+79139857900

Вперед на тихом ходу

5 апреля 2017 в 22:08

Неожиданно высокая положительная динамика, показанная на рынке коммерческого и грузового транспорта, а также пассажирской техники в конце прошлого и самом начале текущего года, позволяет сделать более пристрастный анализ положения дел в этих сегментах автомобильного рынка страны. Прошедшая  8-я российская конференция «Коммерческий транспорт 2017», организованная ОАО «АСМ-холдинг», была посвящена перспективам развития рынка грузового и пассажирского автотранспорта в 2017-2018 гг. Наш корреспондент выслушал специалистов и выявил факторы, на основе которых базируется начавшийся рост.

Эксперты статьи

Фото Виктория Синичкина, Ашот Арутюнян, Максим Каров, Иван Бончев

 

Непростая ситуация, в которой оказались сегменты коммерческого, грузового и пассажирского транспорта, была тщательнейшим образом рассмотрена ведущими специалистами отечественного автомобильного рынка в выступлениях которых был дан четки и выверенный диагноз. Собравшиеся на конференции участники и гости не только выслушали доклады Ивана Бончева, управляющего партнера EURussia, Виктории Синичкиной, старшего менеджера ООО «ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование», Ашота Арутюняна, директора по маркетингу и рекламе КАМАЗа, Максима Карова, директора по маркетингу ООО «Русские автобусы - Группа ГАЗ»,
но и вступали с ними в дискуссии. 

 

По данным «Автостат», по итогам 2016 года российский рынок коммерческой техники составил 156,5 тыс. единиц, что на 2,6 процента больше, чем годом ранее. Около 60 процентов от всего объема продаж приходится на LCV, что соответствует 92,8 тысячи машин (плюс 0,2%). Крупнотоннажные грузовики занимают 23 процента рынка, или 36 тысяч штук (плюс 11,4%). Доля среднетоннажной техники составляет 11 процентов, что эквивалентно 17,3 тысячи автомобилей (минус 8%). Оставшиеся 6,6 процента рынка принадлежат автобусам (10,4 тыс. штук). Но в целом падение объема рынка, в сравнении с тучным 2012 годом, оказалось невероятно большим, продажи по сегментам сократились вдвое (см. диаграмму №1).  

Смягчить падение рынка отечественного автопрома в целом и оживить его коммерческий сегмент помогли своевременные меры государственной поддержки. В денежном выражении это вылилось почти в 138 миллиардов рублей. Так, 22,5 миллиарда было отпущено на программу обновления колесных ТС, 5 - на льготный лизинг, 11,3 миллиарда - на льготное автокредитование, 3 - на стимулирование закупок газомоторного транспорта, 3,3 миллиарда рублей поддержали экспорт российских авто. Всего по программе поддержки автопрома было реализовано 9 мероприятий.

Говоря о макроэкономическом фоне, докладчики указывали на следующие показатели.

В течение 2016 г. отмечалось улучшение таких показателей как стоимость нефти, выросшая с $ 34,7 за баррель в начале года до $ 56,82 за баррель в конце года, потребительской уверенности с – 30 до – 18% и курса национальной валюты с 72,9 руб./долл. до 60 руб./долл.

События в 2016 году развивались по прогнозируемому сценарию: колебание национальной валюты стало меньше, ситуация на рынке нефти улучшилась, и в результате рынок грузовиков, который выглядел в начале 2016 года весьма вяло, к концу года показал  первые признаки восстановления. Например, регистрация грузовой техники «большой европейской семерки» увеличилась в 2016 году почти на 20 процентов и составила 10 325 единиц. Причем за первые 5 месяцев 2016 года количество регистраций было меньше показателей 2015-го, а начиная с июня улучшения стали заметными, а в четвертом квартале 2016 года количество регистраций значительно превысило объемы 2015-го. В связи с тем, что рынок находился в кризисном состоянии довольно долгое время, большинство потенциальных покупателей откладывали покупку и продолжали эксплуатировать имеющуюся технику, соответственно, средние пробеги значительно возросли. Отложенный спрос сейчас положительно повлияет на рынок, т.к. многие перевозчики будут обновлять свои парки. 

Коммерческий транспорт 

Постепенное восстановление показателей экономики и господдержка, по мнению докладчиков, оказывают положительное влияние на сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV), куда относят автомобили полной массой до 3,5 тонн.

Среди лидеров в 2016 г. рост продаж показали Volkswagen (51%), Hyundai (30%), Ford (17%), Lada (11%), ГАЗ (9%), IVECO (9%). Ожидается, что в 2017 г. рост продаж LCV составит 5% и достигнет 97 тыс. ед.

По итогам 2016 г. в сегменте грузовых автомобилей, который включает среднетоннажные (от 3,5 до 16 тонн) и большегрузные (свыше 16 тонн) модели, наблюдался рост продаж, который во многом обеспечивался реализацией отложенного спроса и мерами господдержки.

Из десяти основных брендов рост продаж грузовиков по сравнению с прошлогодними результатами показали Volvo (60%), НефАЗ (29%), MAN (20%), KАМАЗ (15%), Mercedes-Benz (4%), ГАЗ (3%), «Урал» (2%), Isuzu (0,2%). Ожидается, что в 2017 г. рост общего объема продаж грузовиков составит 5% и достигнет 56 тыс. шт.

Специалисты обратили внимание на основные факторы, оказывающие влияние на рынок грузовых машин. Так продажи снижались с 2012 г., и в настоящее время компании вынуждены обновлять свои автопарки, реализуя отложенный спрос.

Меры господдержки, включающие в себя программы обновления парка, льготного кредитования, промышленных субсидий и т.д., будут способствовать росту спроса на новые грузовики. Повышение цен на нефть, а также рост потребительской уверенности, о чем говорилось выше, будут стимулом для продаж автомобилей.

Рост расходов на транспортное обслуживание, в том числе ставки по кредитам, возросшие тарифы на КАСКО и ОСАГО, необходимость установки тахографов и датчиков «ЭРА-ГЛОНАСС», а также планируемое повышение тарифов системы «Платон» будут сдерживать рост продаж.

А обновлять парки надо, причем во всех сегментах. По статистике компании «АСМ-Холдинг», средний возраст грузовиков - почти 20 лет, и 68% его уже перевалили. В сегменте LCV аналогичная картина: 16 лет и 40 %. На массовое обновление, конечно, рассчитывать вряд ли приходится, но ряд транспортных компаний активно занимаются этим вопросом.

Рынок автобусов

Как указывали эксперты, обновление парка, реализация крупных инфраструктурных проектов, а также государственные закупки автобусов (машины для перевозки пассажиров и багажа, имеющие более 8 мест для сидения, не считая водителя) позволяют создавать стабильный спрос в данном сегменте.

Среди лидеров сегмента снижение продаж в абсолютном выражении показали только Marcopolo (–29%) и Iveco (–18%), прочие бренды увеличили продажи по сравнению с 2015 г. Ожидается, что в 2017 г. рост продаж автобусов составит 8% и достигнет 11,2 тыс. шт.

На рынок автобусов также влияет ряд факторов. В частности, в дополнение к ранее принятой программе обновления парка школьных автобусов в регионах в размере 3 млрд. руб. будет дополнительно выделено 900 млн руб. Продолжается программа поддержки транспорта на газомоторном топливе, и сохраняется необходимость обновления парка автобусов. В рамках подготовки к Кубку конфедераций 2017 г. и чемпионату мира по футболу 2018 г. актуальна программа увеличения парка автобусов в городах, принимающих матчи чемпионата мира: предусмотрено приобретение около 3 тыс. новых машин.

Рост обеспеченности населения легковыми машинами и увеличение конкуренции со стороны других видов общественного транспорта будут сдерживать развитие этого сегмента.

 

Подводя итоги

Как подчеркивали выступающие, в 2016 г. темпы падения российской экономики замедлились, однако индекс потребительской уверенности пока остается на низком уровне. Продажи LCV в 2016 г. фактически остались на прошлогоднем уровне. Постепенное восстановление экономики и господдержка оказывают положительное влияние на сегмент LCV. Ожидается, что в 2017 г. рост объема продаж здесь составит 5%, общее число продаж - 97 тыс. ед.

В 2016 г. рынок грузовиков вырос на 4%, в сравнении с 2015 г. Прогноз на 2017 г. — дальнейший рост (+5%) и объем продаж до 56 тыс. ед. Среди основных факторов роста в ближайшие годы можно отметить увеличивающийся отложенный спрос и меры господдержки, при этом сдерживающей причиной может стать возрастающая стоимость обслуживания автомобиля.

В 2016 г. рынок автобусов вырос на 15,4% по сравнению с 2015 г. Ожидается, что в 2017 г. рост составит 8% и будет продано 11,2 тыс. ед. Обновление парка, подготовка к крупным спортивным мероприятиям, а также госзакупки автобусов поддерживают стабильный спрос в данном сегменте.  

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >