+79139857900

Особенности современного шиномонтажного оборудования для колёс легковых автомобилей

15 октября 2013 в 09:39

Современные шиномонтажные станки внешне очень похожи друг на друга, но есть ряд особенностей, на которые следует обратить внимание при их выборе. Не менее интересные нюансы выделяются в процессе выбора балансировочного стенда. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

 

Шиномонтажные станки

 

Станки базового уровня имеют поворотный монтажный рычаг и жёстко зафиксированную монтажную колонну, что вполне оправдано при работе с шинами небольшого посадочного диаметра (13 – 16 дюймов). У них простая конструкция и минимум автоматики. Также они относительно компактны, что является несомненным плюсом в небольших по площади мастерских. Но есть и недостатки, не дающие им работать с шинами относительно большого посадочного диаметра. Во-первых, поворотный монтажный рычаг, на который крепится монтажная головка, подводит её к ободу колеса под углом, который зависит от диаметра обода колеса. Это создаёт неудобства при работе с колёсами большого диаметра. Кроме того, положение поворотного рычага при переходе к колёсам другого диаметра необходимо задавать вручную при помощи ограничительного винта, на что уходит много времени. Также каждый раз при снятии и установке колеса на монтажный стол необходимо ослаблять и заново фиксировать монтажную головку. Это приводит к неоправданно высоким затратам времени.

 

В станках с откидной монтажной колонной многие эти проблемы сняты. За счёт того, что откидная колонна вместе с монтажной головкой всегда находится в одной плоскости с осью вращения колеса, монтажная головка прилегает к ободу колеса всегда в оптимальной точке. При работе с комплектом из четырёх одинаковых колёс оператору не потребуется ни разблокировка и последующая блокировка, ни изменение положения монтажной головки. Достаточно просто откинуть монтажную колонну, которая может иметь как ручной, так и пневматический привод. Отсюда – лучшая эргономика рабочего места и существенная экономия времени.

 

Однако сама по себе конструкция станка не решает всех проблем при работе с шинами большого диаметра и очень низкого профиля (50 и менее). Проблема заключается в том, что для того, чтобы борт шины попал в монтажный ручей обода, необходимо приложить к первому очень большое усилие, которое тем выше, чем толще боковая стенка шины. Как правило, самые жёсткие боковые стенки у шин с самым малым профилем. В этих случаях используются специальные вспомогательные устройства, иногда называемые «третья рука». Они имеют пневматический привод и надавливают на боковую стенку шины таким образом, что борт легко заходит в монтажный ручей обода. Кроме того, это приспособление помогает оператору зацепить борт шины монтажной лопаткой, нажимая на шину вблизи монтажной головки. Без такого устройства практически нельзя работать с самонесущими шинами «run-flat», всё чаще и чаще устанавливаемыми на автомобили сразу на заводах-изготовителях.

 

Ещё одна важная опция  - это система взрывной подкачки шин. Дело в том, что некоторые шины с малым посадочным диаметром имеют относительно тонкие и мягкие боковые стенки, которые в результате неправильного хранения или других причин могут быть расположены слишком близко друг к другу. Такая шина, смонтированная на обод колеса, может недостаточно плотно прижиматься к полкам обода, внутри неё не образуется герметичная полость, и тогда накачать её с помощью обычного шланга бывает очень сложно. Система взрывной подкачки имеет ресивер большого объёма и сопла, установленные, как правило, в зажимах монтажного стола. Через них в полость шины сквозь зазор между бортом шины и ободом колеса поступает большой дополнительный объём воздуха за короткое время. В результате шина расширяется и прилегает к ободу, после чего накачивание продолжается в обычном режиме.

 

Существует и ещё одна категория станков, заметно отличающихся от описанных выше. Это – автоматические станки, имеющие, как правило, пульт управления и не требующие физического труда оператора. Характерно то, что отрыв бортов шины от обода производится прямо на монтажном столе специальными роликами. Таким образом, снижается количество перемещений колеса и экономится дополнительное время. Здесь, как правило, нет традиционной монтажной головки, а есть специальные крюки, которые снимают шину и ставят её обратно. Однако в силу относительно высокой цены такие станки не получили пока широкого распространения.

 

 

Балансировочные стенды

 

Большинство балансировочных стендов, представленных на рынке, имеет схожий функционал. Это – несколько программ балансировки, различающихся по тому, какие грузы и в каких точках обода колеса будут устанавливаться, программа оптимизации массы грузов. Также сейчас стало практически стандартным наличие у стенда электронных датчиков, способных считывать необходимые параметры колеса (диаметр колеса, расстояние от корпуса стенда до места установки груза, реже - ширина обода колеса). Если таких датчиков нет, то все параметры вводятся вручную. Это несложно, но требует дополнительных затрат времени и повышает вероятность ошибки.

 

Также следует обратить внимание на наличие электромагнитного тормоза у вала стенда. Он автоматически останавливает колесо в тот момент, когда оно находится в требуемом для установки груза положении. Оператор уже не сможет установить груз неверно, случайно сдвинув колесо.

 

Также на некоторых стендах рычаг, предназначенный для считывания расстояния от стенда до места установки груза (он же используется и для установки внутреннего груза), имеет электромагнитный тормоз. При считывании параметров колеса желаемое место установки груза будет запомнено, и при последующей установке груза рычаг зафиксируется в этом месте. Не промахнёшься.

 

Очень полезной дополнительной функцией является функция разделения груза. Если, например, стенд определил, что груз необходимо установить на видимое место между спицами легкосплавного колеса, то эта функция позволит разделить груз на две части так, чтобы они были установлены за двумя соседними спицами. При этом внешний вид колеса не портится.

 

Традиционно на валу балансировочного стенда колесо фиксируется при помощи, так называемой быстросъёмной гайки. Хотя она вполне оправдывает своё название, избавляя оператора от необходимости долгого наворачивания. Это особенно сказывается тогда, когда за смену приходится устанавливать и снимать со стенда несколько десятков, а то и сотен колёс. Значительно упростить жизнь и повысить скорость работы может автоматический зажим колеса (бывает с электрическим или пневматическим приводом). На валу стенда есть специальный крюк, который притягивает прижимной фланец после нажатия на педаль управления. Также при нажатии на педаль колесо освобождается. Операция занимает считанные секунды.

 

Однако обычными средствами не всегда удаётся отбалансировать колесо настолько, чтобы полностью устранить вибрацию в автомобиле. Традиционно колесо на стенде держится на конусе, который центрует его по центральному отверстию. Считается, что ось центрального отверстия колеса идеально точно совпадает с осью вращения колеса. Но если это не так в силу разных причин, например, дефекта изготовления колеса, балансировка на стенде не будет точной. Чтобы сымитировать реальные условия крепления колеса, используют специальные план-шайбы со шпильками, заменяющими колёсные болты. При их использовании колесо центруется по отверстиям под болты, то есть точно так же, как оно центруется и на ступице автомобиля. При этом качество балансировки заметно повышается, хотя это и требует дополнительных затрат времени на установку дополнительных приспособлений. Зачастую это позволяет отбалансировать такие колёса, которые не удалось отбалансировать с применением обычного конуса.

 

К сожалению, даже идеально отбалансированное колесо не всегда обеспечивает плавность хода автомобиля. Бывает, что автовладелец обращается в несколько автосервисов, прежде чем поймёт, что дело не в дисбалансе колеса, а в его геометрии. Например, вибрация является следствием слишком сильного биения шины. Случается, что при длительной стоянке автомобиля его шины деформируются, и вернуть им форму можно лишь особыми методиками (кстати, именно поэтому при транспортировке многих автомобилей в их шинах создают повышенное давление). Но чтобы выявить потребность в таких операциях, необходимо иметь соответствующее оборудование. Сейчас есть стенды, способные измерить биение шины или обода колеса. Например, такой возможностью обладает стенд Bosch WBE 4510. С помощью лазерного датчика он измерит биение и предложит оптимальное положение шины на колесе. Также он способен измерить конусный эффект шины, чтобы минимизировать боковой увод автомобиля.

 

Можно видеть, что разные балансировочные стенды рассчитаны на колёса разных масс, как правило, от 60 до 80 кг. Этот параметр определяется прочностью деталей балансировочного узла (вал, подшипники, датчики и т. д.) и в ряде случаев может служить основой для сравнения надёжности и долговечности стендов. Обычно у более дорогих стендов этот параметр выше.

 

 

Заключение

 

Как мы видим, выбор оборудования для замены шин и балансировки колёс очень разнообразен. Разница кроется в деталях, которые позволяют выполнять определённые виды дополнительных работ. Если базовое оборудование без труда справляется с колёсами наиболее распространённых размеров, то более «продвинутое» оборудование позволит работать с высокоскоростными шинами, шинами «run-flat» и т. д., а в случае «обычных» шин позволит заметно ускорить работу. Таки образом, выбирая то или иное оборудование, вы выбираете перечень услуг, которые оказывает ваша мастерская. Чем шире этот перечень, тем большее количество клиентов к вам приедет. Чем надёжнее оборудование, тем ниже риск его простоя и получения вследствие этого убытков. И чем с более экзотическими шинами и колёсами вы можете работать, тем выше плата за вашу услугу и тем больше денег принесёт каждый клиент в вашу кассу. Выбор за вами.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Шок прошел, пора возвращаться к рекламе

Рекламное предложение от проавтобизнес

21 фев 2022 в 13:48

Подробнее >
Photo

Преимущества стандартизации линейки кислородных датчиков NTK

Спустя 24 года после выпуска первого датчика под брендом NTK, объявлено о...

8 авг 2021 в 10:04

Подробнее >
Photo

Дизельные центры Delphi для вторичного рынка

Компания Delphi Technologies -  одна из немногих, кто...

11 мар 2021 в 15:24

Подробнее >