+79139857900

Сибирь не притормаживает!

2 мая 2012 в 13:41

Продажи новых иномарок в Западной Сибири растут быстрее, чем в целом на автомобильном рынке страны. А в соседних с Новосибирском регионах еще быстрее, чем в столице СФО. Какие зарубежные марки легковых автомобилей находятся на переднем крае рыночной борьбы, и почему регионы за Уралом стали локомотивами феноменального роста, изучал наш корреспондент.

 

Недавно эксперты агентства «Автостат» провели очень интересное исследование. Они изучили, как изменилась степень доступности легкового автомобиля в России. Оказалось, что за последние 10 лет автомобиль стал доступнее с точки зрения достатка среднего россиянина в три раза.

 

Социологи прокомментировали это исследование и объяснили неутомимый интерес граждан нашей страны с точки зрения важности владения ими автомобилем. По их мнению, пока у нас будут «неподъемные» цены на жилье и слаборазвитый рынок недвижимости, приобретение автомобиля будет оставаться своеобразным замещением недоступных материальных благ. Человеку хочется повысить статус и качество жизни, продемонстрировать это себе и окружающим. Поскольку квартира остается для многих недоступным приобретением, остается только купить автомобиль. Далее специалисты делают вывод, что еще долгое время на автомобили будет сохраняться устойчивый спрос, подогретый этими желаниями.

 

Второй аспект важности приобретения автомобиля - это проявление так называемого статусного потребления. Если у тебя нет машины, ты существенно теряешь в глазах окружающих. При этом автомобиль должен быть иностранным, большим и т.д. То есть, пока отношение к автомобилю у россиян не утилитарное, а скорее ритуальное. Насколько эти слова соответствуют действительности, каждый может судить сам.

 

Признаем, что доля истины в этих выводах специалистов имеется. Но все же, автомобильный рынок может развиваться благодаря и другим факторам. Что и демонстрируют регионы за Уральским хребтом.

 

Феномен праворульных регионов

 

Как известно, в среднем по России на тысячу жителей зарегистрировано 249 легковых автомобилей. В Европейской части страны этот показатель составляет 246 машины, тогда как за Уралом – 256. Данное лидерство объясняется тем фактом, что регион долгое время был местом ввоза в Россию недорогих иномарок преимущественно из одной восточноазиатской страны. Сейчас ввоз праворульных автомобилей снизился, одновременно резко взмыли вверх продажи новых автомобилей. В прошлом году в СФО было продано 122 тысячи новых иномарок, а зафиксированная динамика продаж оказалась выше, чем в среднем по стране. Начало 2012 года вновь подтвердило этот факт. Сибирь является самым динамичным регионом на автомобильном рынке РФ. Темпы прироста продаж иномарок вновь значительно выше среднероссийских (см. табл. 1).

 

Лидером роста стала соседняя Омская область. Высокие показатели и в Кузбассе и в Томской области. В Новосибирской области темпы роста автомобильного рынка оказались ниже, чем у соседей, фактически на одном уровне со среднероссийскими. Каковы причины такого замедления пока сказать трудно. Вероятно, что рынок сигнализирует о том, что постепенно происходит его насыщение. Однако такой вывод может оказаться преждевременным. Первые два месяца года на автомобильном рынке – время посленовогоднего затишья, но как оказывается, не везде.

 

Иномарки

 

На просторах Сибири разворачивается нешуточная борьба за лидерство среди новых иномарок. Прочные позиции и пьедестал лидерства пока за японским брендом Toyota (см. табл. №2). Устойчивая любовь сибиряков к этому японскому бренду не нуждается в комментариях.

 

Однако во втором эшелоне лидерской пятерки по итогам продаж первых двух месяцев года уже произошла рокировка, причем знаковая. На втором месте корейский бренд Hyundai, который оттеснил на четвертую позицию американский Chevrolet. Напомним, что по итогам прошлого года Chevrolet и Hyundai пришли к финишу с минимальным отрывом в 90 автомобилей. Однако в начале года между двумя конкурентами образовался существенный разрыв в объемах продаж. Учитывая динамичный рост корейского бренда, предположим, что на рынке иномарок СФО главной интригой 2012 года станет соревнование за титул сибирского лидера – сможет ли Hyundai потеснить Toyota?

 

Чтобы по итогам года остаться в лидирующей тройке для Chevrolet  необходим срочный массовый вывод на рынок новинок. В 2012 году в автосалонах появились (появятся) хэтчбек Cruze и новый Aveo, которые представлены в самом массовом сегменте В+/С. Кроме того, в 2012 году у сибирских дилеров Chevrolet появятся обновленная Captiva, купе Camaro и новый седан D–класса Malibu, а к концу года в России ожидается новый Trail Blazer. Затем выйдет на рынок еще один бюджетный автомобиль – Chevy Cobalt. На прошедшей недавно конференции, организованной агентствами «Автостат» и «Automarketolog.ru», Сергей Мигаль, директор по маркетингу и поддержке продаж GM DAT CIS отметил: «Марка Chevrolet намерена сохранить лидерство среди иномарок на российском рынке, которое она занимает с 2007 года, трансформировав бренд в современную, технологичную массовую марку с широким модельным рядом  автомобилей».

 

Тройку лидеров замыкает японская марка Nissan, сумевшая также обойти автомобили с «золотым крестом». Среди других зарубежных брендов существенно укрепились в Сибири позиции корейской марки KIA. Она уже «дышит в затылок» французской марке Renault. Хотя по результатам прошлого года разрыв между ними составлял полтысячи автомобилей. Если росту популярности KIA поспособствовала «бюджетная» модель Rio, то у французского Renault приготовлен ответ в виде внедорожника Duster, за которым выстраиваются очереди.

 

Впервые в сибирскую топ-десятку попала чешская марка Skoda. Отрадно, что чешские автомобили находят спрос за Уралом. Наверное, это совпадение, но именно чешская модель Skoda Octavia впервые за всю свою 15-летнюю историю выпуска, заняла десятое место в ТОП-10 самых популярных моделей Европы.

 

Новосибирский старт-2012

 

Аналитики «Автостат» выяснили, что наиболее эффективными на отечественном рынке являются дилеры Toyota – в среднем один салон этой марки продает 1400 автомобилей в год. Новосибирский дилер Toyota за два прошедших с начала года месяца смог вернуть статус лидера новосибирского рынка, правда, с минимальным разрывом в 29 автомобилей (см. табл. №3). По итогам прошлого года в столице Сибири самым популярным зарубежным брендом среди новых иномарок стал корейский Hyundai.  Теперь он оказался на втором месте покупательского интереса новосибирцев.

 

Марки Chevrolet, Renault, Nissan остались на тех же позициях, как и в прошлом году. Это свидетельство постоянства спроса на эти автомобили, и устойчивые рыночные позиции марок. Пока не видно, кто может из других иномарок взломать существующий порядок.  Однако стройную систему расклада в новосибирском ТОП-10, неожиданно смогла нарушить японская марка Mazda. Она обошла другую японскую марку Suzuki, которая несколько лет подряд присутствовала в ТОП-10 Новосибирска, а также оттеснила бюджетный бренд Daewoo, который по каким-то причинам не оказался в десятке. Mazda смогла также оттеснить и набирающий популярность Volkswagen. Как долго продержится феномен Mazda в Новосибирске, или это случайный факт попадания в десятку популярных брендов?

 

Приходится в очередной раз констатировать, что в столице Сибири невысокие позиции у корейской марки KIA. А в соседних регионах эта марка котируется. Надеемся, что с выходом нового Rio ее популярность возрастет.

 

Ford пока не может занять подобающего этой американской марке места. В начале года он уступил даже французской марке Peugeot. С открытием второго автосалона Ford можно надеется на существенный прирост продаж.   

2012 год обещает быть интересным на автомобильном рынке Новосибирска и СФО. Аналитики прогнозируют снижение темпов роста продаж. А на замедляющемся авторынке, как правило, отмечается резкое усиление конкурентной борьбы между марками автомобилей. В прошлом году и в первом квартале 2012 года в Новосибирске открылось много новых автосалонов, которые существенно увеличили предложение иномарок в регионе. Конечно, это в конечном итоге изменит конфигурацию рынка новых иномарок Новосибирска.

 

 

Табл. 1. Объем продаж и динамика рынка новых иномарок регионов Сибирского федерального округа

 

регион

январь-февраль2011

доля, %

январь-февраль2012

доля, %

рост, %

Сибирский ФО, в т.ч.:

12320

6,11

20280

7,31

64,6

Кемеровская область

2690

1,33

4480

1,61

66,5

Красноярский край

2590

1,29

4330

1,56

67,2

Новосибирская область

2100

1,04

2850

1,03

35,7

Иркутская область

1470

0,73

2380

0,86

61,9

Омская область

1170

0,58

2210

0,80

88,9

Алтайский край

1230

0,61

1840

0,66

49,6

Томская область

770

0,38

1210

0,44

57,1

ВСЕГО РФ

201520

100,00

277480

100,00

37,7

 

По данным Аналитического агентства «АВТОСТАТ»

 

 

Табл. 2. ТОП-10 новых иномарок СФО

 

Марка

Январь-февраль 2012

Toyota

2540

Hyundai

2240

Nissan

1970

Chevrolet

1790

Renault

1580

KIA

1520

Ford

1005

VW

970

Mitsubishi

735

Skoda

650

 

По данным Аналитического агентства «АВТОСТАТ»

 

 

Табл. 3  ТОП-10 новых иномарок Новосибирской области

 

марка

январь-февраль

2012

Toyota

339

Hyundai

310

Chevrolet

286

Renault

227

Nissan

199

Mazda

155

VW

140

KIA

134

Peugeot

108

Ford

98

 

По данным Аналитического агентства «АВТОСТАТ»

 

Материалы подготовлены отделом маркетинга журнала "Трансервис Автобизнес"

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Размышления о будущем

Приближающееся семимильными шагами будущее ставит перед участниками отрасли целый...

2 ноя 2017 в 14:01

Подробнее >
Photo

Новый образ авторынка

За прошедшие полтора десятилетия отечественный автомобильный рынок проделал огромный...

18 июл 2016 в 21:22

Подробнее >
Photo

Тренды сервисного рынка

На автомобильном рынке в условиях экономического кризиса роль предприятий по...

7 апр 2016 в 13:36

Подробнее >