+79139857900

Манипуляторы. С приставкой «гидро» и без

27 апреля 2013 в 12:25

Гидроманипуляторы занимают особое место на рынке подъемно-транспортной техники. Несмотря на то, что это достаточно узкий и специфический сегмент, производители предлагают широкую модельную линейку этой спецтехники. Чем отличаются гидроманипуляторы от строительных кранов манипуляторов, какие тренды обозначены на данном этапе развития этого вида техники.  

 

 

На рынке существует деление грузоподъемных механизмов на автомобильном шасси на краны манипуляторы (КМУ) и гидроманипуляторы (ГМУ). Фактически, это несколько разные типы. Кран манипулятор с крюковой подвеской – это, скорее, обычный строительный кран манипулятор. Главное его преимущество - возможность использования одного автомобиля для погрузки, перевозки и разгрузки. Если грузовой автомобиль не оснащен краном манипулятором, потребуется еще автокран, а это дополнительные расходы. Безусловно, есть и минусы: установка крана манипулятора на грузовую машину увеличивает ее снаряженную массу и, соответственно, уменьшает общую максимальную массу перевозимого груза. Однако достоинства этого решения в подавляющих случаях перевешивают недостатки.

Если же говорить о гидроманипуляторах, то они рассчитаны на цикличную работу, такую как погрузка лома, древесины. Для гидроманипуляторов существуют классы циклической нагрузки. Гидроманипулятор рассчитан на более интенсивную работу, чем обычный кран манипулятор. Поэтому его конструкция включает дополнительный распределитель и РВД. Основная цель – избежать перегрева масла, а значит, не снижать темпы работы.

 

Ломовозы, или Кто увезет металлолом

Отечественной промышленностью освоен выпуск ломовозов, или металловозов, – специальных машин для погрузки и транспортировки металлолома.

Автомобильное шасси такой спецтехники оснащено гидроманипулятором, который осуществляет самостоятельную погрузку лома. Кузов, как правило, испытывающий сильные ударные воздействия и нагрузки, выполнен из толстой листовой стали и усилен ребрами жесткости. Задняя часть кузова – распашные створки. Самосвальный кузов позволяет самостоятельно разгрузиться на производственной площадке. Некоторые модели металловозов оснащены стационарными кузовами, поскольку ряд площадок сбора и погрузки металлолома оборудуют подъемными механизмами с грейферами, а часто и электромагнитным захватом.

Гидроманипулятор на металловозах может быть установлен за кабиной автомобиля. При таком расположении Гидроманипулятора на передней стенке кузова делается небольшая выемка, куда укладывается стрела. На ряде моделей металловозов он может быть установлен и в заднем свесе. Для увеличения грузоподъемности ломовоз может работать с прицепом или с полуприцепом.

Автомобильное шасси, на которые устанавливают гидроманипуляторы, чаще всего трехосные, отечественного производства, марок КАМАЗ, Урал, а также МАЗ. Выпускают металловозы и на четырехосных шасси. Достаточно редко, но ряд заказчиков предпочитают зарубежные шасси.

Состояние сегмента металловозной техники напрямую зависит от ситуации в экономике. При высокой деловой активности спрос на такую спецтехнику возрастает, поскольку вторичная переработка металла – достаточно выгодный бизнес.

Среди поставщиков подобной спецтехники преобладают отечественные предприятия.

Более 17 лет выпускает металловозы марки «Синегорец» Златоустовский машиностроительный завод «Златмаш» - одно из ведущих машиностроительных предприятий Челябинской области. Предприятие оснащено современным высокоточным оборудованием для выполнения технологических операций любой сложности, что сказывается на качестве выпускаемого гидроманипуляторного оборудования. Освоен выпуск гидроманипуляторов «Синегорец» с различным навесным оборудованием: крюки, захваты для леса, грейфер для металлолома, грейфер для сыпучих материалов.

Гидроманипуляторы «Синегорец» используются во многих отраслях производства, а также в городском коммунальном хозяйстве. А одна из успешных продуктовых линеек предприятия – металловозы, которые хорошо известны предприятиям втормета. Металловоз на шасси КАМАЗ-65115-1041-62 - одна из популярных моделей, оборудованный крано-манипуляторной установкой «Синегорец-110» с грейферным захватом и самосвальной платформой, он предназначен для перевозки лома и грузов неупорядоченной формы. Характеристики установки: при вылете стрелы 3,0 м грузоподъемность составляет 3600 кг, а на максимальной вылете – 7,8 м - г/п составляет 1400 кг. Высота подъема – 10,0 м, грейферный захват 6-ти лепестковый.

Вторая популярная модель златоустовского предприятия – модель «Синегорец-75». Максимальный вылет стрелы – 7,8 м, ход удлинения – 1,2 м, максимальное опускание – 1,2 м. Конструкция поворотной колонны позволяет выдерживать предельные нагрузки, а применение итальянских гидрораспределителей обеспечивает плавность хода и высокую скорость работы. Вся гидросистема оборудована гидрозамками. Гидросистема оснащена надежной защитой от механических повреждений узлов системы, трубопроводов и РВД. Гидрозамки защищают манипуляторную установку от перегруза, тем самым обеспечивая требования норм РосТехНадзора и увеличивая срок службы гидроманипуляторов.

На металловозы устанавливаются кузова объемом 21, 24 и 27 куб. м, днища которых сваривают из листовой стали, а толщина листов для стенок – 4 мм. Кузова усилены боковыми ребрами жесткости.

Из других отечественных производителей в этом сегменте рынка представлены металловозы МайкопскогоВеликолукскогоСоломбальскогомашиностроительных заводов. Холдинговая компания «Подъемные машины» выпускает на ООО «Велмаш» (Великие Луки) две модели металловозов: ЛМ-01 и ЛМ-02. На автомобильное шасси (КАМАЗ, Урал, МАЗ) предусмотрена установка, как стационарного кузова, так и самосвального с усиленной конструкцией, в днище которого использован лист толщиной 8 мм. Самосвальная платформа металловоза с углом опрокидывания 500 – с задней разгрузкой, прямоугольного типа, с задними распашными створками. Объем кузова модели ЛМ-01 составляет 24 куб.м, г/п 9000 кг. Максимальный вылет стрелы – 7,3 м (модель ЛМ-02 – 8,5 м). Масса гидроманипулятора ОМТ-97М составляет 2 260 кг.

Гидроманипулятор ОМТЛ-120-01 (модель ЛМ-02) имеет смещенное расположение опорно-поворотного устройства относительно элементов крепления манипулятора, позволяющее манипулятору в сложенном положении не выступать за габарит. Центр тяжести манипулятора находится по центру рамы автомобиля, что положительно влияет на распределение нагрузок на раму, рукоять с двойным телескопическим удлинителем, Z - образную, поперечную схему складывания, что позволяет получить ряд преимуществ по сравнению с манипулятором с продольной схемой складывания: развесовка автотранспортного средства оптимальна, открыт свободный доступ в моторный отсек бескапотного автомобиля, повышена устойчивость и управляемость автомобиля, т.к. центр тяжести манипулятора расположен ниже, чем у манипулятора с продольной схемой. Три модели шестилепесткового грейфера (ГЛ-1, ГЛ-2, ГЛ-3) комплектуются по выбору заказчика. Великолукское предприятие выпускает и стационарные гидроманипуляторы для работы на погрузке лома на производственных площадках.

Майкопский машиностроительный завод, одно из старейших предприятий страны, выпускает гидроманипуляторные установки для лесной промышленности с 1985 года. В своей модельной гамме имеет металловозы. ОАО «Майкопский машиностроительный завод» выпускает более 30 моделей кранов манипуляторов с грузовым моментом от 20 до 150 кНм и вылетом стрелы до 12,8 м. Металловозы (ломовозы) укомплектованы гидроманипуляторами «Атлант-С-90» (серии ЛВ), «Атлант-С-100», «Атлант-С-140» (серии ЛВ) с грузовым моментом от 90 до 140 кНм и вылетом до 9 м. Освоено серийное производство металловозов с подъемными кузовами объемом 24 куб. м (по спецзаказу возможно изготовление самосвального кузова объёмом до 28 куб. м). В конструкцию гидроманипулятора введены выдвижные опоры аутригеров, что в значительной мере облегчило труд оператора и повысило устойчивость базового автомобиля как при установке за кабиной, так и при установке на конце рамы. Комплектация гидроманипулятора шведскими или итальянскими гидрораспределителями, автоматическая сварка под слоем флюса со 100% ультразвуковым контролем сварных швов, уплотнения гидроцилиндров и РВД ведущих мировых производителей позволили значительно повысить его конкурентоспособность и долговечность в эксплуатации. Представлены на рынке и металовозы зарубежного производства. Одним из поставщиков таких металловозов является ООО «Карготек РУС» - дочерняя компания корпорации Cargotec. Для погрузки металлолома устанавливаются манипуляторы Hiab.

 

Манипулятор-бурильщик

Однако только сбором и перевозкой металлолома не ограничиваются функции гидроманипуляторных установок. Практика показывает, что манипуляторные установки с гидрофикацией и навесным оборудованием подходят для выполнения разнообразных специальных работ, таких как бурение под сваи. Впрочем, для устройства мощных буронабивных свай существуют специальные бурильные установки. А вот для бурения скважин, ям для монтажа свай фундаментов, для свай столбов, ЛЭП, заборов, ограждений достаточно манипулятора с вращателем на автомобильном шасси.

«Компания ООО «Прогресс» с 2003 года занимается поставкой и установкой кранов­ манипуляторов. Мы являемся официальными дилерами крупнейших, заслуживших отличную репутацию у потребителей производителей навесного оборудования из Южной Кореи: DONGYANG, одного из крупнейших экспортеров надежных крановых установок, и JUNJIN, занимающего лидирующие позиции в производстве ямобуров,» ­ - говорит Игорь Епифанов, директор предприятия.

Одна из самых востребованных моделей на рынке - манипулятор с вращателем DONGYANG 2036 на шасси КАМАЗ-43118. Эта установка предназначена для бурения скважин и ям для монтажа свай для фундамента, столбов ЛЭП, столбов заборов и ограждений. На крано-манипуляторную установку монтируется вращатель и бур, обеспечивающие проведение бурильных работ на глубину до 6 м. Автомобильное шасси КАМАЗ-43118 специально предназначено для монтажа различных спецнадстроек, манипуляторов. Высокая проходимость автомобиля-вездехода позволяет ему преодолевать любое бездорожье. Использование крана-манипулятора совместно с буровой установкой является преимуществом данной спецтехники - исключается потребность в использовании дополнительных единиц техники - можно одновременно бурить скважины и производить грузоподъемные работы (максимальным весом до 8 тонн), например, устанавливать опоры или сваи. По желанию заказчика машины комплектуются корзиной, что позволяет монтировать воздушные линии и заменяет использование автовышки.

Новинкой 2013 года является бурильно-крановая машина с кабиной оператора, которая защищает оператора от ветра, дождя и снега при работе в полевых условиях. Стандартная глубина бурения ямобура SA 040 C, производства JUNJIN (Южная Корея) на автомобильном шасси КАМАЗ-4326, составляет 4,5 метра, а с дополнительными удлинителями – 10 м. Стандартный диаметр бурения составляет 450 мм, но существует возможность заказать дополнительное буровое оборудование и увеличить диаметр бурения до 1 м. По желанию заказчика установка дополнительно комплектуется телескопическим подъемником.

 

Динамичный сегмент кранов манипуляторов

Если спецтехника с гидроманипуляторными установками позволяет заказчикам выполнять различные виды специальных работ, то краны манипуляторы предназначены для погрузки и транспортировки чаще всего строительных грузов, с помощью крюковой подвески, т.к. не имеют гидравлического привода к рабочему органу. В количественном отношении этот тип машин представлен намного больше. Немало предприятий машиностроения как отечественных, так и зарубежных, «выдают на-гора» новинки. Тем более, что очередной посткризисный цикл позволяет расти спросу на этот вид техники.

Выпуск кранов манипуляторов в РФ освоен и ведется на многих машиностроительных предприятиях. При этом в последнее десятилетие модельный ряд вырос, поскольку одним из рыночных трендов является ответ на увеличивающийся спрос.

Одним из лидеров сегмента является компания ЗАО «ИНМАН», которая с 1992 года разработала и освоила серийный выпуск более двух десятков моделей гидроманипуляторов и их модификаций. В 2011 году компания вошла в состав известного концерна Palfinger, который является ведущим мировым производителем гидравлических подъемных, грузовых и погрузочно-разгрузочных систем.

«Прошлый год рынок кранов манипуляторов особенно выделился ростом числа тросовых кранов манипуляторов, в основном за счет импорта большого количества кранов манипуляторов корейского производства. Несмотря на отсутствие централизованной сервисной и сбытовой сети, рост спроса на эти краны манипуляторы обусловлен довольно низкой ценой. ИНМАН же, следуя тенденциям рынка, выпустил две новые модели кранов манипуляторов с тросовой подвеской крюка, это модели ИТ 80 и ИТ 180, грузоподъемностью 3,05 т и 7,2 т соответственно, имеющих конкурентоспособную цену», ­ - говорит ведущий специалист по маркетингу ЗАО «ИНМАН» Андрей Фейлер.

Каковы же конструктивные особенности и технические характеристики новинок?

Модель ИТ-180 с тросовой подвеской крюка является самым грузоподъемным краном-манипулятором из линейки тросовых кранов манипуляторов серии ИТ (максимальной грузоподъемностью 7,2 тонны). ИТ-180 имеет наибольший вылет стрелы среди всех моделей кранов манипуляторов – 18,8 м. Стрела шестигранного профиля имеет пять выдвижных секций. Особенностью тросового крана манипулятора, в отличие от шарнирно-сочлененных кранов манипуляторов, является простота конструкции, а следовательно, более высокая надежность, низкие затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание. Кран манипулятор серии ИТ с тросовой подвеской крюка позволяют точнее позиционировать груз за счет наличия гидравлической лебедки и тросовой подвески крюка, а также производить грузоподъемные работы за препятствиями (за стенами, заборами, ограждениями и т.п.). Управление осуществляется с операторского сиденья на колонне, которое входит в базовую комплектацию крана манипулятора ИТ-180, обеспечивает полноценный обзор зоны проведения работ. Встроенный бак гидросистемы компактно расположен в основании крана манипулятора, не требует места для его размещения на раме автомобиля и дополнительных усилий по его установке. При свертывании установки в транспортное положение опоры с гидравлическим поворотом складываются вверх, что исключает их повреждение и имеет определенные конструктивные преимущества.

Модель ИТ 80 конструктивно аналогична старшей модели ИТ 180. Вылет стрелы - 7,53 м, г/п составляет 3050 кг на вылете 2,7 м. Максимальная высота подъема – 8 м, а глубина опускания – 10,2 м. Рабочая температура окружающей среды – 400 +400 С. Ручной способ выдвижения поворотных опор.

 

Дела рыночные

Строительный бум, общий подъем экономики спровоцировали фактически взрывной рост ввоза техники с кранми манипуляторми из-за границы. В результате в регионах Сибири предыдущий пик спроса на грузовую технику, оснащенную кранми манипуляторми, пришелся на прошлое десятилетие, когда сюда хлынул поток б/у японской и корейской техники. Особенностью конструкции таких кранов манипуляторов является прямая телескопическая стрела, тросовая подвеска грузового крюка.

«Именно эта техника позволяла нашим строительным компаниям оценить ее преимущества, такие как простота конструкции, ­ меньшее количество узлов и шарниров, как следствие, меньшее число деталей, подверженных износу», ­ - говорит Максим Чепелюков, директор по развитию ООО «Торговая Компания «Стрела» (г. Новосибирск). ­ Точное позиционирование груза за счет тросовой подвески крюка. Груз опускается на подготовленную поверхность с минимальной погрешностью благодаря 
возможности контролировать процесс опускания, корректируя его путем оттягивания троса. Идет плавное его опускание. Поочередное выдвижение телескопических секций, позволяющее максимально использовать грузовой момент. И ряд других».

Современную ситуацию на рынке Сибири охарактеризовал Максим Чепелюков. Он оценивает ее следующим образом:

«Сегодня, в канун начала нового строительного сезона, спрос на краны манипуляторы вырос. Мы видим, что в весенний период крен спроса приходится на коммерческие организации, осенью, наоборот, возрастает спрос со стороны частников, индивидуальных предпринимателей. Сегодня в регионе востребована как б/у техника, так и новая. Б/у техника из Японии и Кореи закупается на аукционах и проходит предпродажную подготовку. Такая техника в хорошем техническом состоянии, а соотношение продаж составляет 10 единиц к 1. По некоторым позициям на новые краны манипуляторы цены мы считаем несколько завышенными. У частных предпринимателей и ИП востребована техника меньшего тоннажа, как правило, это краны манипуляторы, установленные на шасси среднетоннажных автомобилей марок Isuzu, Hino, Fuso. Востребованы краны манипуляторы на шасси КАМАЗ и МАЗ, грузоподъемность которых составляет 10­14 т. Наблюдается рост спроса на навесное оборудование к гидроманипуляторам, особенно бурильную технику, что непосредственно связано с развитием жилищного строительства, проведением изыскательских работ».

Увеличение грузоподъемности, длины вылета стрелы, улучшение других технических характеристик, а также внедрение беспроводных устройств дистанционного управления – вот основные тенденции развития рынка кранов манипуляторов.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >