Рынок колесных тракторов общего назначения, пожалуй, один из наиболее емких рынков спецтехники в России. В настоящее время экономике РФ требуется порядка 1,6 млн. тракторов с ежегодной поставкой до 170 тыс. шт. По данным Минсельхоза РФ, на 2004 год парк колесных тракторов насчитывал всего 783 тыс. шт. тракторов. То есть машин, поставляемых в РФ и выпускаемых всеми заводами СНГ, явно недостаточно. Усугубляется данная ситуация тем, что около 80 % тракторов работают за пределами срока амортизации, и большое их количество списывают, так как ремонт становится экономически нецелесообразным. Поэтому у заводов-производителей тракторной техники остаются хорошие перспективы выхода на российский рынок. Возрастная структура парка такова: до 6 лет — 8 %, 6—10 лет — 21 %, свыше 10 лет — 70 %. И это при том, что нормативный срок службы трактора составляет 10 лет.
Рынок сельхозмашин предъявляет особые требования к предприятиям, которые на нем работают. Прежде всего, это очень нестабильный рынок: в зависимости от сезона спрос меняется в разы и сильно подвержен влиянию климатических условий и погодных катаклизмов, которые неизбежно отражаются на закупках техники. Сельхозработы проводятся в сжатые сроки, от соблюдения которых зависит конечный результат. Это обстоятельство предъявляет высокие, более весомые, чем параметры техники, требования к ее сервису и ремонту.
Сельское хозяйство России испытывает нехватку колесных тракторов класса 3 классической компоновки мощностью 150—200 л. с. Отсутствие таких машин сдерживает применение современных технологий почвообработки и возделывания многих сельскохозяйственных культур, вынуждает товаропроизводителей использовать либо физически и морально устаревшие тракторы, либо дорогую и капризную в эксплуатации зарубежную технику.
На сегодняшний момент лидирующие позиции на нашем рынке колесных тракторов занимают производители из России и стран СНГ, такие как Харьковский тракторный завод (ХТЗ), Минский тракторный завод (МТЗ), Липецкий тракторный завод (ЛТЗ), Владимирский тракторный завод (ВТЗ) и ряд других. Активно проникают на наш рынок и европейско-американские производители CASE, Valtra, Fendt. Кроме них, освоением перспективного и емкого российского рынка успешно занимаются китайские производители.
МТЗ БЕЛАРУС 1523
Трактора «БЕЛАРУС» 1523 — это результат системного подхода к проектированию тракторов с требуемыми эксплуатационными свойствами, они представляют семейство мощных тракторов для работ общего назначения в сельском хозяйстве, которые могут использоваться с сельскохозяйственными машинами, тяговые сопротивления которых превышают 22 кН. Трактор оборудуется задним и передним (по заказу) навесными трехточечными устройствами большой грузоподъемности. Тяги оснащены быстросоединяемыми устройствами, которые обеспечивают удобное присоединение машин с размерами шарниров по категории 3 (НУ-3) и по категории 2 (НУ-2) путем замены автономных шарниров. Переднее навесное устройство аналогично по конструкции заднему и выполнено с размерами шарниров по категории 2 (НУ-2). Кроме того, трактор может быть дополнительно оборудован различными видами тягово-сцепных устройств, в том числе для агрегатирования транспортных средств различного исполнения общей массой более 10 тонн. Все трактора данной серии оборудованы гидровыводами, которые можно использовать для гидростатического привода агрегатируемых машин. Трактор комплектуется двигателем с турбонаддувом мощностью 150 л.с., а также синхронизированной трансмиссией с двумя вариантами КПП 16/8 или 24/12. При необходимости предусмотрено сдваивание колес через проставки или с помощью использования дублирующих ступиц. Производятся Минским тракторным заводом.
ЛТЗ-120Б
Эти тракторы предназначены для возделывания и уборки сахарной свеклы, кукурузы, подсолнечника, картофеля, овощей в составе однооперационных и комбинированных агрегатов, посева и уборки зерновых и трав, а также пахоты, сплошной культивации и других работ общего назначения, внесения удобрений и гербицидов, выполнения транспортных и погрузо-разгрузочных работ. ЛТЗ-120Б оснащаются дизельными двигателями Д 245.16 с охлаждением надувочного воздуха. Мощность двигателя составляет 124 л.с. ЛТЗ-120Б комплектуются 6-диапазонной МКПП с косозубыми шестернями постоянного зацепления. Эксплуатационная масса (без балласта) составляет 4,3 тонны. Передний ведущий мост - балочного типа с самоблокирующимся дифференциалом свободного хода и с планетарной конечной передачей. Фрикционная муфта с электрогидравлическим управлением позволяет включать мост под нагрузкой и автоматически при торможении. Коробка передач с переключением передач на ходу без разрыва потока мощности, задний ведущий мост с электропневмоуправляемой блокировкой дифференциала и планетарными конечными передачами. ЛТЗ-120Б агрегатируются с основным шлейфом сельскохозяйственных машин и орудий тракторов класса 1,4 - 2,0 «Беларусь» и соответствующими тяговому классу орудиями и машинами зарубежного и совместного производства. Производятся Липецким тракторным заводом.
Трактор Кировец K3180 АТМ
Тракторы «Кировец» серии К 3000 АТМ — это новейшая серия универсальных пропашных тракторов классической компоновки 3 тягового класса.
Тракторы предназначены для выполнения энергоемких работ общего назначения в сельском хозяйстве, основной и предпосевной обработки почвы, посева, уборочных работ в составе высокопроизводительных широкозахватных и комбинированных агрегатов, выполнения транспортных работ. Является базовым модулем для модификации тракторов, используемых в коммунальном и лесном хозяйстве. Двигатель - Deutz мощностью 180 л.с., трансмиссия - гидромеханическая Valtra с механическим и электрогидравлическим (Power Shift) переключением передач КП(36/36). Колея регулируется в пределах 1610...2115 мм. Дополнительная комплектация - кондиционер, передний ВОМ, подрессоренный передний мост, подрессоренная кабина, передняя навеска, различные типоразмеры колес. По весу машина несколько превосходит аналоги – 6,4 тонны. Производится ЗАО «Петербургский тракторный завод».
FOTON FT 824 Europard
Тракторы этой серии отличаются обтекаемой формой и современным обликом. FT 824 Europard оснащаются двигателями Perkins 1004-4TRT с водяным охлаждением и рядным расположением цилиндров, соответствующим нормам Евро-2. Коробка передач — 16+8 с переключением скоростей качающимся рычагом или опциональная 16+8 с «ползучим» рычагом. Возможность выбора коробки передач позволяет этому трактору лучше соответствовать различным условиям эксплуатации. Двухступенчатое сцепление LUK (Германия) диаметром 11 или 12 дюймов с большим запасом крутящего момента допускает независимое управление. Передний мост – производства DANA. Снаряженная масса трактора составляет 3,99 тонны.
Производятся Beiqi Foton Motor Co. (КНР).
Тракторы Valtra серии Т
Тракторы Valtra серии Т нового поколения были специально созданы в соответствии с возросшими требованиями к тракторам со стороны современных потребителей, занятых в сельском хозяйстве, на лесозаготовках и в дорожном строительстве.
Новое поколение тракторов Valtra серии Т совмещает в себе традиционную мощность и долговечность с непревзойденной гибкостью системы изготовления тракторов на заказ Valtra a la carte. Благодаря целому ряду усовершенствований возросла мощность тракторов, улучшились условия работы водителя, а производительность труда достигла нового уровня. В зависимости от комплектации гидросистемы и трансмиссии тракторы серии Т подразделяются на три модельных ряда: Classic, HiTech и Advance. Система изготовления тракторов на заказ Valtra a la carte включает в себя более миллиона возможных комбинаций из набора конструкций и оборудования. Серия Т первоначально была разработана с целью выпуска на рынок тракторов с программируемыми гидравлическими системами новейшего образца, обеспечивающими возможность использования самого современного оборудования. Новые модели тракторов серии Т обладают максимальной мощностью, необходимой, например, для выполнения тяжелых работ по раскорчевке.
Помимо электронного устройства управления гидравликой, в настоящее время имеются трактора Valtra Серии Т с механическим устройством управления гидравликой, обеспечивающие производительность 70-73 л/мин. в зависимости от модели. У моделей, оборудованных электронным устройством управления гидравликой с датчиком нагрузки, производительность гидравлической системы составляет 90 л/мин. Производятся Valtra Inc.
Трактор Fendt 700 Vario
Fendt 700 Vario после своего первого представления в 1998 году стал самой продаваемой серией тракторов с бесступенчатым приводом. В третьей генерации мощность этого трактора еще раз увеличилась, и эта серия с новой топ-моделью 718 Vario поднялась наверх. Таким образом, Вы получаете этот универсал с максимальной мощностью 130 л.с. и 180 л.с. Для удобства управления кабины тракторов Fendt 700 Vario оборудуются панелью управления и джойстиком. Среди прочего обязательно следует отметить блокируемую амортизацию передней оси для регулирования положения вне зависимости от нагрузки, активную систему гашения ударных колебаний, которая предотвращает раскачку трактора при навесном заднем агрегате, а также пневматическую амортизацию кабины. Дополнительно, по желанию заказчика, трактор можно оснастить системами TMS и VariotronicTI. Все это делает Fendt 700 Vario надежной машиной с большими резервами дополнительной нагрузки. Тракторы Fendt 700 Vario предлагаются в четырех вариантах по мощности от 132 л.с. до 181 л.с. Поизводится компанией Fendt (Евросоюз)