+79139857900

Свечи для «голубого топлива»

4 мая 2012 в 15:17

Сжиженный газ (LPG) уверенно наращивает объемы продаж на рынке автомобильного топлива. В ряде стран автомобили со штатно установленным газобаллонным оборудованием составляют до 30% всего автомобильного парка, а в сегменте такси и городских грузоперевозок – до 80%. Лидерами по потреблению газа как автомобильного топлива сегодня являются Корея, Турция, Польша – страны с относительно мягким климатом и очень высокими ценами на топливо. Россия тоже входит в десятку лидеров по этому показателю, а следовательно, многих продавцов автомобильных компонентов интересует, каковы перспективы на российском рынке у такого относительно нового продукта, как свечи зажигания для моторов, работающих на сжиженном газе. 

 

Особенности спроса


У российского рынка есть своя специфика потребления газового топлива, которая и отличает его от всех прочих стран мира. Если в Корее, Японии и Италии не составит труда найти на рынке довольно дорогой автомобиль с газобаллонным оборудованием, то в России – это большая редкость. Большинство потребителей газового топлива – владельцы отечественных автомобилей  либо подержанных иномарок с большим расходом топлива. Стремление русского человека иметь больше автомобиля за меньшие деньги порой приводит к тому, что владелец подержанного Land Cruiser Prado с трудом выкраивает средства на топливо для своего «внедорожника» и приобретает ГБО, чтобы оптимизировать свои расходы. Но такие примеры – все же редкость, а массовый потребитель газа -  это, как правило, владелец небольшой бюджетной машины. И именно этот факт существенным образом влияет на рынок свечей зажигания для данных двигателей.

 

«Свечи зажигания LPG обходятся дороже «бензиновых» (их розничная стоимость составляет порядка 800 рублей), - говорит Илья Мигушин, технический специалист представительства компании NGK SparkPlug в России. – Это сильно влияет на популярность данных свечей на российском рынке. В последнее время наметилась тенденция хоть и к небольшому, но постепенному росту продаж в этом сегменте, так как растет число автомобилей, переборудованных для работы на газе. Однако, они не настолько популярны, как в Европе».

 

Аналогичные причины называет и бренд-менеджер Bosch компании «СибОил» Андрей Смирнов:

«В России на автомобили ставится далеко не самое современное газобаллонное оборудование, которое, в принципе, работает и со штатными свечами зажигания. Работает хуже, но владельцы этих автомобилей, видимо, готовы мириться с тем, что машина после перехода на газ начинает потреблять больше топлива, а ресурс свечей зажигания заметно сокращается. Поэтому продажи свечей, работающих на LPG, у нас пока растут довольно медленными темпами».

 

В чем разница?

 

Чем же отличаются свечи LPG от обычных, и какие преимущества дает их установка на двигатель, работающий от газа? Смесь газа с воздухом имеет большее электрическое сопротивление. Соответственно, для того, чтобы получить качественный искровой разряд, межэлектродный зазор должен быть чуть меньше, чем у обычной свечи. Проблему также можно решить путем применения более тонких электродов в свечах, поскольку для образования искры между ними требуется гораздо меньше напряжения. В компании NGK полагают, что для работы в такой среде лучше всего подходят свечи с электродами из благородных металлов.

 

«В отличие от бензина, газо-воздушную смесь гораздо сложнее воспламенить, а при сгорании газа возникают более высокие температуры, - рассказывает Илья Мигушин, - В такой среде материалы, из которых традиционно изготавливаются электроды и корпус свечи зажигания, коррозируют гораздо быстрее, поэтому для работы в таких условиях в свечах LPG используются благородные металлы.Например, в центральном электроде свечей NGK LPG Laser Line применяется иридий, а боковой электрод имеет платиновую напайку. Медный стержень бокового электрода улучшает отвод тепла, а конструктивные особенности свечи и специальное покрытие корпуса дополнительно защищают свечи от образования нагара. Автомобилю с такой свечой зажигания не страшен «холодный запуск», к тому же она обеспечивает полное сгорание топлива во всех диапазонах работы двигателя. При использовании свечей LPG Laser Line существенно возрастают экономичность и динамичность автомобиля, снижается вероятность его перегрева и резко  повышается экологичность двигателя».

 

Впрочем, далеко не все производители свечей зажигания применяют благородные металлы при производстве свечей для LPG (сжиженный нефтяной газ) и CNG (сжатый природный газ). К примеру, Brisk остановился на более доступном металле – серебре. Свеча Brisk Silver LR15YS имеет 2-х мм-й центральный электрод из серебряного сплава и оптимальный зазор для воспламенения газо-воздушной смеси – от 5 до 9 мм. Внешний электрод также немного сужен для того, чтобы обеспечить более качественное воспламенение газовоздушной смеси. При работе на сжиженном газе такая свеча имеет ресурс 30-35 тыс. километров. В силу того, что BRISK не использует в своих свечах редкоземельные металлы, стоимость свечи Silver в рознице примерно в 3 раза ниже, чем стоимость свечей NGK LPG LaserLine с иридиевыми центральными электродами и платиновыми напайками на боковом. Безусловно, сравнивать две этих свечи не имеет смысла. Это принципиально разные продукты. В то же время, свечи Brisk Silver, как более доступная по цене продукция, разработанная специально для двигателей, работающих на LPG и CNG, имеют довольно неплохие шансы на российском рынке, учитывая структуру автопарка, работающего на ГБО, о которой мы сказали выше.

 

В нижнем ценовом сегменте рынка позиционирует свою продукцию и компания Bosch. Разработчики свечей ЭЗ Standart рассудили, что наиболее выгодным сегментом для свечей LPG будет сегмент отечественных автомобилей, поэтому создали свечу специально для двигателей ИЖ, ВАЗ, ГАЗ, ЗАЗ и УАЗ. Редкоземельные металлы в электродах свечей ЭЗ Standart LPG отсутствуют. Для оптимального воспламенения газовоздушной смеси было скорректировано калильное число, а также уменьшен искровой зазор. Гарантия производителя на данную свечу при работе на LPG – 20 000 километров. Рекомендованная розничная цена свечей ЭЗ Standart LPG составляет около 120 рублей, что на 80% ниже, чем Brisk Silver.

 

Ещё один крупнейший производитель свечей зажигания — компания Denso —не выделяет в своей линейке отдельную серию свечей для работы на сжиженном газе. Тем не менее, у этого производителя есть решения для владельцев автомобилей с ГБО, причем как в дорогом, так и в среднем ценовом сегменте.

 

«Для работы в двигателях внутреннего сгорания, работающих на различных видах газового топлива, оптимально подходят свечи Denso Iridium Tough. Это свечи с самым тонким электродом, что способствует быстрому формированию ядра пламени и увеличению мощности двигателя, работающего на газе. - отмечает Игорь Плотников, глава новосибирского представительства Denso. – Свечи IridiumTough обладают непревзойденными характеристиками воспламенения топливной смеси и относятся к категории премиум-класса. В среднем ценовом сегменте для моторов, работающих на газе, мы рекомендуем использовать свечи зажигания DensoTT. Они имеют никелевый центральный электрод и боковой электрод диаметром менее 1.5 мм. По эффективности возгорания эта технология приближает свечи TT к свечам премиум- класса DENSO Iridium, но без использования драгоценных металлов, поэтому свечи этой серии стоят немногим дороже стандартных свечей зажигания».

 

А что если не менять?

 

Тенденция перехода на специальные свечи зажигания для газового топлива только начинает набирать обороты. На начальном этапе владельцы автомобилей с ГБО использовали обычные свечи. Некоторые из них продолжают использовать стандартные свечи и сегодня, аргументируя это тем, что в России подавляющее большинство автомобилей работает как на газе, так и на бензине. К примеру, зимой многие владельцы прогревают двигатель на бензине (который стабильнее воспламеняется в холодную погоду), а эксплуатируют – на газе. Нельзя сказать, что такая эксплуатация в принципе невозможна. Однако возникает ряд факторов риска.

 

«Например, стандартные свечи могут оплавиться от перегрева (что может вызвать калильное зажигание). Возникает возможность пропусков зажигания из-за повышенной нагрузки на катушку вплоть до ее выхода из строя, – объясняет Илья Мигушин. - Исследования компании NGK показали: при эксплуатации на газе пробивное напряжение свечи зажигания возрастает дополнительно на 7.000 Вольт – настоящий тест на прочность для катушек зажигания. Благодаря крайне тонкому центральному электроду свечи (диаметром всего 0,6 мм) и выставленному межэлектродному зазору, отрегулированному до оптимальной величины, LPG Laser Line обходятся крайне низким напряжением зажигания и противодействуют перегрузке катушек, вызываемой более высоким пробивным напряжением  свечи зажигания».

 

Эксперты заверяют, что добиться максимальной эффективности и экономичности от двигателя, работающего на газе, можно только при использовании специальных свечей, адаптированных для данного вида топлива. Работа на стандартных свечах приводит к снижению мощности и увеличению расхода топлива. В то же время большинство свечей, адаптированных для работы на LPG и CNG, успешно воспламеняют бензиновую смесь, соответственно, эксплуатация автомобиля с «газовыми» свечами на бензине – более правильное решение, чем эксплуатация автомобиля со стандартными свечами на газовом топливе.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >