+79139857900

Эксплуатация автокрана. Нюансы техобслуживания и ремонта

28 июля 2009 в 13:57

За последние два года число предприятий-собственников автокранов в России выросло в несколько раз. Это были годы ажиотажного спроса на автокрановую технику. Мобильные краны пополняли парки арендных компаний, активно закупались строителями. К большому сожалению, значительная доля этих машин попала в управление людей, которые не имеют специального технического образования, связанного с эксплуатацией подъемных механизмов. Довольно часто кран находится в ведении менеджеров-строителей либо вовсе отдан на попечение водителя-крановщика. Это не могло не отразиться на частоте отказов крановой техники в работе. В сегодняшнем материале мы поговорим о ремонте автокранов. 

Предприятий, оказывающих полный спектр услуг по ремонту подъемной техники и вводу её в эксплуатацию, в нашем регионе не так уж много. Чаще всего сервис-центры специализируются на каком-то одном направлении. Довольно развито направление ремонта гидроаппаратуры и автомобильных шасси. А вот техническая база для проведения гидравлических испытаний имеется у очень небольшого числа сервис-центров, поскольку стенды для таких работ стоят очень дорого. Что же касается ремонта ответственных металлоконструкций автокрана, то столь сложные работы имеют право проводить лишь единицы, поскольку оказывать такие услуги могут лишь компании, аттестованные в системе Ростехнадзора. 

Технические специалисты по ремонту крановой техники затрудняются выделить наиболее уязвимые при эксплуатации автокрана узлы и агрегаты. Эксперты, которым ежедневно приходится анализировать самые различные неисправности подъемных кранов и их причины, уверяют, что со временем изнашивается всё: и гидравлика, и электрика, и механическая часть. Однако чаще всего в ремонт поступают машины, чей срок эксплуатации ещё не подошёл к критической отметке. Причины этого  всем хорошо известны. 

«Техническое обслуживание грузоподъемных механизмов у нас производится несвоевременно. В этом, собственно, и заключается причина значительной части неисправностей, – заявляет директор компании «Сибирьгидросервис» (Новосибирск) Эдуард Бахман. - Владелец крана приезжает на ремонт только в том случае, если он уже перестает работать, и после этого уезжает до следующей поломки. Проблема заключается в том, что управление парком подъемных машин сегодня находится в руках менеджеров, имеющих в лучшем случае строительное образование. Для них в первую очередь важно, чтобы кран работал, а то, что он нуждается в техобслуживании, никого не волнует. Пока кран поднимает и опускает, никого не беспокоит, в каком он состоянии находится». 

По словам директора компании «Сибирьгидросервис», порой происходят вопиющие случаи нарушения технологии. В гидравлическую систему крана, заливают трансформаторное масло, которое по своему химическому составу для гидравлики крайне вредно. В итоге, масло разрушает все уплотнительные материалы в гидросистеме и машина «встает» на капитальный ремонт, который обходится собственнику в десятки, а то и сотни тысяч рублей. Эксперты вынуждены констатировать, что в последние годы, наряду с традиционными неисправностями в гидравлической системе автокранов, выросло количество механических повреждений ответственных металлоконструкций. Эта тенденция вызывает особые опасения и у контролирующих органов, поскольку механические повреждения происходят исключительно из-за огрехов в эксплуатации. 

«Современный импортный автокран – довольно надежная техника. Конечно, гидронасосы и распределители поступают в ремонт не редко, но это связано в основном с возрастом эксплуатируемой техники. А вот механические повреждения стрелы или других металлоконструкций крана – это уже исключительно на совести эксплуатирующей организации, - уверен директор компании «Гидравлика» (Новосибирск) Денис Демидов. - Ни для кого не секрет, что в России приборы контроля, устанавливаемые на автокран, зачастую не работают. У крановщиков уже вошло в привычку работать «на грани», то есть загружать технику чуть сильнее, чем положено. Рано или поздно это приводит к чрезвычайным происшествиям». 


Действительно, все современные грузоподъемные механизмы имеют довольно сложную систему бортового контроля за безопасностью. Электроника сегодня полностью контролирует работу крана. Она связывает воедино гидравлическую систему, электрическую сеть и все исполнительные механизмы. В случае малейшей неисправности, электроника её фиксирует, и кран перестает работать. 

«Многим это не нравится и электронику пытаются обмануть или отключить и после этого уже начинают работать на свой страх и риск - до первого ЧП,  - отмечает Эдуард Бахман. - Естественно, кран в этом случае работает на износ, поскольку возможны перегрузки и другие ошибки, которые приводят к загибам стрелы, опрокидыванию и т.д. Если, не дай Бог, случится несчастный случай, то будет нести ответственность крановщик». 


Российский или импортный


На самом деле, деление рынка на импортную и российскую технику не совсем корректно. Новых импортных автокранов на нашем рынке практически нет, поскольку стоят они очень дорого, поэтому конкуренция идет в основном между российскими кранами и сильно подержанной импортной техникой. Какой из этих вариантов доставит меньше хлопот в эксплуатации – вопрос, не имеющий однозначного ответа. Очевидно, что у владельцев российских кранов будет намного меньше проблем с поиском запасных частей. Любая нужная деталь придет непосредственно с завода в течение двух недель, а то и быстрее. Жаль только, что общее качество сборки крана может вас сильно подвести. 

«Наблюдается четкая тенденция. Краны, выпущенные в годы невысокого спроса, то есть в начале 2000-х годов, имеют очень приличное качество исполнения, а техника, которая производилась в годы кранового дефицита и ажиотажного спроса, не выдерживает никакой критики, - констатирует Эдуард Бахман. - Сегодня в нашем цехе стоит 50-тонный российский автокран с наработкой 50 моточасов. Уже пришлось снимать с крана стрелу, и ждём по акту рекламации гидроцилиндр телескопирования – при производстве не удалили стружку, и она попала между поршнем и гильзой. Брак налицо». 


Правда, по словам директора компании «Сибирьгидросервис», и подержанный импортный кран может доставить хлопот своему будущему владельцу, причем ждать этих неприятностей в некоторых случаях даже не приходится. Подержанные краны, которые к нам поставляются, имеют очень высокий износ: как правило, это краны со сроком эксплуатации от 7 лет и выше. Внешне краны выглядят неплохо, но нередко уже через неделю после начала эксплуатации начинают выявляться проблемы по гидравлике или электрике. В то же время, если импортная техника действительно хорошо обслуживалась, то несмотря на приличный возраст, она отлично работает и не доставляет проблем своим владельцам. 

«Всё зависит от самого покупателя. Хорошие краны, которые работали в хороших руках, в Японии или на других рынках стоят довольно дорого, даже если у них срок эксплуатации подходит к 10 годам, - отмечает Денис Демидов. - Многие российские покупатели клюют на более доступные по цене предложения, не подозревая, что невысокая стоимость может свидетельствовать о наличии серьезных технических проблем. В последнее время, к примеру, отмечен всплеск обращений владельцев самоходных кранов с проблемами по электрике. Машины старые, электропроводка местами уже нуждается в замене, и пока её не заменишь, на приборы безопасности постоянно поступают ошибки». 


Оба эксперта отмечают, что поиск запасных частей на некоторые модели импортных автокранов может занять много времени. Новые комплектующие на краны с 10-15 летним сроком эксплуатации достать непросто, и их стоимость неоправданно высока, поэтому владельцам таких кранов нередко приходится искать детали, бывшие в употреблении. Если и на вторичном рынке запасных частей не удается найти нужную деталь, то её приходится изготавливать самостоятельно. К счастью, производственная база крупных сибирских сервис-центров и наличие налаженных связей с промышленными предприятиями позволяют выполнить эту работу на должном уровне, но сроки ремонта в этом случае сильно затягиваются. 

Определиться с выбором сервисного центра, которому можно доверить обслуживание автокрана, не так уж и сложно. Технические возможности предприятия можно оценить по оснащению ремонтных цехов. Большое внимание надо уделить не только подъемному оборудованию, но и испытательным стендам, оборудованию для настройки гидравлики и так далее. На глаз настроить работу подъемной гидравлики невозможно. Показателем качества работы сервис-центра, который занимается ремонтом автокранов, является реальная гарантийная ответственность этого предприятия. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >