+79139857900

Авторынок больших возможностей

14 августа 2012 в 12:33

Сибирский автомобильный рынок обладает рядом неповторимых черт, что сильно его отличает от других регионов страны, тем более от Москвы. Пока на него приходится лишь каждый 14-й проданный в автосалонах страны автомобиль. Но это не главное, все же важнее то, что он самый быстрорастущий. Российский автомобильный рынок растет уже 25-й месяц подряд. Аналогично растет и автомобильный рынок Сибирского федерального округа. Но с каждым месяцем динамика роста отечественного авторынка  замедляется. А вот сибирский его компонент до сих пор демонстрирует более высокие темпы роста. Да и перемены за Уралом более ярко выражены, об этом говорится в материалах, которые предоставило участникам форума аналитическое агентство «Автостат».

 

Пока сибирские региональные автомобильные рынки не дотягивают до других ключевых рынков страны, не только таких как московский или санкт-петербургский, уступают они и ключевым рынкам Уральского региона и Поволжья. Не зря в ТОП-25 вошли только кемеровский и красноярский автомобильный рынки, дилеры которых смогли продать больше всего новых автомобилей в СФО.

 

Причины такого положения – на поверхности:  покупательная способность сибиряков еще не такая высокая, да и число проданных подержанных автомобилей у нас выше, чем в среднем по стране.

 

В перспективе развитие автомобильного рынка будет зависеть от того, как будет расти в регионе средний класс. В целом доля СФО на отечественном автомобильном рынке составляет 7,6%, что не соответствует потенциальным возможностям региона. Одним из сдерживающих факторов называют недостаточно развитую сеть дилерских автосалонов. Тем не менее даже при такой ситуации рост продаж новых автомобилей в регионах СФО выше, чем в европейской части страны. А это открывает перед дилерами новые возможности.

 

Рынок ставит на иномарки

 

Как отмечают специалисты аналитического агентства «Автостат», на фоне бурного роста идет передел рынка между марками автомобилей. «Питательной средой» для этого процесса служит несформировавшаяся лояльность сибирского автолюбителя. Будучи много лет привязанным к определенным брендам на вторичном рынке, он начинает реагировать на маркетинговые сигналы автодилеров, голосуя кошельком за новый автомобиль.

 

Первое место отечественного бренда Lada обусловлено инерционностью программы автоутилизации, которая была завершена в середине прошлого года.

 

А вот в сегменте иномарок на авторынке СФО проявляются две разнонаправленные тенденции. Автобренды, давно присутствующие в регионе и хорошо знакомые автолюбителям, постепенно теряют долю рынка. Пока при высоком и динамичном росте рынка это не сказывается на абсолютных значениях продаж. А «новички», недавно зашедшие на авторынок, отвоевывают свою долю, при этом некоторые достаточно агрессивно (см. табл. 1).

 

Анализ марочной структуры показывает, что снижается доля рынка у таких «ветеранов», как японские марки Toyota и Mitsubishi, американские Chevrolet и Ford. А вот для корейских брендов  Hyundai и KIA, наоборот, этот период можно охарактеризовать как агрессивный «захват» Сибири: суммарно их доля увеличилась в два раза. Не так динамично, но возросли рыночные доли Nissan, Renault, Volkswagen, Skoda  и других марок. Что касается конкретного новосибирского автолюбителя, то он показал, что не чужд тенденциям, происходящим в Сибири в целом.

 

Особенности новосибирского авторынка

 

Марочная составляющая покупок новых автомобилей в салонах в столице Сибирского федерального округа все же имеет ряд отличий, как от общесибирской, так и от общероссийской структуры продаж. Это связано с тем, что развивающийся дилерский бизнес в своей стратегии ставит на разные регионах разные акценты. Новосибирск, как ключевой авторынок за Уралом, уже давно привлекает зарубежных автопроизводителей в их политику экспансии по территории страны. Здесь фактически представлены все марки автомобилей, продающихся в стране, за исключением разве что некоторых экзотических для российского рынка марок.

А наиболее распространенные марки представлены двумя дилерами.

 

Как и в России в целом, в Новосибирске в 2011 году среди новых автомобилей лидировал отечественный бренд Lada, причем с почти такой же долей – 22%, как и на российском рынке, где его доля составила 23,2%. Однако с окончанием программы автоутилизации доля отечественного бренда Lada в первом квартале 2012 года снизилась до 15% (см. табл. 2).  Среди иномарок на первом месте Toyota, но она постепенно теряет долю рынка. Растут продажи таких иномарок, как Hyundai, Nissan, Volkswagen. В десятку впервые попал японский бренд Mazda, вытеснив из нее двух других «японцев» – Suzuki и Mitsubishi. Больше всего новосибирцы покупают автомобили тех брендов, у которых есть доступные по цене модели.

 

Действительно, в ТОП-10 из десяти моделей – хитов продаж в автосалонах – восемь относятся к классу «доступных». Среди них народные седаны: Hyundai Solaris, с двукратным отрывом на втором месте «пьедестала» Renault Logan. Далее такие автомобили, как Chevrolet Niva, Ford Focus, VW Polo. В топовой десятке три доступные отечественные модели от АвтоВАЗа. Производство Lada-2107 прекращено, дилеры распродали последние машины, но ей на смену идет Lada Granta,  которая, несомненно, будет таким же бестселлером продаж. Небюджетные автомобили в топовой десятке представлены двумя моделями Toyota – Camry и Land Cruiser. Роль связки между сегментами доступных автомобилей и машин более высокой ценовой категории традиционно принадлежит Ford Focus, продажи которого набирают обороты, но все же не достигли еще впечатляющих результатов. Постепенно растут объемы продаж и Volkswagen Polo, который является бестселлером немецкой «народной марки», но пока среди народных седанов он на третьем месте.

 

Вся эта ситуация легко объяснима с точки зрения покупательной способности населения и экономической ситуации в стране. До кризиса наибольшая активность тех, кто приходил в автосалоны, наблюдалась в ценовом сегменте «10–20 тыс. долларов». За время кризиса 2009–2010 годов спрос сместился в сегмент «до 10 тыс. долларов». В прошлом году активно стали расти более высокие ценовые сегменты –  «10–20 тыс. долларов» и «30 тыс. дролларов», где и находятся автомобили нашего списка десяти. А условная усредненная цена автомобиля составила 25 650 долларов.

 

На ближайшую перспективу в регионах СФО на автомобильном рынке усилится конкуренция. Одним из важнейших факторов дальнейшего роста эксперты называют развитие автокредитования, что сделает более доступной покупку нового автомобиля. Высокие темпы автомобилизации, которые сейчас демонстрирует Сибирь, дает шанс для тех автопроизводителей и их дилеров, которые предоставят широкую модельную линейку в разных ценовых сегментах.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Рынок автосервиса: накануне важных перемен

Как рынок автосервисных услуг реагирует на кризис 2022 года на российском...

15 май 2023 в 09:02

Подробнее >
Photo

Время новых лидеров

Эффективные маркетинговые инструменты от компании БАЗА ГРУПП

25 авг 2022 в 10:31

Подробнее >
Photo

Путь на Autopromtech 2022

Организаторы 29-й международной биеннале автомобильного оборудования и товаров...

26 фев 2022 в 15:27

Подробнее >