+79139857900

Настроены на дальнейший рост

2 апреля 2012 в 10:29

Рынок систем мониторинга быстро развивается. Ему свойственен ряд «болезней роста», как и любому другому рынку. Какие проблемы сейчас стоят перед производителями и установщиками систем мониторинга, какие особенности характерны для сибирского рынка, как найти надежную компанию-партнера, выяснял наш корреспондент.

О преимуществах внедрения систем мониторинга транспорта для предприятий и компаний разных отраслей уже написано много. Тем не менее, к актуальным вопросам развития рынка, систем мониторинга, проблем, возникающим у компаний, которые их эксплуатируют и надеются на серьезное улучшение показателей своей работы, придется возвращаться не один раз.

Бурное развитие рынка систем мониторинга и навигации стало свершившимся фактом. В основе его лежат объективные показатели. После установки таких систем появляется возможность существенно снижать производственные издержки при эксплуатации парка грузовой и спецтехники. Этот эффект складывается за счет ликвидации «левых» рейсов, «сливов» топлива, сокращения пробега, увеличения оборачиваемости транспорта, уменьшения простоев транспорта и спецтехники и др. Для ряда компаний-грузоперевозчиков важны системы контроля температурного режима во время перевозки.

Наиболее быстро окупаются системы контроля топлива. Срок может варьироваться от месяца до нескольких месяцев.

Аналогичные цели преследуются компаниями, устанавливающими системы мониторинга на специальную технику. Строительные компании, имеющие большой парк, небольшие компании сразу же получают реальный эффект от установки систем. Такие системы устанавливаются на самые разные виды спецтехники - экскаваторы, дорожные катки, погрузчики, краны, автобетономиксеры, бетононасосы, бензовозы-заправщики, автогрейдеры и т.д. Вся эта спецтехника довольно «прожорлива», поэтому возникает объективная необходимость строго контроля и исключения нецелевого ее использования. 

Поскольку в последнее время участились случаи хищения техники, востребованными на рынке оказываются комплексные системы охраны и учета.

Сейчас наметилась тенденция, когда наиболее «продвинутые» предприятия в Сибири отдают предпочтение качественной аппаратуре и многофункциональному программному обеспечению, которые позволяют решать целый ряд задач, стоящих перед ними. «Транспортные компании на данный момент чаще всего нуждаются в таких функциях систем мониторинга, как определение текущего местоположения транспортного средства в режиме реального времени, отображение пройденных маршрутов, стоянок и отклонений от запланированного графика, контроль зажигания, соблюдение скоростного режима, а также контроль заправок, сливов и расхода топлива, - говорит Владимир Сороговец, директор новосибирской компании «Автоскан». - Несколько иные функции востребованы предприятиями, эксплуатирующими спецтехнику. Им интересен маршрут передвижения техники и выход за пределы контрольных зон, контроль работы механизмов (крановой установки, ковша, кузова и т.д.), а также контроль расхода топлива».

Однако автотранспортными и строительно-дорожными компаниями не исчерпывается потенциал потребителей систем спутникового мониторинга. Реализуются проекты по оснащению такими системами средств лесопожарной техники, подразделений инкассации банков, спецслужб аэропортовых комплексов, аграрных холдингов, субъектов хозяйствования ЖКХ, речного и железнодорожного транспорта, охранных предприятий. Потенциал развития рынка систем спутникового мониторинга огромный. Особое место на нем занимает отрасль пассажирских перевозок.

Еще больше функций

Поскольку рынок систем мониторинга находится в начале своего пути, отмечают существование такой тенденции - заказчики систем заинтересованы во внедрении в своем парке специализированных решений, «заточенных» под свои особенности эксплуатации техники. При этом они нацелены на выполнение таких простых задач как снижение издержек и стоимости эксплуатации, а также контроль местонахождения техники. У многих клиентов пользуются популярностью решения с использованием оборудования с минимальным функционалом. Таким клиентам достаточно иметь представление, где в настоящее время находится их техника, чтобы принять управленческое решение. Поэтому наиболее востребованной на рынке является линейка оборудования с упрощенным функционалом – передача координат и два-три датчика. Востребована у клиентов и аппаратура видеонаблюдения. Камеры позволяют вести наблюдение за спецтехникой в режиме on-line, контролировать процесс ремонтных работ, передвижение.

Напротив, более продвинутые заказчики более требовательно относятся к функционалу оборудования. Для таких заказчиков компании разрабатывают решения, учитывающие индивидуальные запросы конкретного предприятия.

Однако часто на пути использования современных систем мониторинга встают препятствия. Для грамотного и эффективного использования современного оборудования необходим подготовленный персонал. Одной из проблем внедрения систем мониторинга является умение анализировать информацию. Часто персонал предприятия не способен адекватно воспринимать и анализировать полученную информацию, поэтому компании берут на себя функцию подготовки пользователей систем.

«Некоторые предприятия действительно сталкиваются с такой проблемой, и зачастую именно неумение анализировать информацию является причиной отказа от систем мониторинга транспорта, - отмечает Владимир Сороговец. – Например, наша компания является первопроходцем в решении этой задачи. У нас действует система внедрения, которая включает в себя комплекс мер по обучению клиентов всем особенностям и тонкостям программного обеспечения. Дополнительно реализуется система диспетчеризации, которая позволит нашим клиентам доверить анализ работы их автопарка опытным диспетчерам нашей компании. Все эти меры должны в полной мере обеспечить качественную обработку всей информации, предоставляемой системой мониторинга транспорта».

Проблемы растущего рынка

Российский рынок в прошлом году и в наступившем году демонстрирует бурный рост. По данным аналитиков, в стране порядка 300 тысяч транспортных средств оснащены различного рода спутниковыми системами, что в три раза превышает показатели 2010 года. Такой взрывной рост закономерен, поскольку решения на их основе позволяют выполнять ряд экономических задач субъектам бизнеса.

Российская практика применения мониторинговых технологий показывает снижение потребление топлива и ГСМ на 10-15% (в ряде случаев на 30-35%). На предприятиях разных отраслей отмечается снижение потерь от хищения грузов, увеличение объемов выполненных работ при оптимизации маршрутов, увеличение сроков эксплуатации спецтехники. Проявляется и косвенный эффект – уменьшение затрат на выплату штрафов. Срок окупаемости инвестиций в оборудование для компаний-пользователей составляет от нескольких месяцев до года.

Развитие рынка сопровождается ростом числа компаний-разработчиков, производителей и потребителей технологий и решений. В связи с активным ростом рынка, усилением конкуренции на рынке спутникового оборудования проявляются две тенденции – появление новых игроков и снижение цен. Также стоит отметить, что это «болезни роста», которые характерны для всех бурно развивающихся рынков. При этом уже сформирован пул лидеров рынка.

«Ряд лидеров рынка мониторинга транспорта сформирован, и наша компания входит в их число. Отличает их, конечно же, существенно большая доля на рынке, в отличие от других более мелких игроков, работа с крупнейшими предприятиями региона, развитая дилерская сеть», - замечает Владимир Сороговец из компании «Автоскан». Потребители все же стараются сделать выбор в пользу крупных компаний, тех, кто чувствует себя на рынке уверенно, кто имеет наработанный опыт и предлагают не только установку, но и сопровождение оборудования. Однако не все поставщики на этом рынке обладают достаточными возможностями и опытом для того, чтобы обеспечить клиентам необходимый уровень сервиса, долгосрочную поддержку своих продуктов и их развитие.

«Потребитель может отличить профессионалов по нескольким признакам – наличие офиса, высокий уровень подготовки сотрудников компании (знание всех технических характеристик товара, понимание потребностей клиента), наличие собственного установочного центра, качественной службы и многочисленной технической поддержки, способной оказывать оперативную помощь, гарантийное и постгарантийное обслуживание, а самое главное — клиентоориентированность компании, т.е. забота о клиенте с момента покупки и в течение всей дальнейшей работы с ним, - говорит Владимир Сороговец. - Мелкие игроки выделяются более низкой ценой, по сравнению со средней на рынке, поскольку не имеют технической поддержки, установочных центров, а зачастую даже офиса и, как следствие, не собираются оказывать постпродажное обслуживание своих клиентов. Самое главное для компаний-однодневок — продать и забыть, в отличие от надежных участников рынка».

Одной из основных проблем для растущего рынка является появление фирм-однодневок, которые устанавливают дешевое оборудование и впоследствии не оказывают сервисного обслуживания. Негативный опыт работы ряда подобных организаций приводит, соответственно, к негативному отношению к рынку систем мониторинга в целом. Другой фактор, тормозящий развитие рынка, – психологический. Очень медленно происходит осознание необходимости установки систем контроля топлива некоторыми руководителями из числа топ-менеджмента компаний разного профиля деятельности. Еще далеко не все осознали эффективность, которую приносит мониторинг транспорта.

Осознанный выбор

Для успешной работы системы мониторинга на каждом конкретном предприятии важно определить приоритетность и необходимый функционал оборудования. Крупные игроки на рынке, как правило, оказывают консультации и выясняют потребности клиента, а затем определяют состав оборудования и ПО. Поставку, установку, наладку оборудования осуществляет компания-исполнитель. Со стороны заказчика требуется правильная эксплуатация системы мониторинга, под которой подразумевается ряд слагаемых, среди которых соблюдение требований к условиям окружающей среды, плановая диагностика, создание резервных копий, аудит журналов и др.

Необходимо учесть и такой аспект, как гибкость системы. Поскольку со временем при успешной эксплуатации возникает потребность в увеличении производительности, обновлении программных и аппаратных модулей и др, то в определенных случаях возникает потребность в интеграции с другими информационными системами. На этапе выбора нужно озадачиться и вопросом, как быстро и достаточно просто можно осуществить интеграцию, требует ли она доработки системы или осуществляется несложными манипуляциями инструментами интерфейса комплекса. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

С европейского на китайский

Почему российский рынок седельных тягачей обречен на вытеснение европейских...

2 мар 2023 в 09:54

Подробнее >
Photo

Китайская революция на рынке грузовиков

Почему китайские производители грузовиков нарастили долю на российском рынке

1 мар 2023 в 16:21

Подробнее >
Photo

Автобусы национального масштаба

Почему рынок автобусов остается стабильным в РФ даже в кризисные годы 

1 мар 2023 в 15:50

Подробнее >