+79139857900

Метлы для проезжей части

10 февраля 2009 в 14:37

Специалисты редко обращаются к теме дорожных щеток. Предназначенные, прежде всего, для коммунальной техники и слабо востребованные частными бизнес-структурами, они просто выпадают из поля зрения аналитиков. Между тем потенциальный объем рынка дорожных щеток очень велик и далеко не сформирован. 


Особенности рынка


В России 1037 городов, 2193 рабочих поселков, 153 тысячи сельских населенных пунктов. А количество улиц, которым требуется качественная механизированная уборка, исчисляется сотнями тысяч, а то и миллионами. И по каждой благоустроенной улице, особенно в городах и поселках, регулярно проходят дорожные поливо-моечные и подметально-уборочные машины. Наиболее распространен способ уборки, при котором машины с подметальным щеточным оборудованием сметают или смывают мусор с проезжей части в лотковую зону, откуда он через ливневые стоки поступает в канализационную сеть. Основным средством, позволяющим качественно очистить улицы и проезжую часть, являются щеточные подметально-уборочные машины (ПУМ). Конечно, существует альтернатива в виде вакуумных ПУМ. Основная нагрузка по уборке по-прежнему ложится на традиционные щеточные машины. А поскольку объем работ, продолжающихся круглый год, очень и очень велик, то спрос на быстро изнашивающиеся щетки остается стабильно высоким. Кроме уборки улиц и дорог ПУМ используются для очистки взлетно-посадочных полос, но здесь применяются, преимущественно, специальные мощные машины, оснащенные большими щетками. 

Первое, что бросается в глаза при анализе рынка дорожных щеток для ПУМ, это относительно небольшое число участников. Сегодня рынок делят между собой порядка 10 российских компаний и несколько зарубежных, прежде всего, европейских. Из российских производителей наиболее крупными являются ООО «ТрансТех» (Петербург), ООО «АКМ-Коминвест» (Москва), ООО «Рязанское предприятие Промпласткомплект» (Рязань)  и ряд более мелких предприятий. Иностранную продукцию представляют компании Schmidt, Stark и ряд других фирм. Время от времени на российский рынок пробиваются китайские производители, но серьезной конкуренции с их стороны пока ожидать не приходится. 

Еще несколько лет назад этот рынок делили между собой российские и европейские производители. Причем в силу хорошего качества и долговечности импортная продукция создавала немало проблем российским производителям щеток. Но за прошедшие годы рынок порядком изменился. Сегодня он фактически монополизирован отечественными предприятиями. 

«Российские щетки на сегодняшний момент более востребованы потребителем, нежели иностранная продукция. По качеству они практически не уступают импорту, а по цене значительно ниже», - говорит менеджер по продажам ООО «ТрансТех» (С-Петербург) Михаил Алексеев. 

По его словам, высокий спрос на российскую продукцию имеет серьезные причины. Во-первых, многие российские предприятия,  в том числе и «ТрансТех», в настоящее время работают на импортном оборудовании и используют высококачественное импортное сырье. Таким образом, качество российских щеток вполне сравнимо с импортной продукцией. Во-вторых, цена на российскую продукцию существенно ниже, чем на импорт. 

Цена и качество


Среди множества причин, удешевляющих отечественные щетки, Михаил Алексеев выделил несколько основных. Прежде всего, дешевая, по сравнению с Европой рабочая сила. Вторым важным фактором является отсутствие расходов на таможенную очистку товара. Наконец, транспортные расходы практически никак не удорожают российские щетки. Все это в совокупности привело к тому, что дорожные щетки российского производства в значительной мере вытеснили с рынка иностранных конкурентов. 

При этом цена перевешивает даже такой важный показатель, как качество продукции. По признанию генерального директора новосибирского представительства ООО «Коминвест-Сибирь» Станислава Сухоржевского, с качеством у многих наших предприятий дела обстоят не самым радужным образом. За счет различных добавок иностранным производителям удается продлять ресурс полипропиленовых щеток в несколько раз по сравнению с российскими аналогами. Правда, это во столько же раз удорожает саму продукцию. 

Как правило, при производстве дорожных щеток используется полипропилен (хотя можно применять различные полиамиды и ПЭТ). Но сам полипропилен бывает уже прошедшим вторичную переработку. Качество такого сырья ниже, чем у полипропилена, выпущенного «в первый раз». Есть и другие проблемы. Как рассказал нам начальник отдела маркетинга ООО «Промпласткомплект» Валерий Шувариков, многие проблемы возникают по вине «человеческого фактора», прежде всего, наладчиков и технологов предприятий, поставляющих полипропилен производителям щеток: термопласт с изъянами, неправильная, протяжка ворса воздушные пузырьки, вкрапления. Хотя, по его словам, в последнее время подобные нарекания встречаются нечасто. Впрочем, вопросы качества волнуют не только российских производителей, но и китайских. Одной из главных причин, по которым китайская продукция не пользуется широкой популярностью, является неудовлетворительное качество сырья, порождающее непредсказуемое качество самих щеток. Поэтому дорожные щетки из Поднебесной пока особого спроса не находят. 

Летние и зимние


Существует несколько классификаций дорожных щеток. Сами производители, как правило, делят их на дисковые, лотковые, ленточные и пучковые. Все они, выполняя схожие функции, предназначены для разных типов ПУМ. Однако наиболее популярными и востребованными на сегодня являются дисковые щетки с полипропиленовым ворсом. Выбор конкретного типа и размера щетки зависит от того, на какую ПУМ вы собираетесь ее поставить. Что обязательно нужно учесть, так это деление щеток на летний и зимний вариант. Некоторые производители считают, что особой разницы между ними нет, но большинство все же придерживаются мнения, что эксплуатировать одну и ту же щетку и летом, и зимой нельзя. Разница эта вытекает из разницы задач, которые приходится решать в разные сезоны. Летом основной задачей ПУМ является уборка пыли, мелких камней и мусора. Зимой основным «противником» являются снег и наледь. При этом зимой щетки должны удовлетворительно работать в условиях морозов. Поэтому в сердечник и ступицу зимних щеток многие производители вносят специальные добавки для большей эластичности. Некоторые делают добавки и в ворс, но поскольку ворс должен сохранять известную жесткость, не все прибегают к такой практике. Но все-таки «зимний» полипропилен делается более морозоустойчивым, чем «летний». Однако зимой полипропилен не всегда справляется с очисткой улиц и дорог, особенно если их покрыла ледяная корка. Поэтому для борьбы со льдом применяют другой тип дорожных щеток — металлические. В металлической щетке полипропиленовый ворс заменен металлической проволокой. Металлическая щетка отлично счищает с проезжей части ледяную корку. Впрочем, далеко не везде такие щетки разрешены к эксплуатации. По словам Михаила Алексеева, в некоторых городах ГИБДД запрещает пользоваться металлическими дорожными щетками под тем предлогом, что выпадающая из щетки проволока может проколоть колеса легковых автомобилей. К тому же металлические щетки не всегда хорошо удаляют снег. Поэтому достаточно популярны так называемые смешанные конструкции, где полипропиленовые щетки чередуются с металлическими. 

Сердечник: металл и пластик


В дорожных щетках используется в зависимости от конструкции два типа сердечников – металлический и пластиковый. И тот, и другой можно использовать как летом, так и зимой. Разница между ними заключается не в этом. По сравнению с металлическими, пластиковые сердечники обладают рядом преимуществ. Во-первых, использование пластикового сердечника упрощает конструкцию щетки. Ступица такого сердечника несколько шире самого щеточного диска. Это позволяет отказаться от так называемых проставочных колец. Обычный щеточный диск почти плоский, его толщина составляет всего 1-1,5 см. Чтобы они не прилегали слишком близко друг к другу, используются так называемые проставочные кольца. Это нужно для нормального функционирования щеточного привода. Пластиковый сердечник избавляет от необходимости дополнительно ставить проставочные кольца. Во-вторых, пластиковый сердечник более прочен и морозостоек. Наконец, у пластикового сердечника более простая конструкция и способ крепления. Кроме того, отслужившие свое, пластиковые сердечники можно пустить на вторичную переработку, а металлический придется просто выкинуть. Да и стоимость пластикового сердечника хоть и не на много, но ниже, чем у металлического. Однако и у металлических сердечников есть свои преимущества. Например, поставить металлическую щетину можно только на металлический же сердечник, на пластик ее не посадишь. Таким образом, в условиях Сибири и Дальнего Востока приходится использовать оба типа сердечников. 
Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >