Рост продаж новых автомобилей в середине 2000-х годов спровоцировал развитие нового сегмента на рынке автосервисных услуг. В крупных городах России начали активно появляться независимые монобрендовые либо специализированные станции технического обслуживания. Что представляет собой автосервис такого формата? Как правило, это автомастерская, основателем которой является бывший технический специалист какого-нибудь дилерского центра. Пройдя обучение, набравшись опыта, он уходит на «вольные хлеба», уводя за собой значительное число постгарантийных клиентов дилера.
Текст: Сергей Самохин
Одним из главных конкурентных преимуществ автосервисов такого формата является довольно высокий уровень диагностики и ремонта. Если не обращать внимание на внешний антураж таких автомастерских, то можно признать, что качество услуг у них находится на одном уровне с дилерским. Именно это и привлекает владельцев автомобилей, у которых недавно закончился гарантийный срок. Они не готовы продолжать платить за обслуживание своих автомобилей по ценам дилерских сервисных центров. И в то же время они не доверяют мультибрендовым автосервисам, полагая, что такие станции не знают каких-то технических особенностей их марки. Кстати, зачастую эти подозрения имеют под собой все основания. Уровень знаний сотрудников независимых СТО о том, как правильно обслуживать и ремонтировать относительно новые постгарантийные автомобили, действительно крайне низок.
Опыт плюс средства диагностики
Впрочем, наличие знаний и наработанной клиентской базы – это ещё не является залогом успеха независимой монобрендовой станции. Для того, чтобы применять знания., бывшему специалисту дилерского центра потребуется соответствующий инструментарий. А именно – специнструмент и дилерский диагностический сканер. И если с покупкой специального инструмента больших проблем не возникнет, то поиски настоящего дилерского сканера могут сильно затянуться. В свободную продажу такое оборудование не поступает. Так что покупка его возможна только в том случае, если какой-то из официальных сервисных центров внезапно решит обновить парк диагностического оборудования. Но даже если вам удастся найти предложение о продаже дилерского сканера, бывшего в употреблении, то его стоимость вас, мягко говоря, удивит.
Мультибрендовые диагностические сканеры, которыми пользуется подавляющее большинство универсальных СТО, для данной работы не подойдут, поскольку их возможности не смогут удовлетворить и половины всех потребностей монобрендового сервиса, претендующего на полноценную конкуренцию с официальным дилером.
Именно это обстоятельство и подстегнуло в последние годы спрос на так называемые «клоны» (либо «аналоги») дилерских сканеров на российском рынке. Впервые интерес к этим устройствам появился в конце нулевых годов. Потом было резкое увеличение интереса к данному оборудованию. Сейчас спрос на «клоны» специалисты оценивают как «стабильный». Впрочем, говорить о какой-либо достоверной статистике продаж таких устройств не приходится, поскольку все они находятся, как говорится, «вне правового поля».
«Главный и единственный поставщик данного оборудования – это Китай. – рассказывает начальник отдела продаж компании «Техноэкспорт» (Новосибирск) Павел Распопин. - Китайские электронщики давно имеют славу лучших мастеров по созданию копий. Талантливо копировать они могут что угодно – хоть IPad, хоть диагностический сканер. Причем делают это быстро и, если это применимо данной работе, качественно. Копии дилерских сканеров у них получаются довольно хорошими, вплоть до того, что даже корпус диагностического прибора воспроизводится именно такой, как у официального производителя. Естественно, как и любая другая копия, «клон» диагностического дилерского сканера отличается от оригинала. Главное отличие – это задержка с обновлением программного обеспечения. Но задержка – не критическая. Обновления для «клонов» появляются на специализированных сайтах примерно через полгода после того, как они появляются у официальных дилеров. Для автомастерской, у которой более 95% клиентуры составляют владельцы автомобилей, имеющих срок эксплуатации более 2 лет, эта задержка вообще не принципиальна».
Хороший клон поддерживает практически все функции дилерского сканера: это идентификация блока управления, считывание кодов неисправности и их удаление, считывание снимка параметров (Freeze Frame), считывание текущих параметров (Data Stream, Live Data, Measuring values), активация – управление исполнительными механизмами (Actuation test), сброс сервисных индикаторов (Service reset - Time inspection, Distance inspection, Oil inspection), кодирование (Coding) – корректирование настроек блока управления, в том числе информации о комплектации транспортного средства; программирование (Programmimg, Flashing), что позволяет изменять прошивку (программы) ЭБУ, вывод справочной информации и так далее.
Единственное, чего не сможет выполнить неофициальный дилер с помощью клона дилерского сканера – это внести изменения в некоторые функции безопасности, поддержка которых связана с обращением к серверу автопроизводителя. Но и то не по причине «ограниченных возможностей» такого сканера, а в силу того, что для этого потребуется обратиться к производителю. А производитель предоставляет данную информацию только официальным дилерам.
Кто разделит риски?
Ответ на этот вопрос довольно короткий: «Никто». Проблема качества «клонов» стоит довольно остро. Дело в том, что сегодня весь бизнес по продаже подобных сканеров перекочевал в интернет. Серьезные поставщики оборудования с данными сканерами связываться не хотят по целому ряду причин. Во-первых, оборудование приобретается и используется покупателем, фактически, на свой страх и риск. «Серый» китайский производитель не несет ответственности за свой продукт. Он предлагает его «как есть». Ни о какой гарантии при покупке речи быть не может, как, впрочем, и об ответственности производителя сканера за то, что вы натворите с данным прибором в автомобиле клиента.
«Поставлять такой сканер, не зная, в какие руки он попадет, – это очень рискованно, – считает технический директор компании «ИМПАКТ Сибирь» (Новосибирск) Есен Тюлеубеков. – Дело в том, что в руках неопытного диагноста «клон» дилерского сканера – это очень непредсказуемый прибор, которым можно вывести из строя любой блок управления. Я бы не рекомендовал руководителям независимых автосервисов допускать к работе с данными сканерами тех сотрудников, которые не имели достаточного опыта работы в дилерских центрах. Это рискованно. Особенно это касается автомобилей группы VAG и BMW. С аналогами сканеров японских автомобилей ситуация не такая сложная».
Вторая причина, по которой поставщикам оборудования не выгодно продавать данное оборудование, – довольно невысокий спрос. «Аналоги» сканеров – это продукция нишевая, которая имеет своего покупателя, но количество таких покупателей не очень велико. Держать данные сканеры на складе не выгодно. Большинство потребителей заказывает их в интернете, иногда непосредственно из Китая, хотя это по большому счету – лотерея. Если российскому поставщику ещё можно будет вернуть купленный товар, если его характеристики окажутся далекими от возможностей дилерского сканера, то в ситуации с заказом «аналога» из Китая можно только развести руками.
«Клоны» развивают специализацию
И все же, несмотря на все минусы, недорогие «клоны» дилерских сканеров оказали влияние и на рынок диагностического оборудования, и на рынок услуг.
«Цены на мультибрендовые сканеры после появления «аналогов» заметно снизились, – отмечает Есен Тюлеубеков. - К примеру, довольно популярный Launch X431 подешевел сразу на несколько десятков тысяч рублей. То же самое касается и других широкоуниверсальных сканеров, которые традиционно использовались для диагностики по протоколу OBD и OBD II. Нельзя сказать, что «клоны» вытесняют с рынка мультибрендовые диагностические приборы, но они составляют конкуренцию и часто становятся не только главным диагностическим устройством на монобрендовых станциях, но и вторым сканером на универсальном автосервисе».
Грубо говоря, если ранее для максимально широкого охвата рынка владельцы мультибрендовых СТО приобретали Carman Scan и X-431, то теперь взамен одного из них на сервисе легко можно увидеть пару-тройку «клонов» немецких или европейских брендов (выбор зависит от предпочтений конкретного диагноста). Таким образом, и в среде универсальных мультибрендовых станций так же стали выделяться предприятия, имеющие специализацию Как правило, она выражается в выборе марок одной из стран производства (Япония, Корея, Германия, Франция, США) либо одного из глобальных концернов (Renault-Nissan Group, VAG, PSA, Toyota, Hyundai и т.д.). Без появления на рынке этих «серых» и доступных по цене диагностических устройств развитие независимого рынка в этом направлении было бы, скорее всего, невозможным.