+79139857900

Новые стальные богатыри

9 февраля 2011 в 10:47
Для перевозки тяжелых и неделимых грузов большого объема необходим особый тип прицепного подвижного состава. Отечественные заводы предлагают широкий выбор такой спецтехники. Постоянное совершенствование конструкции, освоение выпуска новых образцов позволяет им достойно быть представленными на внутреннем рынке, практически не оставляя места зарубежным аналогам. Данный материал — о новинках ведущих отечественных производителей.

эксперты статьи:
Алексей Шалгин, директор ООО «Компании «Спецприцеп»»
Алена Кожева, руководитель отдела по связям с общественностью ОАО «Уралавтоприцеп» 
Екатерина Аксеновских, руководитель отдела маркетинга компании ООО ПКФ «Политранс»

Дела рыночные

 Поскольку отрасль постоянно обновляет модельную линейку, использует инновационные решения и следует мировым тенденциям, постольку в этом сегменте спецтехники сложилось уникальное соотношение между зарубежной и отечественной продукцией - более 90% продаж приходится на отечественную технику.  Среди крупнейших производителей прицепной тяжеловозной техники — ОАО «Уралавтоприцеп» - Челябинский машиностроительный завод прицепной техники (ЧМЗАП), ООО «Компания «Спецприцеп» (г.Москва), ООО ПКФ «Политранс» (г. Челябинск), ОАО «Тверьстроймаш», челябинское предприятие «АвтоСпецТехника», калининградская компания «Балтспецмаш», ООО МЗ «Тонар» (Московская область) и ряд других. Специфика прицепной тяжеловозной отрасли такова, что большое количество моделей выпускается по специальным заказам. Поэтому помимо серийной продукции здесь высока доля выпуска уникальных разработок.  

В производственной гамме предприятий-производителей насчитывается несколько моделей базовых серийных образцов (иногда более десятка), а также специально разработанных по требованиям и пожеланиям заказчиков. Практически на каждом предприятии работает собственное конструкторское бюро, где могут разработать прицепную технику по индивидуальному заказу. К примеру, на ОАО «Уралавтоприцеп» (ЧМЗАП) только за прошедший год было разработано более ста пятидесяти моделей прицепной техники по спецзаказам. А в компании «Политранс» на сегодняшний день выпущено более 350 моделей тяжеловозной техники под маркой ТСП.

[«В нашей компании каждый второй прицеп изготавливается по индивидуальному заказу, - говорит Шалгин Алексей, директор ООО «Компания «Спецприцеп». – Сегодня, например,  клиенту интересен прицеп, который можно максимально использовать для разных целей со своим парком тягачей. Заказчик приобретает технику не для одной единицы, а для всего парка техники, которая у него имеется, т.е. востребован «универсальный» полуприцеп (с уширителями, стойками, длиной рабочей площадки и т.д.) И эту задачу мы решаем».     ]

Модельный ряд прицепной техники крупных отечественных производителей отличается большим разнообразием. Он предназначен для транспортировки дорожно-строительной техники различных классов, строительных конструкций и деталей, промышленных и технологических установок, оборудования, а также обширной линейки других грузов. Заказчиками как серийных, так и уникальных и специальных прицепов являются строительные, дорожные, промышленные компании,  МЧС РФ, ФСБ, а также крупнейшие компании нефтегазового сектора, ФСК ЕЭС и многие другие. Что немаловажно, российская продукция успешно осваивает рынки стран СНГ. Предприятия-производители прицепной техники имеют свою разветвленную дилерскую и сервисную сеть.

Основными направлениями развития в области разработки новых моделей прицепов для перевозки тяжелых грузов являются: ставка  на раздвижные платформы, полуприцепы с пониженной грузовой высотой и фронтальным заездом, а также транспортные модули. При этом прослеживается интеграция с зарубежными партнерами либо использование зарубежных узлов и комплектующих. 

[«Основное направление развития тяжеловозной техники: 1. Создание более сложных конструкций полуприцепов, которые отличает трансформируемость, - отмечает Алена Кожева, руководитель отдела по связям с общественностью ОАО «Уралавтоприцеп» (ЧМЗАП). - 
2. Cовершенствование модульности создаваемых транспортных средств, базовыми элементами которых являются тележки различной ширины на рычажной гидробалансирной подвеске с одинарной или двойной ошиновкой, платформы различной конфигурации, гусачные части (как правило, гидробалансируемые и отсоединяемые). 3. Трансформируемость полуприцепов тяжеловозов, которая обеспечивается применением раздвижных платформ (как низкорамных, так и ровных). 4. Возможность трансформации платформы  из низкорамной в ровную, применение рулевых систем с принудительным подруливанием. 5. Большое внимание уделяется повышению удобства эксплуатации прицепной техники».   ]

Рынок прицепной техники динамично развивается, и чтобы занимать лидирующие позиции, нужно своевременно реагировать на все изменения. 

[ «Конструкторский отдел в нашей компании выступает в качестве кузницы идей, - отмечает Екатерина Аксеновских, руководитель отдела маркетинга  ООО ПКФ «Политранс», - их усилия сосредоточены на разработке полуприцепов с пониженными погрузочными площадками для перевозки дорожно-строительной техники, длинномерных и крупногабаритных неделимых грузов. На данный момент сконструирована, освоена и запущена серия полуприцепов под маркой ТСП. Полуприцепы с раздвижными платформами телескопического типа как одно из направлений низкорамных полуприцепов являются следующим этапом уникальных разработок наших специалистов».  ]

Отметим, что при разработке отечественных моделей полуприцепов активно используются комплектующие европейских компаний, такие как оси и подвески BPW и  GIGANT (Германия); пневмоприводы тормозной системы и антиблокировочные системы WABCO (Австрия), шкворни, седельно-сцепные устройства, поворотные круги и опорные устройства фирм  JOST, +GF+ (Германия) и другие.     

Фронтальный заезд

Некоторое время назад российские производители обратили внимание на то, что на отечественном рынке спецтехники повышенным спросом стали пользоваться полуприцепы, для которых характерна возможность отстыковки гусачной части. Это создает дополнительные возможности при погрузке и транспортировке, например, гусеничной техники. До недавнего времени российские машиностроители не могли предложить отечественному потребителю ничего подобного. Потому-то на дорогах страны появилась соответствующая новая дорогостоящая импортная техника или какое-то время бывшая в эксплуатации. На потребность рынка быстро отреагировали ряд производителей, среди которых компании «Спецприцеп» и ОАО «Уралавтоприцеп» (ЧМЗАП).

В 1993 году ОАО «Уралавтоприцеп» (ЧМЗАП) создал первый тяжеловоз с отстегивающимся гусаком ЧМЗАП 9337-010. Заезд техники на этот прицеп осуществлялся спереди после отстыковки гусачной части. Малый угол въезда позволял избежать ударных нагрузок, которые возникают при заезде по обычным трапам. В 2009 году на выставке СТТ Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов представил усовершенствованную модель с отстегивающимся гусаком ЧМЗАП 933710-020 грузоподъемностью 50 тонн. Для осуществления процесса погрузки специальный силовой механизм опускает переднюю часть грузовой платформы на дорожное полотно и разъединяет гусек с основной рамой полуприцепа. Процесс сцепки/расцепки полностью механизирован и по времени обычно занимает чуть более минуты. Необходимо добавить, что эта новая трехосная модель оснащена пневмоподвеской и предназначена для работы с гидрофицированными тягачами. 

Более одиннадцати лет назад ООО «Компания «Спецприцеп» создала полуприцепы-тяжеловозы с отстегивающимся гусаком — для быстрого заезда техники под малым углом на низкорамную платформу спереди. При фронтальном заезде техники уменьшаются динамические нагрузки на подвеску и оси полуприцепа. Время сцепки - расцепки составляет около одной минуты.

Международный и отечественный опыт по перевозкам различного рода крупногабаритной техники и грузов показал, что альтернативы полуприцепам с отстегивающимся гусаком для подобного рода перевозок нет. 

[«При этом компания не остановилась на достигнутом и, учитывая опыт организаций - перевозчиков, выпустила ряд полуприцепов с передним заездом, рама которых может раздвигаться как по длине, так и по ширине, — говорит Алексей Шалгин. - В зависимости от количества осей (три или четыре) грузоподъемность раздвижных полуприцепов может быть 42 и 55 тонн (модель 99424R-U, максимальная грузоподъемность 55 т)».   ]

Следует отметить, что, в отличие от зарубежных аналогов, раздвигаемая часть является несущей, то есть на ней можно располагать груз. При разработке таких моделей учитывалось, что длина автопоезда (полуприцеп в сдвинутом состоянии в сцепке с тягачом) должна быть в установленных законом габаритах, то есть не превышать 20 м. 
В механизме управления третьей осью применена электронно-гидравлическая система ETS (Electronic Trailer Steering) нидерландской компании VSE. Данное оборудование, в отличие от обычной гидравлической системы управления, позволяет рассчитать и задать любую траекторию поворота колес. В автоматическом режиме поворот осуществляется с помощью специального шкворневого следящего устройства, а в ручном режиме оператор с помощью дистанционного пульта может задавать угол движения осей полуприцепа.

 Использование данной системы позволяет значительно упростить маневрирование в тесных городских условиях, а также многократно снижает износ резины. 

Низкая платформа

Челябинский машиностроительный завод автоприцепов является пионером в освоении прицепов с пониженной высотой платформы (низкорамники) с 1997 года. Производство семейства полуприцепов с пониженной погрузочной высотой стало предложением ОАО «Уралавтоприцеп» в ответ на острую потребность в быстрой, надежной и эффективной доставке по автомобильным дорогам негабаритных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Впоследствии производство аналогичного семейства низкорамников освоили машиностроители других заводов в России. Отличительной особенностью прицепного состава этого семейства является пониженная (885 мм, но не более одного метра) высота грузовой платформы. 

В товарную группу тяжеловозов ЧМЗАП с пониженной высотой платформы входят полуприцепы с количеством осей от одной до шести, грузоподъемностью от 5 до 90 тонн. Шины небольшого диаметра, рессорная балансирная или пневматическая подвеска обеспечивают необходимую плавность хода. 

[«По желанию заказчика мы устанавливаем на прицепную технику ЧМЗАП узлы и агрегаты как собственного производства, так и стандартизированные западные комплектующие таких ведущих марок, как ВPW и SAF, - говорит Алена Кожева. – По заказу потребителя техника ЧМЗАП комплектуется подвеской с увеличенным ходом, которая была разработана конструкторским отделом завода специально для российских дорог. Она обеспечивает высокую проходимость прицепов и полуприцепов и отличается повышенной надежностью и выносливостью».]

Большой модельный ряд «низкорамников» освоен ООО «Компания «Спецприцеп»». 

[ «Низкорамные полуприцепы с погрузочной высотой 860-900 мм, с заездом по механическим трапам одного сложения или гидравлическим двойного сложения выпускаются компанией «Спецприцеп», - отмечает Алексей Шалгин. – Их грузоподъемность от 25 до 70 тонн». ]

[ «Большая модельная линия товарной группы полуприцепов с пониженными погрузочными площадками разработана в ООО ПКФ «Политранс», - говорит Екатерина Аксеновских. - Они предназначены для перевозок дорожно-строительной техники, длинномерных, крупногабаритных и неделимых грузов. Серия таких полуприцепов была освоена, испытана и запущена в производство под маркой ТСП: 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти и 6-тиосные, в различных модификациях, с механическими и гидравлическими трапами, на рессорных и пневматических подвесках, с применением большого количества дополнительного оборудования и т.д.» ]

Телескоп на трале

Одной из последних разработок челябинской компании «Политранс» стал раздвижной трал ТСП 94183 0000060 полной массой до 55 тонн. Трехосный образец, показанный на выставке СТТ-2009, имеет возможность увеличения длины платформы от 9450 мм до 16 455 мм с шагом 1000 мм. При этом масса перевозимого груза изменяется, соответственно, от  36 до 41 тонн. 

[«Полуприцеп-тяжеловоз телескопического типа под маркой ТСП 94184-0000060 впервые был оснащен уголковыми трапами, - рассказывает Екатерина Аксеновских. - Благодаря этому он идеально подходит для перевозки длинномерных грузов, так как увеличена полезная длина рабочей площадки. При этом размеры  полуприцепа в сдвинутом  положении погрузочной площадки отвечают требованиям по транспортным габаритам, по длине в составе автопоезда».]

Трехосный полуприцеп ТСП 94183-0000060 (спецификация 02) отличился другой новой модификацией.  Удлиненный гусак закрыли каркасом и тентом, тем самым стало возможно перевозить в нем любой груз или оборудование, не беспокоясь о его сохранности.

Также необходимо отметить  съемные стойки, которые можно использовать для транспортировки трубной продукции, и замки крепления контейнера, которые обеспечивают его надежную установку и перевозку. 

Специально для предприятий дорожно-транспортной отрасли на полуприцепы под маркой ТСП устанавливаются гидравлические трапы с уникальным механизмом подъема-опускания, который не имеет аналогов. Данная конструкция позволяет повысить  надежность и долговечность эксплуатации, точность и безопасность работы  оператора. 

[ «Нас радует,  - подчеркивает Екатерина Аксеновских, - что объем реализации данного направления тяжеловозной техники растет из года в год, и вслед за нами другие компании начинают осваивать выпуск телескопических модификаций прицепов и полуприцепов».]

Тяжеловозы с раздвижными рамами предназначены для перевозки колесно-гусеничной и дорожно-строительной техники, крупногабаритных и неделимых грузов в условиях дорог общего пользования. ОАО «Уралавтоприцеп» (ЧМЗАП) является пионером, в том числе и в производстве прицепов с телескопической раздвижной рамой. Первый раздвижной полуприцеп ЧМЗАП 99064-042В был выпущен в 2000 году. 

Модульный принцип

Чемпионами по грузоподъемности долгое время остаются прицепы модульной конструкции производства ЧМЗАП. Они способны перевозить груз до двух тысяч тонн! 

Принцип работы прицепов-модулей заключается в том, что их можно жестко соединять задними и боковыми сторонами, образовывая тем самым новое транспортное средство, грузоподъемность которого равна сумме грузоподъемностей входящих в него прицепов-модулей. Перевозить на нем можно грузы, длина которых  может в десятки раз превышать длину модулей. Для этого разработаны специальные опорно-поворотные устройства. Прицепы-модули могут буксироваться одним или несколькими тягачами. Одна из самых современных модификаций модульного прицепа была показана на прошедшей выставке «Комтранс». Этот модульный прицеп-тяжеловоз ЧМЗАП-70400 с размером грузовой площадки 3,35х7 метров предназначен для перевозки грузов массой до 117,4 тонн. Четырехосная модель снабжается гидравлической силовой установкой для регулировки хода гидробалансирной подвески и управления поворотными осями. 

[«На транспортных средствах ЧМЗАП перевозились уникальные по размерам и тяжести грузы, - говорит руководитель отдела по связям с общественностью ОАО «Уралавтоприцеп» Алена Кожева. - Например, была осуществлена перевозка научно-исследовательского судна «Гидрометеоролог» с Аральского моря на озеро Иссык-Куль, доставлялся к месту старта на космодром «Байконур» космический корабль многоразового использования «Буран».  ]

Для перевозки сверхтяжелых грузов компания «Спецприцеп» разработала прицепы и полуприцепы на гидравлической подвеске модульного типа, грузоподъемностью от 120 тонн. Оригинальной новой моделью низкорамного полуприцепа модульного типа является 99426М. Это транспортное средство представляет собой несколько составных частей-модулей, среди которых передняя тележка, позволяющая снизить нагрузку на тягач, грузовая платформа, за счет которой оптимизируется развесовка, а также задняя тележка с числом осей от двух до шести. Комбинация модулей позволяет приспособить транспортное средство под различные варианты перевозок, при этом общая длина транспортного средства может изменяться от 15 770 до 24 170 мм. Погрузочная высота платформы находится на уровне 700 мм, и при допустимой полной массе 160 тонн грузоподъемность изделия может достигать 120 тонн. Низкорамный полуприцеп оснащен осями BPW, гидробалансирной подвеской Tridec с функцией изменения высоты грузовой платформы (диапазон +/-300 мм) и системой автоматического управления поворотом колес при помощи гидравлического привода.
Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

С европейского на китайский

Почему российский рынок седельных тягачей обречен на вытеснение европейских...

2 мар 2023 в 09:54

Подробнее >
Photo

Китайская революция на рынке грузовиков

Почему китайские производители грузовиков нарастили долю на российском рынке

1 мар 2023 в 16:21

Подробнее >
Photo

Автобусы национального масштаба

Почему рынок автобусов остается стабильным в РФ даже в кризисные годы 

1 мар 2023 в 15:50

Подробнее >