парадигма всего рынканаценок, с которыми работали розница и дистрибьюторы еще пять лет назад, больше нет. Они уменьшились в 2–3 раза: в рознице еще сохраняется 15–20 %, а дистрибьюторы оперируют близкими к нулю значениями. Это новая парадигма, в которой нужно научиться работать. Профессиональное сообщество видит, что автовладельцы испытывают давление. Чтобы сохранить продажи, нужно пойти навстречу автовладельцам.

 

— Как в этой связи ваша компания «идет навстречу»? На что делает ставку в своей работе?

 

Компания DENSO как, прежде всего, очень крупный и авторитетный мировой производитель премиальных автокомпонентов (95 % наших продажэто продажи на конвейер) постоянно работает над тем, чтобы количество продуктов и артикулов, представленных на вторичном рынке автозапчастей, увеличивалось. В существующих товарных линейках мы расширяем ассортимент, открываем новые позиции. В этом году, например, появились новые компрессоры.  

Кроме того, мы вводим новые товарные линейки, такие как, в частности, датчики положения коленчатого и распределительного валов. Это чрезвычайно дорогие датчики; до их появления в нашем ассортименте никакой альтернативы, кроме «оригинала», на рынке представлено не было. Еще из принципиально новогостартеры и генераторы для дорожно­строительной техники. Это довольно свежее для нас направление. Мы поставщик всех известных производителей такой техники, в конце текущего года мы выведем эту линейку в России.

Видя достаточно сильное давление бюджетной стороны, мы думаем о том, чтобы вводить новые линейки, позиционирующиеся в среднем ценовом сегменте, не под брендом DENSO. В этом году появится такой брендполностью самостоятельная марка. Это будут щетки стеклоочистителя, они выйдут в октябре.

Помимо этого, мы, конечно же, очень внимательно работаем с логистической цепочкой, чтобы наш товар оказался в каждом регионе, в каждом магазине. Стараемся обеспечить слаженность во взаимодействии дистрибьюторов, розницы и автосервисов.

Много делаем в маркетинге. Особенно для второго уровня конечного потребителя: последние несколько лет DENSO смещалось в своих инвестициях в сторону как раз потребителей второго уровня и конечного потребителя. Мы создаем там спрос, который потом приходит к дистрибьюторам. Я уверен, за эту работу целиком и полностью несет ответственность поставщик. И потому делаем на нее очень серьезную ставку. У нас большая команда региональных представителей, которая контактирует исключительно с авторемонтными мастерскими и розницей. Они не взаимодействуют с дистрибьюторами. Они каждый день посещают клиентов дистрибьюторов, создавая спрос. Только в прошлом году команда наших специалистов провела около 130 семинаров и тренингов, обучив, таким образом, более 3000 человек.  

 

— Существует несколько сценариев развития российского рынка. Ему прочат так называемый «европейский» путь, «американский»… Каково ваше мнение по этому поводу?

 

Российский рынок сильно отличается от европейского. А европейский от американского. В Европе основное потребление запчастей происходит через СТО. Продажи российских дистрибьюторов через СТО различаются, но в целом эта доля достаточно низкая. Однако тенденция к ее увеличению есть.

Но я хочу обратить внимание на американскую модель бизнеса, когда сбыт через сервисыэто не 90 % , как в Европе, а только 50 %. В ней как раз остальные 50 % занимает розница в виде достаточно больших сетей по всей стране. Мне кажется, это может случиться и с российским рынком: доля автосервисов действительно будет увеличиваться до 50 %, а вторая часть будет развиваться в виде сетей именно автомагазинов в том или ином виде. Они могут быть совмещены с СТО, но это будет именно розничная сеть продаж.

При этом рост и развитие самих автосервисов, тут я полностью поддерживаю видение GROUPAUTO Россия, будет происходить за счет сетевого формата. Потому что таким образомв объединении с партнерамипроще и эффективнее конкурировать. Чем больше таких проектов будет запускаться на рынке, тем лучше.  

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Автосервис переходного периода

Новые тренды развития российского рынка послепродажного обслуживания автомобилей в...

11 окт 2022 в 06:36

Подробнее >
Photo

Автосервис-2021: энциклопедия рынка текущего этапа

Ежегодная конференция "Автосервис"

24 сен 2021 в 13:03

Подробнее >
Photo

Кто нам даст Право на Ремонт

Я участник «Сети диагностов», которая объединяет специалистов по...

1 дек 2020 в 14:14

Подробнее >