+79139857900

Торможение без компромиссов

28 марта 2019 в 09:22

Высокая эффективность торможения – базовый принцип обеспечения безопасности дорожного движения, справедлив в отношении автомобилей абсолютно любых годов выпуска. А для современных машин, ввиду многократно возросших нагрузок на тормозную систему, особенно актуален.

 ЭКСПЕРТЫ СТАТЬИ:

Эдуард Дигель,
генеральный директор Carberry GmbH  

 

Денис Двали,
технический специалист компании TMD Friction

 

Цугуйоши Мицуиши,
менеджер по исследованиям и разработкам, MK Kashiyama Corp

 

Виктор Сорокин,
технический эксперт по тормозным системам NIBK

 

 

Говоря о развитии автомобилестроения и усложнении транспортных средств, мы, к сожалению, не всегда четко понимаем, что же конкретно скрывается за общими словами о возросшей технологичности автомобилей. В этой связи в контексте рассматриваемой темы весьма показательным примером может служить эволюция одной из наиболее популярных моделей-долгожителей – Volkswagen Golf, присутствующей на рынке уже 45 лет и ставшей в известной степени родоначальником целого класса. Всего лишь несколько цифр – технических характеристик – дают исчерпывающее представление о том, как увеличились нагрузки на рабочую тормозную систему, скажем так, массового легкового автомобиля за это время. 

В линейке различных модификаций максимальная мощность VW Golf I составляла 112 л. с., предельная скорость – 187 км/ч, быстрее, чем за 9 секунд ни один из «Первых Гольфов» до 100 км/ч не разгонялся, а в среднем  разгон занимал 12 – 15 с. Весил автомобиль от 790 кг до 970 кг (наиболее тяжелый – VW Golf I Cabrio). Усилитель тормозов шел только в виде дополнительного оснащения, тормоза спереди, как и сзади были чаще всего барабанными, хотя в некоторых комплектациях на передней оси устанавливались и дисковые (диаметр – 239 мм).

Прошли годы, и появился наш современник 7-го поколения. VW Golf VII (берем опять же максимальные характеристики бензиновых модификаций за исключением «заряженной» R версии) – это уже 227 л. с., 6,4 с до 100 км/ч (в среднем 8,5 – 9 с) и 1351–1395 кг снаряженной массы. Передние и задние тормоза только дисковые (спереди вентилируемые) с диаметром тормозного диска под 300 мм. Естественно в комплектацию входит обязательная ABS, система стабилизации и несколько вспомогательных ассистентов движения так или иначе взаимодействующих с тормозной системой автомобиля.

Даже неспециалисту при взгляде на этот скромный набор характеристик становится очевидно, насколько грандиозные изменения произошли в конструкции, оснащении, комплектации и проч. данной модели. Насколько массивнее, тяжелее, динамичнее, мощнее и т. д. она стала (в некоторых характеристиках до 2 раз). И если б мы взяли не максимальные, а, наоборот, минимальные параметры – разница была бы столь же заметна. Ничего удивительного в этом нет. Пройденный моделью путь – действительно эволюция. Эволюция по многим направлениям, причем какое из них доминирующее: технологии, потребительские предпочтения или что-то еще, абсолютно утвердительно сказать нельзя, потому что одно обязательно оказывает влияние на другое. И затронула она – эта эволюция – буквально все компоненты узлы, агрегаты и т. д. транспортного средства.

Поэтому естественно произошедшие изменения непременно должны были учитываться при создании для автомобиля соответствующей тормозной системы, отвечающей, безусловно, существенно возросшим нагрузкам, возникающим теперь в процессе торможения. Никаких компромиссов в этом вопросе быть не должно.

 

transervice_02_2019-19

 

 

Денис Двали, технический специалист компании TMD Friction:

Автопроизводители борются за экономию топлива при эксплуатации машин и снижение веса материалов при их производстве. Главной задачей при необходимости одновременного увеличения мощности торможения и снижения (или, как минимум, не увеличения) массы деталей тормозной системы является борьба с возникающим при торможении перегревом. Для колодок одной из серьезных проблем является эффект фейдинга (ухудшения тормозных свойств) вследствие образования газовой прослойки между колодкой и диском при сильном нагреве. Традиционным «средством» борьбы с этим явлением является так называемый скорчинг (выжигание поверхностных смол фрикционного материала при производстве). Но эта мера является временной и не решает проблему в целом. Инженеры Textar вместо этого пошли по пути создания фрикционных материалов, не содержащих горючие смолы. Тормозные же диски для лучшего сопротивлению перегреву выполняют из высокоуглеродистого чугуна.

Что касается непосредственно облегчения деталей тормозной системы, то, например, для улучшения динамики, управляемости и снижения расхода топлива такие автопроизводители как BMW и Mercedes Benz применяют для некоторых своих моделей облегченные тормозные диски. Центральная часть у них из алюминия, а внешняя, с которой контактируют колодкииз высокоуглеродистого чугуна. Тормозные свойства у них те же, но весят они намного меньше, чем полностью чугунные аналоги. В ассортименте Textar есть, в том числе, и такие облегчённые диски для автомобилей BMW.

 

transervice_02_2019HTER-19


Цугуйоши Мицуиши, менеджер по исследованиям и разработкам, MK Kashiyama Corp:

Что касается веса автомобиля и характеристик тормозной системы, работающей на обычном (то есть стандартном: не форсированном, не спортивном и т. д.) легковом автомобиле, каждый производитель транспортных средств и поставщик тормозной системы первого уровня четко определяют критерии дизайна продукта. Проектирование или подбор деталейкаждого конкретного компонентаосуществляется исходя из конструкции системы, распределения тормозных усилий, эффективности торможения, мощностных характеристик двигателя, эффективности охлаждения, возможности монтажа (размеры /вес) и т. д. Поэтому, когда масса транспортного средства увеличивается, естественно, каждый компонент системы (тормозные диски, суппорты, колодки и проч.) становятся, несомненно, больше.

При этом, безусловно, остается потребность в уменьшении веса деталей для улучшения экономии топлива, и, например, применение алюминия для изготовления корпусов цилиндров закономерный шаг в сторону ее удовлетворения. Однако в том, что касается снижения веса тормозных колодок для новых автомобилей (уменьшение толщины опорной площадки и т.д.) четкой тенденции не наблюдается, и никаких больших изменений не происходит.

Впрочем последние десять лет по мере того как увеличивается диаметр используемых на легковых автомобилях колес, размер тормозного диска также увеличивается, и мы видим тренд к постепенному увеличению размера колодки.

Для гибридных автомобилей и электромобилей, которые имеют рекуперативные тормоза, обычно каждый производитель проводит многочисленные исследования, чтобы сделать тормозной механизм  меньше и легче. При этом по мере того, как шум двигателя сокращается, потребность в уменьшении шума от тормозов также возрастает, а поскольку компактность компонентов и их малый вес отчасти способствуют возникновению шума, инженерам приходится искать оптимальный компромисс, удовлетворяющий потребности изменяющегося рынка.

 

 

transervice_02_2019-20

 

Собственно одним из закономерных следствий всех этих эволюционных процессов применительно к тормозной системе стало широкое, фактически массовое распространение вентилируемых тормозных дисков.

Денис Двали:

На данном этапе передние вентилируемые диски, практически, стандарт для легковых машин. Главное преимущество такой конструкцииболее высокая стойкость к перегреву из­за лучшей способности рассеивать тепло. Задние диски тоже нередко выполняются вентилируемыми, например, на более мощных или тяжелых модификациях авто.

 

С коллегой согласен Эдуард Дигель, генеральный директор Carberry GmbH:

Вентилируемые тормозные диски в настоящее время устанавливаются более чем на 90% выпускаемых автомобилей, Стоит отметить, что они устанавливаются в основном на переднюю ось автомобиля. Это обусловлено тем, что передние тормозные механизмы намного более нагружены, нежели задние, а вентилируемые диски сохраняют свои характеристики во время эксплуатации и не перегреваются при нагрузках. Это их основное преимущество. Перегрев тормозных дисков грозит полным отказом тормозной системы.

Основной недостаток вентилируемых дисковцена, невентелируемые диски, как правило, значительно дешевле.

 

 

transervice_02_2019-22

 

Цугуйоши Мицуиши:

Тенденция очевиднадоля вентилируемых тормозных дисков, устанавливаемых в качестве первичной комплектации, растет год от года, окончательно вытесняя цельные диски. Причем не только на передней, но и на задней оси. Это вполне закономернопреимущества вентилируемых тормозных дисков на лицо. Они характеризуются увеличенным сроком службы, а так же лучшей охлаждающей способностью, и как следствие существенно снижают риск возникновения тепловых повреждений диска по причине перегрева.

Но стоимость вентилируемых дисков выше из­за сложности технологии производстваособое литье, требующее специальную отливочную форму, что бы обеспечить наличие ребер и полостей внутри структуры диска.

Какие факторы в этой связи определяют выбор тормозных колодок – деталей регламентной замены, напрямую влияющих на эффективность торможения? По сути, те же что и прежде. Вот что рекомендуют эксперты:

Эдуард Дигель:

При выборе тормозных колодок следует отдавать предпочтение производителям, специализирующимся на выпуске именно компонентов тормозных систем для автомобилей и являющихся профессионалом в данной области. Если рассматривать непосредственно саму колодку, то колодка должна быть изготовлена качественно, не должна иметь неровных краев, заусенцев, отслоений фрикционного материала. На ней должна присутствовать противоскрипная пластина, а также полная маркировка: название производителя, каталожный номер, номер партии. У Европейских производителей колодки сертифицируются по нормам RC­90. Наличие на колодке маркировки RC­90 гарантирует соответствие европейским нормам безопасности.

Денис Двали:

В первую очередь при выборе колодок следует ориентироваться на известность и репутацию производителя комплектующих. Нужно, так сказать, изучить предмет и выявить бренд, который сам обладает производственными мощностями, а не заказывает изготовление колодок у стороннего поставщика и затем продает их конечному потребителю в собственной упаковке. Кроме того, имеет смысл отдавать предпочтение тому производителю колодок, который поставляет свою продукцию на сборочный конвейер автопроизводителя. Не стоит ориентироваться на рекомендации друзей, «экспертов» с интернет­форумов и тому подобное. Нельзя воспринимать всерьез рассуждения типа «эти колодки не тормозят, этискрипят, этимягкие, этитвердые» и т.п. Подобные сентенциидилетантизм. Каждая колодка работает в зависимости от заложенных производителем свойств, оценить которые в комплексе  в условиях обычного (и даже активного) движения рядовой водитель не в силах. И уж, тем более, неправильно оценивать весь ассортимент тормозных колодок «чохом». Разные модели колодок оптимально работают в конкретных условиях и на конкретной модели авто. Если мы, конечно, говорим об авторитетных производителях, особенно, имеющих статус поставщика на конвейер.

При подборе колодок важно выяснить их номер по каталогу запчастей автопроизводителя машины, потом найти соответствующий ему артикул в каталоге выбранного вами бренда производителя комплектующих. Только в этом случае можно гарантировать, что приобретенные колодки будут функционировать оптимальным образом. И лучше отдавать предпочтение тем тормозным колодкам, в комплекте которых имеются дополнительные аксессуарынапример, противоскрипные пластины, прижимные пружины и т.п. Если таких аксессуаров в комплекте нет, нужно сразу позаботиться об их приобретении, чтобы уже в ходе замены колодок неожиданно не оказаться перед необходимостью поиска этих мелких, но необходимых деталей.

transervice_02_2019-21

 

Виктор Сорокин, технический эксперт по тормозным системам NIBK, помимо этого рекомендует удостовериться в том, что продукт сертифицирован для использования на российском рынке, что он официально представлен, на наличие технической поддержки бренда на русском языке, на наличие гарантии на продукт, на условия гарантии производителя и на то, насколько легко решить вопрос по качеству, если вдруг он возникнет.

Эти аспекты хоть и не являются первоочередными, однако ими так же ни в коем случае нельзя пренебрегать, поскольку они в известной степени подстраховывают СТО от внезапных и неблагоприятных последствий в сложных ситуациях связанных с производственным браком, повреждениями при транспортировке и вообще любых претензий клиента обусловленных неподобающим качеством или дефектами продукции.  

 

Цугуйоши Мицуиши:

Не стоит ориентироваться только на яркую, завлекательную рекламу и выбирать поставщика, опираясь исключительно на нее. Тормозная колодкапродукт технологически сложный и дорогостоящий не только в производстве, но и в разработке. Она проходит множество испытаний и тестирований, имитирующих реальные условия дорожного движения. Поэтому только немногие производители могут выпускать действительно качественные, удовлетворяющие все предъявляемые требования тормозные колодки.   

 

При этом довольно заметной рыночной тенденцией последних лет стало расширение продуктовых линеек производителей деталей тормозной системы и включение в них продукции прежде не представленной. Так в ассортименте «исторических» производителей тормозных колодок появились тормозные диски; у тех, кто выпускал исключительно тормозные диски – тормозные колодки.

В целом, это, безусловно, объективный процесс, обусловленный множеством факторов и призванный в первую очередь предложить потребителю наиболее оптимальный продукт, упростив его задачи, связанные с выбором поставщика. 

Цугуйоши Мицуиши:

Тормозная колодка и тормозной дискэто пара трения, которая демонстрирует эффективность торможения при взаимодействии. Поэтому как качество каждого из компонентов этой пары, так и их соответствие друг другу важны для обеспечения максимальной производительности. Если эксплуатационные испытания выполняются путем сочетания обоих вариантов, а комбинация, гарантирующая эффективность торможения, является фирменнойбезопасность, бесспорно, повышается.

 

Впрочем, нет никакой необходимости жестко придерживаться «парности», однако дополнительная уверенность в таком важном деле как торможение, несомненно, лишней не будет.

Виктор  Сорокин:

Обычно производители не ограничивают покупателя, обязывая устанавливать свои тормозные диски только со своими же тормозными колодками. Покупатель сам вправе выбирать какого бренда будет диски, а какого колодки. Главное, чтобы они были технически совместимы. Однако покупке компонентов одного производителя есть преимуществолюбой производитель обязательно совместно тестирует свою продукцию, что дает максимальную гарантию беспроблемной эксплуатацииресурс, отсутствие шумов, наилучшая эффективность при работе. 

 

Однако как бы хороши ни были тормозные колодки, они, как уже было отмечено – детали регламентной замены и рано или поздно изнашиваются. При этом их ресурс в реальных, а правильнее сказать, в непредсказуемых,  условиях эксплуатации  не может гарантировать ни один производитель. И на то есть объективные причины.

 

transervice_02_20JETDJ19-22

 

 

Денис Двали:

В реальной эксплуатации не существует гарантированного срока службы колодок. Он зависит от разных факторов: типа самой колодки, модели машины, условий ее эксплуатации и ее технического состояния, стиля вождения владельца и т.п. На одинаковых машинах у одного владельца колодка может пройти 50 000 км или более, а у другого хорошо, если они прослужат 10 000 км. Колодки изнашиваются так, как их изнашивают. Нужно заботиться не о сроке их «жизни», а о безопасности, то есть попросту своевременно менять колодки.  

 

Виктор Сорокин:

Ресурс фрикциона не регламентируется ни одним из производителей, так как зависит от состояния тормозной системы, условий эксплуатации, интенсивности, конструкции автомобиля (МТ/АТ), нагрузки на ось, манеры езды и пр. В каждом обращении клиента на слишком малый ресурс необходимо индивидуально разбираться и проводить диагностику. Если износ равномерный на всех колодках на одном автомобиле, нет задиров, повреждений диска, зон перегрева, тормоза исправны, то с высокой долей вероятности причина малого, по словам клиента, ресурсасовокупность факторов, перечисленных выше. Если обнаружены аномалии, то, возможно, причина в неисправном состоянии тормозных механизмов и необходимо провести диагностику, прежде чем делать какие либо выводы.

 

Хотя в принципе введение в обращение такого понятия, как «оптимальный срок службы» тормозной колодки имеет под собой все основания. Эдуард Дигель:

При соблюдении рекомендаций производителя транспортного средства по нагрузке на автомобиль и стандартных условиях эксплуатации (отсутствие частых разгонов/торможений, эксплуатации в горах) оптимальный срок службы тормозных колодокот 45000 км и выше.

 

Впрочем, это совершенно не значит что о тормозных колодках после их замены можно «забыть» на эти 45 тыс. км. Износ колодок происходит постоянно, и степень его интенсивности зависит от множества факторов указанных нашими экспертами выше. Поэтому помнить о колодках нужно всегда, регулярно проверяя их состоянии.

 

Например, в Японии, как отмечает Цугуйоши  Мицуиши, соответствующие контрольные мероприятия в зависимости от типа транспортного средства и сферы его использования обязательны через 3 месяца, 6 месяцев и 12 месяцев.

Таким же образом Цугуйоши  Мицуиши рекомендует поступать и в России, поскольку нагрузки на автомобиль в нашей стране в виду, в том числе, и более суровых климатических условий могут быть куда значительнее. Можно в частности ввести за правило проверять толщину фрикционного слоя каждого своего клиента при сезонной замене покрышек и давать адекватные рекомендации. А в случае если износ слишком велик, но срок использования колодки достаточно мал – проводить инспекционные мероприятия, проверяя, как себя ведут другие компоненты системы.

И первым делом имеет смысл обратить внимание на состояние суппортов. Не всегда есть необходимость в замене плохо работящего суппорта целиком – на рынке можно найти специальные ремонтные комплекты, включающие втулки, уплотнители, направляющие и проч. мелкие компоненты, заменив которые суппорт полностью восстанавливает свое исправное функционирование. 

Эдуард Дигель:

Ремкомплекты суппортов предлагают практически все премиальные производители суппортов. В настоящий момент в ассортименте BLITZ представлены суппорты, ремкомплекты будут доступны покупателям в 2019­20 гг.

При соблюдении всех рекомендаций производителя суппорта (отсутствие повреждений на рабочих поверхностях цилиндров, износа посадочных мест направляющих суппорта) обслуживание суппорта с помощью ремкомплекта оправдано как с экономической, так и технологической точки зрения.

 

  При отсутствии специального индикатора износа тормозных колодок на приборной панели о большом износе может свидетельствовать и характерный звук.  

Эдуард Дигель:

Как правило, при отсутствии электрического датчика износа на колодках устанавливается звуковой индикатор, так называемый «скрипун». Это металлическая пластина, которая при малой толщине тормозной накладки начинает задевать тормозной диск и издавать неприятный звук, привлекая внимание владельца автомобиля.

 

Ну и в любом случае всегда нужно тщательно и всесторонне проверять состояние всех колодок.

 

Денис Двали:

Самое простоеснять колесо и постараться осмотреть колодки сквозь отверстия в суппорте, оценив их остаточную толщину: минимально допустимая – 2 мм. Но этот метод далеко не всегда дает объективную картину. Дело в том, что износ колодок может быть неравномерным. Например, колодка может быть сильнее сточена с одной стороны, «на клин». Или одна колодка в целом может сточиться больше другой. Поэтому для контроля износа лучше всего извлечь колодки и изучить их состояние досконально.  

 

А своим клиентам не забывайте лишний раз повторять – от экономии на колодках страдает безоп

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >