+79139857900

Система «в бюджете»

8 ноября 2015 в 21:56
Эксперты статьи:
Сергей Данилович,
«БАСФ Восток»,
торговый представитель
в Западно-Сибирском
регионе

Алексей Переверзев,
директор
колор-студии
«Рефиниш»

Максим Дорофеев,
генеральный
директор
«Прайдколор»

Алексей Шарнин,
менеджер по развитию, «Сибирский Рубеж»

Новый кризис подстегнул их развитие. Сервисы покупают второй миксер и ставят его рядом с премиальной системой, чтобы сократить расходы на ЛКМ. Подобное происходит не только на независимых станциях, но и на дилерских предприятиях, где бюджетные системы чаще всего используют для окраски постгарантийных машин. Бывает, правда, что и новые автомобили окрашиваются менее дорогой краской, если цвет хорошо подходит, но об этом дилеры предпочитают не распространятся.
Подобные вещи можно прекрасно понять. Люди, зажатые в мощные тиски кризиса, ищут любые пути экономии, ведь на них, с одной стороны, давят страховые компании, с другой, чуть менее сильно но так же ощутимо частные клиенты и рынок в целом вместе с недремлющими «дядями Васями» из ближайших подворотен. Конечно, на одних расходниках, учитывая, что они в общей стоимости малярного ремонта занимают не более 25%, много не сэкономишь, но в текущей ситуации радует любая сбереженная копейка.
И вот собственно на этом моменте начинается дискуссия – а действительно ли бюджетные системы настолько экономичны и могут существенно сократить производственные затраты? Сергей Данилович, «БАСФ Восток», торговый представитель в Западно-Сибирском регионе, предлагает подробнее разобраться в ценообразовании:
— На мой взгляд, еще год-два бюджетные системы просуществуют в сегменте «А», а потом рынок придет в норму, его перестанет лихорадить, и все вернется на круги своя. Премиум системы, конечно, дорогие, но надо понимать, из чего складывается цена. Смотрите, стоимость самих пигментов, по сути, во всех системах одинакова, поскольку пигменты производит ограниченное количество фирм. Основную массу – три мировых концерна: BASF, DuPont и PPG. Еще несколько мелких заводов изготавливают по одному-два пигмента, и два-три предприятия делают ксералики. Дальше начинаются нюансы. Система дорогая, потому что выше концентрация, потому что специальные добавки, повышающие качество покрытия и т. д. Благодаря всем этим аспектам премиум краска укрывает за 2-2,5 прохода, а дешевая линейка и за 5, и за 6. В Кемерово недавно мне рассказали о том, что вынуждены были положить 27 слоев красного перламутра! В итоге, даже если не учитывать такие критические прецеденты, стоимость окраски элемента все равно получается не очень экономичной, а подчас и дороже.

Кроме того, в стоимость премиальной системы входит всеобъемлющая техподдержка, включающая консультации, рекомендации и прочее, нередко даже в режиме круглосуточного нон-стопа. А в случае возникновения серьезных проблем технический специалист поставщика может выехать в цех и оказать помощь на месте. Регулярно проводятся обучения, в том числе и с выездом к партнеру. В дешевых линейках такое встречается очень редко.
Рецепты новых цветов в премиальных линейках появляются фактически сразу же после их выхода на конвейер, потому что за такими линейками стоит колоссальная научно-техническая, исследовательская база глобальных химических концернов. Бюджетные системы подобным опять же могут похвастать далеко не всегда. Все это влияет на расход, на себестоимость, поскольку бывает, что иной раз на подбор цвета уходят, по словам Сергея Даниловича, литры краски.
Сергей Данилович:
— Бюджетные системы оправданы в том случае, когда на сервисе мало работы и есть время. Все дорогие системы ориентированы на скорость. Потому что прибыль малярно-кузовного ремонта на самом деле формируется скоростью ремонта. Чем больше станция продает нормо-часов, чем больше ремонтов она проводит, тем, соответственно, больше зарабатывает. Например, нашей системой Glasurit окраску элемента полностью от начала до конца по технологии мокрый-по-мокрому можно осуществить за 90 минут. А дешевой системой только на сушку лака час требуется, а сколько времени нужно, чтобы 5-6 слоев краски просушить?
Сегодня, поскольку загрузка станций упала в 2 и даже больше раз, скорость работы не самый актуальный параметр. Специалисты  начинают считать деньги, ищут, что подешевле, покупают бюджетные системы. Как снова пойдет работа, как пойдет вал, я думаю, люди вернутся к премиальным брендам, потому что они гарантируют быстрое и качественное выполнение работы.

Нельзя исключать и вопросы качества. Если бюджетная система выпущена крупным известным концерном, нарекания на качество материалов вряд ли будут. Но есть бренды, у которых в этом плане имеются серьезные проблемы: возникает просадка лака, покрытие царапается даже ногтем и прочие дефекты.
К тому же в силу отсутствия хорошей техподдержки, станции, работающей с такими системами, требуется выдающийся колорист, который сможет подбирать цвета, даже в отсутствии всей необходимой цветовой документации. Известны случаи, когда сервисы, имея собственную систему, некоторые цвета заказывали либо в колор-студии, либо у своих коллег с других станций.
Сергея Даниловича дополняет Алексей Переверзев, директор колор-студии «Рефиниш» (работает с брендами R-M, Novol, PPG):
— Основную долю сегодня на рынке так называемых бюджетных систем занимают суббренды, выпущенные крупными химическими концернами, в ассортименте которых присутствуют премиум материалы. Некоторые бюджетные бренды стараются скрыть свои корни, по тем или иным причинам, но если внимательнее изучить цветовую документацию, цветовой круг, структуру пигментов – опытному колористу, опытному специалисту все сразу становится ясно. Более того, некоторые из этих систем сделаны специально по заказу российских импортеров – эксклюзивных дистрибьюторов в нашей стране той или иной премиальной лакокрасочной марки. Для чего им это нужно? Лучше спросить у них.
А вот для чего это нужно химическим концернам, вполне понятно. С определенного времени в Европе запрещено использование сольвентных красок. Ну, точнее красок с содержанием летучей органики, превышающим определенное значение. Но как только данный закон вступил в силу, все крупные химические концерны, ориентированные во многом на европейский рынок, перешли на массовый выпуск воды. Но сольвентные технологии никуда не исчезли, они не пропали. Причем это технологии нескольких поколений: более и менее старые. Зачем им пропадать? На свете полно отсталых бедных стран, в которых на экологию плюют и вода не обязательна к использованию. Вот для этих стран и стали появляться так называемые бюджетные линейки (под чужой маркой, чтобы имидж собственной не порочить), которые в большинстве своем представляют собой старые линейки премиальных брендов.

 

Покраска автомобиля бюджетными автоэмалями

 

Действительно, посмотрите, сколько бюджетных марок имеют свою воду? Единицы. И как раз по наличию водоразбавимых материалов в ассортименте, может быть и не продающихся в России, можно отличить действительно самостоятельного бюджетника от перелицованной устаревшей премиум системы.
Алексей Переверзев:
— Вы спросите: почему? Да потому что если у марки есть в ассортименте вода, значит, она хочет торговать в Европе и в странах, как правило, передовых и зрелых – где к экологии относятся с должным вниманием. И потому она должна выпускать действительно качественные материалы – в таких странах перебадяженные краски не пройдут.

Впрочем, не стоит все недорогие системы грести под одну гребенку. Давайте предоставим слово противоположной стороне – представителям бюджетного сегмента. Ведь не зря же системы из этого сегмента сегодня пользуются такой популярностью.
Алексей Шарнин, менеджер по развитию, «Сибирский Рубеж», приводит самый свежий пример – линейка Dynacoat Basecoat PRO, которая заменила линейку прежней версии. Из однозначных плюсов новинки, по его словам, – очень хорошая укрывистость, можно некоторые краски в 1-2 слоя красить. Хотя в эконом-сегменте и 5-6 слоев – не редкость, чего уж тут скрывать.
Алексей Шарнин:
— У Dynacoat Basecoat PRO очень богатая цветовая документация. Выкрасы реальные, и они очень хорошо показывают структуру цвета. С помощью этих выкрасов легко подобрать цвет прямо с первого раза. При этом для оптимизации цветоподбора создан универсальный колор-бокс, в котором цвета структурируются не по маркам и моделям автомобилей, а по оттенкам: от светлого к темному и по яркости. Это логично, потому что, по сути, многие современные цвета автомобильного масс-маркета одинаковы либо очень похожи. Поэтому зачем плодить идентичные карточки и увеличивать объемы документации, путать специалистов. Достаточно одной привязанной к разным маркам и моделям транспортных средств.
Также у системы есть спектрофотометр, что для бюджетных систем в общем-то редкость. С его помощью элементарно подбираются солидные цвета – он сам создает рецепт. Если нам не известен изначально код подбираемого цвета, прибор может после сканирования подобрать несколько наиболее близко подходящих оттенков. Его хорошо использовать, когда нет колор-бокса или если в колор-боксе невозможно найти рецепт – как я уже сказал, например, неизвестен код цвета и, вообще, с какой он машины.
Разводится 50 к 80%. Хорошо разработанное программное обеспечение, которое позволяет сохранять рецепты, дает подсказки по технологии и работе, необходимым объемам для тех или иных деталей на тех или иных марках/моделях автомобилей и проч.
База рецептов обновляется очень часто – раз в 1 или 2 месяца, как премиум система. Техподдержку осуществляет российский офис AkzoNobel, поэтому в отличие от других    линеек здесь поддержка отличная. Система сама себя совершенствует и дорабатывает  В дополнении к системе подбора Dynacoat Basecoat PRO AkzoNobel разработали программу  iMatchColor для мобильного телефона и планшета. С помощью этой программы вы получаете онлайн доступ к полной базе данных автомобильных цветов, которые обновляются еженедельно. Услуга предоставляется бесплатно 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Это означает, что вы имеете доступ к самой последней формуле для полного спектра автомобилей прямо с мобильного телефона в кармане рубашки.

Но это частный пример. В целом Алексей Шарнин уверен: бюджетные системы не уйдут с рынка. Да с одной стороны есть дилерские центры, которым нужен бренд. Но дилеры пока так еще и не научились считать, чтобы обеспечить себе действительно эффективное оптимальное производство. Дилерские центры так и останутся на премиальных линейках. А вот те, кто считает свои деньги, кто умеет считать, будут смотреть в сторону бюджетных систем.
Мнение коллеги разделяет Максим Дорофеев, генеральный директор «Прайдколор» (официальный дистрибьютор Dynacoat):
— Друзья, несколько слов, почему мы выбираем «бюджетный вариант» систем цветоподбора или «О бедном гусаре замолвите слово». И вначале посмотрим, из чего состоит цена «премиум» сегмента: cтоимость производства самой продукции, разработка базы рецептур, омологации (одобрения) автопроизводителей. Давайте теперь уберем третий пункт… и система тут же переходит в разряд а-ля «бюджетных».

Вот так и появились бюджетные системы. Звучит, конечно, с юмором, но здоровая доля истины здесь есть. Можно смело посмотреть на доводы поборников «премиум» систем, критикующих бюджетные системы:

  • Низкая укрывистость: большинство (не все поголовно) бюджетных систем имеют укрывные характеристики эмалевых красок, мало чем отличающиеся перед «премиум» сегментом. Участие в открытых тендерах лишь подтверждает мои слова. Можно сказать много, но я могу предложить нашу компанию «Прайдколор» на тендер-дуэль (с участием прессы) с любой системой не бюджетного подбора. Думаю, что это предложение заинтересует дилерские центры.
  • Невозможность качественного подбора (точности попадания в цвет): Коллеги, давайте ослабим галстуки, спустимся на землю и пройдемся по небольшим независимым СТО и точкам подбора (магазинам), а это очень приличный сегмент рынка ЛКМ. Вы не увидите в этом сегменте «премиум» систем. Внимание! Именно этот сегмент живет за счет постоянных клиентов, подчеркиваю - постоянных, в отличие от автодилера, привыкшего за жирные времена к клиентам по гарантии и от страховых компаний. Вот и сделайте вывод, смогли бы небольшие СТО и частные магазины с нашими бюджетными системами удерживать клиента без возможности качественного подбора? Нет, не смогли бы, ушел бы клиент, если качество его не устраивает.
  • Требуется больше времени на подбор. Позвольте здесь обратиться к сравнению. Мой хороший товарищ работает в Москве в известном дилерском центре колористом на премиум системе, а так как смены 4Х4, то и параллельно в магазине, на «бюджетной» системе поставляемой нашей компанией. На дилере все просто: идут одни и те же цвета, (т.к. моно бренд), загрузка цеха на покраску, как правило, не более пяти авто в день (и автомобили не старше пяти лет). В магазине, (Внимание!) - от 10 до 20 лючков в день от разных машин всех времен и народов! Наверное, больше объяснять не надо,  и оставим этот миф о затратах времени для тех, кто верит во что-то особенное только потому, что заплатил в два раза дороже.
  • Отсутствие технологического сопровождения и обучения. Утверждение прошлого десятилетия, сейчас практически все известные бюджетные системы проводят полноценное обучение колористов и имеют технологическое сопровождение того же уровня, что и «премиум».


«Так чего же нет в этих «бюджетных» системах, коли они так хороши? – задается вопросом Максим. А нет уже заложенных в стоимость «премиум» ЛКМ: инвестиций в оборудование (в итоге за счет сервиса), нет рекламного бюджета, заграничных турне для топ- менеджеров станций (принимающих решение какую систему поставить), и конечно с чего и начали – нет омологаций от автопроизводителя.
Эксперт уверен: рынок и кризис – прекрасные стимулы стряхнуть мишуру и, получив финансовый пинок, посмотреть, что показал кризис на рынке ЛКМ. А кризис сейчас демонстрирует полупустые залы альфа-цехов, неспособных вписаться в рамки выплат страховых компаний, но зато с «премиум» краской, и вполне процветающие независимые СТО, способные зарабатывать даже на скупых выплатах страховых компаний именно за счет применения качественных, но «бюджетных» ЛКМ.
Рынок всегда голосует рублем, и за последний год продажи «премиум» эмалевых красок в литрах снизилось значительно, зато в сегменте «бюджетных систем» не только продажи подросли, но и появились новые бренды ЛКМ, а это очень ясный показатель для выводов.
Каково же резюме? – наверняка спросит читатель и будет стопроцентно прав. А резюме, в общем-то, вполне закономерное: не стоит лакокрасочные системы забраковывать или превозносить только на основании того, что они стоят дешевле или дороже. Принадлежность системы к классу бюджетников еще совсем не означает того, что система плохая. Алексей Переверзев, говоря о том, как выбрать для себя наиболее оптимальную систему, совершенно прав:
– Каждое предприятие индивидуально, поэтому прежде чем определиться с системой протестируйте ее. Насколько она вам подходит, насколько она вообще рабочая. Проверьте укрывистость на самых сложных оттенках, например красных перламутрах. Проверьте метамерность пигментов, время сушки и т. д. – есть несколько ключевых параметров, исходя из которых вам будет проще понять – хорошая это система или так себе, а главное, подходит она вам или нет. Ведь даже и не самые лучшие системы сегодня отлично работают и ими пользуются в частности для того, чтобы полностью перекрасить машину. Но если подобная услуга востребована, если на нее есть спрос, если клиент не очень щепетилен в вопросах качества и цветосовпадения, ориентируясь исключительно на низкую стоимость материалов, – зачем зря изводить дорогие ЛКМ? Они нужны совершенно для других работ и других клиентов. Каждому, как говорится, свое.

Вот на этом многообещающем тезисе – каждому свое – мы думаем, что можно поставить окончательную точку в вопросе о бюджетных системах.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Шок прошел, пора возвращаться к рекламе

Рекламное предложение от проавтобизнес

21 фев 2022 в 13:48

Подробнее >
Photo

Преимущества стандартизации линейки кислородных датчиков NTK

Спустя 24 года после выпуска первого датчика под брендом NTK, объявлено о...

8 авг 2021 в 10:04

Подробнее >
Photo

Дизельные центры Delphi для вторичного рынка

Компания Delphi Technologies -  одна из немногих, кто...

11 мар 2021 в 15:24

Подробнее >