+79139857900

Особенности технического перевооружения строительных компаний в Сибирском регионе

28 февраля 2013 в 12:11

Строительную отрасль можно назвать индикатором состояния экономики. Однако на фоне общего улучшения состояния строительной отрасли в последние годы все заметнее становится бедственное состояние парка строительной техники. Несмотря на постоянно увеличивающуюся с 2000 по 2012 гг. долю общего объема инвестиций, удельный вес машин с истекшим сроком службы растет. Каковы главные причины такого положения вещей, разбирался наш корреспондент.

 

 

Строительная отрасль является локомотивом экономики. Условно это можно представить следующим образом: если в стране идет строительство зданий производственного назначения, значит, развивается производство. Растет занятость, растет достаток населения. Это в свою очередь стимулирует развитие жилищного строительства. А в целом, растут все экономические показатели. По данным Минэкономразвития РФ строительство - один из самых важных локомотивов роста ВВП. Эта отрасль дает до 55% добавленной стоимости. Посткризисные годы отмечены устойчивым ростом объемов производства в строительстве. Не остался в стороне Сибирский регион. 

В Новосибирской области в 2012 году финансирование объема работ, выполненных в строительстве, составило почти 30 млрд рублей. За счет различных источников финансирования введено 1550,02 тыс. кв. м жилья, что больше годового плана (1456,2) почти на 100 тыс. кв. м. Сохранилась тенденция, наметившаяся еще в начале прошлого года – рост малоэтажного домостроения. Если в прошлые годы доля малоэтажного жилья в общем числе вводимых в эксплуатацию жилых площадей составляла максимум 25-30%, то в 2012 году доля малоэтажного и усадебного жилья достигла почти 33,9%.

Впрочем, на фоне общего улучшения состояния строительной отрасли, в последние годы все заметнее становится бедственное состояние парка строительной техники. Несмотря на постоянно увеличивающуюся с 2000 по 2012 гг. долю общего объема инвестиций, отнесенную на обновление основных средств в строительных организациях (по данным Росстата: в 2011 г – более 12%, в 2012 г – около 13 %), удельный вес машин с истекшим сроком службы составляет в среднем по России 50%.

В Сибирском федеральном округе на конец 2011 года из 1674 экскаваторов 36,8 % с истекшим сроком службы. Аналогичные показатели по скреперам - 82,9 %, по бульдозерам - 47,5 %, автокранам - 50,8 %, погрузчикам - 38,4 %.

Системную оценку состояния парка техники строительных организаций в Сибири дал Станислав Субочев, начальник инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Новосибирской области: 

 

«В таком динамичном регионе СФО, как Новосибирская область, за последние два года идет увеличение количества самоходных машин и тракторов в среднем на 3­5% в год. При этом на конец 2012 года 53% дорожно­строительных машин эксплуатируются за пределами срока амортизации, а среди тракторов срок эксплуатации закончился у 94% зарегистрированного количества единиц. Но для правильной оценки динамики изменения парка самоходных машин и тракторов нельзя опираться на голые цифры. Необходимо различать количественное и качественное увеличение числа машин. С одной стороны, до сих пор стоят на учете давно не работающие машины. С другой стороны, по производительности две современные специализированные машины могут заменить 10 старых».

 

Финансовые инструменты обновления

Процесс обновление машинного парка в строительной отрасли сдерживают несколько причин. Одной из главных является высокая стоимость банковского кредитования, а иногда и полная невозможность заимствования денег даже для крупных строительных компаний. Впрочем, большое количество условий и требований к предприятиям-заемщикам, высокий банковский процент, по состоянию на октябрь 2012 года вплотную приблизившийся к 20%, исключает из заемного рынка мелкие и средние строительные компании. Крупные же компании вынуждены балансировать между кредитами, лизингом и арендой строительной техники.

Более выгодный с первого взгляда российский лизинг на поверку оказывается не намного дешевле кредита. Тем не менее, лидеры рынка лизинга рапортуют о медленных, но верных увеличениях продаж. По данным аналитического центра «Эксперт-Сибирь», в первом полугодии 2012 года рост объемов нового бизнеса лизинга составил 45,7%. Данный рост шел преимущественно за счет крупных игроков: на объем нового бизнеса первой пятерки лидеров приходится почти 3/4 от общего объема по всем участникам данного исследования.

Лизинг грузового автотранспорта и спецтехники в первом полугодии 2012 года вырос соответственно на 12% и 18%. Во втором полугодии 2012 года рост был замедлен в связи с увеличившейся до 8,25% годовых ставкой рефинансирования ЦБ РФ. Лизинговые компании ответили на это предложением новых пакетов услуг и прогнозируют увеличение сегмента лизинга спецтехники в 2013 г. на 10-15%.

В условиях нестабильного финансирования участились случаи нарушения условий заключенных договоров лизинга. Больше всего теряют в этом случае лизинговые компании. В большинстве договоров неустойка не превышает ставки рефинансирования ЦБ РФ. Поэтому у временно неплатежеспособных строительных компаний получается временно «перекредитоваться» за счет лизинговых компаний в два с половиной раза дешевле, чем в банке.

Павел Корчагин, директор ООО «СтройТранзит», (г. Рубцовск), считает:

«Основная проблема, сдерживающая обновление строительной техники – ее высокая стоимость. Цена техники вместе с кредитом или лизингом получается просто «космическая». Даже для российской техники, не говоря уже о зарубежных моделях. В свое время, оказавшись поставленными перед выбором, мы купили бывшую в употреблении иностранную технику. Российские производители предлагают маленький ассортимент техники, и цена ее при этом постоянно стремится к стоимости иномарок, а качество остается на прежнем уровне. Неоднозначно оценивают строители и китайскую технику – цены на нее выросли, а качество машин «одноразовое». Имеет смысл покупать на один крупный заказ – отработать и выбросить. А новую технику иностранного производства могут позволить себе только крупные компании. Поэтому стараемся обходиться своими средствами – покупать «бэушную» иностранную специальную технику, а в качестве универсальной использовать старые российские КамАЗы, Уралы, МТЗ».

 

Структура автопарка

Активная позиция иностранных производителей спецтехники, опирающихся на три кита: надежность, ремонтопригодность и качественный сервис, приносит свои плоды. Импорт спецтехники растет год от года.

Владимир Морозов, главный инженер СМУ-4, (г. Новосибирск), отмечает:

«Имея большой опыт в эксплуатации различной строительной техники, мы пришли к выводу, что лучше всего покупать японскую и корейскую спецтехнику. При этом мы, прежде всего, руководствовались таким критерием как надежность. Несомненно, цена спецтехники тоже важный фактор, но способность долговременно выполнять тяжелую работу без сбоев для нас имеет больший вес».

Помимо этого, у иностранной техники больше грузоподъемность, более высокие эффективность и мобильность. Допустим, если сравнивать российский и японский экскаваторы с одинаковым объемом ковша, то у японского производительность будет выше. При этом у японского экскаватора ниже эксплуатационная затратная часть, он потребляет меньше топлива и служит дольше. В японском экскаваторе рабочее место удобно для оператора и обязательно оснащено кондиционером. Надежность японской техники настолько высока, что даже после нескольких лет эксплуатации ее можно продать практически за ту же сумму.

Если сравнивать самосвалы китайского и российского производства, то у «китайцев» больше грузоподъемность и мощность. Поэтому при использовании китайских грузовиков количество рейсов и стоимость рейса будут ниже.

«В нашей компании эксплуатируются несколько кранов российского производства, ­ продолжает Владимир Морозов из СМУ­4. ­ - Мы ими довольны. Но, планируя покупку нового башенного крана, не смогли подобрать модель с нужными характеристиками, – такого крана сейчас в России не выпускают. Поэтому купили китайский башенный кран. У него хорошие характеристики, срок эксплуатации такой же, как у российских кранов, есть положительные отзывы от других компаний, которые уже несколько лет эксплуатируют такие краны, и, наконец, в Новосибирске появился сервисный центр по обслуживанию и ремонту. Для покупки новой техники СМУ­4 использует собственные средства. У нас действует накопительная система, которая позволяет планово производить покупку новой техники». 

Анализируя посткризисный рост рынка строительной техники, следует отметить, что при модернизации парка строительных компаний большая часть приобретения приходится на машины зарубежного производства.

«По нашему мнению, сейчас имеет смысл покупать не российскую, а иностранную технику, потому что она является более производительной. Сейчас для производства работ в ОАО «Сибмост» используется такая техника, как Kato, Tadano, Bauer, Hitachi, Sumitomo, Caterpillar, ­ говорит Галина Холодкова, директор Управления механизации ОАО «Сибмост» (г. Новосибирск). ­ - Выгодно сейчас брать и китайскую технику, так как устраивает цена и качество. Но, к сожалению, на нашем рынке представлен не весь спектр техники. Поскольку объемы работ ОАО «Сибмост» возрастают, существует потребность в приобретении новой техники. При покупке новой техники наша компания использует в качестве финансирования собственные средства и кредит».

Российская техника занимает прочные позиции только в ряде сегментов. По данным профильного Комитета Союза машиностроителей России, в 2012 году в среднем наблюдается снижение выпуска тракторной, сельскохозяйственной, коммунальной и дорожно-строительной техники. По итогам работы за январь рост производства в среднем составлял 26%, а по итогам октября он остался на уровне 2011 года. По данным Росстата, за три квартала 2012 г. производство экскаваторов упало на 4,7%, до 1,8 тыс. машин.

Свое влияние на продажи оказало вступление России в ВТО. Привлеченные снижением ставки таможенной пошлины с 30 до 25%, потребители значительно снизили количество покупок техники отечественного производства. Для защиты отечественного производителя правительство ввело утилизационный сбор, который пока не касается дорожно-строительной, лесозаготовительной и сельскохозяйственной техники, хотя такое предложение уже внесено на рассмотрение Государственной Думы. По этой причине специалисты прогнозируют продолжение роста спроса на технику иностранного производства.

В отдельный сегмент можно выделить технику китайского производства. Рекордные показатели продаж китайской строительной техники констатируют, что производители Поднебесной сделали выводы из первой не совсем удачной попытки зайти на российский рынок в 2006-2007 годах, когда, акцентируя внимание потребителя на низкой стоимости, не позаботились о наличии запчастей и сервиса. Это серьезно подпортило имидж китайских машин. В посткризисные годы многие китайские производители провели технические обновления и параллельно с продажами начали создавать сервисные сети, что привело к очередному всплеску спроса.

На сегодняшний день в автопарках строительных компаний, как правило, присутствуют машины западного, китайского и российского производства.

«Каждая машина хороша для своих условий, ­ - отмечает Артем Терентьев, начальник транспортного участка ООО «Индэксстрой». ­- Необходимо четко осознавать достоинства и недостатки каждой модели и использовать ее там, где достоинства превалируют над недостатками. Например, у нас есть грузовики MAN и КамАЗы. MAN выгоднее использовать для грузоперевозок на дальние расстояния – у него выше мощность, грузоподъемность, он экономичнее. А КамАЗ хорош в сложных условиях – на стройплощадке лучше «крутится» и через грязь «пролезет». Немаловажно и то, что КамАЗ и сам в два раза дешевле, чем иномарки, и цены на ремонт и запчасти ниже. Самосвалы мы предпочитаем японские – Isuzu. По сравнению с МАЗами и КамАЗами, у Isuzu выше мощность, выносливость. Затраты на эксплуатацию техники Isuzu , конечно, тоже выше, но высокая надежность это окупает. Еще нравится, что «японцы» до сих пор остаются простыми в ремонте и обслуживании. Тогда как у «европейцев», из­-за обилия электроники, без сканера уже к машине не подойдешь. В расчете на надежность эксплуатации и, как следствие, снижение простоев и высокую производительность руководство нашей компании поставило задачу в 2012­2013 году полностью обновить парк техники. Это позволит компании эффективно работать с четким соблюдением сроков в соответствии со стандартами отрасли».

Достаточно сложно делать прогнозы в условиях скачкообразно меняющихся рыночных условий и постоянных изменений законодательства, но постоянно растущие объемы строительства и требования к точному соблюдению сроков и качеству неизбежно приведут к необходимости полного технического перевооружения строительных предприятий современной, высокопроизводительной и, закономерно, дорогой техникой.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >