+79139857900

Тормозная «культура»

6 февраля 2012 в 09:18

Каждый третий автомобиль смертельно опасен из-за неисправных тормозов. К таким неутешительным выводам пришли британские специалисты из компании Alba Diagnostics, проверив качество тормозной жидкости у 700 автомобилей по всей Англии. Оказалось, что в 70% протестированных машин необходима замена тормозной жидкости, причем у 29% автомобилей ее свойства утеряны настолько, что тормоза могут отказать в любой момент. Редакция портала «Про Автобизнес» впервые в Новосибирске провела исследование состояния тормозной жидкости в автомобилях города.  

 Как показали зарубежные исследования, у некоторых машин физические качества тормозной жидкости почти сравнялись со свойствами обычной воды: температура кипения всего 100 градусов. Между тем, для эффективной работы тормозов температура кипения тормозной жидкости должна быть выше отметки 200 градусов, а в идеале — превышать даже 250 градусов (если речь идет о современном высокоскоростном автомобиле). Исследователи назвали испорченную тормозную жидкость silent killer (тихий убийца) — из-за того, что неисправность никак не определяется бортовой системой диагностики, проявляется внезапно при сильном нагреве (например, при резком торможении или в жаркую погоду) и исчезает, когда тормозная жидкость остыла. Представьте себе: все это происходит в благополучной Великобритании, автолюбители которой не считаются такими уж злостными разгильдяями, как, к примеру, американцы. Что же происходит в нашей стране, где до некоторого времени признавался единственный способ замены ТЖ — регулярная доливка? Редакция портала «Про Автобизнес» решила провести собственное исследование. 

Наша акция

Правила игры были максимально просты. Первым делом мы разыскали в Новосибирске диагностический прибор вышеозначенной компании Alba. Продукцию этой фирмы на Новосибирском рынке представляет компания «Техноэкспорт», которая любезно согласилась предоставить нам «Измеритель безопасности тормозной жидкости» в безвозмездное пользование на три дня. Мы выбрали этот прибор не случайно. Ну, во-первых, хотелось соблюсти чистоту эксперимента. Раз уж англичане мерили параметры жидкости именно этим устройством, то мы-то чем хуже? А во-вторых, это единственное устройство на рынке, позволяющее не просто определить «годность-негодность» тормозной жидкости к эксплуатации, а измеряющее точную температуру кипения ТЖ. А это как раз то, что нам нужно. Данный прибор на три дня был отдан в распоряжение мастеров-приемщиков автоцентра «Трансервис», которые должны были измерять температуру тормозной жидкости у всех входящих на ремонт автомобилей, независимо от причины их появления на автосервисе. Параллельно аналогичную работу, но уже с использованием собственных средств диагностики, проводили автоцентр «Плутон» и автоцентр «Авторейд».

Прошло три дня, и мы отправились за результатами в автоцентр «Трансервис». Честно скажу, они нас приятно удивили, если не сказать шокировали. Как известно, при проверке тормозной жидкости на пригодность к эксплуатации, определяют точку кипения «влажной» тормозной жидкости. Для DOT-3 минимально возможный показатель — 140 градусов Цельсия. Для DOT-4 — 155 градусов и для DOT-5 — 180 градусов. Так вот, из 70 автомобилей, посетивших автоцентр за три дня акции, лишь 4 не смогли уложиться в нормы DOT-4. Все остальные машины их с успехом преодолели. Средняя же температура кипения составила 187оС, то есть уложилась даже в минимальные требования для DOT-5. Количество автомобилей с очень хорошей жидкостью по температурным показателям (выше 200оС) превысило 20% от общего числа. Следует отметить, что показатели, полученные в автоцентре «Трансервис», немного отличались от результатов, полученных в других автосервисах. К примеру, по данным, полученным из автоцентра «Авторейд» в замене тормозной жидкости нуждались примерно 45% автомобилей, посетивших автосервис в течение трех дней.

Проанализировав спектр автомобилей, посетивших автоцентр «Трансервис», мы поняли причины такой разницы в результатах. Дело в том, что, как минимум, 15% автомобилей, посетивших сервис за дни проведения акции, являлись гарантийными автомобилями Chery и Citroen. Именно этим, скорее всего и объясняются более высокие показатели. Впрочем, хорошие показатели по температуре кипения — это ещё не повод для радости. В комментариях к результатам акции представители автоцентра заявили, что 80% жидкости нуждаются в замене, несмотря на хорошие показатели «по температуре», поскольку в подавляющем большинстве случаев жидкость оказывалось сильно загрязненной. Длительная эксплуатация автомобиля с такой тормозной жидкостью может привести к загрязнению всей системы и ухудшению работы основных узлов.

Розничный рынок

Потребность нашей страны в тормозной жидкости оценивается в 10 000 тон в год. Приличный кусок пирога. Готовя данный материал, редакция журнала провела небольшой анализ качественного состояния новосибирского розничного рынка, и вот какая картина получилась. Жидкости класса DOT-3 по-прежнему очень широко представлены на рынке, несмотря на то, что этот класс ТЖ считается устаревающим. Продукция, отвечающая этому стандарту, представленная на рынке, как правило, произведена российскими производителями. Наиболее широко представлены жидкости крупнейших производителей «Химпром» и «Тосол-Синтез». Что касается жидкостей класса DOT-4, то тут картина получается не такой однозначной. В данном сегменте проникновение зарубежных торговых марок более заметно. Достаточно широко на розничном рынке Новосибирска представлены тормозные жидкости Castrol, Liqui Moly, Neste, Ravenol. Жидкости ДОТ 5 пока весьма слабо представлены на нашем рынке. По своим техническим характеристикам они приближаются к спортивному классу. Таких машин в нашем городе пока немного.

Прогнозы

Несмотря на то, что в настоящий момент на рынке наблюдается практически паритет жидкостей класса DOT3 и DOT4, участники рынка уверены, что ТЖ класса ДОТ3 — это пройденный этап в эволюции тормозных жидкостей. Она создавалась во времена барабанных тормозов без использования каких либо электронных систем управления торможением и курсовой устойчивостью. Несмотря на свой возраст, жидкости этого класса до сих пор популярны, так как очень большую долю в российском автопарке составляют старые авто (в основном отечественного производства), тормозные системы которых спроектированы для использования ТЖ DOT3.

По словам регионального менеджера компании «Тосол-Синтез» в Новосибирске Дмитрия Клименка, есть определённая специфика потребления ТЖ DOT3 в зависимости от региона. «К примеру, в Москве (как более обеспеченном регионе) парк старых отечественных автомобилей очень мал, соответственно и потребление этой жидкости невелико», — говорит Дмитрий. Кроме того, по словам представителя компании «Тосол-Синтез», большое значение имеют региональные традиции. К примеру, в европейской части России и на Урале уже более 15 лет лидером номер один является жидкости РосДОТ4 производства «Тосол-Синтез». Соответственно, там жидкости класса ДОТ3 не пользуются спросом. У нас же, в Западной и Восточной Сибири, уже более 20 лет пользуются жидкостью «Томь» класса DOТ3. «Но даже несмотря на это, — говорит Д. Клименок, — структура потребительских предпочтений постепенно меняется, да и парк импортных автомобилей с АБС и прочими системами, для которых необходимы жидкости классов DOT4 и DOT5.1, увеличивается, поэтому у нас класс ДОТ3 начинает постепенно сдавать свои позиции». Эту точку зрения поддержал и директор по продажам и маркетингу компании «Авторейд» Максим Легушев. «Авторейд» поставляет на рынок тормозную жидкость NESTE JARRUNESTE, которая отвечает требованиям DOT-4. Жидкости DOT-3 в ассортименте финской компании нет, поскольку она не востребована в Европе. По словам М. Легушева, продажи ТЖ JARRUNESTE постоянно растут. «Причем если сравнивать структуру продаж данной тормозной жидкости, то примерно 80% приходится на реализацию через сервисные центры и лишь 20% — на продажи через автомагазины. Это говорит о возрастающей роли автосервисов как торгующих организаций на рынке. Автосервисы закупают тормозную жидкость не только в крупной таре, но и в обычных упаковках по 3,5 литра. Для них это достаточно удобно и не накладно», — говорит М. Легушев. А вот Дмитрий Клименок заявляет, что сервисные центры пока не являются серьезными участниками этого рынка: «Так уж сложилось, что большинство российских автовладельцев почему-то считают, что достаточно доливать жидкость в расширительный бачок до необходимого уровня». Поэтому и количество полноценных замен ТЖ, проводимых на СТО, по словам самих сервисменов, мизерное. Это парадокс, но большинство автовладельцев, тратя большие суммы на дорогие масла, колодки, свечи, экономят на своей безопасности. Специальное оборудование и соответствующий запас тормозной жидкости в Новосибирске имеют единичные крупные сервисные центры. «Наша компания сейчас выходит на этот канал, мы предлагаем СТО приобрести тестеры, позволяющие проводить экспресс-тест состояния ТЖ, а также предлагаем крупную фасовку 5 кг, которой хватает на обслуживание 5 автомобилей», — заявил представитель «Тосол-синтеза». Подтверждает эту точку зрения и директор регионального представительства ПГ «Спектр-Авто» Андрей Савинов: «У нас в стране практически никто не производит полную замену тормозной жидкости. Только на крупных автопредприятиях согласно ТО. Все только подливают. Так же как с ТОСОЛом. Необходимо пропагандировать периодическую замену тормозной жидкости. Тогда и потребности в «сервисной» таре появятся». Кстати, Андрей Савинов заявил, что жидкости ДОТ-3 в настоящее время широко используются лишь в грузовом сегменте. И, скорее всего, в этой нише они ещё будут пользоваться высоким спросом из-за низкой стоимости.

Отдельно мы попросили наших респондентов высказать свою точку зрения относительно жидкостей класса DOT5 и их перспектив на рынке. Максим Легушев заявил, что пока не видит смысла в активном продвижении таких жидкостей на рынке: «Это нишевый продукт, причем ниша его очень ограничена. DOT5 в России покупают лишь автоспортсмены, рейсеры и прочие автомобилисты из околоспортивной тусовки. За 10 лет, которые я работаю в этой сфере, у нас целенаправленно спрашивали тормозную жидкость класса DOT5 всего лишь два раза. Думаю, пока её перспективы на нашем рынке не так уж радужны». Андрей Савинов также констатировал низкий спрос на жидкости этого класса: «Жидкости ДОТ-5 необходимы для новых и спортивных автомобилей. Это очень узкий сегмент. На мой взгляд, в наших климатических условиях требуется нечто другое. Нужны полностью синтетические ТЖ, с температурой застывания <-400С. А ДОТ-5 это пока не для нашего рынка». Дмитрий Клименок, в свою очередь, заявил, что нельзя однозначно говорить о невысоком спросе на жидкости, которые классом выше, чем DOT-4: «Сегодня ТЖ, изготавливаемые на основе гликолей, бывают классов DOT3, DOT4 и DOT5.1. Все эти жидкости допустимо смешивать между собой. Жидкость класса DOT5 имеет совершенно другую основу и её смешивание с гликолевыми не допустимо. В основном жидкости класса DOT5 продаются в Европе и заливаются в спортивные автомобили на конвейерах (Ferrari, Bugatti) или используются любителями тюнинга. Как вы понимаете, эти жидкости очень дорогие даже в сравнении с ТЖ класса DO5.1 (последний класс из гликолевых). А вот что касается жидкости класса ДОТ5.1, то спрос на неё будет расти. Эти жидкости в основном предназначены для использования в современных автомобилях, напичканных электронными системами активной безопасности ABS, ESC, EBD, курсовой устойчивости и прочими опциями, а также для автомобилей повышенной мощности и любителей активного драйва. Они позволяют выдерживать большие температурные нагрузки в тормозной системе и обеспечивают стабильное торможение даже при экстремальных условиях вождения. Температура закипания «сухой» ТЖ этого класса около 260-270 градусов», — сказал Д. Клименок. По мнению участников рынка, такие эксплуатационные показатели, безусловно, будут востребованы как на первичном рынке — для поставок на конвейеры и создаваемые сегодня сборочные предприятия, так и на вторичном (при сервисном обслуживании новых автомобилей).

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >