Российский независимый рынок автотехобслуживания развивается, несмотря на все экономические сложности и проблемы. В каком направлении? С какой динамикой? Об этом наш корреспондент беседует с руководителем российского подразделения компании DENSO Ильей Соколовым.
— Как вы оцениваете 2017 год для рынка автозапчастей и автотехобслуживания? Что ждете от 2018-го?
— Одним из важнейших драйверов рынка в 2017 г. был отложенный спрос. Вероятно, он был связан с кризисом 2014 г., после которого экономическая ситуация значительно ухудшилась и два года было достаточно тяжело: автовладельцы откладывали ремонты и покупки. И вот в 2017 г. этот отложенный спрос реализовался. Но уже к концу 2017 г. мы увидели падение потребительского спроса, что отразилось на продажах. Эта тенденция продолжается в 2018 г., который станет сложнее, чем предыдущий. Конечно, некоторый рост рынка еще сохраняется, мы его видим как в своих продажах, так и в продажах дистрибьюторов, но динамика значительно ниже, чем в прошлом году. Я думаю, по итогам 2018 г. мы увидим максимум 5%й рост рынка.
2019 г., скорее всего, будет еще труднее. В 2019 г. я в принципе не ожидаю роста рынка. Изза этого обострится конкурентная борьба. Некоторые поставщики и дистрибьюторы имеют возможность расти за счет повышения эффективности своей работы, оптимизации издержек, предоставления нового сервиса. То есть внутри рынка возможности для роста сохранятся, и те, кто сумеют воспользоваться ситуацией, определенно получат выгоду. Однако в целом рынок расти ближайшие несколько лет если и будет, то не более чем на 5 %. Скорее всего, он будет стабильным.
— Исходя из каких факторов вы строите свои прогнозы?
— Я исхожу из того, что кризис продаж новых автомобилей, начавшийся в 2014 г., как раз сейчас получает отражение на нашем рынке: количество проданных с 2014 г. автомобилей, в настоящий момент выходящих на рынок постгарантийного обслуживания, значительно снизилось. При этом естественная убыль парка в связи с прекращением эксплуатации старых машин достаточно большая. Это значит, что парк не будет расти ближайшие несколько лет.
Другой фактор: несмотря на достаточно маленькую официальную инфляцию, реально располагаемый доход населения уменьшается. Не добавляет уверенности в будущем геополитическая обстановка и санкционная спираль — зависимость курса рубля от санкций больше, нежели от стоимости нефти на международном рынке.
— И что в итоге?
— В итоге парк не растет, тратить будут меньше; отсюда возникает достаточно серьезное давление со стороны дешевых брендов, провоцируемое смещением матрицы потребления вниз. Из «оригинала» клиент уходит в премиумзапчасти, из премиумзапчастей в средний ценовой сегмент и далее по нисходящей. Вопрос, на который нам предстоит ответить: насколько это смещение из «оригинала» в премиумзапчасти позволит компенсировать отток спроса из премиума ниже. Пока мы видим достаточно большой приток из «оригинала», позволяющий премиумзапчастям чувствовать себя более или менее комфортно.
При этом я не думаю, что премиумрынок растет. Все, что я вижу по нашим ключевым товарным группам, — это перераспределение долей внутри рынка. Мы, в частности, отмечаем увеличение доли DENSO в сегменте свечей зажигания в рознице.
Но самое главное в происходящих процессах то, что формируется новая модель потребления: автовладельцы экономят, автомобиль с точки зрения расходов теряет приоритет. В связи с этим меняется парадигма всего рынка — наценок, с которыми работали розница и дистрибьюторы еще пять лет назад, больше нет. Они уменьшились в 2–3 раза: в рознице еще сохраняется 15–20 %, а дистрибьюторы оперируют близкими к нулю значениями. Это новая парадигма, в которой нужно научиться работать. Профессиональное сообщество видит, что автовладельцы испытывают давление. Чтобы сохранить продажи, нужно пойти навстречу автовладельцам.
— Как в этой связи ваша компания «идет навстречу»? На что делает ставку в своей работе?
— Компания DENSO как, прежде всего, очень крупный и авторитетный мировой производитель премиальных автокомпонентов (95 % наших продаж – это продажи на конвейер) постоянно работает над тем, чтобы количество продуктов и артикулов, представленных на вторичном рынке автозапчастей, увеличивалось. В существующих товарных линейках мы расширяем ассортимент, открываем новые позиции. В этом году, например, появились новые компрессоры.
Кроме того, мы вводим новые товарные линейки, такие как, в частности, датчики положения коленчатого и распределительного валов. Это чрезвычайно дорогие датчики; до их появления в нашем ассортименте никакой альтернативы, кроме «оригинала», на рынке представлено не было. Еще из принципиально нового — стартеры и генераторы для дорожностроительной техники. Это довольно свежее для нас направление. Мы поставщик всех известных производителей такой техники, в конце текущего года мы выведем эту линейку в России.
Видя достаточно сильное давление бюджетной стороны, мы думаем о том, чтобы вводить новые линейки, позиционирующиеся в среднем ценовом сегменте, не под брендом DENSO. В этом году появится такой бренд — полностью самостоятельная марка. Это будут щетки стеклоочистителя, они выйдут в октябре.
Помимо этого, мы, конечно же, очень внимательно работаем с логистической цепочкой, чтобы наш товар оказался в каждом регионе, в каждом магазине. Стараемся обеспечить слаженность во взаимодействии дистрибьюторов, розницы и автосервисов.
Много делаем в маркетинге. Особенно для второго уровня конечного потребителя: последние несколько лет DENSO смещалось в своих инвестициях в сторону как раз потребителей второго уровня и конечного потребителя. Мы создаем там спрос, который потом приходит к дистрибьюторам. Я уверен, за эту работу целиком и полностью несет ответственность поставщик. И потому делаем на нее очень серьезную ставку. У нас большая команда региональных представителей, которая контактирует исключительно с авторемонтными мастерскими и розницей. Они не взаимодействуют с дистрибьюторами. Они каждый день посещают клиентов дистрибьюторов, создавая спрос. Только в прошлом году команда наших специалистов провела около 130 семинаров и тренингов, обучив, таким образом, более 3000 человек.
— Существует несколько сценариев развития российского рынка. Ему прочат так называемый «европейский» путь, «американский»… Каково ваше мнение по этому поводу?
— Российский рынок сильно отличается от европейского. А европейский от американского. В Европе основное потребление запчастей происходит через СТО. Продажи российских дистрибьюторов через СТО различаются, но в целом эта доля достаточно низкая. Однако тенденция к ее увеличению есть.
Но я хочу обратить внимание на американскую модель бизнеса, когда сбыт через сервисы — это не 90 % , как в Европе, а только 50 %. В ней как раз остальные 50 % занимает розница в виде достаточно больших сетей по всей стране. Мне кажется, это может случиться и с российским рынком: доля автосервисов действительно будет увеличиваться до 50 %, а вторая часть будет развиваться в виде сетей именно автомагазинов в том или ином виде. Они могут быть совмещены с СТО, но это будет именно розничная сеть продаж.
При этом рост и развитие самих автосервисов, тут я полностью поддерживаю видение GROUPAUTO Россия, будет происходить за счет сетевого формата. Потому что таким образом — в объединении с партнерами — проще и эффективнее конкурировать. Чем больше таких проектов будет запускаться на рынке, тем лучше.