+79139857900

Производство автомобилей: модернизация на разных дистанциях

26 октября 2012 в 12:37

Организатором мероприятия выступила деловая газета «Ведомости», что априори предвещало интересный состав участников. И эти ожидания не были обмануты. В президиуме находились ведущие топ-менеджеры российского производства автомобилей, чиновники Минпромторга РФ, топы ведущих зарубежных автоконцернов и консалтинговых агентств.

 

Как выяснилось в ходе выступлений и последовавших дискуссий, а также кулуарных разговоров, пока Российская Федерация выступает в роли догоняющего, со всеми «прелестями и издержками»  бурно растущей автомобилизации. Эту мысль провел Стенли Рут, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли консалтинговой компании Pricewaterhouse Cooper (PwC). Сейчас на долю четырех стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) приходится 32% мирового автомобильного рынка, а к 2016 году их доля вырастет до 40%. Доля развитых стран, таких как Япония и ФРГ, наоборот, понизится. Согласно прогнозам PwC, в ближайшее время в мировом автомобилестроении будет доминировать тенденция резкого увеличения производства автомобилей с меньшим по объему, но более эффективным двигателем. Ожидается рост производства автомобилей, оснащенных ДВС объемом до 1000 куб.см (+75%), а объемом 1000-1600 куб. см (+45%). Не вырастут объемы выпуска автомобилей с двигателями свыше 3 литров.

 

Стенли Рут определил тренд для России:

 

«Дизельная революция стала определяющей в развитии европейского рынка последних 10 лет, - заключил докладчик из PwC. – Высокий спрос был обеспечен жесткой политикой ЕС по охране окружающей среды, более высокой ценой на бензин, сознательностью населения и высоким качеством топлива».

 

Сейчас доля производства дизельных легковых автомобилей в РФ не превышает 5%. Напротив, в Евросоюзе 52% всех автомобилей имеют дизельные двигатели. Бензиновые и дизельные автомобили по-прежнему доминируют на рынке, но в перспективе начнется снижение их доли. Они будут уступать место гибридам и электромобилям. Как оказалось, доклад Стенли Рута задал направление дискуссии конференции. С одной стороны, увеличение топливной эффективности, снижение стоимости обслуживания автомобиля и сокращение негативного влияния на окружающую среду станут главными стимулами для автомобильного технологического развития. А государству отведена роль в регулировании цен на нефть, введению ограничений на выбросы и проведении налогово-субсидиарной политики в отношении производителей автомобилей и автовладельцев.

 

 

Поддержка автопрома

 

Правда, как выяснилось в ходе конференции, не только вышеприведенные вопросы осуществления модернизационной политики находятся в ведении российского правительства. Оно на данном этапе создает условия для резкого догоняющего рывка отечественного производства автомобилей, в качестве которого теперь уже следует понимать не только  автомобильные заводы, выпускающие отечественные бренды, но и зарубежные автоконцерны, наладившие в России промышленную сборку с высокой степенью локализации.

 

От правительства Российской Федерации с изложением государственной политики  инновационного развития автопрома докладывал Тимур Микая, директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга РФ. Он отметил, что российский авторынок по объемам продаж является вторым в Европе после немецкого и четвертым в мире. Правительство выполняет стратегическую задачу – к 2020 году до 80% всех продаваемых автомобилей в стране должно производиться на территории РФ. Одновременно средний уровень добавленной стоимости, созданной в России, должен быть не менее 50%. Для этого предполагается повысить уровень локализации российских и иностранных автопроизводителей при радикальной реструктуризации производства автокомпонентов. Расшифровал эту мудреную фразу чиновника следующий докладчик – Алексей Пахоменко, руководитель ОЭЗ «Тольятти», филиала «Особые экономические зоны» в Самарской области. Принято решение, что в 2-х км от Автограда в Тольятти создается особая экономическая зона, где на площади в 660 га пропишутся ведущие мировые производители автокомпонентов. Для создания благоприятного инвестиционного климата правительственным решением снижены пошлины до 0% на ввоз оборудования зарубежного производства, широко применяется система налоговых льгот, в том числе налог на прибыль составит всего 2%. Немаловажен и факт бесплатного подключения к инженерной инфраструктуре строящихся объектов. Уже сейчас в чистом поле растут корпуса будущих автокомпонентных производств. Интенсивно проводятся переговоры с ведущими мировыми компаниями, такими как Bosch, Federal Mogul, Honda, Hitachi, Eaton, Gestamp и многими другими.

 

Однако по масштабам задач по глубокой коренной перестройки отечественного автомобильного гиганта,  никто в России с ним не сравнится. Стратегию инновационного развития компании «АВТОВАЗ» представил ее генеральный директор Игорь Комаров. После его эмоционального выступления, наверняка, ни у кого из присутствующих не осталось сомнения, что отечественный гигант в конце концов «встанет с колен» и покажет еще не раскрытый потенциал. В союзе с Альянсом Renault-Nissan наше отечественное производство автомобилей находится лишь  «в начале славных дел». Доклад так и назывался: «Индустриальный монстр в постиндустриальной эпохе».

 

Еще несколько лет назад совокупность проблем АвтоВАЗа можно было обозначить как  критическое отставание от изменившейся реальности. Отечественному заводу нужно было срочно догонять мировой уровень автомобильного производства. Игорь Комаров сформулировал цель работы менеджмента АвтоВАЗа:

 

«Трансформация предприятия из индустриального монстра ХХ века в современную высокотехнологичную и успешную компанию».

 

Масштабные задачи отчественного автопроизводителя 

Она будет стабильно и успешно функционировать и входить в глобальный Альянс как равноправный партнер. Для этого нужна не только технологическая модернизация, но и изменение технологий, трудовой этики, преобразование поставщиков, сервисной сети, укрепление репутации и повышение качества производимого продукта. Когда Комаров озвучил эти задачи, некоторые из слушателей покачали головами: наверняка они не верили в выполнение всего намеченного.  Отечественная компания стремительно изменяется, и уже вместо устаревшей системы разработки продукта внедрены методики Альянса по сокращению сроков с 64 до 39 месяцев. Продукт разрабатывается на современном программном комплексе с использованием цифрового моделирования. В производственном секторе созданы новые гибкие мощности. Определены повышенные требования к поставщикам автокомпонентов: качество, технологичность, финансовая устойчивость, конкурентоспособность. Ведется работа по улучшению деятельности дилерской сети и послепродажного обслуживания автомобилей. Меняется и работа топ-менеджмента компании – идет переход на проектные принципы управления. Повышается производительность труда: при росте выпуска автомобилей численность персонала снижена со 109 до 67 тыс. сотрудников. По основным направлениям (производство, двигатели, инжиниринг и т.п.) созданы совместные управляющие комитеты с представителями Альянса. И самое главное, в ближайшей перспективе уйдет в историю устаревший модельный ряд. Впрочем, уже 17 сентября прекращен выпуск заднеприводной классики, которая с некоторыми изменениями продержалась на вазовском конвейере 46 лет. Игорь Комаров похвалился, что успешно выведены на рынок две модели: Lada Largus и Lada Granta. Выпуск других новинок не за горами, поскольку АвтоВАЗ стал мультибрендовым производителем.

 

Аналогичные коренные преобразования ждут и ГАЗ, об этом рассказал на конференции Бу Андерсон, президент Группы ГАЗ. Интересен опыт так называемой контрактной сборки. Совместно с немецким Volkswagen на Горьковском автозаводе на мощностях легкового производства в 2013 году будет развернут выпуск Skoda Octavia, Skoda Yeti, Volkswagen Jetta.

 

Продуктивность партнерства с Группой ГАЗ подтвердил Маркус Озегович, генеральный директор Volkswagen Group Rus, озвучивший инвестиционный план компании в России объемом $1 млрд. Помимо совместных инвестиций в ГАЗ, Volkswagen намерен построить в Калуге моторный завод стоимостью 150 млн евро, где развернет выпуск бензиновых двигателей EA211 объемом 1,6 л. Будут увеличены и мощности калужского завода концерна - до 225 000 автомобилей в год.

 

 

Зарубежные автопроизводители ставят на электричество

 

Иностранные представители озвучили на конференции главную тему, над которой работает мировой автопром: как сделать автомобиль более дружественным к окружающей среде.

 

«Будущее будет «зеленым», - заявил с трибуны форума Петер Кроншнабель, президент BMW Group Россия. - В 1995 году наши автомобили выбрасывали в среднем 210 граммов углекислого газа на километр пробега. С того времени выбросы сокращены на 30%, и сегодня эта цифра составляет 145 г на километр. Чтобы добиться такого результата, баварским гигантом было инвестировано 1,2 млрд евро в новейшие разработки. Правительство США ужесточает требования к объемам выбросов в атмосферу. Еврокомиссия принимает аналогичные меры – в 2020 году норма выброса 95 граммов. Экологическая мобильность должна идти рука об руку с экологичным производственным циклом, использованием новых материалов и инновационными услугами в сфере мобильности горожан. Будущее будет электронным», - заключил представитель баварского концерна.

 

Вице-президент по стратегическому планированию и партнерству Renault  в России Максим Бонито рассказал, почему французская компания начала производство электрических автомобилей. После проведенных исследований выяснилось, что 87% автомобилистов проезжают в день менее 60 км. Лишь у оставшихся 13% пробег более 60 км. Это идеальное условие для создания индустрии электромобилей. Модельный ряд альянса Renault-Nissan может включать 10 моделей с нулевым выбросом (Zero Emission). Серийные Renault Fluens ZE, Renault Kangoo ZE уже можно встретить на дорогах Европы. Максим Бонито предложил АвтоВАЗу подумать о модели с нулевым выбросом в рамках Альянса.

 

Сегодня производство электрических автомобилей обходится дороже, чем обычных авто с ДВС. Но субсидии государства, в рамках проведения госполитики по экологизации транспорта, помогут снизить ценовую планку.

 

Второе препятствие на пути широкой электромобилизации общества – это создание сети зарядных станций. Об этой проблеме говорил Хасимоту Тору из компании Mitsubishi Motors. Японцы уже продают свой электромобиль Mitsubishi MiEV, они получают призы престижных выставок, но главным препятствием его широкого использования является слабо развитая инфраструктура заправок и сервисного обслуживания.

 

Вот в таких двух измерениях живут мировые лидеры и российский автопром. У каждого свои инновационные задачи и цели.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Рынок автосервиса: накануне важных перемен

Как рынок автосервисных услуг реагирует на кризис 2022 года на российском...

15 май 2023 в 09:02

Подробнее >
Photo

Время новых лидеров

Эффективные маркетинговые инструменты от компании БАЗА ГРУПП

25 авг 2022 в 10:31

Подробнее >
Photo

Путь на Autopromtech 2022

Организаторы 29-й международной биеннале автомобильного оборудования и товаров...

26 фев 2022 в 15:27

Подробнее >