+79139857900

Производительность труда. Научный подход

14 июня 2013 в 12:45

Сегодня на первый план выходят вопросы правильной организации производственных  процессов в каждой компании,  в том числе и на автосервисных предприятиях.

 

Андрей Насонов, исполнительный директор Автомобильной Сервисной Ассоциации (АСА); www.asa-auto.org

 

Имя шахтера Алексея Стаханова стало нарицательным,  после того как летом 1935 года он за смену нарубил 102 тонны  угля при норме всего 7 тонн. А несколькими  неделями  позже он превысил этот рекорд, нарубив 227(!) тонн. Уже в 1936 году  было добыто 324 тонны. Эти достижения прославили Стаханова на весь мир, а после того как его начинание переросло во всесоюзное движение, темпы роста производительности труда в стране повысились вдвое. К сожалению, время показало, что такой труд является неэффективным, а рекорд был подтасован.

 

В целом  уже сегодня можно констатировать, что серийное перевыполнение норм выработки ударниками производства достигалось в основном за счет необоснованного  глобального перенапряжения сил и резкого повышения интенсивности труда – к сожалению, не за счет улучшения организации производственных процессов. Впрочем, нельзя сказать, что руководство нашей страны не осознавало всей важности повышения производительности труда. Возьмем, к примеру, высказывания В. И. Ленина в отношении работ основоположника научной организации труда и менеджмента Ф. У. Тейлора. До 1917 года он оценивал его систему крайне негативно. Но вот произошла Октябрьская революция, большевики взяли власть. Главная их цель – доказать преимущества социализма перед капитализмом во всех областях и прежде всего в производительности труда. Через четыре года после первой своей статьи, в 1918 году, Ленин на заседании Совнаркома во всеуслышание заявил, что построить социализм без высокой культуры и производительности труда невозможно, а эти факторы, в свою очередь, невозможны без внедрения тейлоризма. Он  призвал молодежь изучать, преподавать и распространять тейлоризм по всей России. В 1921 году тот же Ленин поддержал начинания советского профсоюзного деятеля А. К. Гастева и выделил миллионы рублей золотом на создание Центрального института труда (ЦИТ).

 

Признание Д. Джилбретта: «Русские глубже нас входят в НОТ!» Самобытные русские методы на два десятилетия опередили Запад!

 

Вот еще один интересный факт. В Москве в 1931 году было организовано публичное  соревнование, целью которого было уложить максимальное количество кирпичей, используя при этом разные способы. На тот момент самым продвинутым был метод  Джилбретта (друг и соратник Тейлора), позволяющий выкладывать 350 штук в час. При помощи традиционного русского способа, то есть  без всякой науки, рабочий выложил тогда 327 кирпичей, при  помощи усовершенствованного американского – 452 штуки. Но победителем стал метод  ЦИТа – 907 кирпичей!

 

 

Математика труда

 

Тейлор положил начало переводу организации труда из области интуитивных догадок в сферу точной науки. В каждом виде деятельности  – работе автослесаря,  автомаляра, техника склада и мастера-приемщика  – можно выявить большое количество ненужных движений. Чтобы избавить производственный процесс от этих лишних движений, его необходимо разбить  на мелкие операции, построив тем самым саму модель труда для как каждого сотрудника, так и для всего  производства в целом. Это позволит  увидеть основное и убрать второстепенное, расписав весь производственный процесс по минутам. Когда человек работает красиво, у него самого повышается мотивация и производительность. Тейлор  хронометрировал операции лучших рабочих, фиксировал правильные движения, а с движениями, которые были лишними, бесполезными и экономически не выгодными, беспощадно боролся, каждый раз, практически доказывая, что трудозатрат на их выполнение уходит ровно столько же, сколько и на полезные действия работника.

 

И самое главное, что он подметил: работа в составе коллектива вынуждает ударников «притормаживать» до  уровня середнячков, а середнячков –  до уровня отстающих. Так как в коллективе царят страхи,  что повышение производительности приведет к негативным нововведениям (повышению плана, нормы выработки, сокращению рабочих мест и т.д.), а отсутствие сбалансированной материальной мотивации только  стимулирует работать медленно, создавая при этом показуху из очередей на приемке, заставленные автомобилями производственные мощности, затоваренный запасными частями склад и т.д.

 

Вот именно поэтому американский рабочий в этот период работал не на 100% своих возможностей (сейчас уже известен термин «рестрикционизм»). Виной всему были руководители, так как именно они отвечают за планирование работы и внедрение системы материальной мотивации. Для того чтобы как-то исправить  сложившуюся практику и повысить профессионализм менеджеров, г-н Тейлор вводит вместо одного мастера (управляющего производством) целый «штаб управления производством» из восьми человек, каждый из которых имеет свой функционал и отвечает за одну-две функции. В их задачу входит разложить трудовые операции на составные элементы, прохронометрировать, выявить лишние движения на каждом рабочем месте и устранить их, тем самым получить эталонный портрет рабочего места.

 

Тейлор неоднократно позиционировал менеджеров в производстве как обслуживающий персонал  для рабочих. По его мнению, они должны приходить  в цех минимум на 30 минут раньше  и подготавливать рабочие места (сырье, инструменты, техническую документацию), корректировать рабочие задания на день.

 

Противостоять  рестрикционизму рабочих Тейлор предложил через  дифференцированную систему  оплаты труда. В ее основу был заложен эталон трудовой операции, за который предполагается 100% заработной платы. За перевыполнение рабочий может рассчитывать на бонус (30–100% к заработной плате, если выработка увеличивалась на 100%), а  недовыполнение каралось штрафом. Эти договоренности о нормах выработки закреплялись в персональном контракте между администрацией и работником: администрация гарантирует, что не будет снижать  существующие расценки, а работник ставит подпись, что не будет заниматься саботажем.  

 

Плюсом к этому было предложена программа «достигающего рабочего», которая  основывалась на следующих принципах:

 

1) рабочему возможно поручение наивысшего по сложности задания, которое доступно его умениям и физическому сложению;

2) поощрение его к тому, чтобы он давал максимум работы, доступной «первоклассному представителю его разряда»;

3) каждому рабочему, который трудится в наивысшем темпе первоклассного работника, следует выплачивать в зависимости от характера работы, прибавляя 30–100% по сравнению с середняком его класса.

 

При этом программа «достигающего рабочего» в дальнейшем дополняется у Тейлора программой «достигающего руководителя», которая включает в себя подготовку, личные качества, методы и стиль работы руководителя.

 

Основные правила успешного руководства требуют от руководителя того, чтобы он знал:

 

• «образ мысли рабочих, способ рассержения, их манеру выражаться и даже предрассудки»;

• «манеру относиться к предлагаемым задачам».

 

Имея «фотографию» рабочего места, можно предположить «фотографию» потенциального кандидата на это рабочее место: какая требуется квалификация, выносливость, скорость работы, перемещения и  т.д. Собственно, на основании этих списков Тейлор предложил подходить к каждому из очереди безработных, прикладывать «фотографию» и смотреть, кто из них лучше подпадает под описание этих характеристик. Далее случилось так, что эти принятые работники по умолчанию становятся дороже тех, кто еще в очереди у отдела кадров: в них вложены инвестиции, а значит, это уже ценный для компании ресурс. Так вот, с этим ценным  ресурсом надо обходиться  и в дальнейшем бережно и экономно. Поставить работника на рабочее место, вооружить его инструментом и оборудованием  –  это только часть задачи для руководителя. Важно научить его ежечасно правильно  использовать эти орудия  труда. Любого пришедшего человека необходимо вооружить самыми эффективными  приемами труда,  для чего аналитик с инженером проводят анализ трудовых приемов, вносят изменения в конструкцию орудий труда – от молотка  до станка, то есть инвестируют в модернизацию. И на данном моменте круг замыкается.

 

Предложенная  Тейлором система рациональной организации труда, по его  расчетам, позволяла вдвое, а в отдельных случаях и втрое повысить производительность. В механике этой системы  все отдельные детали и узлы настолько точно подобраны, что их взаимодействие, по мысли создателя, исключает любое беззаконие и произвол как со стороны работодателей, так и со стороны работников.

 

Составляющие этой системы были взяты за основу во многих дальнейших разработках по части научной организации  труда. В качестве примера можно указать на то, что инструкционные карточки, которые Тейлор каждое утро вручал каждому  работнику, стали прототипом карточек канбан в производственной системе «Тойоты».

 

Сам Тейлор подходил к процессу оптимизации следующим образом: выстраивал работу по улучшению оборудования и инструмента; оптимизировал систему управления и организация всего предприятия; решал проблемы совершенствования рабочей силы (повышение квалификации, улучшение методов и приемов работы, внедрение новых систем стимулирования и мотивации труда).

 

В свою очередь, этот подход в 70% случаях оказывал влияние на производственный процесс, а в 30% – на поведение работников.

 

 

Социальная инженерия  Гастева

 

В отличие от Тейлора, который из трех составляющих производства, а именно людей, организации и техники, ставку делал на две последних, Гастев  был убежден, что главным  фактором производственных сил является только человеческий фактор. Устраняя все посторонние операции,  Гастев  пропагандирует здоровый образ жизни, мечтает о  великих задачах культурного возрождения страны, призывает к мобилизации воли с единственной целью – сделать Россию процветающей.

 

Важно было то,  что нововведения, по мнению Гастева, не должны навязываться со стороны, а должны стать результатом  внутреннего  становления и развития собственно производства. В итоге стержень всей системы Гастева  формируется на двух принципах: «если это внедрение, то только в результате внутренней эволюции самого производства» и «постоянное совершенствование уже внедренной системы». Как  это все происходило на практике?

 

Штат специально обученных инструкторов  проводят анализ  трудового процесса (сегодня можно встретить такое название, как «технический, или производственный,  аудит»,  в основе которого хронометраж процессов) и разрабатывают проект внедрения новых форм организации труда на предприятии, занимаются настройкой процессов новой системы. Собственно, и Тейлор ранее прошел этот путь, но Гастев  был уверен, что внедрение прогрессивных  методов труда невозможно без  обязательного обучения рабочих новым приемам. Его целью было не вручить рабочему «готовый стандарт», а нацелить сотрудника (психологически) на постоянное совершенствование организации рабочего места и своих приемов труда. На этом и строится основной подход к обучению профессии: поэтапный переход от простого к сложному, от постижения секретов трудового приема к обучению законов трудовой операции. Мало разложить на составные части процесс или операцию, потом произвести селекцию на правильные и неправильные, далее создать  эталонную модель трудовой операции. Надо еще донести  до каждого рабочего законы технологии выполнения его же работы, чтобы он, изучив их, досконально овладел и научился творчески подходить к решению своих трудовых задач.

 

К большому сожалению, отечественная наука управления начала свой путь возрождения только в 1960-х годах, поскольку в 1939 году Гастева  обвинили в антисоветской деятельности  и  расстреляли. Все пришлось изобретать заново.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Автосервис переходного периода

Новые тренды развития российского рынка послепродажного обслуживания автомобилей в...

11 окт 2022 в 06:36

Подробнее >
Photo

Автосервис-2021: энциклопедия рынка текущего этапа

Ежегодная конференция "Автосервис"

24 сен 2021 в 13:03

Подробнее >
Photo

Кто нам даст Право на Ремонт

Я участник «Сети диагностов», которая объединяет специалистов по...

1 дек 2020 в 14:14

Подробнее >