+79139857900

Подержанные рвутся вперед

20 января 2017 в 22:05

В то время как продажи новых автомобилей продолжают свое «крутое пике», в сегменте подержанных автомобилей наблюдаются достаточно интересные тенденции. Вторичный рынок автомобилей начал неожиданно набирать обороты. Он  переходит в несколько иной формат развития.  Наш корреспондент побывал на международной конференции «Автомобили с пробегом: рынок, программы, инструменты» и вместе со специалистами попытался разобраться в современных тенденциях этого важнейшего на сегодняшний момент сегмента автомобильного рынка.

 

Если в прошлом году рынок подержанных автомобилей вслед за сегментом новых автомобилей продемонстрировал небольшой спад, то с начала текущего года произошел довольно-таки  кардинальный разворот. С февраля количество регистраций б/у автомобилей только возрастает. Сегодня пока можно предположить, что это реакция потребителей на сложную экономическую ситуацию. Но в то же время данный процесс с каждым месяцем набирает обороты, и как долго он продолжится, спрогнозировать сложно. Тем не менее, данный вектор логично рассматривать как долговременный и влияющий на ситуацию на автомобильном рынке в целом. Об этом говорили докладчики и участники конференции.

Объем импорта автомобилей с пробегом после введения заградительных пошлин в начале 2010 года  практически сошел на нет - в прошлом году на территорию РФ было ввезено всего лишь 7,1 тыс. подержанных легковых автомобилей. Хотя в былые годы поток автомобильного секонд-хэнда превышал полумиллионную отметку, занимая более 80% в общем объеме импорта. Этот поток давал мощную «подпитку» всему сегменту подержанных автомобилей. Сегодня на этот «источник» ставки уже не делает никто.

Рынок подержанных автомобилей до 2015 года стабильно рос. Лишь по ряду причин в прошлом году он сократился на 20%, но сегодня вновь отыгрывает свои позиции. Несмотря на очень высокую сезонность, вторичный сегмент оказался намного более устойчивым к кризисам, нежели сегмент новых автомобилей. Таким образом, два сегмента автомобильного рынка разошлись в векторах своего развития. 

За прошедшие восемь месяцев с начала года объем вторичного рынка легковых автомобилей составил 3 млн 374 тыс. единиц, показав тем самым рост на 8,5% к аналогичному периоду прошлого года (3 млн 109 тыс. шт.). Лидирующие позиции на нем традиционно заняли регионы Москва и Московская область, суммарная доля которых превысила 12% (см. табл. 1). Столичный рынок за этот период показал рост на 6,1% (до 219,9 тыс. шт.), а подмосковный – на 10,8% (до 195 тыс. шт.). Третья строчка рейтинга, с долей менее 5%, принадлежит Краснодарскому краю, продажи в котором выросли на 6,9% и составили 152,1 тыс. легковых автомобилей с пробегом. Примечательно, что в десятку ведущих региональных рынков попала и Новосибирская область с результатом 83,3 тыс. б/у автомобилей. Среди 50 самых емких региональных рынков страны лишь Республика Дагестан показала отрицательный результат, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, остальные 49 регионов вышли «в плюс».

Данная динамика стала отправной точкой для роста цен в данном сегменте, который также связан с общерыночным процессом удорожания новых автомобилей и, соответственно, выходом на вторичный рынок относительно маловозрастных автомобилей с их более высокой ценой.

 

Пятилетние автомобили

Исполнительный директор АА «Автостат» Сергей Удалов, открывая конференцию,  отметил: «Мы понимаем, что рынок «пятилеток» будет расти только по той причине, что в этом году начали выходить на рынок автомобили, проданные из салонов официальных дилеров в 2012 году. Понятно, что в течение двух ближайших лет такие автомобили, несмотря на все перипетии, будут только подталкивать данный сегмент вверх». Следующие годы (2013, 2014) были достаточно «высокими» на рынке новых автомобилей, хотя уже с некоторым отрицательным трендом. Это означает, что и в следующие два года рынок подержанных автомобилей, в том числе и «пятилеток», будет достаточно динамичным и высоким, а главное, интересным для покупателей относительно «свежих» автомобилей. На автомобили с пробегом в возрасте до пяти лет приходится каждая пятая покупка на рынке подержанных автомобилей. (см. диаграмму №1). Прирост этой категории автомобилей с пробегом по сравнению с прошлым годом составил порядка 5%. То есть оказался в русле главного тренда вторичного сегмента авторынка.

Сегодня парк «пятилетних» составляет в РФ более 8,5 млн автомобилей. Каждый год около 10% из них меняют своих владельцев. (см. диаграмма №2). Со временем они станут править бал на рынке б/у машин и станут заметными клиентами рынка aftermarket по техническому обслуживанию автомобилей.  Следует отметить, что новые гарантийные автомобили (3-5 лет) заметно меньше переходят из рук в руки. Экономический кризис отбивает желание у продавцов расставаться с такими машинами. Сегодня самые высокие по продолжительности гарантии на новые автомобили у корейских брендов – 5 лет или 150 тыс. км пробега. Но сегодня именно данный сегмент вызывает интерес у потенциальных покупателей. Автомобиль достаточно свеж, при этом пробег еще небольшой, но цена на него уже снизилась до привлекательного уровня. Данный факт дает также некоторый простор и открывает «окно возможностей» для работы дилеров на рынке подержанных автомобилей с пробегом.  

