+79139857900

«Помпа» для ВАЗ. Обзор розничного рынка.

13 декабря 2011 в 08:21

Объект нашего сегодняшнего исследования – насос охлаждающей жидкости на автомобили модельного ряда АвтоВАЗ. Данный узел пользуется стабильным спросом в любое время года. Производители водяных помп для отечественных автомобилей говорят, что две главных причины поломок, из-за которых помпа выходит из строя, это: несвоевременная замена охлаждающей жидкости (либо её низкое качество), а также покупка некачественного, либо контрафактного насоса.

 

Характеристика рынка

 

Несмотря на все усилия постоянных участников этого сегмента рынка, им так и не удалось пока что полностью решить проблему с поставками контрафакта. Развитию этого рынка способствуют мелкие производители (фирмы, фирмочки, кооперативы и т.д.) из Самары и Тольятти. Второй канал поставок контрафакта – КНР. Копируя внешний облик насосов российского производства, они, как правило, заметно экономят на таких важных компонентах, как сальник и подшипник, что приводит к быстрой поломке насоса. В целом, этот сегмент рынка автокомпонентов можно назвать сверхконкурентным. По самым приблизительным подсчетам на нём представлено не менее 20 торговых марок, причем ежегодно с него уходят наименее удачливые игроки, но их место тут же занимают новые. Подавляющее большинство потребителей этих изменений и не замечает, поскольку основную долю рынка делит в разных регионах 5-6 наиболее сильных брендов.

 

Конструктивно, ВАЗовский водяные насосы разных марок практически одинаковы. Насос состоит из пяти основных элементов: корпус или крышка насоса, валик с подшипником в сборе на котором установлены крыльчатка, зубчатый шкив или ступица шкива, а также уплотнительная прокладка. Ресурс насоса во многом зависит от качества подшипника и уплотнения. Именно эти компоненты подвергаются сильному воздействию. Течь через уплотнительную прокладку составляет более 30% обращений на СТО по поводу ремонта водяного насоса, причиной же протечек является либо изначально низкое качество прокладки, либо использование некачественной охлаждающей жидкости (несвоевременная замена). Проблемы с подшипником водяного насоса проявляются в виде повышенного шума при работе двигателя. Причиной износа подшипника является, как правило, избыточное натяжение ремня привода ГРМ, либо плохое качество узла.

 

Исследование

 

Цель исследования – определение представленности брендов производителей водяных насосов в розничной сети крупных городов Западной Сибири. В рамках исследования было опрошено свыше 150 торговых точек в городах Новосибирск, Омск, Кемерово, Барнаул. В  настоящее время на автомобили производства АвтоВАЗ устанавливается три модификации водяных насосов:

 

2107-1307011 (2123-1307011) – автомобили семейства «Классика» и Chevrolet Niva.

2109-1307010 – переднеприводные автомобили с 8-клапанным двигателем.

2112-1307010 – переднеприводные автомобили с 16-клапанным двигателями.

 

Сотрудники аналитического отдела попросили розничных продавцов ответить на вопрос, какие из торговых марок данных модификаций насоса в настоящий момент имеются в продаже. Также мы попросили наших респондентов назвать розничную стоимость каждой модификации. Результаты этой работы мы предлагаем вашему вниманию.

 

Классическая помпа

 

В этом сегменте рынка больше половины торговых точек отдают предпочтение насосам проверенных марок – «Тольяттинского завода автоагрегатов» (35,29%) и Fenox (25,49%). Около 8% автомагазинов, на вопрос о марке насоса ответили – «Заводской», либо «ВАЗовский». Какая именно маркая скрывается за этим, наверняка сказать нельзя, поэтому мы объединили их в группу «Оригинальные».  Тем не менее, с высокой доле вероятности, можно предположить, что в этой группе представлены преимущественно помпы «ВАЗИнтерсервис» и ТЗА. Достаточно хорошо представлены в этом сегменте рынка продукция компании «Лузар» и «ВолгаАвтоПром», у которых 14,71% и 8,82%, соответственно. У остальных производителей ситуация не столь  хороша. Баутлер, «За рулем», Nobel  и «Кинельский автоагрегатный завод» (КААЗ) не преодолели 5% барьера. Удивляет отсутствие в этом сегменте рынка водяных помп импортного производства, за исключением английской марки «Баутлер» (Bautler Industries). Несмотря на то, что данные модели насосов имеются в ассортименте Weber, Ween, Hepu, SCT – в розничной сети сибирских городов они практически никак не представлены.

 pom1

Розничные цены на водяные насосы для ВАЗовской классики сильно отличаются. Максимально высокая цена установлена на «оригинальные» помпы и составляет около 600 рублей. Чуть дешевле продукция ТЗА – около 550 рублей в розницу. Продукция компании «Лузар» - на 50 рублей дешевле. Водяные насосы Fenox стоят в среднем ещё на 70 рублей дешевле. И в этой же ценовой категории находятся водяные насосы «Баутлер» и «ВолгаАвтопром». Самая низкая розничная цена – у насосов «Кинельского автоагрегатного завода».

pom2

 

Насосы для «девяток»

 

В данном сегменте рынка представлено большее количество торговых марок. Впрочем, на позиции лидеров это существенно не повлияло. Тольяттинский завод автоагрегатов в это сегменте представлен ещё лучше. Свыше 38% опрошенных заявили о том, что предлагают продукцию этого производителя наряду с другими брендами. Представленность торговой марки Fenox немного ниже – около 21%. Также в продаже чуть реже встречаются водяные помпы «Лузар», «ВолгаАвтоПром», «Баутлер». Лучше представлена продукция «КААЗ». Кроме того, на полках магазинов вам могут встретиться водяные помпы для «девяток» и «восьмерок» от таких производителей, как «Лига-Групп» (брэнд LGR), Weber, Ween, «Лада-Спорт», SCT. В первой диаграмме, по «классическому» сегменту рынка эти торговые марки не попали в поле зрения наших аналитиков.

pom3

Средние цены на помпы этой модификации выше. Ценовыми лидерами, чья продукция в среднем по рынку стоит дороже 600 рублей, являются такие марки, как SCT, «Лада-Спорт» и оригинальные насосы ОЖ. Сегмент «выше среднего» занимают бренды ТЗА и «За рулем». В среднем ценовом сегменте, между 520 и 420 рублей, находятся все остальные, за исключением «КААЗ».

pom4

 

«Приоры» и «Калины»

 

Теперь рассмотрим наиболее перспективный сегмент рынка – водяные насосы охлаждающей жидкости для автомобилей АвтоВАЗа с 16-клапанными моторами. В этот сегмент рынка входят все переднеприводные автомобили, которые сегодня производит российский автозавод. И если предыдущие два сегмента в ближайшее время будут только сокращаться, то этот имеет хорошие перспективы для роста, ведь в него, скорее всего вольются и будущие модели АвтоВАЗа (если только он не начнет производить автомобили с моторами Renault).

 

Из наиболее заметных тенденций, которые можно увидеть на диаграмме №5, можно ответить увеличение представленности насосов ТЗА. В этом сегменте толяттинская продукция встречается уже в 40% торговых точек. Также выросла доля «оригинальных» насосов – видимо многие владельцы относительно новых автомобилей боятся рисковать при выборе автозапчастей. Хуже представлена продукция Fenox. Более хорошо представлены в торговой сети насосы SCT и «ВолгаАвтоПром». Из новых брендов можно выделить Pekar. Не представлены на рынке, либо представлены очень плохо водяные помпы для 16-клапанных двигателей от «Кинельского автоагрегатного завода» и «За рулем».

pom5

Ценовая картина примерно такая же, как и в двух предыдущих сегментах рынка, с той лишь разницей, что средняя стоимость водяных насосов здесь на 30-40 рублей выше. Водяные насосы марки Pekar занимают ценовой сегмент «выше среднего» сменив здесь брэнд «За рулем», который в этот раз не был назван нашими респондентами. В отсутствии помп «КААЗ», самую нижнюю ценовую планку держит продукция WEEN – в среднем около 470 рублей.

pom6

 

Петр Нечипоренко,  директор по маркетингу  Компании LUZAR

 

По нашим оценкам, сейчас Компания LUZAR входит в тройку крупнейших производителей водяных насосов в России. Ассортимент водяных насосов (или, как принято говорить, помп) в производственной программе LUZAR насчитывает на сегодняшний день 24 позиции; мы непрерывно развиваем ассортимент данной продукции, разрабатывая как улучшенные аналоги имеющихся помп, так и новые модели для импортных автомобилей. Например, в 2009г. мы разработали, запатентовали и начали реализацию улучшенных водяных насосов для автомобилей ВАЗ 2108 и ВАЗ 2112, которые мы назвали «TURBO». Как признание успешности данной конструкции можно отметить появление многочисленных реплик этой продукции, которые некоторые производителя также, не стесняясь, называют помпами «Турбо». Но мы не стоим на месте – уже сейчас ведется разработка помп новой конструкции, которые мы называем … «TURBO-2». В 2010г. и в первой половине 2011г. мы освоили помпы для популярных корейских автомобилей Chevrolet Lanos, Daewoo Nexia, Hyundai Accent, Hyundai Getz, Hyundai SantaFe, а также для Renault Logan и KIA Spectra.

 

При этом мы никогда не позволяли себе изменить или ухудшить качество наших помп. Что мы понимаем под этим? В первую очередь, применение двух-рядного шарико-роликового подшипника (на рынке в основном представлены подшипники «шарик-шарик»), использование керамического сальника (который дороже обычного). Для предотвращения протечек ОЖ используется дополнительная герметизация сопряжения «корпус-сальник» и «вал-сальник». Своевременное обновление оснастки для литья корпусов позволяет соблюдать стабильное качество корпуса. Кроме того, мы постоянно работаем над улучшением формы крыльчатки. Закономерно, что журнал «За Рулем» в своем обширном тесте помп отдал нам первое место. Мы гордимся этим.

 

Имея основной сбыт в сегменте водяных насосов ВАЗ и ГАЗ, мы пристально следим за развитием автопарка отечественных автомобилей. Естественно, существует четкая зависимость изменения емкости водяных насосов от изменения автопарка – новые модели водяных насосов (и новые модели автомобилей) появляются не часто, поэтому и конкуренция проходит на одном и том же «поле». Мы считаем, что сегмент водяных насосов российского рынка, находясь в довольно сложившемся состоянии, будет медленно перераспределяться в сторону сильных производителей. Новые брэнды сегодня появляются уже не так часто; можно говорить о конкуренции между продукцией трех основных производителей (и помпы LUZAR в их числе), которые вместе занимают по нашим приблизительным оценкам долю рынка до 70%.

 

Андрей Шмелев, компания «ВолгаАвтоПром»

 

Наша компания производит насосы охлаждающей жидкости для всей линейки автомобилей «АвтоВАЗ», включая Lada Priora. Насос для ВАЗ2107 производится, как в традиционном исполнении, так и в сборе (вместе с крышкой). Компания «ВолгаАвтоПром» основана в 1996 году на базе одного из предприятий оборонной промышленности. Предприятие располагаем современным импортным оборудованием для термической обработки стали и чугуна, позволяющее нам получать изделия высайшей прочности и изностоустойчивости. Стальные компоненты производятся методом горячей штамповки с последующим упрочнением поверхностного слоя дробемётной обработкой.

 

Если говорить о конструктивных особенностях водяных насосов нашего производства, то в последние годы компания внедрила ряд инноваций в конструкцию водяной помпы. Сегодня во всех наших насосах стоит высококачественный «евросальник» . За счет этого нам удалось полностью решить проблему протечки охлаждающей жидкости, то есть ресурс уплотнительной прокладки сегодня равен ресурсу самого узла, а он в свою очередь превышает 100 000 километров. Естественно, такой ресурс возможен, при условии соблюдения правильной натяжки ремня привода и своевременной замене охлаждающей жидкости. Что касается подшипника, на котором стоит валик с крыльчаткой, то мы сегодня применяем подшипник типа «валик-ролик», который намного надежнее обычного шарикоподшипника. Его главное преимущество заключается в том, что такой подшипник выдерживает более высокую нагрузку от зубчатого ремня ГРМ.

 

В целом, конструкция водяных помп ведущих производителей сегодня идентичны. Компании, занимающие хорошую долю рынка в этом сегменте, стараются отслеживать действия друг друга и не допускать провалов по качеству, необоснованных скачков цен и так далее. Конкуренция очень жесткая, поэтому появление новых брэндов вряд ли сильно повлияет на расклад сил на рынке. Главной проблемой для этого рынка мы считаем наличие большого количества продукции китайского производства.

 

Юрий Клюшенков, директор компании Fenox по маркетнигу и сбыту

 

Водяной насос, который обеспечивает работу системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания, работает в довольно жестких условиях. Согласно исследованиям более 90% неисправностей водяных насосов происходят из-за потери герметичности. Поэтому компания FENOX в отличие от других производителей, при разработке водяных насосов, уделила огромное внимание именно их герметичности. Результатом стала трехуровневая система контроля герметичности изделий «3-SuperG», которая полностью исключает протекание охлаждающей жидкости и увеличивает ресурс водяного насоса на 60%! 1 уровень системы герметичности «3-SuperG» - качественное изготовление корпуса насоса и каждого элемента в отдельности и их специальная обработка. Для  изготовления всех корпусов насосов Fenox используется метод центробежного литья под давлением, чем исключается появление литьевых дефектов - микротрещин, раковин, прослаблений стенок. Финальный контроль  корпусов  на современном ультразвуковом стенде исключает минимальные отклонения от установленных параметров производства и гарантирует надежность  каждого изделия. Для защиты от агрессивной среды охлаждающей жидкости и повышения прочностных характеристик  корпус насоса подвергают анодно-микродуговому оксидированию. 2 уровень системы герметичности «3-SuperG» - карбоно-керамическое уплотнение CarMic+. Преимущество такого уплотнения основано на молекулярных связях композитных материалов и гарантирует исключительно надежную герметичность насоса даже при появлении люфта в подшипнике. Благодаря применению композитного уплотнения CarMic+ эксплуатационный ресурс водяного насоса FENOX увеличен на 40%  в сравнении  с конкурентными аналогами. 3 уровень системы герметичности «3-SuperG» - герметичность соединений деталей и уплотнителей. Для всех водяных насосов FENOX применяется специальный высокотемпературный герметик High-tempSilicon, способный выдерживать температуру в +250°С. Он полностью исключает протечку жидкости между корпусными деталями и уплотнителями даже при высокотемпературных режимах эксплуатации. Каждый из уровней герметичности обеспечивает в результате целостную защиту водяного насоса FENOX и гарантирует исключительно высокую герметичность изделия.

 

 Помимо этого в конструкции каждого насоса используются:

 

- Усиленные скоростные подшипники пятого поколения HBR-5, выдерживающие высокие динамические и статические нагрузки, а так же обеспечивающие бесшумность работы гидравлического узла.

- Система подбора материалов и комплектующих An-T-Shock, обеспечивающая защиту от эффекта термошока при резких изменениях температуры.

- Мультилопастная крыльчатка с системой реверсивных лопаток (Multi Blade Rotor System), увеличивающая производительность насоса на повышенных оборотах двигателя и устраняющая повышенное давление на уплотнительный узел. Материал крыльчатки в зависимости от модификации насоса может быть пластиковыми, чугунным или штампосварным.

Помимо автомобилей ВАЗ, компания Fenox производит насосы ОЖ для автомобилей ИЖ, АЗЛК, ГАЗ, УАЗ, DAEWOO, Renault, Ford, Hyundai.

 

Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала "Автобизнес. Спецтехника и грузовые автомобили" 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Обзор рынка радиаторов

Радиаторы называют хладнокровными напарниками моторов, поскольку на них лежит ...

24 дек 2015 в 21:04

Подробнее >
Photo

Диагностика? Дистанционно!

Представляете, автомобиль движется по дороге, а все данные о работе его систем в...

8 окт 2015 в 20:59

Подробнее >
Photo

Мотор для локализации

Существенно повлиять на развитие автокомпонентной отрасли поможет локализация...

8 окт 2015 в 20:34

Подробнее >