+79139857900

Органическая автохимия

28 сентября 2011 в 12:00

Как только не называют эти антифризы: G12, OAT coolants, LLC (Long Life Coolant), XLC (extended Life Coolant), SNF (Silicate Nitrite Free), SF (Silicate Free), карбоксилатные антифризы. Суть от этого не меняется. Речь идет о новом поколении охлаждающей жидкости, которая начала осваивать российский рынок с начала 2000-х годов. Сначала карбоксилатные ОЖ нам поставляли исключительно зарубежные производители, а сегодня такие антифризы вы сможете увидеть в ассортименте любого крупного производителя автомобильных ОЖ. Но это вовсе не означает, что традиционные силикатные антифризы уже списали на свалку истории. Их продолжают выпускать, и в довольно больших количествах. О том, как сосуществуют эти два вида продукции на российском рынке, и рассказывают наши собеседники.  

 

Эксперт статьи:

Виктор Кучеренко, заместитель директора компании «Элтон» (Новосибирск)

Игорь Корзухин, бренд-менеджер компании «Маркет-Ойл» (Новосибирск)

 

Немного теории 

Карбоксилатные антифризы отличаются от традиционных силикатных тем, что содержат ингибиторы коррозии на основе органических (карбоновых) кислот. В иностранной литературе они обозначаются как «OAT coolants» (Organic Acid Technology). Также прижилось наименование, предложенное концерном Volkswagen, - G12. Многие российские производители охлаждающих жидкостей используют индекс 12 и 12+ для своих антифризов, которые производятся по данной технологии, меняя лишь буквы перед этой цифрой, дабы избежать претензий со стороны немецкого автоконцерна. Антифризы данной технологии появились на рынке в конце 90-х годов. Именно тогда немецкие автоконцерны начали использовать их для первой заправки автомобилей и поставлять в дилерские центры. Российские автозаводы (Камаз, АвтоВАЗ и др.) начали переходить на ОЖ этого класса в середине 2000-х. Примерно с этого же времени и начался рост объемов производства карбоксилатных антифризов в России. Сегодня на нашем рынке активно идут процессы, связанные с вытеснением техники, разработанной в 70-х, 80-х годах прошлого века. В данном случае мы говорим не только об автомобилях, произведенных в эти годы, но и о новой технике российского производства, которая конструктивно не менялась в течение последних 15 лет: линейки «Классика» и «Самара» АвтоВАЗа, грузовики «ЗИЛ» и «ГАЗ», «Газели» и «Волги» с отечественными двигателями, отечественная тракторная техника и т. д. Не так давно корпорация Goodyear провела исследование и пришла к выводу, что по самым пессимистическим прогнозам, уже к 2020 году техника такого уровня будет практически полностью вытеснена с рынка. Вместе с этим рынок автокомплектующих расстанется с запчастями и расходными материалами, которые производятся по технологиям прошлого века. Ведущие производители смазочных материалов и охлаждающих жидкостей это прекрасно понимают и с успехом осваивают новые технологии.

 

Преимущества OAT

В чем преимущество карбоксилатного антифриза, многие уже и так знают. Ингибиторы коррозии, которые присутствуют в составе этих жидкостей, не образуют защитного слоя по всей внутренней поверхности системы охлаждения. Они адсорбируются лишь в местах (очагах) возникновения коррозии с образованием защитных слоев толщиной не более 0,1 микрона. Тем самым, с одной стороны, сохраняется оптимальный отвод тепла со стенок радиатора, а с другой стороны – обеспечивается экономное расходование ингибиторов, за счет которого карбоксилатный антифриз имеет больший срок службы (5 лет против 3 лет у гибридного и 2 лет у силикатного). Антифризы нового поколения не выпадают в осадок и не засоряют систему охлаждения, в отличие от силикатных.

 

Кроме того, карбоксилатные антифризы гораздо эффективнее борются с гидродинамической кавитацией. Этот физический процесс представляет собой образование и схлопывание пузырьков газа ОЖ у поверхности движущихся лопастей водяного насоса. При схлопывании пузырьков происходят гидродинамические микроудары по поверхности лопасти, вырывающие молекулы. При длительном кавитационном воздействии происходит образование каверн (раковин) и разрушение лопастей. В больших двигателях (с «мокрыми» гильзами), которые устанавливаются на грузовики и автобусы, кавитация гильз является одной из главных проблем, влияющих на срок службы двигателя. При поперечных колебаниях гильзы, вызванных движением поршня, в окружающей жидкости возникают волны разрежения и сжатия. Нагретая жидкость постоянно вскипает и прекращает кипеть при понижении и повышении давления. Это провоцирует кавитационную эрозию гильзы. К сожалению, ни одна из существующих ОЖ не может химическим способом полностью предотвратить данное физическое явление. Однако, в отличие от традиционных ОЖ, лучшие современные антифризы имеют в своем составе пакеты присадок, способные уменьшить разрушительное влияние кавитации в десятки раз, продлевая срок службы двигателя и помпы.

 

В настоящее время доминирование традиционных смазочно-охлаждающих жидкостей на российском рынке уже преодолено. Карбоксилатные антифризы предлагают большинство российских производителей автомобильных охлаждающих жидкостей.

«Естественно, тосол и традиционный антифриз никуда не делся с рынка. На эти жидкости по-прежнему стабильный спрос, причем довольно высокий, поскольку владельцы подержанных отечественных автомобилей и грузовиков предпочитают использовать именно эти жидкости. Однако роль новых карбоксилатных антифризов на рынке с каждым годом растет, - отмечает бренд-менеджер компании «Маркет-Ойл» Игорь Корзухин. – Хочу отметить, что по своему качественному составу карбоксилатные антифризы, которые выпускаются на ведущих российских предприятиях, ни в чём не уступают импортным аналогам. Дело в том, что ингибиторы для их производства завозятся из Европы и США, соответственно, качество готового продукта зависит исключительно от соблюдения рецептуры».

 

В то же время оптимизация тран-спортных и логистических расходов, использование российского сырья (вода и этиленгликоль), а также не столь высокие маркетинговые расходы позволяют российским производителям удерживать цены на свои карбоксилатные антифризы на довольно конкурентном уровне.

 

«Мы проводили анализ цен на российские OAT антифризы и импортные аналоги. Разница в стоимости составляет около 50% – и это безусловно является главным плюсом российских ОЖ», - считает Игорь Корзухин.

 

Из зарубежных производителей на российском рынке довольно хорошо представлены антифризы Havoline, Glysantine, GlasElf, Prestone, Top Cool. Из производств антифризов нового поколения, расположенных на территории России, можно выделить компанию Delfin Group (торговые марки Luxe, Chelsea), «Тосол-Синтез (торговые марки Felix, AWM, X-freeze, Glysantine), Обнинскоргсинтез (торговые марки Sintec Euro), Техноформ (торговая марка Cool Stream), Булгар-Синтез (торговая марка Торса), Элтон (торговая марка Dixol avto Premium).

 

По информации «Маркет-ойл», соотношение объемов продаж карбоксилатного и традиционного антифризов составляет сегодня примерно 50 на 50. Однако с этим утверждением не согласен заместитель директора компании «Элтон» Виктор Кучеренко: он считает, что пока ещё объемы продаж карбоксилатного антифриза и обычного тосола – не сопоставимы:

 

«В нашей компании обычный тосол продается в гораздо большем количестве. Его используют большинство владельцев подержанных автомобилей - как российских, так и импортных. Кроме того, не следует забывать, что срок службы карбоксилатного антифриза более чем в 2 раза выше, чем у силикатного, соответственно, меняют его гораздо реже», - отмечает он.

 

Перспективы

Дальнейшее совершенствование технологий производства карбоксилатных антифризов может привести к принципиальным изменениям на рынке охлаждающих жидкостей. Уже сегодня компания Ford устанавливает для своих антифризов срок службы – 10 лет, а GM и вовсе пишет на своих расширительных бачках - fill for live (бессрочно).

 

«Срок годности антифриза определяется сроком старения присадок, ингибиторов коррозии. Любые присадки, нейтрализуя вредные вещества, вырабатываемые в ОЖ в процессе эксплуатации, вырабатываются. У карбоксилатных антифризов этот процесс растянут на годы. Стандартный срок гарантии, который дают производители таких антифризов, – 5 лет. Антифриз, произведенный по традиционной технологии, становится агрессивным для двигателя уже через 2-3 года эксплуатации», - отмечает Виктор Кучеренко.

 

Впрочем, технологии не стоят на месте. Наверняка, рано или поздно будет создан антифриз, который сможет противостоять накоплению вредных отложений в системе настолько долго, что ресурс двигателя будет выработан гораздо раньше. Так что в будущем охлаждающие системы останутся замкнутыми, но может появиться система рекуперации для снижения потерь энергии на охлаждение двигателя. Сейчас на охлаждение расходуется от 40% энергии и более. Наиболее яркий пример применения системы рекуперации представлен в гибридных автомобилях, где энергия торможения превращается в электроэнергию. Данные технологии наверняка будут очень положительно восприняты конечными потребителями, но для рынка автосервисного обслуживания такая модернизация не сулит ничего хорошего, ведь СТО и автомагазины лишатся стабильного куска хлеба.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Шок прошел, пора возвращаться к рекламе

Рекламное предложение от проавтобизнес

21 фев 2022 в 13:48

Подробнее >
Photo

Преимущества стандартизации линейки кислородных датчиков NTK

Спустя 24 года после выпуска первого датчика под брендом NTK, объявлено о...

8 авг 2021 в 10:04

Подробнее >
Photo

Дизельные центры Delphi для вторичного рынка

Компания Delphi Technologies -  одна из немногих, кто...

11 мар 2021 в 15:24

Подробнее >