+79139857900

«Сейчас самое время перевести стрелки на другие пути»

4 марта 2015 в 10:01

За прошедшие полгода кто только ни говорил о необходимости импортозамещения. Это были и чиновники самых разных рангов — от премьер-министра до руководителей районных администраций, и банкиры, и политики. В целом, все согласны с тем, что российской экономике выпал уникальный шанс – спрыгнуть с нефтяной зависимости и наконец-то начать работать так, как принято во всём мире: выращивать, перерабатывать, производить, изобретать, ремонтировать и так далее. 

 

Корреспондент журнала «Автобизнес» встретился с основателем бренда СОРОКИН® Павлом Сорокиным и узнал у него, что он думает по поводу перспектив замещения импорта в сегменте автосервисного оборудования и инструмента.


- Павел Александрович, насколько высока, по вашему мнению, сегодня зависимость от импорта в сегменте гаражного оборудования и инструмента?

- Высокая зависимость есть в тех сегментах оборудования, где задействована электроника, поскольку в этой области традиции у нас практически полностью утрачены. Мировая промышленность в этой отрасли шагнула вперед за последние двадцать лет, в то время как отечественная электроника стояла на месте. Мы либо использовали собственные достижения двадцатилетней давности, либо теряли имеющиеся наработки. В меньшей степени зависимость заметна в сфере производства металлоёмкого и технически не сложного оборудования.

 

- Вы имеете в виду производственную мебель и гидравлику?

- Увы, гидравлическое оборудование в России сегодня также не производится. В своё время, к примеру, гидравлические домкраты в нашей стране производились на Шадринском заводе. Последний раз продукцию этого завода я встречал на выставке лет 10 назад. Сегодня, по моим данным, там ничего не производится. Будем надеяться, что в результате сегодняшней политики это предприятие снова встанет на ноги и мы увидим конкурентоспособную гидравлику российского производства. На данный момент вся гидравлика производится в Китае. И это, кстати, общемировая тенденция. Итальянцы, немцы, американцы на протяжении последних 5 лет практически всю гидравлику закупают в  Юго-Восточной Азии. Качество очень высокое. Цена – вне конкуренции.  Если говорить о гидравлическом оборудовании нашего производства, то мы изготавливаем самостоятельно силовой каркас, но гидравлику также сейчас закупаемв Китае.

 

Фото Сорокин Павел Александрович

 

- В каких же сегментах мы можем увидеть желаемое «импортозамещение»?

- Думаю, что сложившаяся на рынке ситуация безусловно окажет положительное влияние на те виды производств, в которых используется преимущественно собственное сырьё. К примеру, металлическая мебель: тележки, верстка и тумбы российского производства и ранее были конкурентоспособны, теперь же эта продукция на российском рынке будет вне конкуренции, поскольку вся импортная мебель подорожает почти в два раза. По качеству российская мебель пока ещё незначительно уступает зарубежным аналогам, но я думаю, что через пару лет это отставание будет ликвидировано. Надо признать, что небольшая доля аксессуаров и комплектующих для мебели по-прежнему закупается за рубежом, как правило, в Китае, но это не оказывает существенного влияния на конечную стоимость. Стоимость импортных роликов и направляющих в цене готового изделия практически не заметна.

Также за последние годы резко выросло качество российского пластикового литья, из которого производятся различные канистры, ёмкости для технических жидкостей, кофры, инструментальные ящики.  Могу с уверенностью сказать, что качество российской продукции в этом сегменте сегодня не уступает зарубежному. Это очень прочные изделия, которые выдерживают огромное давление. Да и в плане дизайна они не уступают сегодня лучшим импортным аналогам. Правда, следует заметить, что порошок для производства пластмассы – импортный. Но в данном случае подорожание импортного сырья не так явно сказывается на конечной стоимости продукции – максимум на 10-15%. Основные затраты – производственные.

 

- Ваша компания намерена в этом году вкладывать деньги в развитие производства и в расширение ассортимента, который будет производиться на российских предприятиях? Или вы будете ждать, когда рынок станет более стабильным?

- Если говорить о нашей компании, в прошлом году, мы производили в России около 30% всей продукции. Мы всегда стремились к тому, чтобы поднять эту долю и сосредоточить внутри страны производство всей металлоёмкой продукции. Думаю, что сложившаяся на рынке ситуация станет мощным катализатором для того, чтобы этот процесс ускорился. По крайней мере сейчас инженерно-конструкторский отдел, который занимается разработкой новых моделей оборудования, у нас загружен работой намного сильнее, чем все прочие подразделения компании. Мы поставили перед ними задачу перенести производство максимально широкого ассортимента на российскую территорию. Если наших собственных мощностей не будет хватать, будем искать другие предприятия, которые смогут выполнять наши заказы. Раньше это была наша гражданская позиция, и иногда она даже шла вразрез с экономическими интересами, потому что порой в Турции или в Азии можно было купить дешевле, чем сделать в России. Сегодня это стало выгодно и с экономической точки зрения. Надо переводить стрелки на новые пути и работать в новых условиях.

 

- Но буквально несколько минут назад вы сказали, что работать, в общем-то, не на чем. Советские заводы закрылись. Новых пока не построено.

- Речь пока не идет о производстве суперсовременного оборудования. Надо идти от простого к сложному. Самое важное в нынешней ситуации – это изменение тренда. Стало выгодно не закупать готовое в Китае, а разрабатывать в России. Если правильно распорядиться этой возможностью, то со временем можно потеснить импорт и из высокотехнологичных сегментов производства оборудования. Надо понимать, что 100%-ное импортозамещение вряд ли возможно в ближайшем будущем, поскольку при производстве оборудования так или иначе используются импортные станки. Да этого и не требуется. Главная задача сейчас - снизить зависимость от импорта, сохранив высокое качество продукции и не допустив резкого увеличения стоимости.


Что же будет с ценами и с нами?

 

- Поговорим о ситуации на рынке в целом. Что будет с ценами, по вашим прогнозам? Насколько вырастут цены на импортное оборудование?

- Импорт может подорожать в два раза. Всё зависит от жадности продавцов и ситуации на рынке. Думаю, что если спрос на оборудование резко снизится, то торговые компании будут вынуждены снижать маржу. Конечно, долго они в таком режиме работать не смогут. Это сильно сокращает возможности для развития. Но в условиях кризиса выбирать не приходится.

 

- Зарубежные поставщики не идут навстречу, видя в какой ситуации оказались их российские партнеры?

- К сожалению, многие зарубежные партнеры не стали пересматривать условия контрактов. Наша компания сейчас ничего не покупает в Западной Европе. В прошлом году мы полностью прекратили поставки из стран Евросоюза, поэтому я не могу сказать, как изменилась их ценовая политика. Наши поставщики в лучшем случае предложили скидку 2-3%, но для китайской продукции, которая и так находится в сегменте эконом-класса – это уже хороший дисконт, который в условиях стабильного рынка мы бы ни за что не получили. К сожалению, в ситуации, когда валюта подорожала в два раза, эта скидка практически не заметна.

 

- Правительства ряда стран планируют полностью перейти на взаиморасчеты в национальных валютах. Повлияет ли это на цену оборудования, которое поставляется из Китая?

- Переход на расчеты в юанях не дает никаких экономических выгод. Это иллюзия. Политически это решение верное, но на стоимости товаров из Китая это никак не скажется, поскольку рубль подешевел не только по отношению к евро и доллару. Он подешевел по отношению ко всем остальным мировым валютам, и юань не является исключением. Кроме того, сегодня переход на прямые взаиморасчеты в рублях и юанях в принципе не возможен. Китайские контрагенты имеют налоговые преференции при продаже товара в зарубежной валюте. Им не выгодно продавать свои товары за рубеж в национальной валюте. Если китайское правительство изменит законодательство в этой части, то мы сразу же будем готовы перейти на взаиморасчеты в национальных валютах наших стран.

 

Торгово-выставочный зал оборудования для автосервиса

 

- Продажи автомобилей в январе 2015 года рухнули на 25%. Вы уже можете оценить, как изменился спрос в вашем сегменте рынка за последние полгода?

- Как только в ноябре прошлого года начали расти цены, спрос на импортное оборудование резко упал. При этом отечественная продукция, которая практически не подорожала, в преддверии Нового года буквально сметалась со складов. Возможно, этот спрос был продиктован желанием предпринимателей купить оборудование, которое давно было в планах, и в ожидании грядущего роста цен принимались срочные решения о покупке. Сложно сказать, насколько это было существенным фактором. Каким будет спрос в 2015 году, говорить пока рано, потому что в январе продажи традиционно снижаются. Показательными будут следующие два месяца. В любом случае, я думаю, что у отечественной продукции больше шансов удержать продажи на приемлемом уровне, чем у импортной. Конечно, спрос будет ниже, но он может перераспределиться в сторону более доступного оборудования.

Складские запасы в регионах и ранее оставляли желать лучшего, а теперь, я думаю, многие компании будут стоять с пустыми прилавками. Складские запасы будут очень быстро истощаться, и конечно, срок ожидания импортного оборудования увеличится. Доходы оптовых и розничных продавцов снизятся. Но ничего критического в этом нет. Происходит перестроение рынка. Главное, чтобы сохранялся спрос на услуги по ремонту автомобилей. Только это является гарантией того, что гаражное оборудование будет востребованным.  

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Шок прошел, пора возвращаться к рекламе

Рекламное предложение от проавтобизнес

21 фев 2022 в 13:48

Подробнее >
Photo

Преимущества стандартизации линейки кислородных датчиков NTK

Спустя 24 года после выпуска первого датчика под брендом NTK, объявлено о...

8 авг 2021 в 10:04

Подробнее >
Photo

Дизельные центры Delphi для вторичного рынка

Компания Delphi Technologies -  одна из немногих, кто...

11 мар 2021 в 15:24

Подробнее >