+79139857900

Тяжелые аккумуляторы станут дефицитом?

15 декабря 2009 в 10:25

Недавно мы рассказывали о том, какая ситуация сложилась на рынке аккумуляторов большой ёмкости к концу прошлого зимнего сезона. Это был самый разгар мирового финансового кризиса. Какая ситуация сегодня в регионах Сибирского федерального округа?

  эксперты статьи 

Олег Удовченкодиректор «Сибирской аккумуляторной компании» (Красноярск)

Андрей Ошурков, директор компании «Артал» (Новосибирск)

Прежде чем начать разговор о регионах, стоит ознакомиться с ситуацией непосредственно на аккумуляторных заводах России, тем более что положение дел довольно напряженное. Практически на всех аккумуляторных заводах сегодня отмечаются проблемы. Объемы производства, по сравнению с прошлогодними, сильно сократились: производителям не хватает оборотных средств. Большинство аккумуляторных заводов использовало в качество оборотного капитала заемные средства, и сегодня у них сложились весьма непростые отношения с кредиторами. Помимо того что в первой половине года объемы продаж АКБ сократились, аккумуляторщики столкнулись ещё и с резким ростом цен на свинец.

 

[«Поскольку дорожает свинец, объем необходимых оборотных средств также растет, поскольку стоимость свинца, как известно, составляет до 90% себестоимости самого аккумулятора. А взять необходимые средства заводам сегодня неоткуда», - поясняет директор «Сибирской аккумуляторной компании» (Красноярск) Олег Удовченко.]

 

 

В силу сложившихся обстоятельств большинство крупных производителей аккумуляторов в России сегодня чаще простаивают, чем работают. В частности, три завода, входящих в группу «Русский аккумулятор» (саратовский, курский и подольский), испытывают сложности с финансированием. Хотя в последних числах сентября стало известно о том, что «Сбербанк» выдаст саратовскому ОАО «Электроисточник» кредит на сумму до 55 млн руб. В качестве обеспечения исполнения обязательств по кредиту «Электроисточник» предоставит в залог оборудование, материалы и комплектующие изделия, принадлежащие заводу. Иркутский завод «Актех» давно уже в долгах и постоянно отбивается от кредиторов и судебных приставов, поскольку уже проиграл несколько арбитражных судов кредиторам. По данным арбитражного суда Москвы, за период с 1 сентября 2008 года по 10 августа 2009

года завод должен «Промсвязьбанку» более 900 миллионов рублей. Естественно, в таких непростых условиях предприятиям крайне сложно думать о наращивании объемов производства. Не так давно ЧП произошло в ООО «ТУБОР». Сгорел склад готовой продукции предприятия, в котором находилось 50 000 готовых АКБ. Относительно стабильная ситуация сегодня сложилась лишь на Тюменском аккумуляторном заводе. У завода есть собственное предприятие по переработке свинца, что позволяет ему использовать старые АКБ для производства своих аккумуляторов.

 

[«Тюменский аккумуляторный завод работает на собственных оборотных средствах, не обращаясь в банки, – поясняет причины успешной деятельности предприятиядиректор компании «Артал» (Новосибирск) Андрей Ошурков. - Кроме того, у предприятия есть собственный завод по переработке свинца. В июне этого года завод запустил свою печь по переработке свинцового концентрата. Это позволило предприятию отказаться от транспортировки сырья в Казахстан и его последующего реэкспорта. Все эти факторы и позволяют заводу уверенно держаться на плаву в столь непростое время».]

 

 

Эксперты отмечают, что складские запасы аккумуляторов в регионах довольно быстро исчерпываются.

 

[«В нашем регионе спрос на аккумуляторы емкостью от 190 А.ч просто ажиотажный, – отмечает Олег Удовченко. - Скептики, которые предрекали этому сегменту рынка стагнацию и падение продаж, жестоко ошиблись. Тяжелая техника продолжает работать, а производство аккумуляторов сократилось, и мы не исключаем появления дефицита на некоторые позиции АКБ». ]

 

 

В Новосибирске, по словам Андрея Ошуркова, ситуация с аккумуляторами большой ёмкости пока более стабильная:

 

[«Никаких проблем с наличием тяжелых аккумуляторных батарей сейчас нет и вряд ли будут. Рынок строительных услуг, коммерческих грузоперевозок, добычи полезных ископаемых, действительно, ближе к лету немного оживился, начал работать. Спрос на АКБ большой ёмкости был больше, чем ожидалось в начале 2009 года. Но в настоящее время спрос на тяжелые АКБ формируют только северные территории, в которых уже наблюдаются минусовые температуры. Если говорить о рынке Западной Сибири, то здесь большого спроса на тяжелые аккумуляторы пока нет. Кузбасс работает вполсилы, многие шахты закрыты. Дорожники сетуют на большое сокращение заказов».

 

 

 

 

Впрочем, директор компании «Артал» не исключает появления дефицита на эту группу АКБ в ближайшие месяцы.

 

[«По лёгкой группе батарей уже сформировался определенный дефицит, но связано это не с высоким спросом, а с тем, что объемы производства упали, - отмечаетАндрей Ошурков. - Как производители будут наращивать объемы и будут ли - это довольно непростой вопрос. Весной многие российские заводы уволили значительную часть персонала. Оставшиеся работники фактически работали «на склад». Однако уже в августе складские запасы производителей начали быстро таять, а возможностей для быстрого наращивания производства сейчас нет. Учитывая непростое финансовое состояние многих предприятий, вряд ли они сейчас решатся на то, чтобы снова увеличить штат и производство, ведь какой будет ситуация на рынке уже в январе-феврале, непонятно». ]

 

 

Для любого предприятия такие резкие изменения векторов рынка губительны. Безусловно, за счет внутренних резервов аккумуляторные заводы, которые находятся в более-менее стабильном состоянии, смогут осенью увеличить выпуск продукции, но если осенний скачок окажется намного выше прогнозируемого, то дефицита не избежать. Компенсировать нехватку российских АКБ придется за счет импортных, которые стоят намного дороже и пока не пользуются таким массовым спросом.

 

[ «Наша компания в сегменте импортных АКБ предлагает исключительно продукцию азиатских производителей либо аккумуляторы премиум-класса. Все зарубежные аккумуляторы среднего ценового сегмента так или иначе вступают в жесткую конкуренцию либо с российскими батареями высокого качества, либо с продукцией из ближнего зарубежья (Украина, Казахстан), и продавать их крайне сложно, - комментирует Олег Удовченко. - Таможенная очистка аккумуляторов из ближнего зарубежья стоит дешевле, что позволяет украинским и казахским

 

производителям АКБ успешно конкурировать как с российскими производителям, так и с зарубежными брендами эконом-класса. В этом плане можно, в частности, выделить компанию Westa, которая сегодня занимает весьма прочные позиции на российском рынке и успешно экспортирует свою продукцию в Восточную Европу. Наличие нескольких брендов разных ценовых групп позволяет этой компании диверсифицировать риски и иметь стабильную долю продаж практически во всех сегментах аккумуляторного рынка». ]

 

Кстати, зарубежные производители АКБ тоже страдают от кризиса, и не меньше российских. К примеру, производитель популярной в России турецкой марки аккумуляторов Mutla «простоял» фактически всё лето. Да и спрос на импортные батареи в России за полгода упал почти в пять раз. Если в прошлом году за 8 месяцев в Россию было ввезено около 600 тыс. аккумуляторов, то в этом году за аналогичный период – всего 120 тыс. штук, то есть объем потребления упал почти в пять раз.

Проблемы коснулись всей мировой отрасли, поэтому осенью рост цен ждёт нас в любом случае. И заводы, и операторы рынка полны решимости компенсировать свои потери, понесенные ими в первом полугодии. К тому же, как уже было сказано выше, стоимость свинца за полгода выросла почти вдвое. Цены на аккумуляторы растут с небольшим опозданием, но тоже весьма ощутимо. Цена на аккумуляторы только в течение осенних месяцев в среднем выросла на 20-25%. Прогнозировать, что будет с ценами и наличием свинца на внутреннем рынке в дальнейшем - занятие непростое.

 

[«Естественно, если все российские заводы и аккумуляторщики из ближнего зарубежья в одночасье заработают в полную силу, то сырье подорожает ещё сильнее. А следом за ним подорожает и конечная продукция, – уверен Андрей Ошурков. - Пока разница в цене между отечественными и импортными аккумуляторами все же ощутима. Если говорить об аккумуляторах ёмкостью 190 ампер-часов, то импортные АКБ стоят в районе 9-10 тыс. рублей, а российские - примерно на 3-4 тыс. дешевле. Так что определенный «резерв» у российских производителей имеется». ]

 

 

По мнению же Олега Удовченко, главной проблемой российских производителей на ближайшее время станет нехватка доступного свинца.

 

[«Российский свинец начинает поступать за рубеж всё большими и большими партиями, поскольку там сегодня есть более выгодные предложения по покупке. У российских предприятий выбора нет. Им приходится покупать сырье по более высокой цене и повышать конечную стоимость своей продукции, хотя ресурс для повышения цен на российские аккумуляторы уже фактически исчерпан». ]

 

 

Отметим, что похожая ситуация уже наблюдалась на рынке два года назад, и тогда это привело к резкому спаду продаж отечественных АКБ. Не исключено, что нечто подобное повторится и в этом сезоне.

В структуре вторичного рынка автокомпонентов стартерные аккумуляторные батареи в 2008 году занимали 2,8% от всего объёма рынка. Ёмкость российского вторичного рынка АКБ оценивается агентством «Автостат» в сумму 949 млн долларов. Ежегодная потребность нашей страны в аккумуляторах – 67,6 млн штук.

 

Основным сырьём для производства аккумуляторов является свинец. В начале октября цена 1 тонны свинца на лондонской товарной бирже составляла 2193 доллара. Аналитики Deutsche Bank отмечают, что в текущем году свинец был «звездой» среди промышленных металлов. С июня цены на этот металл выросли на 28%, а с начала года - на 114%! По прогнозам, в 2009 г. спрос на свинец в мире вырастет на 4 % - до 8,99 млн т, а производство – на 3,8 % до 9 млн т.

 

Согласно официальной статистике, объем поставок больших аккумуляторов на конвейеры российских автозаводов уменьшился почти в 3,5 раза. В текущем году объемы производства аккумуляторных батарей в стране снизились по сравнению с показателями первой половины 2008 г. на беспрецедентные 44,5%, или почти на 1млн 242 тыс. ед. В целом за 6 месяцев 2009 г. в России было изготовлено 1 550 285 стартерных аккумуляторных батарей против 2 792 119 ед., изготовленных годом ранее.


Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >