+79139857900

С новым ростом

12 февраля 2009 в 13:47

Январь 2009 года стал непростым месяцем для продавцов импортной автотехники. В условиях жестокого кризиса на финансовом рынке и резкого сокращения спроса на их продукцию они вынуждены значительно повышать цены. Естественно, такая политика не может добавить оптимизма покупателям, которые и так испытывают большие сложности с финансированием. Серьезных причин для роста цен – две. Первую подкинуло правительство в виде повышения таможенных пошлин на всю ввозимую технику. Постановление вступило в силу 12 января сего года, несмотря на очень резкие протесты со стороны поставщиков подержанной техники с Дальнего Востока. Вторая причина – постоянно растущие курсы европейской и американской валюты по отношению к рублю. Поскольку вся импортная техника, даже поставляемая из Азии, привязана к одной из этих валют, то колебание курса тут же отражается на рублевых ценах на технику. Впрочем, в каждом сегменте рынка коммерческого транспорта есть свои нюансы, и сейчас вы в этом убедитесь. 

Европейские грузовики


Продавцы европейской автотехники уверяют, что, несмотря на все негативные факторы, постарались сильно цены не поднимать. Что касается повышения пошлин, то большинство производителей и поставщиков коммерческой техники из Европы ещё до Нового года ввезли на территорию страны и провели через таможню по несколько сотен единиц техники. Это стало возможным в прошедшем году в связи с тем, что в Европе и на других рынках потребление коммерческой техники в конце года также было очень низким, из-за чего на складах у производителя сохранились ее нереализованные излишки. Именно таким образом поставщики европейской техники постарались на максимально длительный период оттянуть повышение цен. У крупных поставщиков складские запасы техники позволяют продержаться без новых закупок в течение нескольких месяцев. 

«На сегодняшний день на наших стоянках есть в наличии автомобили, которые ввезли в Россию в 2008 году, - рассказывает  Денис Филлиппенко, старший менеджер по продажам компании «Сибирский технический центр MAN,» - цены на эту технику остались прежними. Постоянным клиентам мы предоставляем существенные скидки на стоковые автомобили, как и в 2008 году. В связи с повышением таможенных пошлин на технику с экологическим классом Евро 3 планируется незначительное повышение цен. На стоимость автомобилей с двигателями экологического класса Евро 4 и Евро 5 таможенные пошлины не влияют».  

По словам Дениса Филиппенко, при дальнейшем росте курса евро возможно подорожание машин. По прогнозу специалистов центра MAN  очередное изменение цены мы увидим уже в марте-апреле, а может быть, и раньше, как только начнутся новые поставки. Генеральный директор «ВостокТрансАвто» Дмитрий Малков заявил, что независимо от того, каким будет курс европейской валюты в ближайшие месяцы, компания будет удерживать на технику минимально допустимую наценку. 

«Для нас сегодня самое главное -  это окупить затраты на поставку автомобилей с учетом уплаты всех налогов. Мы не ставим перед собой задачу заработать на продаже автомобилей. Главная задача, которая стоит перед нами, – расширить число потребителей техники марки Renault. Мы работаем на будущее», - отметил Дмитрий Малков. 

Участники рынка отмечают, что введение пошлин потому так активно обсуждается среди потребителей, что в России по-прежнему активно эксплуатируется техника с экологическим классом Евро-3. Повышение пошлин коснулось именно этого сегмента рынка. На автомобили экологического класса Евро-4 и Евро-5 цены остались неизменными, но данная техника практически недоступна для массового потребителя. 

Американские тягачи


Большие сложности испытывают и продавцы американской техники — как новой, так и подержанной. Несмотря на то, что в стране сильнейший кризис, который очень существенно отразился на продажах коммерческой техники, снижения её стоимости, как это было с американскими подержанными легковыми автомобилями, ждать не следует. 

«Стоимость нашей техники рассчитывается в долларах. Коль скоро цена американской валюты в последние месяцы растет, ожидать снижения стоимости на американские грузовики не приходится, — говорит Сергей Гребенкин, заместитель директора компании «СТК». Некоторые полагают, что в результате кризиса цены на американские тягачи в США тоже начнут снижаться. Я думаю, что этого не произойдет. Рынок коммерческой техники все же существенно отличается от рынка личных транспортных средств. Американские перевозчики в сегодняшней ситуации не смогут так часто обновлять свой парк. Они будут дольше эксплуатировать свои подержанные тягачи. То есть на рынке будет намного меньше предложений, а, следовательно, цена будет держаться на том же уровне. Небольшое снижение цены было бы возможно, к примеру, за счет фрахта, но из-за повышения таможенных пошлин и роста курса доллара к рублю его никто не заметит». 

Сергей Гребенкин также отметил, что компания «СТК», в этом году пока отказалась от планов по закупке техники, поскольку на площадках до сих пор стоит нераспроданная техника с прошлого года. Менеджер компании «Автотрак» Виталий Строченков уверен, что рост курса доллара не может существенно снизить конкурентоспособность американских грузовиков на российском рынке: 

«Думаю, что, несмотря на рост цен, спрос на эту технику останется, но он будет уже не столь высоким, как в прошлом году. Растет ведь не только доллар. Параллельно с этим растет и стоимость европейской техники, поскольку евро в последние месяцы также поднялся в цене. Так что в этой ситуации выигрывают только отечественные производители, которых к тому же поддерживает правительство. Но это всё же машины несколько другого уровня», —отмечает Виталий. 
Представитель компании «Автотрак» также заметил, что пока американские тягачи не подорожали, поскольку компания продолжает торговать техникой, ввезенной по старым пошлинам и по старому курсу доллара. 

«Сегодня вполне реально приобрести американский тягач за 1,3-1,4 млн. рублей. Какой будет цена, когда все участники рынка распродадут эту технику, сказать сложно», - говорит Виталий Строченков.  

Следует заметить, что некоторые продавцы американской техники всё же были вынуждены поднять цены даже на ту технику, которая была ввезена осенью 2008 года. Дело в том, что многие продавцы закупали автомобили с использованием заемных средств. Эти кредиты они вынуждены гасить. Чуть лучше обстоят дела у тех продавцов техники, которые работают с рублевыми займами. Сегодня они могут предложить более доступную цену, чем те, кто рассчитывается с банком в долларах. 

Китайские самосвалы


В сегменте китайской техники царит смятение. Продажи остановились ещё в августе. О своих планах на 2009 год многие поставщики предпочитают помалкивать. Комментировать ситуацию на рынке берутся лишь единицы. Вот что рассказал нам генеральный директор компании «Скоми-Авто» Юрий Стоянов: 

«Есть два фактора, которые негативно отражаются на стоимости нашей техники. Первый — это, естественно, таможенные пошлины. По нашим оценкам, техника, ввезенная по новым пошлинам, будет дороже, как минимум, на 10%. Впрочем, на некоторые модели возможно и более сильное подорожание, до 20%. Пока у покупателей есть возможность приобрести технику, ввезенную до Нового года, по старым пошлинам. Цена китайских грузовиков привязана к американскому доллару, соответственно, если курс доллара растет, то и машины дорожают. Но у всех дилеров подорожание будет разным. Некоторые производители техники понимают, что ценовую политику надо корректировать, если они хотят сохранить своё присутствие на российском рынке. В Китае сегодня имеется большой объем произведенной техники. Она находится на площадках у продавцов (дилеров, «серых продавцов» и т. д.). Возможно, эта категория поставщиков, скорее всего, будет продавать технику по более доступной цене, поскольку в Китае спрос на грузовики в конце прошлого года ощутимо снизился». 

На вторичном рынке автотехники так же неспокойно, и предложение в несколько раз превышает спрос. Это связано с тем, что лизинговые компании в последние три месяца конфискуют технику, по которой просрочены платежи. Этот процесс идет уже на протяжении последних 3 месяцев, но, несмотря на очень выгодные цены, большого спроса на машины, бывшие в употреблении, не наблюдается. Количество такой техники постоянно растет. Лизинговые компании вынуждены арендовать под эти машины стоянки, но поскольку покупателей на эту технику не так уж и много, можно предположить, что цена на подержанную технику будет снижаться. Лизинговые компании ведь не заинтересованы в том, чтобы получить с продажи подержанной машины большую прибыль. Для них главное — покрыть свои убытки, так что цены на конфискованную подержанную технику весьма и весьма привлекательные. Вот только вопрос – где взять хотя бы эти деньги в той ситуации, когда большинству потенциальных заемщиков в лизинге сегодня отказывают. 

Все поставщики импортных автомобилей уверены, что сложившаяся ситуация положительно отразится на позициях только одного игрока— КАМАЗа. Как и 10 лет назад, кризис поспособствует развитию отечественного машиностроения. Хочется верить, что развитию не только в количественном, но и в качественном выражении. Первые подтверждения того, что КАМАЗ уже готовится пожинать плоды правительственного подарка, в первые дни января опубликовал деловой еженедельник «Коммерсант». Газета отметила, что, несмотря на финансовый кризис, КамАЗ рассчитывает продать в 2009 году всего на 2% меньше грузовиков, чем в нынешнем. В 2008 году компания реализовала 48 тысяч единиц техники, а в бизнес-плане на 2009 год объем реализации — 47 тысяч грузовиков (11 тыс. — на экспорт). Это притом, что рынок коммерческой техники, по мнению аналитиков, упадет в целом примерно на 20%. Впрочем, планы КАМАЗа многие эксперты называют слишком уж оптимистичными. Аналитики называют эти планы чересчур оптимистичными и считают, что падение продаж даже на уровне 10% будет неплохим развитием событий. Спрос на грузовики снизился, и причиной снижения спроса стало исключительно ужесточение условий финансирования. В принципе, многие сибирские компании не сомневаются в том, что будут в состоянии выплачивать лизинговые платежи и готовы хоть сегодня закупить новую технику, но, к сожалению, адекватных предложений на лизинговом рынке нет. Финансирования либо нет вовсе, либо оно слишком дорого обходится. Сегодня удорожание техники по лизингу в два раза выше, чем полгода назад. Для многих такая ставка неприемлема. В таких условиях продать 35 тысяч грузовиков, как это планирует российский автогигант, будет крайне нелегко. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Нераскрытый грузовой потенциал

Рынок легкого коммерческого и грузового транспорта показал высокий рост в текущем...

6 авг 2017 в 22:24

Подробнее >
Photo

Новые грузовые реалии

Несмотря на то, что грузовой сегмент отечественного авторынка первым начал выходить...

26 июн 2017 в 21:06

Подробнее >
Photo

От кризиса до кризиса

  Политика...

28 май 2015 в 15:27

Подробнее >