+79139857900

Современные тенденции рынка магистральных тягачей

7 сентября 2012 в 09:36

Сложившийся «статус кво»

В целом, рынок грузовиков демонстрирует заметный оптимизм. Его рост в прошлом году исчислялся двузначными цифрами. Это свидетельство того, что грузоперевозчики заинтересованы в приобретении новой техники. Поэтому вырос импорт новых грузовиков, а также в сопоставимых количества импортировалась б/у техника.

Алексей Шарапанюк, директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса «Рено Тракс Восток» (г. Москва), считает: 

«В этом году на российском рынке мы наблюдаем продолжение роста. Темпы расширения рынка почти такие же, как в прошлом рекордном году – прирост за аналогичный период составляет около 50%. Это очень хороший результат, особенно заметный на фоне стагнации или даже спада рынка в Европе». 

Поскольку статистика за первое полугодие (в период, когда шла подготовка этого материала) еще не была опубликована, сошлемся на расстановку сил на отечественном рынке, согласно прошлогодним данным. Как и прежде, на рынке новых грузовиков доминирует европейская «семерка». Символическое присутствие французской марки Renault в таблице указывает лишь на тот факт, что она поставляет на рынок грузовики со своего калужского предприятия. 

Большой разрыв между евромарками и остальными участниками рынка - свидетельство стабильности и определенности выбора клиентов. Этот сложившийся статус кво подтверждает и ввоз б/у техники: среди грузовиков, бывших в эксплуатации и затем ввезенных в страну, так же превалирует европейская «семерка». Обращает на себя внимание резко снизившийся объем ввоза американской б/у техники, хотя у ряда грузоперевозчиков она, несомненно, пользуется популярностью. 

Корейские, китайские и японские тягачи в количественном отношении очень сильно отстают от своих европейских конкурентов. Их использование в межрегиональных перевозках сильно ограничено по разным причинам. Несмотря на высокое качество изготовления, например, японские и корейские грузовики не приспособлены для длительных поездок. Поэтому их ниша – внутригородские и внутрирегиональные перевозки, где плечо перевозки не превышает одной тысячи километров. Фактически такую же нишу занимают и китайские тягачи. Как и прежде, в китайском сегменте два лидера – Howo и Shaanxi, у которых количество ввезенных самосвалов в несколько раз больше тягачей. У других зарубежных игроков аналогичный перекос в сторону самосвального сегмента – Daewoo,Tatra, украинский КрАЗ, а также остальные китайские марки (FAW, DongFeng, Beifeng Benchi).

Причины, по которым грузоперевозчики выбирают для межрегиональных перевозок европейскую технику, — как новую, так и б/у — хорошо известны.

«Междугородние, а тем более международные перевозки – это очень ответственный и при этом рискованный бизнес. Перевозчик несет ответственность за вверенный ему ценный груз в течение долгого времени, на большой дистанции пути, - отмечает Алексей Шарапанюк. - Одно дело застрять где-то в родном городе и ждать пару часов техничку, и совсем другое – оказаться один на один с дорогой где-то в лесу или поле или вообще в чужой стране. Поэтому машина должна быть надежной. Кроме того, водители-дальнобойщики, «белая кость» среди водителей грузового транспорта, практически проводят всю жизнь в кабине грузовика, живут в нем и имеют право предъявлять высокие требования к комфорту. Хороший водитель не поедет далеко от дома на неудобной машине. Ну, и наконец, расход топлива. На плече в 3000 километров, особенно покупая топливо за рубежом, приходится быть особенно внимательным к экономичности грузовика. Так вот, отечественных машин, отвечающих современным требованиям перевозчиков, просто не существует. Поэтому они в основном выбирают европейские грузовики».

Транспортный бизнес – это долгосрочные вложения, поэтому грузоперевозчики, которые планируют свой бизнес на весьма долгосрочную перспективу, во главу ставят такое понятие как total cost ownership — общая стоимость владения транспортным средством. И если рассчитывать бизнес на 5–10 лет, то получается, что приобретать иностранный автомобиль выгоднее, так как он реже ломается, экономичнее расходует топливо, у него выше процент остаточной стоимости, и таким образом общие расходы на автомобиль в процессе эксплуатации получаются меньше. «Расчет затрат на эксплуатацию – это очень непростая задача, - анализирует Алексей Шарапанюк. - Необходимо учесть не только затраты на топливо, расход которого у «европейцев» однозначно ниже, но и время вынужденного простоя, и затраты на ремонт (у европейцев ремонты дороже, но существенно реже), и риски от непоставки груза в срок. Все эти параметры перевешивают более высокую стоимость европейского грузовика, по сравнению с отечественными КАМАЗами и МАЗами. Поэтому среди дальнобойных машин доминируют европейцы. Люди научились считать деньги». Зеркальное отражение заложенных в конструкцию грузовиков характеристик и свойств выявляется на вторичном рынке, где перевозчики выбирают не убитые автомобили, а те, которые еще много лет способны приносить прибыль. Статистика фиксирует превалирование в импорте б/у грузовиков именно европейских марок.

«Вторичный рынок высоко развит в России, машины перепродаются по нескольку раз, - отмечает Алексей Шарапанюк из «Рено Тракс Восток». - Остаточная стоимость грузовика после планируемого периода эксплуатации также влияет на стоимость владения. Если 5-летний европеец сохраняет хорошие свойства и имеет разумную цену на рынке, то, к сожалению, об отечественных машинах этого сказать нельзя». Пока устоявшемуся и сложившемуся раскладу в сегменте тяжелых тягачей не грозит кардинальный передел. За прошедшие годы сформировались приоритеты в выборе тяжелой техники как для дальнобойных, так и внутрирегиональных перевозок. Но на горизонте замаячила перспектива агрессивного вторжения грузовиков из Китайской Народной Республики. 



Что приедет из Поднебесной?

Сейчас заметно активизировались продавцы китайской техники. Пока активность с их стороны наблюдается в сегменте самосвалов, но при этом постоянно анонсируется выход на отечественный рынок и грузовиков. Конечно, отечественные производители будут стремиться не пускать конкурентов на рынок. Но китайские производители на выставках коммерческого транспорта постоянно показывают свои разработки, а они действительно впечатляют и демонстрируют существенный прогресс в сегменте тягачей.

Один из ведущих производителей грузовой техники Foton представляет на выставках свое новое семейство Auman. Тягач Auman GT, как всегда, является сборной конструкцией из элементов различных производителей. Кабина – идентичная Actros, дизель Cummins, коробка Eaton. 

Но вот уж кто сможет серьезно потеснить и отечественные грузовики, и отчасти европейские – так это новый китайский тягач Howo A7. В качестве тягачей предыдущие модели этой марки использовались в основном во внутригородских перевозках, то есть в основном на небольшие расстояния. Новый Howo А7 предназначен и для дальних перевозках. Кстати, в Китае сейчас отмечается бум междугородних автомобильных перевозок: быстро развивающаяся экономика соседней страны потребовала все большего числа дальнобойной техники. И китайские производители откликаются на эту потребность.

Howo A7 – это грузовик нового поколения, разработанный корпорацией Sinotruk. Он представляет собой дальнейшее развитие модельного ряда, который за несколько лет присутствия на российском рынке уже успел зарекомендовать себя как надёжный и эффективный грузовой автомобиль и самосвал для работы в самых разных условиях. «Уже сейчас тягач Howo A7 по подавляющему большинству характеристик опережает отечественные аналоги, - говорит Виталий Березовский, директор ООО «ТехноБизнес» — региональное представительство марки HOWO (г. Новосибирск). – И по ценовым факторам, и по надежности конструкции, и по эксплуатационным характеристикам. И это показывает первый опыт успешной эксплуатации этих тягачей». 

Производитель серьёзно обновил конструкцию грузовика: с одной стороны, это приблизило его к моделям ведущих западных автомобилей, с другой, позволило улучшить технические характеристики автомобиля.

Рама грузовика изготовлена из высокопрочного металла. Howo A7 – первый китайский автомобиль, оснащенный дисковыми тормозами на передних колесах. На автомобиль устанавливается новый передний мост. 

«Новый грузовик оснащается самым современным двигателем в китайском автопроме – это двигатель-миллионник - серий D12 и D10. Мощность двигателей, в зависимости от модификации, составляет 380 и 420 л.с. Это собственная разработка корпорации Sinotruсk, - говорит Виталий Березовский из ООО «ТехноБизнес». - Двигатели D10 и D12 китайского производства соответствуют действующему в России стандарту Евро-3 и имеют конструктивный потенциал для адаптации под Евро-4 и Евро-5».

На новый тягач устанавливается новая кабина. Дизайн внутреннего пространства кабины спроектирован исходя из самых современных требований к комфорту при работе и отдыхе водителя-дальнобойщика. А подъёмник кабины с электроприводом облегчает обслуживание и ремонт.

«Машина окупается уже за первые шесть месяцев эксплуатации, - отмечает Виталий Березовский, - и мы видим большой интерес со стороны грузоперевозчиков. Доступные запасные части, низкая их стоимость, взаимозаменяемость — все это облегчает и существенно снижает затраты при эксплуатации тягачей. На Howo A7 устанавливается гарантия - 50000 км пробега или 18 мес. с момента приобретения. Эта модель уже стала достаточно популярной на Дальнем Востоке, в Якутии, Иркутской области». 



Белорусский ответ

С ситуацией в сегменте отечественных тягачей разобраться сложно. Дело в том, что отечественные производители не предоставляют цифр по продажам своей техники, они, как в былые времена, рапортуют только об объемах производства. Поэтому выяснить, каковы реальные доли на рынке камского и минского производителей автотехники, затруднительно. 

Между двумя крупнейшими отечественными производителями – камским и минским автозаводами существовало негласное соглашение: минчане специализируются на тягачах, хотя аналогичные модели есть и у КамАЗа, а в гамме минского предприятия имеются строительные самосвалы. Пересечения неизбежны. Как будут они решаться после предстоящего объединения двух крупнейших автопроизводителей на постсоветском простарнстве - пока загадка. Но вернемся к тягачам. 

Семейство новых тягачей минского автомобильного завода получило собственное имя – «Простор». Цифровое его обозначение – МАЗ-6430W8, трехосный тягач. Двухосник МАЗ-5440B9 оснащен ярославским дизелем ЯМЗ-651, соответствующим нормам Euro-4, причем он обходится без мочевины. На трехосник установлен двигатель Cummins мощностью 400 л.с. и объемом 9 л. Есть вариант и с мерседесовским двигателем OM-501, мощностью 412 л.с. с различными вариантами коробки передач. Интерьер новой кабины вполне европейский – новая панель приборов, высота кабины такова, что водитель может встать в ней в полный рост, спальная полка. В конструкции тягачей использованы также детали белорусского производства. А значит, сложностей с запчастями и сервисным обслуживанием возникнуть не должно. Сейчас изготовлена первая партия из 20 автомобилей, которые проходят испытания и презентуются на различных выставках. «Простор» пойдет в серию в следующем году. Еще одна новинка – седельный капотный тягач — так же пока на предсерийной стадии. Для минского производителя тягачей становится актуальнейшей задача в преддверии вступления в ВТО быстрее осваивать серийное производство, ведь рынок, как известно, не прощает опозданий. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Нераскрытый грузовой потенциал

Рынок легкого коммерческого и грузового транспорта показал высокий рост в текущем...

6 авг 2017 в 22:24

Подробнее >
Photo

Новые грузовые реалии

Несмотря на то, что грузовой сегмент отечественного авторынка первым начал выходить...

26 июн 2017 в 21:06

Подробнее >
Photo

От кризиса до кризиса

  Политика...

28 май 2015 в 15:27

Подробнее >