Авторизация

Сетевой акцент автосервисного рынка

8 октября 2015 в 20:26 admin

Эксперт статьи:
Данил Соловьев,
руководитель сети станций послегарантийного
обслуживания F!T Service.

Текст: Роман Александров


Сегодня рынок автосервиса в России – самостоятельно и динамично развивающаяся отрасль, в которой насчитывается более 46 тысяч сервисных предприятий различного масштаба, разных видов собственности, а также профиля оказываемых услуг. Согласно исследованию аналитического агентства «Автостат», объем предоставляемых  автосервисных услуг по итогам 2014 года составил громадную сумму – около 568 млрд рублей. Рынок автозапчастей, по оценкам аналитиков, составил 930 млрд рублей. Таким образом, суммарно емкость рынка на сегодня превысила 1,5 трлн рублей. В эту сумму вошли прохождение регулярного технического обслуживания, стоимость всех видов ремонтных работ, шиномонтажные работы и прочие сервисные операции. Однако, несмотря на такие масштабы и широкую географию развития автосервисный рынок нельзя назвать сложившимся. Потенциал для развития весьма высок. Такая ситуация способствует как экстенсивному росту предприятий, уже работающих на рынке, так и созданию новых предприятий автосервиса.
Уровень автомобилизации в России пока еще сравнительно низок – он составляет 284 автомобиля на 1000 жителей, а это более чем в два раза ниже, чем в развитых странах. Однако отечественный автомобильный парк динамично растет, даже несмотря на экономические трудности последних лет. При этом по среднему показателю обращений автолюбителей в сервисные станции Россия тоже отстает от развитых рынков примерно в два раза.


Соответственно, отечественный автомобильный рынок объективно создает высокий потенциал для послепродажного и сервисно-ремонтного обслуживания автомобилей. По мнению специалистов, при спаде продаж в 2015 году и в последующие годы рынок автосервиса в денежном выражении будет увеличиваться.
Сегодня сегмент автомобилей возрастом от 5 до 9 лет является в автопарке самым многочисленным. Отечественный автопарк лидирует также по показателю километража годового пробега, который составляет около 16 тыс. км. Конструкция современного автомобиля усложняется, а это, в свою очередь, требует грамотного и квалифицированного подхода к его ремонту, который становится все более и более сложным. Саморемонт как массовое явление уже в прошлом. Впрочем, существующее количество автосервисов не в полной мере удовлетворяет потребности автолюбителей.
Данил Соловьев, руководитель сети F!TService отмечает: «Во-первых, число предприятий автосервиса будет расти, несмотря ни на что. Парк автомобилей молодеет. Когда мы начинали работу на этом рынке, средний возраст автомобиля составлял 12 лет, сегодня - 8 лет. Соответственно, повышаются требования к обслуживанию автомобилей. Это база для роста числа предприятий, оказывающих сервисные услуги. Мы также оперируем относительными показателями наличия автосервисов на 1000 автомобилей, - продолжает Данил Соловьев. – На развитых рынках насыщенность предприятий автосервиса в два раза выше, чем в РФ. Спрос на сервисные услуги колоссальный».

Структурные изменения

Сегодня рынок автосервисных услуг достаточно четко структурирован. По данным исследования, проведенного агентством «Автостат», на сервисы официальных дилеров приходится 9% (более 4 тыс. предприятий), около трети (или 15,5 тыс. предприятий) – независимые СТО, остальные 58% - это узкоспециализированные сервисные предприятия, включая шиномонтажные мастерские, автомойки, станции кузовного ремонта, специализированные мастерские по ремонту двигателей, ходовой части, электроники, тюнинг-ателье и др. Впрочем, наибольшую долю в структуре предоставления услуг по техническому обслуживанию автомобилей (в денежном выражении) занимают независимые автосервисы (как одиночные, так и сетевые). Такая структура характерна для развивающегося рынка, находящегося в процессе становления и динамики.
На рынках, прошедших существенный временной отрезок и несколько этапов развития, структура (долей) участников сильно отличается. В странах Европы модель автосервисного обслуживания держится на «трех столпах»: дилерский сервис, независимые сетевые станции и низкомаржинальные предприятия - впрочем, число последних совсем невелико.  На долю дилерского сервиса приходится наибольшая часть сервисных услуг – от 40 до 60% от общего объема. Что касается независимых сервисов, то, по последним подсчетам, в Евросоюзе работают порядка 350 тыс. малых и средних предприятий по ремонту и обслуживанию автомобилей (как сетевых, так и одиночных).
Данил Соловьев приводит пример развитых рынков: «Подавляющая часть рынка поделена между дилерами и предприятиями независимых сетей. Сегмент узкоспециализированного сервиса при этом занимает не более 20%, также есть мастерские, которые работают на низкомаржинальных клиентах. Со временем и Россия придет к аналогичной структуре. Конечно, у нас будет ряд особенностей».
Можно отметить, что на величину того или иного сегмента будут активно влиять различные социально-экономические факторы – как макроэкономического положения в стране, так и конкретно взятых регионов.
«С точки зрения укрупнения бизнеса  произошли кардинальные изменения. Наш рынок проходит тот же путь, что и розничная торговля продуктами питания, когда на смену небольшим магазинам у дома пришли супермаркеты, банковская сфера, связь и т.д. Хотя ниша мелкого гаражного сервиса останется, - говорит Данил Соловьев. – Появляются крупные игроки, которые предоставляют сервис высокого качества. В нашем понимании станция послегарантийного обслуживания автомобилей должна предоставлять весь комплекс услуг по ремонту автомобиля. Рынок насыщен узкоспециализированными сервисами – получается, что ремонтировать автомобили приходится в разных местах». 
Еще десять лет назад началось формирование сетей предприятий по предоставлению специализированных услуг. Так появились сети шиномонтажных мастерских, таких как «Резиновая подкова», «Шинтоп» и другие. Появление на рынке универсальных автосервисов, предоставляющих широкий комплекс услуг, стало лишь вопросом времени.
Всех участников данного сегмента рынка руководитель F!TService разделил на три большие группы: локальные, региональные и федеральные сети. Сегодня в стадии формирования находятся сети четырех крупных компаний федерального уровня. 
 «Этот формат развивается по франшизе. Каждая станция технического обслуживания имеет собственный номер телефона, но общие цены, общий сайт, общий документооборот, и клиент об этом даже не догадывается, - говорит Данил Соловьев. – Сетевой сервис имеет больше возможностей. Наш бизнес будет стабильным, если потребитель будет получать одинаковый уровень обслуживания во всех точках сети. Поэтому партнер должен быть готов к выполнению и соблюдению наших стандартов».   
Данил Соловьев спрогнозировал, что в ближайшей перспективе на отечественном рынке будут доминировать несколько крупных федеральных сетей, которые возьмут основную долю, а остальная часть постгарантийного и послепродажного обслуживания автомобилей будет распределена между предприятиями региональных и локальных сетей и «гаражным» сервисом. 


Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.