+79139857900

Сетевой акцент автосервисного рынка

8 октября 2015 в 12:43

Эксперт статьи:
Данил Соловьев,
руководитель сети станций послегарантийного
обслуживания F!T Service.

Текст: Роман Александров


Сегодня рынок автосервиса в России – самостоятельно и динамично развивающаяся отрасль, в которой насчитывается более 46 тысяч сервисных предприятий различного масштаба, разных видов собственности, а также профиля оказываемых услуг. Согласно исследованию аналитического агентства «Автостат», объем предоставляемых  автосервисных услуг по итогам 2014 года составил громадную сумму – около 568 млрд рублей. Рынок автозапчастей, по оценкам аналитиков, составил 930 млрд рублей. Таким образом, суммарно емкость рынка на сегодня превысила 1,5 трлн рублей. В эту сумму вошли прохождение регулярного технического обслуживания, стоимость всех видов ремонтных работ, шиномонтажные работы и прочие сервисные операции. Однако, несмотря на такие масштабы и широкую географию развития автосервисный рынок нельзя назвать сложившимся. Потенциал для развития весьма высок. Такая ситуация способствует как экстенсивному росту предприятий, уже работающих на рынке, так и созданию новых предприятий автосервиса.
Уровень автомобилизации в России пока еще сравнительно низок – он составляет 284 автомобиля на 1000 жителей, а это более чем в два раза ниже, чем в развитых странах. Однако отечественный автомобильный парк динамично растет, даже несмотря на экономические трудности последних лет. При этом по среднему показателю обращений автолюбителей в сервисные станции Россия тоже отстает от развитых рынков примерно в два раза.

Шиномонтаж фото


Соответственно, отечественный автомобильный рынок объективно создает высокий потенциал для послепродажного и сервисно-ремонтного обслуживания автомобилей. По мнению специалистов, при спаде продаж в 2015 году и в последующие годы рынок автосервиса в денежном выражении будет увеличиваться.
Сегодня сегмент автомобилей возрастом от 5 до 9 лет является в автопарке самым многочисленным. Отечественный автопарк лидирует также по показателю километража годового пробега, который составляет около 16 тыс. км. Конструкция современного автомобиля усложняется, а это, в свою очередь, требует грамотного и квалифицированного подхода к его ремонту, который становится все более и более сложным. Саморемонт как массовое явление уже в прошлом. Впрочем, существующее количество автосервисов не в полной мере удовлетворяет потребности автолюбителей.
Данил Соловьев, руководитель сети F!TService отмечает: «Во-первых, число предприятий автосервиса будет расти, несмотря ни на что. Парк автомобилей молодеет. Когда мы начинали работу на этом рынке, средний возраст автомобиля составлял 12 лет, сегодня - 8 лет. Соответственно, повышаются требования к обслуживанию автомобилей. Это база для роста числа предприятий, оказывающих сервисные услуги. Мы также оперируем относительными показателями наличия автосервисов на 1000 автомобилей, - продолжает Данил Соловьев. – На развитых рынках насыщенность предприятий автосервиса в два раза выше, чем в РФ. Спрос на сервисные услуги колоссальный».

Структурные изменения

Сегодня рынок автосервисных услуг достаточно четко структурирован. По данным исследования, проведенного агентством «Автостат», на сервисы официальных дилеров приходится 9% (более 4 тыс. предприятий), около трети (или 15,5 тыс. предприятий) – независимые СТО, остальные 58% - это узкоспециализированные сервисные предприятия, включая шиномонтажные мастерские, автомойки, станции кузовного ремонта, специализированные мастерские по ремонту двигателей, ходовой части, электроники, тюнинг-ателье и др. Впрочем, наибольшую долю в структуре предоставления услуг по техническому обслуживанию автомобилей (в денежном выражении) занимают независимые автосервисы (как одиночные, так и сетевые). Такая структура характерна для развивающегося рынка, находящегося в процессе становления и динамики.
На рынках, прошедших существенный временной отрезок и несколько этапов развития, структура (долей) участников сильно отличается. В странах Европы модель автосервисного обслуживания держится на «трех столпах»: дилерский сервис, независимые сетевые станции и низкомаржинальные предприятия - впрочем, число последних совсем невелико.  На долю дилерского сервиса приходится наибольшая часть сервисных услуг – от 40 до 60% от общего объема. Что касается независимых сервисов, то, по последним подсчетам, в Евросоюзе работают порядка 350 тыс. малых и средних предприятий по ремонту и обслуживанию автомобилей (как сетевых, так и одиночных).
Данил Соловьев приводит пример развитых рынков: «Подавляющая часть рынка поделена между дилерами и предприятиями независимых сетей. Сегмент узкоспециализированного сервиса при этом занимает не более 20%, также есть мастерские, которые работают на низкомаржинальных клиентах. Со временем и Россия придет к аналогичной структуре. Конечно, у нас будет ряд особенностей».
Можно отметить, что на величину того или иного сегмента будут активно влиять различные социально-экономические факторы – как макроэкономического положения в стране, так и конкретно взятых регионов.
«С точки зрения укрупнения бизнеса  произошли кардинальные изменения. Наш рынок проходит тот же путь, что и розничная торговля продуктами питания, когда на смену небольшим магазинам у дома пришли супермаркеты, банковская сфера, связь и т.д. Хотя ниша мелкого гаражного сервиса останется, - говорит Данил Соловьев. – Появляются крупные игроки, которые предоставляют сервис высокого качества. В нашем понимании станция послегарантийного обслуживания автомобилей должна предоставлять весь комплекс услуг по ремонту автомобиля. Рынок насыщен узкоспециализированными сервисами – получается, что ремонтировать автомобили приходится в разных местах». 
Еще десять лет назад началось формирование сетей предприятий по предоставлению специализированных услуг. Так появились сети шиномонтажных мастерских, таких как «Резиновая подкова», «Шинтоп» и другие. Появление на рынке универсальных автосервисов, предоставляющих широкий комплекс услуг, стало лишь вопросом времени.
Всех участников данного сегмента рынка руководитель F!TService разделил на три большие группы: локальные, региональные и федеральные сети. Сегодня в стадии формирования находятся сети четырех крупных компаний федерального уровня. 
 «Этот формат развивается по франшизе. Каждая станция технического обслуживания имеет собственный номер телефона, но общие цены, общий сайт, общий документооборот, и клиент об этом даже не догадывается, - говорит Данил Соловьев. – Сетевой сервис имеет больше возможностей. Наш бизнес будет стабильным, если потребитель будет получать одинаковый уровень обслуживания во всех точках сети. Поэтому партнер должен быть готов к выполнению и соблюдению наших стандартов».   
Данил Соловьев спрогнозировал, что в ближайшей перспективе на отечественном рынке будут доминировать несколько крупных федеральных сетей, которые возьмут основную долю, а остальная часть постгарантийного и послепродажного обслуживания автомобилей будет распределена между предприятиями региональных и локальных сетей и «гаражным» сервисом. 


Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Автосервис переходного периода

Новые тренды развития российского рынка послепродажного обслуживания автомобилей в...

11 окт 2022 в 06:36

Подробнее >
Photo

Автосервис-2021: энциклопедия рынка текущего этапа

Ежегодная конференция "Автосервис"

24 сен 2021 в 13:03

Подробнее >
Photo

Кто нам даст Право на Ремонт

Я участник «Сети диагностов», которая объединяет специалистов по...

1 дек 2020 в 14:14

Подробнее >