Обычно, в исследованиях, посвященных рынку автосервисных услуг, принято оценивать объемы рынка в денежном вырадении – то есть, на какую сумму было произведено услуг в конкретный период времени, и какие из услуг оказались наиболее востребованными. Мы же поставили перед собой немного другую задачу. Мы представляем вашему вниманию первое исследование структуры рынка автосервисов в Сибири.
Под словом структура в данном случае, подразумевается качественная оценка состояния СТО в сибирских городах. Какое количество авторемонтных предприятий работает в крупных городах Сибири? Какова доля крупных, средних и мелких предприятий. Какие услуги по ремонту автомобилей наиболее широко представлены на рынке? Каков уровень дополнительного сервиса дл клиентов? На все эти вопросы наших аналитиков ответили мастера-приемщики 150 станций технического обслуживания в городах Новосибирск, Новокузнецк, Омск, Томск, Барнаул. Это около 10% рынка. Данную выборку мы считаем вполне репрезентативной, чтобы говорить о достоверности изложенных в этом исследовании данных.
Начнем с объема рынка (см. диаграмму №1). Это единственный пункт нашего исследования, в котором мы были вынуждены опираться на данные третьей стороны, а именно сервиса maps.yandex.ru. Итак, по данным он-лайн сервиса «Адреса и организации» поисковой системы Яндекс, на территории шести крупнейших городов Западной Сибири зарегистрировано свыше 1840 предприятий, оказывающих автосервисные услуги. Наибольшее количество, как и следовало ожидать, располагается в Новосибирске. Лидирует Новосибирск с огромным отрывом – 706 автосервисов. На втором месте – Омск. Здесь зарегистрирован 361 автосервис. Замыкает тройку лидеров Барнаул, в котором по данным Яндекса работает 267 предприятий, занимающихся ремонтом автомобилей. Стоит отметить, что столь высокий численный перевес Новосибирска следует воспринимать с некоторыми поправками на то, что Новосибирск всегда был более развит в плане интернетизации от своих ближайших соседей. Поэтому вполне возможно, что новосибирские станции технического обслуживания, просто в более массовом порядке решили зарегистрировать свои адреса в крупнейшей поисковой системе Рунета. Впрочем, если мы посмотрим на данные, которые предоставляет геоинформационная система ДубльГИС, то увидим, что соотношение количества автосервисов в городах Сибири здесь примерно такое же, только количество зарегистрированных предприятий в ДубльГИС существенно отличается от кол-ва, которое показывает Yandex в меньшую сторону. Именно поэтому мы и взяли за основу данные поисковой системы Yandex.
Свыше половины станций технического обслуживания, опрошенных нашим аналитическим отделом, относятся к СТО средних размеров, с количеством постов общего ремонта от 5 до 8. Это наиболее массовая категория независимых автосервисов. Около трети предприятий можно отнести к малым, с количеством постов – не более 3. Число крупных автосервисов в Сибири пока невелико – не более 11%. (см. диаграмму №2).
26% сибирских станций технического обслуживания встречают своих клиентов на линии активной приёмки (см. диаграмму №3). Этот показатель за последние годы существенно вырос, однако уровень технической оснащенности данных линий по-прежнему оставляет желать лучшего. Как правило, он состоит из люфт-детектора, с помощью которого мастер-приемщик раскачивает подвеску. В некоторых случаях автомобиль также проверяется рефрактометром на состояние основных рабочих технических жидкостей. Проверку увода колес, состояния тормозной системы и амортизаторов выполняют лишь единицы. У большинства же станций нет такой технической возможности.
Ещё меньшее количество станций технического обслуживания имеет в своей структуре токарные посты для расточки блока цилиндров, фрезеровки и хонингования (см. диаграмму №4). Четвертая диаграмма наглядно говорит о том, что традиции капитального ремонта агрегатов в России уходят в прошлое. Капремонт двигателей иномарок в нынешних условиях низкорентабелен. Он не пользуется спросом у автолюбителей из-за длительных сроков ожидания запасных частей и высокой стоимости ремонта. Ну а автосервисы также не сильно стремятся продвигать данную услугу, из-за того, что она сопряжена с высокими рисками требует высочайшей квалификации от мастеров. Как результат – лишь 9% станций выполняют услуги по расточке двигателей и ремонту головок блока цилиндров. Все остальные ограничиваются мелкосрочным ремонтом и заменой поршневых колец, либо заказывают токарные работы у посторонних подрядчиков.
А вот высокие сезонные заработки на смене шин интересуют гораздо большее количество автопредпринимателей. Согласно нашему опросу 47% СТО оборудованы шиномонтажным постом (см. диаграмму №5). Подавляющее большинство из них признались, что ремонтом шин не занимаются и шиномонтажные станки у них реально работают лишь по 2-3 месяца в году в сезон массовой смены шин.
Одним из наиболее рентабельных видов автомобильного ремонта считается ремонт кузова и покраска автомобилей. Однако, создание полноценного центра по ремонту автомобильных кузовов требует довольно значительных инвестиций. Для этого требуются и значительные вложения в оборудование и наличие довольно больших ремонтных площадей. При этом конкуренция между крупными ремонтными центрами и «гаражниками» в этом сегменте автосервисного рынка сегодня крайне высока. Во многим, из за этого услуги по ремонту и покраске кузова предлагают ли 46% СТО, опрошенных нашими специалистами (см. диаграмму №6).
53% сибирских автосервисов в настоящее время оборудованы постами по регулировке углов установки колес (см. диаграмму №7). В настоящий момент, это направление одно из самых быстрорастущих в регионе. По свидетельству продавцов автосервисного оборудования, практически каждая вновь создаваемая СТО в регионе, комплектуется стендом по регулировке «развал-схождения». Дело в том, что качество дорог в Сибири по-прежнему оставляет желать лучшего, поэтому потребность в настройке углов установки колес возникает довольно часто. Кроме того, как известно «развал-сождение» необходимо регулировать после любого ремонта системы рулевого управления.
Ещё большим спросом пользуются услуги связанные с ремонтом и диагностикой электрической и электронной систем автомобиля. Так, пост компьютерной диагностики двигателя имеется на 77% станций техобслуживания (см. диаграмму №8). А услуги по ремонту электрооборудования предлагают 90% автосервисов (см. диаграмму №9).
Вопрос со снабжением авторемонтного предприятия автозапчастями решается по-разному. Ещё 3-4 года назад, подавляющее большинство СТО в принципе не беспокоилось по поводу подбора запасных частей для ремонта. Эта проблема лежала на плечах клиента, который был вынужден обзванивать автомагазины и бегать по городу в поисках нужной детали. Рост конкуренции на рынке автоуслуг вынудил наиболее дальновидных участников рынка создавать собственные склады запасных частей и расходных материалов. В свою очередь, усиление конкурентной борьбы между оптовыми поставщиками автокомпонентов, привело к созданию на рынке Сибири оперативных служб доставки запасных частей станциям технического обслуживания. Сегодня у менеджеров автосервиса в любой крупном городе Сибири уже нет никакой необходимости формировать долгосрочные запасы автодеталей, или часами висеть на телефоне в попытке заказать необходимую запчасть. В их распоряжении – виртуальные каталоги большинства крупных поставщиков, по которым легко можно подобрать даже самые маловостребованные запчасти.
Несмотря на столь широкие возможности, 12% респондентов по-прежнему используют в своей работе только запчасти клиентов. У 64% автосервисов имеются собственные склады запчастей и 24% - пользуются услугами служб доставки (см. диаграмму №10).
Последний раздел нашего исследования был посвящен теме дополнительных услуг для клиента. Мы поинтересовались у наших респондентов: предлагают ли они своим клиентам услугу технологической мойки автомобиля и имеется ли у них отдельная зона отдыха для клиентов. Ответы на эти вопросы оказались полярными. На первый вопрос утвердительно ответило 32% респондентов, а на второй – 74%. Получается, что о чистоте в собственной ремзоне, владельцы автосервисов беспокоятся гораздо меньше, чем о комфорте своих клиентов.
Итак, портрет среднестатистического независимого автосервиса в Сибири выглядит примерно так. Количество постов общего ремонта – от 5 до 8. Станция предлагает услуги мелокосрочного ремонта подвески и двигателя, а также весь спектр услуг по регламентному ТО. Помимо этого, в структуру СТО входит пост регулировки «развал-схождения», пост компьютерной диагностики. Автосервис имеет собственный оперативный склад запасных частей, либо пользуется услугами служб доставки. Всё остальное – это уже «дополнительные опции»