+79139857900

Обзор рынка сцеплений

23 августа 2019 в 21:04

Сцепление - это узел, который сильнее всего подвержен износу в автомобиле, оборудованном механической коробкой передач. Не случайно стоимость его в современных автомобилях составляет несколько тысяч рублей, а цена оригинального комплекта в сборе на иномарки и вовсе может зашкаливать за 10 000 руб. И хотя привязанность отечественных автолюбителей к автоматическим трансмиссиям неоспорима, доля автомобилей, оснащенных механикой, в автомобильном парке все ещё очень высока. Поэтому мы решили проанализировать структуру розничного авторынка комплектов сцеплений.

 

В первую очередь следует ответить на вопрос, почему в качестве объекта исследования использованы не отдельные диски, корзины и подшипники, а комплекты сцеплений в сборе. Ответ очевиден. Любой опытный механик скажет, что при правильной эксплуатации автомобиля с МКПП компоненты сцепления изнашиваются примерно одинаково. Снятие – установка КПП на большинстве автомобилей стоит недешево, поэтому ремонт сцепления путем частичной замены компонентов сегодня применяется не так часто.

Большинство автосервисов, которые устанавливают даже минимальный гарантийный срок на свои услуги, отказываются менять сцепление некомплектом из-за опасения возвратов. Соответственно, продажи отдельных компонентов сцепления нужны, если автовладелец обращается в гараж. Они связаны с неправильной эксплуатацией трансмиссии, в результате которой выжимной подшипник (чаще всего), один из дисков сцепления выходит из строя значительно раньше положенного срока.

При правильной бережной эксплуатации ресурс узла превышает 150 000 километров пробега и после замены комплекта сцепления восстанавливается полностью.

Именно поэтому поставщики отмечают, что в последние годы продажи отдельных компонентов сцепления заметно сократились, но не сказать, что практически сошли на нет.

Исключение составляет лишь сегмент автомобилей старого модельного ряда АвтоВАЗа. Данные автомобили всё ещё очень часто ремонтируются собственными силами, поэтому их владельцы предпочитают экономить на покупке сцепления. Есть ещё одна причина высоких продаж отдельных компонентов сцепления на Lada. Автомобили этой марки сегодня наиболее востребованы в регионах России, в городах, где дорожное движение пока ещё позволяет эксплуатировать сцепление бережно – там отсутствуют пробки. Продажи отдельных компонентов сцепления в большинстве случаев встречаются при ремонте автомобилей в домашнем гараже либо в гараже у кустарей и даже на СТО.

Что же касается сцепления на иномарки эконом-класса, то в этом сегменте комплекты в сборе предлагаются наряду с дисками, корзинами и подшипниками. Поэтому мы в своем исследовании обратились к анализу рынка сцеплений для популярных иномарок комплектов в сборе.

 

Рыночные особенности 

Срок эксплуатации автомобилей увеличивается медленно, так же растет и величина среднего пробега. Состояние дорог кардинально лучше не становится. Вдобавок, медленно растет  экономика и платежеспособность граждан. Автовладельцы стремятся к экономии и часто уходят из официальных СТО в независимые сервисы. Это внешние факторы, которые влияют на розничный рынок автозапчастей. Отметим также, что автопарк страны представлен автомобилями самых разных марок, в том числе некогда ввезенными в страну частными и юридическими лицами, часто еще и с внушительным пробегом.

Поэтому аналитический отдел нашего издания поставил перед собой задачу выяснить, как выглядит розничный рынок комплектов сцеплений для таких распространенных автомобилей-иномарок, которые уже имеют довольно большой пробег по дорогам страны. Например, таких моделей как Ford Focus-II. Также в качестве объекта анализа взяты комплекты сцеплений такого автомобиля как Hyundai Solaris. И для полноты картины проанализировано предложение для бюджетного автомобиля Renault Logan. Эти три модели 2012 г.в. Это был пиковый период развития авторынка РФ. Объем продаж составил более 2,9 млн штук. Сегодня, с течением времени этот огромный парк проданных в те годы автомобилей нуждается в ремонте, соответственно, для них востребованы автозапчасти. Исследование рынка проведено на примере самых массовых моделей автомобилей, которые представлены в региональных парках, и запчасти для которых востребованы на вторичном рынке.

 

Географическая сердцевина 

По рынку сцеплений рассматривается ситуация в Уральском федеральном округе, в состав которого входят Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Ханты-Мансийский (ХМАО-Югра) и Ямало-Ненецкий АО. Парки данных регионов УрФО имеют огромную емкость. В Свердловской и Челябинской областях количество легковых автомобилей превышает 1 млн автомобилей. В свою очередь, парк г. Екатеринбурга также весьма внушителен - около полумиллиона автомобилей, занимая третье место в стране. Также и авторынок новых автомобилей этого областного центра уступает двум столичным и находится на четвертом месте в рейтинге городов-миллионников. Таким же весьма емким по размеру является парк Челябинской области и его региональной столицы.

Что касается характеристик парка и авторынка Уральского округа, то он является условной границей, «водоразделом» между разными трендами формирования современного автомобильного парка РФ. Здесь длительное время сталкивались два потока – восточный, представленный преимущественно подержанными японскими автомобилями, и  западный, с преимущественно европейскими б/у. Но сегодня данная особенность постепенно изменяется. На первые роли, как и повсюду в стране, в регионах УрФО выходят иномарки российской сборки. 

 

transervice_06_2019_2-82_smyk-41

 

Ford Focus 

Средняя стоимость сцеплений для популярной в России модели автомобиля составила по нашим расчетам в Екатеринбурге – 5 253 руб., а в Челябинске – 4 986 руб. Для этого автомобиля на рынке aftermarket комплекты сцеплений изучены на основе анализа 22 брендов, представленных на рынке автозапчастей Екатеринбурга, и такого же количества брендов, представленных на соседнем челябинском рынке. Это одно из наиболее широких предложений,  поскольку на другие модели популярных иномарок авто мобилей в Уральском округе ассортимент несколько меньше, в частности на Hyundai Solaris.

С точки зрения представленности брендов, наиболее распространенным предложением являются продукты ведущих мировых брендов – европейских Valeo, Luk, NK, Pilenga, Stellox. Даже представленность оригинального сцепления Ford несколько ниже (см. диаграмму). Среди других иномарок, которые подлежали нашему анализу сцепления для Ford Focus, обладают меньшей представленностью такие бренды как  JP Group, MecArm, Miles, Sachs.

Из ценового анализа мы не стали исключать оригинальное сцепление Ford, поскольку этот продукт не искажает целостную картину по региональному рынку. Но отметим, что ценник на оригинальные сцепления все же достаточно высок  – 13 588 руб. для Екатеринбурга и несколько ниже – 11 424 руб - в Челябинске. 

Впрочем, ценовой анализ предложений принес несколько интересных сюрпризов. Прежде всего, ценовое предложение комплектов сцеплений в двух соседних областных центрах  для этого бестселлера прошлых лет практически не слишком разнится. Но на челябинском авторынке оно все же несколько ниже.

Разница в цене между самым дорогим оригиналом (Ford) и самым низким ценовым предложением (Stellox) составила 4,2 раза. Примерно четырехкратный разрыв между этими марками и на челябинском рынке aftermarket. Но несколько настораживает небольшое предложение низкоценового сегмента. Среди исследуемых баз данных в ценовом диапазоне менее 4 тыс. руб. представлены сцепления только трех брендов – Westlake, Trialli, Fenox, и вышеупомянутый Stellox. Но в то же самое время в ценовом сегменте  (от 4000 руб.)  представлено предложение таких брендов как SAT, Pilenga, MecArm, LYNXauto, KraftTech, Finwhale, Asam-SA. Примерно такой же расклад и на челябинском авторынке. Только к этому списку следует добавить бренды Nexus, NK, JP Group и SRLine.

Премиальный продукт в сегменте запчастей для этого некогда популярного на отечественном рынке автомобиля представлен следующими брендами. Прежде всего, это Valeo и DP Group. Обращает на себя внимание такой факт, что цена предложения  комплектов  сцеплений Valeo на екатеринбургском рынке несколько выше, чем на челябинском. А в отношении сцеплений DP Group относительный ценовой паритет. С чем это связано, для нас осталось загадкой. 

К высокому ценовому сегменту также относятся сцепления Sachs, Luk. В принципе, они позиционируются между продуктами высокоценового сегмента и оригиналом.  Но опять же, на челябинском рынке их цена несколько ниже. В Челябинске кроме того представлены комплекты такого бренда как Borg&Beck, сравнимое по цене с Valeo.

 

transervice_06_2019_2-82_smyk-42

 

Hyundai Solaris 

Для последующего анализа нами взята модель популярного корейского автомобиля 2012 г.в. За семь с лишним лет эксплуатации пробег многих приблизился к 100-150 тыс.км, и  такой агрегат как сцепление для таких машин достаточно востребован.

На екатеринбургском локальном рынке нами рассмотрены 14 брендов комплектов сцеплений и 15 брендов - на челябинском. Ситуация на рынке aftermarket для корейского народного автомобиля несколько отличается от картины для Ford Focus, но и одновременно имеет ряд общих черт. Представленность брендов на рынке запчастей высокая для двух марок – Valeo и KraftTech. Несколько опережают другие марки по представленности такие известные бренды как AVD, Luk, Hola, Sachs, Trialli. Их обнаружили в большинстве торговых точек. Впрочем, разница между остальными представленными брендами совсем невелика (диаграмма).

Средняя цена на екатеринбургском рынке автозапчастей для корейского народного седана составила 4 753 руб, а на челябинском – 4 977 руб. Начнем с того, что оригинальное сцепление Hyundai/KIA ни в Екатеринбурге, ни в Челябинске не представлены, их не анализировали. А вот самое высокое ценовое предложение сцеплений Sachs. На екатеринбургском рынке aftermarket среднее значение 7 254 руб, а на челябинском – 6 695 руб. Сцепления известного европейского поставщика сцеплений Luk, соответственно, ниже – 6 342 руб в Екатеринбурге. А вот на челябинском рынке Valeo предлагается  по цене 6 280 руб. Но самая интересная ситуация в Челябинске, где первенство по высокой цене держит комплект сцеплений Blue Print – 13 063  руб. Это несколько выбивает марку из ряда предложений.

Самое бюджетное по ценам предложение у таких брендов как Trialli, SAT, Nipparts, Miles, Japan Parts (ниже 4 тыс. руб.). Этот список примечателен тем, что фактически в него попали компании, которые обычно чаще представляют среднеценовой сегмент. Ценник более 4 тыс. рублей у таких сцеплений как KraftTech, Kormax, Hola, Finwhale.

А вот что объединяет предложения для Ford Focus и для Hyundai Solaris – это высокоценовые бренды  (6-7 тыс. руб.). Это продукция таких брендов как Valeo, AywiParts, Luk, Sachs. 

 

 

transervice_06_2019_2-82_smyk-43

 

Renault Logan 

Анализ рынка aftermarket для данной иномарки, во время которого была изучена  продукция 19 брендов в Свердловской области и 24 бренда, представленных в Челябинской области, привела нас к неожиданному открытию. Оказывается, оригинальные сцепления Renault оказались самыми недорогими среди всех остальных исследуемых моделей автомобилей. Среднее ценовое предложение составило 7 097 руб/7 669 руб. на свердловском и челябинском авторынках, соответственно.

Но интересно, что к этой цене близко подходят предложения таких компаний как Sachs и Aisin.

Еще одна характеристика рынка сцеплений для Renault Logan – это незначительная разница между самым высоким и самым низким предложением. В Екатеринбурге оно составляет 2,7 раза, а на челябинском авторынке – 2,9 раз. Сравните: для марки Ford аналогичные соотношения  достигают 4 раза и выше.

Что касается представленности брендов, то она весьма высока у оригинального бренда Renault, а также Hola, KraftTech, Luk, Sachs, Stellox, Valeo.

 Абсолютными лидерами по стоимости для Renault Logan стали комплекты от немецкого производителя Sachs
(6 623 руб.). Вспомним, что эта компания является ведущим на европейском автомобильном рынке производителем автомобильных компонентов и принадлежит ZF Friedrichshafen AG. Именно продукт этого поставщика, а также Valeo поставили ценовой рекорд на уральском рынке автозапчастей – 5 583 руб в Свердловской области. А на челябинском рынке самое высокое ценовое предложение у Aisin – 7 391 руб., о чем мы рассказали выше. Это премиальный продукт, поэтому ничего особенного в этом предложении нет. По качеству он близок к оригиналу.

А вот остальное предложение, исходя из ценовой составляющей, делится на две группы – среднеценовое и бюджетное. Разница между ними невелика. Низкий ценовой сегмент представлен таким брендом как Westlake (2 652 руб.).  Другая продукция в этом сегменте позиционируется между 3 тыс. и 4 тыс. руб. (см. таблица). Все бренды, цена которых выше этой условной границы в 4 тысячи, можно отнести к среднеценовому сегменту. Среди них уже хорошо знакомые бренды – KraftTech, Haft, Automotor France и др. Если же рассматривать  предложения на челябиском рынке, то оказывается, что в одних и других ценовых сегментах список брендов пополняется другими брендами. К высокому ценовому предложению можно добавить Exedy (5700 руб.), SRLine (5 100 руб.). К сцеплениям, которые предлагаются в коридоре 3-4 тыс. руб., соответственно, ASP, AT, Fenox, JapanParts, LYNXauto, MecArm, Riginal. Эти сцепления чаще встречаются в предложениях. Также на челябинском авторынке есть категория комплектов сцепления до 3000 руб. Это продукция брендов Quarz, Miles, QML, SAT.

 

  Емкость регионального рынка

Численность парка этих трех моделей, для которых проводилось исследование, весьма высокая в Уральском федеральном округе. Cегодня, по данным «Автостат», в парке УрФО насчитывается 72,3 тыс. шт. автомобилей Ford Focus. Правда, это несколько меньше, чем в автопарке соседнего Приволжского округа. Причину мы объяснили выше, это связано с особенностями формирования автопарка Урала. Автомобилей  Renault Logan насчитывается 58,2 тыс., что примерно в два раза меньше, чем в парке Поволжья. 

Финансовую емкость вторичного рынка комплектов автомобильных сцеплений в данном федеральном округе мы рассчитали в рублевой стоимости запчастей. Суммарная потенциальная емкость данного сегмента рынка на территории Уральского ФО для модели Ford Focus составила 370 млн руб. Для модели Renault Logan в данном сегменте рыночный потенциал составил 243,9 млн руб. Напомним, что в прошлом номере издания мы вычисляли потенциал рынка лямбда-зондов, и что характерно, он несколько проигрывает в стоимостном выражении для этих моделей в данном округе.

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >