На сегодняшний день насыщенность рынка импортной спецтехники такими важными расходными материалами как фильтры можно назвать вполне достаточной. Ведущие мировые и российские производители закрывают практически все 100% парка импортной спецтехники в России. Вместе с тем приходится признать, что формирование полноценного цивилизованного рынка расходных материалов для тяжелой спецтехники в Сибири только начинается.
Рынок еще не сложился
Формирование сибирского рынка фильтров для строительной и карьерной техники началось не так уж давно. Впрочем, и парк этой техники до последних лет был небольшим. Максимальный прирост физических единиц техники пришелся на 2005-2008 годы. На волне экономических успехов стали появляться компании, ориентированные исключительно на продажу расходных материалов для спецтехники и промышленного оборудования. Однако полноценного рынка в этом сегменте у нас пока так и не появилось. Если сравнить Сибирский федеральный округ с другими округами – Центральным, Приволжским или даже Южным, то можно увидеть, что там уже давно сформировалась инфраструктура обеспечения потребителей тяжелой техники всеми необходимыми расходными материалами, в том числе и фильтрами. В нашем же регине компании, занимающиеся исключительно фильтрами, – это большая редкость. Поставками расходных материалов у нас занимаются компании, совмещающие в своей деятельности поставку запчастей, масел, расходных материалов и оказывающие услуги сервиса. Впрочем, в нынешних условиях именно такие компании оказались более жизнеспособными.
На первый взгляд, этот тезис кажется спорным. Прирост парка техники в последние годы был значительным, а по площади СФО занимает почти 30% территории страны. На деле же не все так просто. Действительно, Сибирский федеральный округ – это треть территории России. Но большая часть этой территории не освоена. Более-менее окультуренной является территория вокруг Транс-Сиба. Поэтому в общем объеме российской промышленности наш округ занимает не более 12-13%. И по объему эксплуатируемого парка мы пока значительно уступаем европейской части страны. Тем не менее, по словам Сергея Семенова, доля Сибири в общероссийском парке спецтехники активно наращивается. Хотя последние реалии рынка существенно затормозили этот процесс. Спад строительной отрасли и застой в добывающей промышленности уменьшили спрос на фильтры в целом. Многие потребители стали отказываться от дорогой продукции и переходить на более дешевые модели фильтров.
Потребности рынка
Несмотря на все экономические невзгоды, жизнь продолжается. А значит, сохраняется и потребность в фильтрах, пусть и не такая острая, как два года назад. По словам Сергея Семенова, основные потребители фильтров сегодня – это предприятия добывающей промышленности, транспортные компании и дорожные строители. Впрочем, по мнению руководителя отдела продаж ООО «Таймень» (Новосибирск) Вячеслава Сибирцева, в этот перечень нужно включить и сельхозтехнику. Большой объем фильтров потребляет карьерная техника, поскольку условия её работы способствуют быстрому загрязнению фильтров, причем не только воздушных, но и масляных, гидравлических и так далее. Сегмент коммерческого транспорта является самым массовым, соответственно, даже при увеличенном интервале смены расходных материалов он так же потребляет большую долю фильтров. А вот сельскохозяйственное направление сегодня только формируется. Дело в том, что дорогие импортные машины начали появляться в этом сегменте буквально в последние год-два; что же касается изношенных российских тракторов и комбайнов, то этот парк техники продавцам фильтров менее интересен, поскольку расходники там меняются крайне нерегулярно.
Сложнее сказать, на какие конкретно позиции спрос наиболее высок. Здесь мнения специалистов разошлись. Коммерческий директор компании Oil City (Новосибирск) Владимир Бакаев считает, что наибольшим спросом пользуются комплекты фильтров для подержанной японской спецтехники. Вячеслав Сибирцев утверждает, что наибольший объем продаж сейчас дают европейские экскаваторы и мини-погрузчики.
В целом можно сказать, что сегодня весь парк спецтехники обеспечен разными типами фильтров. Исключением являются фильтры для новых моделей, выпущенных в 2008-2009 годах: для них фильтров иной раз не хватает. А по старым моделям, которые уже давно присутствуют на рынке, потребность удовлетворяется полностью на все 100%. Как правило, насыщение рынка новыми фильтрами для новых моделей происходит примерно через год после того, как они появились в России. Впрочем, как заметил Вячеслав Сибирцев, многое зависит от востребованности техники: если ее раскупают массово, дубликатные фильтры появятся гораздо быстрее, а если техника выпускалась ограниченной партией, то их можно и вовсе не встретить на нашем рынке. В этом случае приходится заказывать их непосредственно у производителя.
Отдельно следует рассматривать китайский сегмент, который пока еще сам находится в стадии формирования. Здесь постоянно появляются новые производители, меняются артикулы, что сильно затрудняет подбор аналогов. В последние годы многие мировые производители фильтров начали открывать свои заводы в Китае, поставляя продукцию на конвейер. Это значительно улучшило качество китайских «оригинальных фильтров». Но в розничную продажу эти фильтры не поступают, так что их приходится заказывать отдельно.
Основные производители
Основных производителей на рынке фильтров для спецтехники не так уж много. Тех, кто определяет ситуацию, – еще меньше.
Из российских производителей можно отметить «Невский фильтр» и «Ливны», но в их ассортименте продукция для спецтехники явно не на первом месте. К сожалению, очень сложно рассчитать долю каждого производителя. Тем не менее, Сергей Семенов оценил положение следующим образом:
Следом, по мнению Сергея Семенова, идет так называемая, «большая тройка»: Donaldson, Fleetguard и Mann&Hummel.
К этой тройке европейско-американских производителей с полным основанием можно добавить индонезийскую корпорацию «ADR Group», которая выпускает фильтры Sakura. Совокупно эти производители занимают порядка 20% нашего рынка. О достоинствах их продукции, пожалуй, не стоит и говорить – надежность фильтров этих производителей не вызывает сомнений. Наиболее прочные позиции на российском рынке занимает Donaldson. Отличную репутацию имеет и единственный азиатский производитель такого класса - «ADR Group». Они представляют воздушные, масляные, топливные, гидравлические высокого давления, вакуумные фильтры. Одним словом, широчайший ассортимент. Правда, информации по технологиям и материалам эти производители не предоставляют. Однако оборотной стороной высокого качества и зарубежного производства остается высокая цена, что не лучшим образом сказывается на продажах в период экономического кризиса. При этом цены на фильтры Sakura ниже, чем на аналогичную европейскую продукцию, что делает их конкурентоспособнее европейских собратьев. Впрочем, потеряв часть клиентов, фильтры «большой тройки» достаточно уверенно держат оставшуюся часть рынка. Можно прогнозировать, что после кризиса они постепенно вернут утраченные позиции.
Дубликат или оригинал?
Все это время мы говорили исключительно о дубликатных расходных материалах. Но может ли дубликатный фильтр заменить оригинальную продукцию? Специалисты считают, что такое вполне возможно. Более того, сам термин «дубликатная продукция» не совсем точно отражает ситуацию: зачастую и оригинальные, и дубликатные фильтры выходят из цехов одного и того же производителя.
Но если материалы, технологии и сборочные линии те же, то значит, и качество продукции вполне сопоставимо. По сути дела, единственное различие между оригинальными и дубликатными фильтрами заключается в упаковке. Одни идут под логотипом производителя техники, вторые фасуются под названием производителя фильтров. При этом оригинальные фильтры, по сути, не выигрывая ни по одному рабочему показателю, оказываются на 30-40%, а иногда и на 200% (!) дороже дубликатных. Однако следует учитывать, что как бы ни старались отдельные производители охватить своей продукцией абсолютно весь спектр спецтехники, пока еще это не удалось никому. Поэтому всегда будут существовать такие фильтры, которые иначе как в «оригинальной» упаковке не встречаются.