+79139857900

Портрет сибирского автосервиса

12 октября 2011 в 07:13

Обычно, в исследованиях, посвященных рынку автосервисных услуг, принято оценивать объемы рынка в денежном вырадении – то есть, на какую сумму было произведено услуг в конкретный период времени, и какие из услуг оказались наиболее востребованными. Мы же поставили перед собой немного другую задачу. Мы представляем вашему вниманию первое исследование структуры рынка автосервисов в Сибири.

 

Под словом структура в данном случае, подразумевается качественная оценка состояния СТО в сибирских городах. Какое количество авторемонтных предприятий работает в крупных городах Сибири? Какова доля крупных, средних и мелких предприятий. Какие услуги по ремонту автомобилей наиболее широко представлены на рынке? Каков уровень дополнительного сервиса дл клиентов? На все эти вопросы наших аналитиков ответили мастера-приемщики 150 станций технического обслуживания в городах Новосибирск, Новокузнецк, Омск, Томск, Барнаул. Это около 10% рынка. Данную выборку мы считаем вполне репрезентативной, чтобы говорить о достоверности изложенных в этом исследовании данных.

 

Начнем с объема рынка (см. диаграмму №1). Это единственный пункт нашего исследования, в котором мы были вынуждены опираться на данные третьей стороны, а именно сервиса maps.yandex.ru. Итак, по данным он-лайн сервиса «Адреса и организации» поисковой системы Яндекс, на территории шести крупнейших городов Западной Сибири зарегистрировано свыше 1840 предприятий, оказывающих автосервисные услуги. Наибольшее количество, как и следовало ожидать, располагается в Новосибирске. Лидирует Новосибирск с огромным отрывом – 706 автосервисов. На втором месте – Омск. Здесь зарегистрирован 361 автосервис. Замыкает тройку лидеров Барнаул, в котором по данным Яндекса работает 267 предприятий, занимающихся ремонтом автомобилей. Стоит отметить, что столь высокий численный перевес Новосибирска следует воспринимать с некоторыми поправками на то, что Новосибирск всегда был более развит в плане интернетизации от своих ближайших соседей. Поэтому вполне возможно, что новосибирские станции технического обслуживания, просто в более массовом порядке решили зарегистрировать свои адреса в крупнейшей поисковой системе Рунета. Впрочем, если мы посмотрим на данные, которые предоставляет геоинформационная система ДубльГИС, то увидим, что соотношение количества автосервисов в городах Сибири здесь примерно такое же, только количество зарегистрированных предприятий в ДубльГИС существенно отличается от кол-ва, которое показывает Yandex в меньшую сторону. Именно поэтому мы и взяли за основу данные поисковой системы Yandex.

 

Свыше половины станций технического обслуживания, опрошенных нашим аналитическим отделом, относятся к СТО средних размеров, с количеством постов общего ремонта от 5 до 8. Это наиболее массовая категория независимых автосервисов. Около трети предприятий можно отнести к малым, с количеством постов – не более 3. Число крупных автосервисов в Сибири пока невелико – не более 11%. (см. диаграмму №2).

26% сибирских станций технического обслуживания встречают своих клиентов на линии активной приёмки (см. диаграмму №3). Этот показатель за последние годы существенно вырос, однако уровень технической оснащенности данных линий по-прежнему оставляет желать лучшего. Как правило, он состоит из люфт-детектора, с помощью которого мастер-приемщик раскачивает подвеску. В некоторых случаях автомобиль также проверяется рефрактометром на состояние основных рабочих технических жидкостей. Проверку увода колес, состояния тормозной системы и амортизаторов выполняют лишь единицы. У большинства же станций нет такой технической возможности.

 

Ещё меньшее количество станций технического обслуживания имеет в своей структуре токарные посты для расточки блока цилиндров, фрезеровки и хонингования (см. диаграмму №4). Четвертая диаграмма наглядно говорит о том, что традиции капитального ремонта агрегатов в России уходят в прошлое. Капремонт двигателей иномарок в нынешних условиях низкорентабелен. Он не пользуется спросом у автолюбителей из-за длительных сроков ожидания запасных частей и высокой стоимости ремонта. Ну а автосервисы также не сильно стремятся продвигать данную услугу, из-за того, что она сопряжена с высокими рисками  требует высочайшей квалификации от мастеров. Как результат – лишь 9% станций выполняют услуги по расточке двигателей и ремонту головок блока цилиндров. Все остальные ограничиваются мелкосрочным ремонтом и заменой поршневых колец, либо заказывают токарные работы у посторонних подрядчиков.

А вот высокие сезонные заработки на смене шин интересуют гораздо большее количество автопредпринимателей. Согласно нашему опросу 47% СТО оборудованы шиномонтажным постом (см. диаграмму №5). Подавляющее большинство из них признались, что ремонтом шин не занимаются и шиномонтажные станки у них реально работают лишь по 2-3 месяца в году в сезон массовой смены шин.

 

Одним из наиболее рентабельных видов автомобильного ремонта считается ремонт кузова и покраска автомобилей. Однако, создание полноценного центра по ремонту автомобильных кузовов требует довольно значительных инвестиций. Для этого требуются и значительные вложения в оборудование и наличие довольно больших ремонтных площадей. При этом конкуренция между крупными ремонтными центрами и «гаражниками» в этом сегменте автосервисного рынка  сегодня крайне высока. Во многим, из за этого услуги по ремонту и покраске кузова предлагают ли 46% СТО, опрошенных нашими специалистами (см. диаграмму №6).

 

53% сибирских автосервисов  в настоящее время оборудованы постами по регулировке углов установки колес (см. диаграмму №7). В настоящий момент, это направление одно из самых быстрорастущих в регионе. По свидетельству продавцов автосервисного оборудования, практически каждая вновь создаваемая СТО в регионе, комплектуется стендом по регулировке «развал-схождения». Дело в том, что качество дорог в Сибири по-прежнему оставляет желать лучшего, поэтому потребность в настройке углов установки колес возникает довольно часто. Кроме того, как известно «развал-сождение» необходимо регулировать после любого ремонта системы рулевого управления.

 

Ещё большим спросом пользуются услуги связанные с ремонтом и диагностикой электрической и электронной систем автомобиля. Так, пост компьютерной диагностики двигателя имеется на 77% станций техобслуживания (см. диаграмму №8). А услуги по ремонту электрооборудования предлагают 90% автосервисов (см. диаграмму №9).

 

Вопрос со снабжением авторемонтного предприятия автозапчастями решается по-разному. Ещё 3-4 года назад, подавляющее большинство СТО в принципе не беспокоилось по поводу подбора запасных частей для ремонта. Эта проблема лежала на плечах клиента, который был вынужден обзванивать автомагазины и бегать по городу в поисках нужной детали. Рост конкуренции на рынке автоуслуг  вынудил наиболее дальновидных участников рынка создавать собственные склады запасных частей и расходных материалов. В свою очередь, усиление конкурентной борьбы между оптовыми поставщиками автокомпонентов, привело к созданию на рынке Сибири оперативных служб доставки запасных частей станциям технического обслуживания. Сегодня у менеджеров автосервиса в любой крупном городе Сибири уже нет никакой необходимости формировать долгосрочные запасы автодеталей, или часами висеть на телефоне в попытке заказать необходимую запчасть. В их распоряжении – виртуальные каталоги большинства крупных поставщиков, по которым легко можно подобрать даже самые маловостребованные запчасти.

Несмотря на столь широкие возможности, 12% респондентов по-прежнему используют в своей работе только запчасти клиентов. У 64% автосервисов имеются собственные склады запчастей и 24% - пользуются услугами служб доставки (см. диаграмму №10).

 

Последний раздел нашего исследования был посвящен теме дополнительных услуг для клиента. Мы поинтересовались у наших респондентов: предлагают ли они своим клиентам услугу технологической мойки автомобиля и имеется ли у них отдельная зона отдыха для клиентов. Ответы на эти вопросы оказались полярными. На первый вопрос утвердительно ответило 32% респондентов, а на второй – 74%. Получается, что о чистоте  в собственной ремзоне, владельцы автосервисов беспокоятся гораздо меньше, чем о комфорте своих клиентов.

Итак, портрет среднестатистического независимого автосервиса в Сибири выглядит примерно так. Количество постов общего ремонта – от 5 до 8. Станция предлагает услуги мелокосрочного ремонта подвески и двигателя, а также весь спектр услуг по регламентному ТО. Помимо этого, в структуру СТО входит пост регулировки «развал-схождения», пост компьютерной диагностики. Автосервис имеет собственный оперативный склад запасных частей, либо пользуется услугами служб доставки. Всё остальное – это уже «дополнительные опции»

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Искусственный интеллект LAUNCH на службе у автодиагностов

Как мы уже упоминали в предыдущем номере, компания LAUNCH анонсировала свое...

26 июн 2017 в 21:13

Подробнее >
Photo

Портрет сибирской автомойки

Обзор автомоечного рынка в Сибири мы решили сделать далеко не в самый...

12 окт 2011 в 09:35

Подробнее >
Photo

Воздушные силы

В последние годы роль сжатого воздуха на автосервисе существенно возросла....

11 окт 2011 в 10:44

Подробнее >