+79139857900

Разгрести дорожную проблему

3 апреля 2012 в 15:33

 

 

Автогрейдеры как особый вид спецтехники вряд ли можно назвать самым распространенным, но без него нельзя представить ни сферу дорожного строительства, ни другие виды ремонтно-строительных, благоустроительных и работ по содержанию дорог. Отечественный рынок автогрейдеров весьма красноречиво отражает динамику событий, происходящих в сфере дорожного строительства. В конце 70-х годов прошлого века в России ежегодно выпускалось порядка 6,5 тыс. автогрейдеров. К началу 90-х – почти вдвое меньше. Однако самые низкие показатели производства этой группы дорожных машин отмечены в первой половине нулевых годов, когда суммарный выпуск на четырех российских заводах – изготовителях автогрейдеров – «Брянском арсенале», челябинском ЧСДМ, орловском «Дормаше» и брянском «Ирмаше» – упал ниже отметки 1000 единиц в год. Сейчас отечественные производители вместе выпускают чуть более одной тысячи автогрейдеров в год, но одновременно значительно вырос импорт. Дорожная отрасль, постепенно выбирающаяся из кризисной ямы, стимулирует рост потребности в автогрейдерах. Еще одним серьезным стимулом для развития данного сегмента спецтехники стало принятие закона о федеральном и региональных дорожных фондах. Это позволит существенно увеличить финансирование отрасли, следовательно, подтолкнет развитие рынка.

«На сегодняшний день объемы продаж дорожной техники вышли на докризисный уровень, поэтому большая часть наших клиентов – дорожники. Растет в структуре наших заказчиков доля недропользователей, - говорит генеральный директор ЗАО «ГК АМПС» (Новосибирск) Евгений Медведев.  

Если для импортеров техники главной задачей на данном этапе является увеличение объема продаж автогрейдеров на рынке, то отечественным производителям приходится решать задачу всемерного повышения качества выпускаемой продукции.  

Автогрейдеры применяются для решения многих задач. Естественно, что подобная техника незаменима в дорожном строительстве – автогрейдеры снимают слой грунта, подготавливая место для укладки покрытия, а также разравнивают всевозможные насыпные дорожно-строительные материалы, грейдерят обочины построенной дороги. Помимо этого, автогрейдеры применяются для очистки дорог от снега и льда, а также для создания ровных откосов и насыпей грунта, очистки кюветов, разравнивания обочин и прочих операциях.  

«Автогрейдеры используются при строительстве дорог и их эксплуатации. Поэтому основными заказчиками автогрейдерной техники являются дорожно-строительные организации и дорожно-коммунальные службы города и области (закупаются посредством электронных аукционов). Помимо перечисленных организаций потребителями автогрейдеров являются различные карьеры, ГОКи, организации золотодобывающей промышленности, мостостроители, - отмечает Евгений Муштаков, коммерческий директор ООО «Детали техники» (г. Новосибирск).  

Применение автогрейдеров в технологических процессах угледобывающих предприятий также является стимулом для развития этого сегмента спецтехники, а угольные разрезы стали довольно важным потребителем автогрейдерной техники.  

«Учитывая широкий спектр применения автогрейдеров, их покупают для выполнения различных задач как строители, так и предприятия добывающей отрасли. Однако хочу отметить, что для обслуживания технологических трасс на угольных разрезах может работать не каждый автогрейдер. Здесь используется специальный карьерный класс автогрейдеров. Только машины, обладающие достаточными силовыми и тяговыми характеристиками, способны выровнять колею от карьерного самосвала, выбитую на породе», - добавляет Артем Жуков, директор дивизиона Сибирь, ООО «Универсал-Спецтехника» (г. Новосибирск).  

Летний характер дорожно-строительных работ накладывает отпечаток на продажи в течение всего года автогрейдерной техники. Поэтому еще одной особенностью функционирования рынка является сезонность продаж. Однако в последнее время воздействие этого фактора нивелируется.  

«Сезонность влияет все меньше на активность рынка. Во-первых, муниципальные закупки ведутся круглогодично (затишье в январе, феврале, марте), а во-вторых, все более и более наблюдается системность в закупках больших корпоративных клиентов, - отмечает Евгений Маштуков из ООО «Детали техники».  

С тенденцией к нивелированию в течение года продаж автогрейдерной техники соглашается и Артем Жуков из ООО «Универсал-Спецтехника»:  

«Безусловно, сезонность влияет на рынок спецтехники, связанной со строительством дорог, которые в основном строятся в теплое время года. Соответственно, пик продаж автогрейдеров по логике должен приходиться на весну и лето. Однако я не могу сказать, что продажи зимой резко отличаются от продаж летом. Думаю, это связано с финансированием на предприятиях».  

Кроме того, в Сибири и районах, где выпадает много снега, автогрейдер используется для расчистки дорог зимой.  


Рыночные реалии: отечественное и импортное

Восстановление после кризиса сегмента отечественных автогрейдеров происходило весьма высокими темпами. Этому сегменту была оказана помощь в лице государственных закупок и закупок муниципальными и дорожными предприятиями. Если в 2010 году выпуск отечественной спецтехники вырос на 70% по сравнению с предыдущим периодом, то в прошлом году, по данным издания «Строительная Техника и Технологии», выпуск возрос на 40%. Понятно, что без поддержки со стороны региональных бюджетов, таких высоких темпов роста можно было бы не получить. Осталось совсем немного и до докризисных объемов производства. Однако отметим, что отечественным лидером остается «Брянский Арсенал», который за 9 мес. 2011 года (по данным СТТ) выпустил 389 единиц спецтехники. На втором месте – орловский «Завод «Дормаш», который вдвое увеличил выпуск автогрейдеров (216 единиц), в сравнении с брянским предприятием (+12%) – это взрывной рост. Второе предприятие Группы ГАЗ – челябинский ЧСДМ также показал прибавку в производстве и выпустил 184 единицы техники. Брянский «Ирмаш» выпустил 15 автогрейдеров. Суммарно на отечественных заводах произведено за указанный период чуть более 700 единиц техники.  

«Орловское предприятие «Дормаш» более 57 лет производит всю линейку автогрейдеров, за исключением легких машин. ЗАО «Дормаш» является достаточно сильным конкурентом двум другим производителям автогрейдеров в России, - отмечает Евгений Муштаков из ООО «Детали техники».  

По данным одного из местных дилеров Группы ГАЗ, отечественные автогрейдеры имеют довольно прочные рыночные позиции в регионах Западной Сибири и Новосибирской области. Заказчиками отечественной техники на 50% являются бюджетные организации, 30% поставок приходится на дорожные и около 20% - на строительные компании. Распределение соотношения покупаемой техники, производимой на «Брянском арсенале» и ЧСДМ, примерно 70% на 30 %.  

Одновременно увеличивается импорт в страну автогрейдеров зарубежных марок. Объемы импорта превысили докризисный уровень. Знаменательно, что импортный сегмент растет более высокими темпами, чем отечественное производство. В докризисный период в импорте доминировала китайская марка XCMG. Теперь же главным действующим лицом в импортном сегменте стала американская марка John Deere. Этой компанией ввезено за 9 мес. прошлого года 84 машины, что в 4,6 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. А рыночная доля в импортном сегменте составила 25%. Объемы ввоза китайской марки XCMG выросли в 2,5 раза, а количество техники составило 64 единицы. Среди некитайских марок заметные доли рынка у шведского производителя Volvo и американского Caterpillar (13% и 10%, соответственно). Стоит отметить и специализированного производителя грейдеров из ФРГ – марка HBM, его доля небольшая – всего 4%.  

«В 2011 году автогрейдеры John Deere стали самыми продаваемыми в России среди абсолютно всех зарубежных производителей. По статистике ввоза, в 2011 году в Россию поступила 131 единица автогрейдеров John Deere. Это на 16 штук больше, чем привезли наши ближайшие конкуренты в сегменте премиум-класса Volvo и Caterpillar вместе взятые. На 19 единиц John Deere обошел и лидера продаж 2010 года - китайского производителя XCMG, - отметил Артем Жуков, директор дивизиона Сибирь компании «Универсал-Спецтехника».  

Китайские автогрейдеры занимают весьма значительную долю импорта. Помимо уже упомянутого XCMG весьма высока доля техники китайских производителей Dingsheng Tiangong, LiuGong. На другие китайские марки приходится 3% ввоза автогрейдеров. Таким образом, в импорте данной техники все же лидирует китайская техника с долей в 41%, на втором месте – американские бренды с суммарным результатом в 35%.

«На отечественном рынке автогрейдеров китайские производители с каждым годом укрепляют свои позиции. Отечественным дорожным строителям уже хорошо известны марки автогрейдеров XCMG, Tiangong, LiuGong и другие, - утверждает Виктор Ефременко, генеральный директор компании «Росспецтехника» (Новосибирск).  


Кто чем загребает

Главным рабочим органом грейдера является грейдерный отвал. Он расположен между передней осью и задними осями. Грейдерный отвал, параметры длины которого различны в зависимости от выполняемой работы, может совершенно по-разному располагаться между колесами. Помимо этого, отвал может быть выдвинут вправо или влево на значительное расстояние, а также при необходимости осуществлять свободное движение во всех плоскостях – как горизонтальной, так и вертикальной. Этим обуславливается определенная «универсальность» применения, которая характерна для автогрейдеров, и простота в перемещении спецтехники. Почти неограниченные возможности движения отвала обуславливаются сложной системой крепления.  

Задние колеса любого автогрейдера – ведущие. Передние – управляемые. Колесная схема оказывает существенное влияние на тяговое усилие и его планирующие способности. Колесная схема автогрейдера определяется формулой А-B-C, где А - число осей с управляемыми колесами; B - число осей с ведущими колесами; C - общее число осей.  

Колесная схема выпускаемых автогрейдеров — 1×2x3 и 1×3x3, т. е. трехосные автогрейдеры с 2 или 3 ведущими осями. У всех автогрейдеров передние колеса управляемые. Автогрейдеры класса 100 и 160 оборудуют двумя задними ведущими осями, а в тяжелом классе - всеми тремя.  

При выборе автогрейдера предприятия дорожной отрасли ориентируются на ряд показателей. Среди них и такие как мощность, надежность, тяговое усилие.«Особенностью эксплуатации автогрейдеров строительно-дорожными организациями является, прежде всего, удаленное местонахождение от сервисных центров по обслуживанию строительно-дорожных машин и, естественно, более тяжелые условия эксплуатации, по сравнению с коммунальными службами, - отмечает Евгений Муштаков. - Эти два фактора являются решающими при выборе наших машин, которые достаточно надежны и неприхотливы в эксплуатации, а установка импортных и отечественных комплектующих высокого качества, в частности двигателей ЯМЗ и Deutz, трансмиссий ZF и немецких балансирных тележек только убеждает клиентов в качестве орловских машин».  

Орловский завод ЗАО «Дормаш» выпускает грейдеры ДЗ-122 и ДЗ-298. Как и на всех отечественных грейдерах, использована рычажная система управления рабочим оборудованием. Для обеих моделей предусмотрены модификации для различных отраслей экономики. Завод работает над конструкцией, над перспективными моделями и даже представлял их на выставках, но основными остаются ДЗ-122 и ДЗ-298 «Наиболее востребованными являются автогрейдеры среднего класса ДЗ – 122 (с двигателями ЯМЗ-236 (180 л.с), Д-260 (155 л.с ) и Deutz (141 л.с), - говорит Евгений Муштаков. - Тяжелый автогрейдер ДЗ – 298 весом 24 тонны с двигателями Deutz 244 и 300 л.с., который выпускается с 2004 года, также пользуется спросом как у дорожников, так и у коммунальщиков. Машина с шарнирно-сочлененной рамой оснащена двигателем Deutz, балансирной тележкой с дифференциалом NAF, гидромеханической трансмиссией ZF, гидравлической и тормозной системами от ведущих производителей Германии и Италии. Но традиционно объем продаж этих машин несколько отстает от более доступных по цене машин среднего класса».  

Нельзя не отметить и заботу отечественного производителя об операторе (установка новых кабин и сидений зарубежного производства, а также кондиционеров).  

Отечественными производителями проводится работа в плане улучшения качества выпускаемых в России автогрейдеров (качество сборки, покраски и т.п.). Стала фактом активизация зарубежных производителей, и не только китайских, что связано со вступлением нашей страны в ВТО. Как следствие, произойдет снижение таможенных пошлин на ввоз техники из-за границы.  


Американский стандарт 

  Сегодня у российских дорожников широкий выбор зарубежной техники. Ряд организаций делают выбор в пользу зарубежных моделей, не только отдавая дань моде и техническому прогрессу, но и по причине технических и эксплуатационных характеристик данной техники. При строительстве современных дорог автогрейдеры, которые способны с высокой производительностью выполнять как силовые, так и точные работы, становятся все более и более востребованными.

«Некоторые виды работ требуют одновременно как силу, так и точность, для уменьшения числа проходов и, как следствие, дает экономию трудовых затрат и эксплуатационных расходов, - говорит Артем Жуков из ООО «Универсал-Спецтехника». - Использование систем нивелирования на современных автогрейдерах позволяет значительно уменьшить объем стройматериалов при строительстве дороги, что приводит к колоссальной экономии денежных средств».  

Вышедшая на российский рынок не так давно корпорация John Deere предлагает дорожным строителям широкую линейку грейдеров серии G различных классов мощности. Эта серия довольно «свежая», поскольку была выведена на американский рынок недавно.

Особенностью автогрейдеров John Deere является наличие полноприводных моделей с колесной формулой 1х3х3.  

«Самыми востребованными являются полноприводные модели 672G, 772G, 872G, так как могут выполнять широкий спектр работ - силовые, точные и скоростные, - отмечает Артем Жуков. – Модели John Deere 672G, 772G покупают строители дорог, а модель 872G приобретают в основном предприятия добывающей отрасли».  

Тяговое усилие на отвале на 35% больше, чем у автогрейдеров с приводом только на задние колеса, это означает повышенную производительность машины – т.е. она может работать с большим объемом материала без снижения скорости и мощности – благодаря этому экономится время на основных рабочих операциях.  

На автогрейдеры John Deere 772G и 872G установлены дизельные двигатели собственной разработки, адаптированные к российскому дизельному топливу и агрегатированные с уникальной коробкой передач с адаптивным переключением (EBS) и двухпоточным регулируемым гидростатическим приводом переднего моста. Среди других особенностей – самый широкий отвал, который увеличивает ширину захвата грейдируемой поверхности, снижая количество проходов. Функция точного профилирования и автоматическая настройка привода на дорожные условия (снег, песок, грязь), а также конструкция автогрейдеров помогают упростить и ускорить процесс техобслуживания.  

Что касается навесного оборудования, то в России принято, что на автогрейдере кроме основного отвала должен быть передний бульдозерный отвал и задний рыхлитель. Именно в такой стандартной комплектации поставляются автогрейдеры John Deere. Все автогрейдеры John Deere подготовлены для установки на них систем нивелирования.  


Грейдер с Востока

Уходит в историю то время, когда на тех дорожников, кто выбирает технику китайского производства, смотрели как на любителей экстрима. Сейчас поставщики китайской техники осознанно подходят к работе с производителями из Поднебесной. «Среди китайских марок продукция завода Dingsheng Tiangong Construction Machinery находится на особом месте. Основная специализация завода – выпуск автогрейдеров. Автогрейдеры Tiangong поставляются для нужд Китайской Народной Армии, что говорит об их качестве. У Tiangong и самый широкий модельный ряд автогрейдеров – 10 моделей различных классов мощности, - отмечает Виктор Ефременко из ООО «Росспецтехника».  

Другой производитель китайских грейдеров корпорация Wbest не самый крупный производитель дорожно-строительной техники в Китае, однако уже хорошо зарекомендовал себя в Сибири. На отечественном рынке автогрейдеры Wbest представлены модельным рядом: MG 165/185/200/220. За несколько лет в Сибири уже наработан богатый опыт эксплуатации данной марки. Евгений Медведев, генеральный директор ЗАО «ГК АМПС», отмечает:  

«Модельный ряд автогрейдеров Wbest занимает самую востребованную нишу на рынке: самая «младшая» модель – аналог отечественной модели ГС-14, а самая тяжелая - аналог ДЗ-98. Они предназначены в первую очередь для работы в дорожном строительстве, обслуживании дорог. Нами проведена большая работа с китайским партнером. На рынок поставляется техника, приспособленная для работы в суровых сибирских условиях при температуре до минус 40».  

Большим плюсом является универсальная конструкция автогрейдеров Wbest. Двигатели для грейдеров производятся в Китае по лицензии Cummins, коробка передач ZF. Помимо этого нужно отметить, что отвал изготовлен из твердосплавного металла, а изменение его угла осуществляется с помощью гидроцилиндров. Панель управления, смещаемая вперед и назад с многоходовым клапаном. Трансмиссия с автоматической блокировкой/разблокировкой дифференциала оборудована мощной роликовой цепью и балансом. На модели автогрейдеров имеется возможность установки опций с функцией точного профилирования. Продумана кабина автогрейдера, которая имеет максимальное остекление и шумо- и виброзащиту. Грейдеры Wbest имеют традиционное рычажное управление.  


Немецкий порядок

Немецкая компания GP Gunter Papenburg AG, выпускающая грейдеры HBM-Nobas, не входит в рейтинг крупнейших машиностроительных компаний мира, но ее автогрейдеры имеют высокий технический уровень.  

Компания поставляет грейдеры четвертого поколения с шарнирно-сочлененной рамой – BG110 TA-4 массой 11 т, BG130 TA-4 массой 13,9 т, BG160 TA-4 массой 16 т, BG190 TA-4 массой 19 т и BG240 TA-4 23 т. На модели BG110 TA-4 использован двигатель Perkins, на остальных моделях – Cummins. Двигатель агрегатируют с 6-ступенчатой ГМП ZF. Угол поворота рамы – 30° в обе стороны. Грейдеры поставляют как с ведущей задней тележкой, так и в полноприводном исполнении с гидростатическим приводом передних колес. Грейдеры подготовлены к монтажу системы нивелирования.  

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Нераскрытый грузовой потенциал

Рынок легкого коммерческого и грузового транспорта показал высокий рост в текущем...

6 авг 2017 в 22:24

Подробнее >
Photo

Новые грузовые реалии

Несмотря на то, что грузовой сегмент отечественного авторынка первым начал выходить...

26 июн 2017 в 21:06

Подробнее >
Photo

От кризиса до кризиса

  Политика...

28 май 2015 в 15:27

Подробнее >