Структура продаваемых марок «пятилеток» все же немного отличается как от марочной структуры рынка новых автомобилей, так и усредненного и возрастного рынка подержанных автомашин. В частности, на втором месте здесь необычный для рынка новых автомобилей бренд Toyota, который, как правило, в объеме продаж у официальных дилеров не поднимается выше пятого места.  В свою очередь, японскому бренду уступают два корейских, которые сегодня занимают самые высшие места на рынке новых автомобилей страны, а еще, например, в 2011 году две корейские марки поднялись до третьей и пятой ступени, соответственно. 

Интересная картина по самым динамичным брендам «пятилетних». В пятерку самых растущих брендов вошли автомобили трех премиум-марок - Lexus (+54,6%), Mercedes-Benz  (+30,6%), Audi (+20,8%). Учитывая, что все кризисные годы премиум-сегмент был оплотом стабильности на рынке новых автомобилей, данный тренд свидетельствует о некоторых переменах в покупательской аудитории. 

Достаточно динамичными оказались и две корейские марки из масс-маркет сегмента – KIA (+25,2%) Hyundai (+17,0%), которые вывели после 2010 года удачные модели и стали лидерами отечественного автомобильного рынка, продавая с каждым годом все большее количество автомобилей. Также необычно высок, на фоне других марок, показатель динамики автобренда Toyota (+17.7%).

Особо следует обратить внимание на ситуацию с «пятилетними» автомобилями в столичном регионе, поскольку он часто выступает донором для других регионов страны. Тема вывоза автомобилей из Москвы не раскрыта. Наверняка, даже в отдаленных регионах страны встречаются б/у автомобили с указанием на рамке номерного знака названия столичных дилеров, которые их продали первому покупателю.

Москва и Московская область выступают в некотором смысле отдельным сегментом на рынке подержанных автомобилей. Суммарно на них приходится около 13,8% рынка «пятилетних». Здесь намного новее автомобильный парк, здесь владельцы чаще меняют автомобили. Это особенность данного столичного региона. При этом здесь несколько другие характеристики автомобильного рынка подержанных автомобилей. Например, если в среднем по стране, как мы указывали выше, на долю «пятилетних» приходится каждый пятый перепроданный автомобиль, то в столичном регионе уже 27%. А в сравнении с аналогичным периодом прошлого года сегмент «пятилетних» вырос на впечатляющие +56%. Здесь совершенно иной марочный состав. Отечественный бренд Lada, который лидирует в подавляющем большинстве регионов на вторичном рынке, здесь занимает лишь 12 место. В первой пятерке «пятилетних» находятся KIA, Hyundai, Mercedes-Benz, Volkswagen, Toyota. Таким образом, объем перепродаж относительно свежих моделей определяется состоянием и марочной структурой рынка новых автомобилей.

Что же касается вывоза из столицы подержанных автомобилей до 5 лет, то Сергей Удалов привел следующие цифры. Из более чем 100 тысяч б/у автомобилей, сменивших владельца в первом полугодии 2016 года, порядка 60 тыс. машин остались в столице, а остальные разъехались по стране, в основном в соседние регионы Европейской части страны, в том числе в Подмосковье «осело» у новых владельцев более 16 тыс. единиц.

 

Возраст автомобилей 

Несмотря на набирающий обороты сегмент вторичных продаж, в целом статистика подтверждает, что в условиях развернувшегося кризиса отечественные автолюбители стали менее охотно расставаться со своими автомобилями. Так, средний срок владения новым автомобилем, купленном в автосалоне, увеличился до 4,8 лет. Также стали «приберегать» свои автомобили и владельцы б/у транспортных средств. Они эксплуатируют их дольше, чем прежде: в среднем около 2,9 лет. В результате растет средний пробег выставленных на продажу б/у автомобилей. Сегодня, согласно исследованиям, он составляет 91,4 тыс. км пробега. Это отражается на уровне цен вторичного сегмента, которые начали расти. 

Сегодня на рыке подержанных автомобилей порядка 30% предложений приходится на автомобили 2007-2008 г.в.. Велика доля еще более возрастных машин, в свою очередь доля более «свежих» автомобилей (2011-2012 г.в.) составляет не более 20%.

Возраст автомобилей на вторичном рынке является «зеркалом» парка автомобилей страны. Очень легко увидеть, что, например, Новосибирская область, занявшая 9 место в общем рейтинге сегмента, по числу перерегистрированных на следующих владельцев «пятилетних» машин откатилась на 23 место. А это означает, что пока на многих региональных рынках картина несколько иная, чем на столичных. Напомним, средний возраст автопарка Новосибирской области составляет около 14,6 лет. Для сравнения, в Москве 9,9 лет, в Подмосковье – 10,4 лет.

Кстати, модельная структура продаж подержанных иномарок значительно отличается в зависимости от возрастной категории. В первую очередь, это обусловлено жизненным циклом той или иной модели на рынке, и в большей степени зависит от того, как модель продавалась на рынке новых автомобилей в предыдущие годы. В категории от 4 до 7 лет лидирует Ford Focus - модель, возглавлявшая рейтинги продаж отечественного рынка новых автомобилей до 2011 года. Также в сегменте автомобилей старше 7 лет высокие места занимает японская модель Mitsubishi Lancer, которая в период 2007-2009 гг. позиционировалась как новый «импортный автомобиль №1». Тогда же была весьма популярна другая японская модель - Toyota Corolla. Причем часть этих автомобилей в свое время была завезена в Россию как праворульный «секонд-хенд». Повышенный интерес к различным моделям разных лет обусловлен ремонтопригодностью и большими продажами на момент реализации, а также относительной надежностью и неприхотливостью в эксплуатации.  

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >