+79139857900

Обзор рынка лямбда-зондов

15 июля 2019 в 12:02

Если обратиться к механику с вопросом: Что становится причиной резкого падения тяги у автомобиля, - то, скорее всего, специалист усомнится в исправности лямбда-зонда. В критической ситуации потребуется его замена, хотя в ряде случаев этого можно избежать. С усилением борьбы за экологию этот автомобильный узел имеет высокий потенциал для развития на рынке автозапчастей. Мы проанализировали этот сегмент рынка aftermarket в одном из важнейших регионов РФ. И сделали ряд интересных выводов.

 

lambda01

 

Новые экологические нормы, которые имеют тенденцию к дальнейшему ужесточению, узаконили применение на автомобилях  каталитических  нейтрализаторов – устройств, способствующих снижению содержания вредных веществ в выхлопных газах. Катализатор эффективно работает лишь при определенных условиях. Без постоянного контроля состава топливно-воздушной смеси обеспечить катализаторам «долголетие» невозможно – тут приходит на помощь датчик кислорода, он же лямбда-зонд.

Название датчика «лямбда-зонд» происходит от греческой буквы «лямбда», которая в автомобилестроении обозначает коэффициент избытка воздуха в топливно-воздушной смеси. По сути, лямбда-зонд - это датчик для измерения состава выхлопных газов, чтобы поддерживать оптимальный состав топлива и воздуха.

При оптимальном составе этой смеси, когда на 14,7 части воздуха приходится одна часть топлива — лямбда равна 1. Обеспечить такую точность возможно только с помощью систем питания с электронным впрыском топлива и при использовании в цепи обратной связи лямбда-зонда.

Избыток воздуха в смеси измеряется весьма оригинальным способом – путем определения в выхлопных газах содержания остаточного кислорода (О2). Поэтому лямбда-зонд и стоит в выпускном коллекторе перед катализатором. Электрический сигнал датчика считывается электронным блоком управления системы впрыска топлива (ЭБУ), а тот в свою очередь оптимизирует состав смеси путем изменения количества подаваемого в цилиндры топлива.

На некоторых моделях автомобилей имеется еще один лямбда-зонд. Расположен он на выходе катализатора. Этим достигается большая точность приготовления смеси и контролируется эффективность работы катализатора.

Эффективное измерение остаточного кислорода в отработавших газах лямбда-зонд обеспечивает после разогрева до температуры 300 - 400°С. Только в таких условиях циркониевый электролит приобретает проводимость, а разница в количестве атмосферного кислорода и кислорода в выхлопной трубе ведет к появлению на электродах лямбда-зонда выходного напряжения.

При пуске и прогреве холодного двигателя управление впрыском топлива осуществляется без участия этого датчика, а коррекция состава топливо-воздушной смеси осуществляется по сигналам других датчиков (положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, числа оборотов коленвала).

Перечень неисправностей лямбда-зонда достаточно большой и некоторые из них самодиагностикой автомобиля не фиксируются. Поэтому окончательное решение о замене датчика может принять только специалист автосервиса после тщательной проверки и диагностики. Следует особо отметить, что попытки замены неисправного лямбда-зонда имитатором ни к чему не приведут – ЭБУ не распознает «чужие» сигналы и не использует их для коррекции состава приготавливаемой горючей смеси, т.е. попросту «игнорирует».

В первую очередь, поломка лямбда-зонда может грозить автовладельцу увеличением расхода топлива и ухудшением разгона. Основная причина таких последствий заключается в том, что при поломке показания лямбда-зонда не будут соответствовать действительности. По этой же причине соотношение топлива и кислорода в результате может получиться неидеальным. Однако даже при неисправности лямбда-зонда машина все же будет на ходу. Но критичность ситуации зависит от устройства автомобиля. На ряде моделей при отказе этого механизма может расходоваться топливо в колоссальных объемах, поэтому становится необходим экстренный ремонт.

Также существует ряд причин, способных вывести лямбда-зонд из строя. К примеру, механизм может сломаться лишь частично  – лямбда-зонд продолжает работу, однако точность показаний резко падает. Лямбда-зонд также может перестать активизироваться при определенной температуре. В любом случае установить точную причину поломки может только специалист. Стоит отметить, что если лямбда-зонд окончательно вышел из строя, то менять его нужно только на аналогичный механизм. В противном случае бортовой компьютер может просто не принимать его сигналы.

Лямбда-зонд – наиболее уязвимый датчик автомобиля с системой впрыска. Его ресурс составляет 50 – 80 тыс. км, в зависимости от условий эксплуатации и исправности двигателя. Особенно чувствителен к качеству топлива – после нескольких таких заправок грязного топливо он «умирает» и больше не работает.

Наш выбор 

Исследование аналитического отдела нашего издания проводилось на примере самых массовых моделей автомобилей, которые представлены в региональных парках, запчасти для которых всегда востребованы на вторичном рынке. На этот раз объектом нашего анализа стали автозапчасти для иномарок российской сборки. Это популярные автомобили -  Volkswagen Polo, Ford Focus и Renault Logan. В течение текущего десятилетия эта иномарочная «тройка» заняла большую долю в региональных автопарках. Их владельцами стали не только рядовые автомобилисты. Данные модели автомобилей часто встречаются в таксопарках и в корпоративных гаражах предприятий и эксплуатируются достаточно плотно. Соответственно, это огромный рынок запчастей для этих моделей.

Выбор моделей для анализа рынка автокомпонентов, как и во время предыдущих исследований, основывался на статистических данных. Согласно которым сегмент иномарок российской сборки является самым быстрорастущим в региональных автопарках. Одним из самых распространенных иномарок российского производства является калужский Volkswagen Polo sedan. Количество немецкой модели немного более  400 тыс. ед. Другая модель – Renault Logan также распространена и была в топе продаж в начале текущего десятилетия. Таким образом, выбор этих популярных автомобилей обеспечивает высокую репрезентативность нашего исследования для рынка aftermarket. В размерном классе С многолетним лидером является автомобиль Ford Focus, запчасти для которого востребованы.

Для анализа был взяты автомобили 2012 г.в. Тот год на автомобильном рынке Российской Федерации был самым «урожайным». Было продано рекордное количество автомобилей (более 2,9 млн штук). Сегодня, с течением времени этот огромный парк проданных в те годы автомобилей нуждается в ремонте, соответственно, для них востребованы автозапчасти. Это еще одна причина нашего выбора.        

В свою очередь, наши исследования охватывают попеременно два федеральных округа – Уральский и Поволжский. Выбор в качестве исследования сегмента рынка aftermarket этих округов заключается в следующем. Во-первых, эти округа Российской Федерации по многим характеристикам автопарков и авторынка являются крепкими «середнячками». Их показатели чаще выше среднего, как и характеристики развития автопарка и рынка обслуживания автомобилей. Здесь нет крайностей, как на Дальнем Востоке страны, где специфический автопарк, или как в столичных регионах, с высоким достатком населения.

По рынку лямбда-зондов рассматривается ситуация в Уральском федеральном округе. Напомним, что  Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ - крупнейшие по емкости региональные авторынки, которые занимают там ведущие позиции в регионально раскладе. Этот факт автоматически повышает репрезентативность нашего исследования.

Далее, автопарки регионов УрФО наиболее многочисленные. В Свердловской и Челябинской областях количество легковых автомобилей давно превысило символический уровень в 1 млн автомобилей. А автопарк столицы Урала г. Екатеринбурга также весьма внушителен и составляет около полумиллиона автомобилей, занимая третье место в стране. Также авторынок новых автомобилей этого областного центра уступает двум столичным и находится на четвертом месте в рейтинге городов-миллионников. Такие же внушительные размеры автопарка Челябинской области и его региональной столицы. Авторынок этого областного центра шестой среди 15 городов-миллионников. 

И еще один момент: авторынок Уральского округа долгое время был своеобразной границей, «водоразделом» между разными трендами формирования современного автомобильного парка РФ. С восточного направления сюда завозились подержанные японские автомобили, а с западного – европейские б/у автомобили. Это сформировало особый уральский подход при выборе марок и моделей. Но сегодня данная особенность постепенно изменяется. На первые роли, как и повсюду в стране, в регионах УрФО выходят иномарки российской сборки. Следовательно, постепенно снижается численность некогда ввезенных подержанных автомобилей. 

 

transervice_05_2019-26

 

Ford Focus 

Средняя стоимость лямбда-зонда для популярного в России и на Урале автомобиля составила по нашим расчетам в Екатеринбурге – 2 858 руб., в Челябинске – 3 214 руб. Для этого автомобиля на рынке aftermarket лямбда-зонды изучены на основе анализа 18 брендов, представленных на рынке автозапчастей Екатеринбурга и 15 брендов, представленных на соседнем челябинском рынке. Нас несколько удивила данная ситуация, поскольку на другие модели популярных в Уральском округе автомобилей намного большее предложение.

С точки зрения представленности брендов, наиболее распространенным предложением являются продукты ведущих мировых брендов – японских Denso, NGK, итальянской Era, а также оригинального лямбда-зонда Ford (см. диаграмму).

А вот ценовой анализ предложения не принес особых сюрпризов. Из ценового анализа мы не стали исключать оригинальный лямбда-зонд Ford, несмотря на то, что он имеет самое высокое ценовое предложение.

Разница между самым высоким и низким предложением в Екатеринбурге составила 5,8 раз, а в Челябинске – 6,6 раз. Этот разброс заставляет задуматься о ценовой политике продавцов. Все-таки такие ценовые «разрывы» автозапчастей для массового автомобиля являются несколько странными.

«Оригинал» Ford в среднем предлагается по цене 9 262 руб. на вторичном рынке в Екатеринбурге, а на вторичном рынке Челябинска и вовсе стоит 10 300 руб. 

В свою очередь самое низкое ценовое предложение нами обнаружено у бренда RUEI – 1 599 руб. в Екатеринбурге. Близко к нему также предложение китайского бренда ACHR – 1 656 руб. На челябинском рынке самое низкое предложение также у китайского бренда ACHR (1 552 руб.). 

Сегмент низкоценового предложения представлен продукцией, предлагаемой в ценовом диапазоне до 2000 руб. Это лямбда-зонды таких производителей как Kortex, RUEI, Stellox и отечественного СтартВольт. К ним также близко предложение от SAT, Roers Parts, Fortluft. Аналогичная картина и на челябинском рынке, только к выше перечисленным брендам здесь добавляется позиция от итальянской Era.

К верхнему ценовому предложению относятся лямбда-зонды ведущих мировых производителей автозапчастей Magnetti Marelli (Челябинск), Denso, Bosch, FAE, NGK, Meat&Doria. «Вилка» ценового предложение этих брендов в Екатеринбурге находится в пределах 3000-4000 руб. Соответственно, на челябинском авторынке аналогичные предложения несколько дороже, в среднем на 300-500 руб.

 

transervice_05_2019-27

 

Volkswagen Polo 

Средняя стоимость лямбда-зондов для калужской модели Volkswagen Polo sedan в Екатеринбурге составила 3 814 руб., а на челябинском рынке aftermarket - 3 539 руб. Это выбивается из привычной картины, когда на столичном рынке региона запчасти стоят дешевле, нежели в «глубинке». Но данная флуктуация просто объясняется. В нашу выборку попало большое число премиальных брендов, что в результате повысило среднюю стоимость лямбда-зондов. При этом на данный ценовой расклад не повлиял «оригинал». Сравните, лямбда-зонды VAG в Екатеринбурге в среднем предлагаются за 10 297 руб., а на челябинском – 10 146 руб.

Крайние значения цены между самым дорогим и самым дешевым предложением в Екатеринбурге составили 5,9 раз, а на челябинском –
6 раз.

 

В этом сегменте более весомо представлены премиальные бренды. Это ведущие мировые производители автозапчастей. Для VW Polo выпускают кислородные датчики такие компании как Bosch (средняя цена 7 266 руб.), Denso (5 398 руб.), Meat&Doria (5 348 руб.), NGK (4 698 руб.). Бюджетное предложение находится в ценовом диапазоне 1700 – 2700 руб. и представлено следующими брендами: отечественный СтартВольт, а также Stellox, SAT, RUEI, Roadrunner, Mobiletron, Henshel, ASParts, FAE, Boruida и др.

 

transervice_05_2019-28

 

Renault Logan 

Как оказалось, для этой локализованной модели наибольшее по количеству предложение в данном сегменте рынка автозапчастей. Мы проанализировали представленность и ценовое предложение 21 бренда на челябинском рынке и два десятка брендов на столичном региональном рынке в Екатеринбурге. Средняя цена предложения в Екатеринбурге имеет самое низкое значение среди всех исследуемых моделей – 2 700 руб. В Челябинске среднее цена также ниже, чем у других моделей и составила 2 830 руб.

«Оригинал» Renault в Екатеринбурге предлагается в среднем 4 776 руб. Это также самое низкое значение среди «оригиналов». В Челябинске цена «оригинала» составила 4 846 руб. Из этой общей картины лямбда-зондов для Renault Logan выбивается японский бренд NGK. Его ценовое предложение выше, чем у «оригинала» и составляет в среднем 6 695 руб на столичном региональном рынке запчастей в Екатеринбурге и 6 347 руб. в Челябинске.   

В целом же, премиальный сегмент автозапчастей здесь имеет довольно низкую планку  предложения. Лямбда-зонд Bosch  продается в среднем за 2596 руб., а Vernet  - 3 757 руб. К высокому ценовому сегменту относятся также бренды Denso, Delphi, FAE, Klaxcar и др. (см.таблицу).

Разница в цене между самым дорогим оригиналом (NGK) и самым низким ценовым предложением (NPA) составила 4,2 раза. В принципе, это обычный ценовой разрыв. Бюджетный сегмент здесь наиболее многочисленный и представлен уже известными брендами, такими как СтартВольт, NPA, Stellox, Manover, FranceCar, Fortluft, ERA, Dominant. 

Емкость регионального рынка

Численность парка этих трех моделей, для которых проводилось исследование, весьма высокая в Уральском федеральном округе. По данным АА «Автостат», сегодня в парке УрФО насчитывается 72,3 тыс. шт. автомобилей Ford Focus. Правда, это несколько меньше, чем в автопарке соседнего Приволжского округа. Причину мы объяснили выше, это связано с особенностями формирования автопарка Урала. Автомобилей Volkswagen Polo на Урале насчитывается 42,8 тыс. штук, несколько меньше, чем в Поволжье. Также в Уральском округе 58,2 тыс.автомобилей Renault Logana, это в два раза меньше, чем в парке Поволжья.

Финансовую емкость вторичного рынка автомобильных лямбда-зондов в данном федеральном округе мы рассчитали в рублевой стоимости запчастей. Суммарная потенциальная емкость данного сегмента вторичного рынка на территории Уральского ФО для модели Ford Focus составила 277 млн руб. Для модели VW Polo составила 163,3 млн руб. Соответственно, в данном сегменте рыночный потенциал для автомобиля  Renault Logan составил 165,0 млн руб.  

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >