С конца прошлого года лизинговые компании начали сталкиваться со все возрастающими трудностями, которые заставили серьезно пересмотреть оптимистичные прогнозы развития отрасли. Тем не менее, даже в этих условиях работа продолжается, а государство, со своей стороны, запускает программы, призванные помочь лизинговым компаниям пережить трудные времена.
Лизинг: 10 лет непрерывного роста
После памятного многим кризиса 1998 года для развития лизинга наступили хорошие времена. Нарастающее развитие строительной отрасли, реализация многочисленных инвестиционных проектов – все это создало большой спрос на строительную, дорожную и специальную технику, оборудование и грузовые автомобили. Доступность, а также ускоренная по закону амортизация, сделали лизинг одним из самых выгодных видов приобретения техники и оборудования. В 2006 году в России было заключено лизинговых договоров примерно на 400 млрд. рублей. В 2007 году общая сумма лизинговых договоров составила более 831 млрд. рублей. В целом, в период с 2001 по 2008 годы прирост отрасли составлял примерно 80% ежегодно. Что касается лизинга коммерческой техники, то в 2007 году объем договоров по лизингу грузового автотранспорта составил 14,4% от общего объема сделок в России. Все это в полной мере можно применить и к сибирскому рынку лизинговых услуг. Например, по словам руководителя направления лизинга Новосибирского филиала КМБ БАНК Ольги Зубковой, прирост портфеля лизинговых договоров за 2008 год по РЦ «Сибирский» на 1 октября 2008 года составил 33%.
Однако с лета 2008 года начали появляться и менее радужные сценарии. Наиболее дальновидные экономисты уже тогда заметили признаки надвигающегося финансового кризиса и призвали пересмотреть прогнозы на будущее, а заодно и принять превентивные меры. Будущее показало, насколько они были правы.
Проблемы, с которыми столкнулся лизинг
Но сохранить достигнутые позиции будет непросто. По словам специалистов, одной из главных проблем, с которыми пришлось столкнуться российским лизинговым компаниям, стало уменьшение спроса. Как пояснил директор новосибирского филиала ООО «Механика роста лизинг» Дмитрий Якунин, основная трудность в том, что сократилось само количество лизингополучателей. Это не значит, что они исчезли совсем. Но на всех клиентов явно не хватает, и за них может развернуться нешуточная борьба. Связано это с тем, что лизинг направлен на инвестиции - приобретение активов, которые используются и окупаются длительное время. В сегодняшних условиях бизнесмены осторожничают. В период финансового кризиса сложнее просчитать эффективность инвестиций и свои возможности для обслуживания финансовой аренды. Кроме того, не секрет, что основные средства для кредитования российского бизнеса привлекались из-за рубежа. Как только мировая финансовая система «пошла в разнос», получить новые кредитные средства для множества компаний оказалось делом трудным, а иногда и просто невозможным.
- «В настоящее время лизинговые компании сталкиваются с неготовностью банков кредитовать их бизнес, который проходит по списку рискованных проектов. Результат – недостаток финансирования и невозможность поставить заказанную клиентом технику», - пояснил ситуацию Дмитрий Якунин.
В этой ситуации в выигрыше оказываются лизинговые структуры, созданные при крупных банках. Те же компании, которые находятся в свободном плавании, оказались в затруднительном положении. Раньше они имели возможность диверсифицировать кредитный портфель, беря кредиты в разных банках, а теперь такой возможности у них нет.
Второй момент, о котором нельзя умолчать, – проблема неплатежей. Просрочки становятся регулярным явлением и приводят к недополучению прибыли лизингодателями. В то же время, как отметил Дмитрий Якунин, склады многих лизинговых компаний затоварены техникой, которую изъяли у должников.
Не самым лучшим образом на лизинговом рынке отразились изменения, внесенные в налоговый кодекс Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ, которые отменяют ускоренную амортизацию для первых трех амортизационных групп. В эти группы попадают отдельные виды строительного оборудования и техники, в частности некоторые типы насосов, приспособлений для уплотнения грунтов, молотков отбойных, используемых в строительстве, а также кабелеукладчики, несколько типов кранов грузоподъемностью от 0,5 до 1 тонны, подъемники, частично – погрузочно-разгрузочная техника и оборудование. В результате, как отметила Ольга Зубкова, лизинг этих видов техники теряет свои преимущества перед покупкой в кредит.
Меры принимаются
Естественно, лизинговые компании не сидят сложа руки. Как только стало ясно, что кризис – это всерьез и надолго, тут же началась выработка антикризисных решений. Одним из путей является создание новых программ.
- «Сегодня актуальна тенденция финансирования программ, которые направлены не на увеличение бизнеса, а на повышение его эффективности. К примеру, это может быть приобретение высокорентабельного оборудования, замена старого парка техники на новый», — говорит Ольга Зубкова.
Изменяются и условия получения лизинга. По словам Ольги Зубковой, КМБ БАНК применяет более консервативный подход в финансировании, оценке приобретаемого предмета лизинга. Лизингодатели хотят видеть при финансировании большее участие клиента, то есть больший авансовый взнос. Если раньше был приемлем упрощенный подход и компании могли обслуживать партнера на основании ранее проанализированных данных и минимальном пакете документов, то сегодня делается полный финансовый анализ и оценивается финансовая устойчивость компании в текущий момент, подходы к ведению бизнеса и т.д.
Госпакет
В спасении отечественного рынка лизинговых услуг готово поучаствовать и государство. В начале февраля 2009 года была анонсирована программа помощи российским лизинговым компаниям. Согласно плану, в лизинг малые и средние предприятия смогут приобретать любое оборудование, начиная от «газелей» стоимостью в 300 тысяч рублей и заканчивая нефтяными вышками, цена которых - десятки миллионов рублей. Финансирование программы составит от 5 до 25, по разным оценкам, миллиардов рублей. Таким образом, правительство РФ намеревается убить сразу двух зайцев: и лизинговым компаниям помочь, и предприятия малого и среднего бизнеса поддержать. Слов нет, инициатива нужная и своевременная. Но пока она находится в стадии разработки.
«Многие моменты пока остаются не разъясненными. Например, не определен до конца механизм поддержки государством лизинговых компаний. Неясно, куда отправятся деньги? Осядут ли они в столицах или пойдут на север, на Дальний Восток, в Сибирь? Будет ли определен предмет лизинга, будут ли как-то отбираться компании, заложены ли деньги в бюджет, и в каком объеме? Все это пока можно только предполагать. Возможно, в ближайшем будущем все эти моменты получат конкретное наполнение», - прокомментировал инициативу правительства Дмитрий Якунин.
Прогнозы
Несмотря на все трудности, большинство лизинговых компаний, по крайней мере, крупных, не прекратили свою деятельность. Не свернули свои программы и стабильные региональные лизинговые компании с участием иностранного капитала. По мнению специалистов, в наибольшей степени кризис повлияет на мелкие региональные компании. Если раньше банки активно финансировали такие лизинговые компании, поскольку лизинг являлся высокодоходным продуктом, то сегодня банки более пристально подходят к лизингополучателям, поскольку в текущих условиях риски в этом направлении стали выше. Изменение рыночной ситуации может привести к уходу с рынка мелких региональных компаний. Это может случиться, во-первых, вследствие снижения финансирования их банками, во-вторых, отсутствия серьезных объемов операций, в-третьих, в результате повышения просрочек задолженности в связи с текущей ситуацией.
Останутся сильнейшие компании, рынок очистится от мелких игроков. Те же компании, которым удастся пережить кризис, выйдут из него совсем другими, более сильными, опытными и агрессивными.