+79139857900

Нераскрытый грузовой потенциал

6 августа 2017 в 22:24

Аналитическое агентство «Автостат» обнародовало данные по емкости различных сегментов отечественного автомобильного рынка. Оказалось, что первое место по емкости занимает вторичный рынок легковых автомобилей (2,2 трлн руб.), далее идут рынка новых легковых автомобилей (1,8 трлн руб.) и рынок запчастей для легковых автомобилей (1,2 трлн руб). Парк грузовиков страны существенно меньше парка легковушек (3,7 млн против 41 млн), но запчасти для грузовой техники существенно дороже, поэтому этот сегмент также относится к числу наиболее емких: он специалистами агентства оценивается в 415 млрд руб. Сумма гигантская, и это высокий потенциал для развития бизнеса.

 

Рынок грузовиов 

Продаж новой грузовой техники и легкого коммерческого транспорта в 2017 году характеризуются высокой положительной динамикой. По результатам пяти месяцев текущего года рынок грузовиков вырос на 40%! При этом наибольшие показатели роста были зафиксированы у «большой европейской семерки». Причем у половины зарубежных марок зафиксирован трехзначный показатель в процентах к аналогичному периоду прошлого года (марки Volvo, Scania, Mercedes-Benz, DAF, MAN). Можно сказать, что рынок отыгрывает долговременный спад, который наблюдался в течение нескольких последних лет (см. диаграмму №1). В сегменте легкого коммерческого транспорта (LCV) также фиксируется положительная динамика, в том числе и для зарубежных марок автомобилей (Ford, Mercedes-Benz, Citroen, Peugeot). Также наблюдается рост и у лидеров отечественного сегмента, прежде всего, Группы ГАЗ, продажи фургонов которой выросли в 2,5 раза, а бортовых — на 15%. Сегодня доля иномарок в российском парке грузовиков составляет 30%, и по всей видимости, в перспективе она будет только увеличиваться. А доля иномарок в отечественном парке LCV более 37%.

Также, по данным статистики, наблюдается положительная динамика грузооборота автомобильным транспортом, правда, цифры не двузначные. То есть, транспортная работа грузовиков и автомобилей LCV растет медленнее, чем восстановление продаж автотехники. В принципе, именно этот факт стал драйвером рынка новых грузовиков и легкого коммерческого транспорта.

Что означает данная положительная динамика? Временный просвет или долгосрочный тренд? Пока есть надежда, что рост не остановится в конце года.

Один из факторов воздействия на рынок автосервиса и автозапчастей — структура автопарка. Средний возраст парка как по грузовой технике, так LCV достаточно высокий. На него влияет не только многочисленность парка отечественных моделей, выпущенных в 90-ые годы прошлого века, но также огромное количество б/у зарубежной техники, которая была ввезена в страну и продолжает активно эксплуатироваться. Так что рынок обязан расти.

Каким будет воздействие на вторичный рынок компонентов и автосервиса? Динамичный рост рынка новых автомобилей вряд ли скажется на рынке автокомпонентов и автосервиса. Но через несколько лет у данного парка будет завершен гарантийный срок, и ему потребуются запасные части и услуги ремонта. В прошедшие несколько лет, когда наблюдался сильнейший спад на рынке новых грузовиков и LCV, кризис «подкосил» и сегмент подержанной техники, где существенно снизились объемы продаж.

Автозапчасти грузовиков 

В денежном выражении отечественный рынок автозапчастей для грузовой и коммерческой техники составляет порядка $7 млрд (или 415 млрд руб.). Но если оценить рынок в натуральном выражении, то это порядка 230 млн единиц автокомпонентов (узлов, деталей, агрегатов и т.п.). Спад был характерен для 2015 года, но сегодня в натуральных единицах рынок автозапчастей стабилен. При этом отмечается текущий рост цен, поскольку на запчасти отечественного производства давит инфляционный фактор, а на запчасти зарубежных марок – валютная составляющая, даже несмотря на стабилизацию курса рубля.

Структура рынка автокомпонентов для грузовых автомобилей не претерпела серьезных изменений. Часть рынка занимают неоригинальные запчасти различного происхождения и качества, как правило, позиционируемые в низкой, несколько реже в средней ценовой категории. Спрос на эту продукцию имеется, поскольку ведущий фактор при выборе – цена. Другой сегмент – оригинальные и брендовые альтернативные компоненты. На них спрос стабилен, особенно при выборе сложных агрегатов. На этом рынке не обходится и без контрафакта.

Клиентская база рынка автозапчастей делится на несколько групп. Одна из них — те, кто более тщательно относятся к расходам и делают ставку на проверенные и качественные запчасти. Они полагаются на брендовые автокомпоненты из-за их высокого ресурса, который многократно окупается при длительной работе грузовой техники в сложных условиях междугородних перевозок и т.п.

Другая часть клиентов находится в поиске оптимального соотношения цена/качество, либо в кризис уходит в более дешевый сегмент. Мотивация таких предприятий грузоперевозчиков состоит в отсутствии стратегического планирования и стремлении к экономии для компенсации роста расходов.

Если рассматривать рынок автокомпонентов с точки зрения товарной структуры, то к наиболее востребованным в денежном выражении относятся такие товарные позиции как шины и топливные системы.  

 

Вита Гребнева региональный продукт-специалист компании Bosch

Вита Гребнева,
региональный продукт-специалист
компании Bosch:

 — Грузовое направление ­ один из приоритетов развития автомобильного сектора бизнеса компании Bosch. Последние 5 лет мы сфокусированы на расширении ассортимента как для легкого коммерческого транспорта, так и для тяжелых грузовых автомобилей. Доля автокомпонентов для грузового транспорта в нашей структуре более 25%. Для легкого коммерческого транспорта сложно сделать подобную оценку, т.к. много пересечений в применимости с легковыми автомобилями.

Заметное снижение рынка наблюдалось в 2015 году. Повышение курса валют привело к существенному повышению цен в национальной валюте. В условиях сложившейся экономической ситуации многие транспортные компании и владельцы коммерческой техники старались экономить на автокомпонентах. Но по результатам 2016 года мы отмечаем восстановление рынка до докризисного уровня.

Для грузового сектора мы значительно расширили ассортимент по всем расходникам (фильтры, щетки, ремни, лампочки). Одна из последних новинокАКБ с технологией EFB (Enhanced Flooded Battery, улучшенная батарея с жидким электролитом) для коммерческой техники, соответсвующая высоким требованиям производительности. Также в ассортимент Bosch недавно добавились системы рулевого управления. Стартерно­генераторная группа пополнилась компонентами с применимостью агрегатов Melco.

Ключевым сегментом в предложении для грузовиков продолжают оставаться дизельные системы. Bosch имеет колоссальный опыт в области дизельных систем ­ от разработок до производства и поставок как на конвейер, так и на вторичный рынок. Зачастую, дизельные компоненты от Bosch являются для клиента единственной достойной альтернативой оригинальным запчастям. Особенно это касается современных дизельных систем, где требования к качеству комплектующих чрезвычайно высоки.

Рост продаж новой техники должен оказать положительное влияние на развитие рынка aftermarket через несколько лет, когда закончится гарантийный период и потребуются запчасти для обслуживания и ремонта. А пополнение рынка б/у техникой вносит свой вклад в текущий спрос.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Новые грузовые реалии

Несмотря на то, что грузовой сегмент отечественного авторынка первым начал выходить...

26 июн 2017 в 21:06

Подробнее >
Photo

От кризиса до кризиса

  Политика...

28 май 2015 в 15:27

Подробнее >
Photo

Народные грузовики

Несмотря на трудности, рынок грузовиков в...

5 мар 2015 в 09:28

Подробнее >