+79139857900

Автоэволюция уходит на экспорт

1 ноября 2017 в 16:46

Для дальнейшего развития автомобильной промышленности страны, а также отрасли автокомпонентов все большее значение приобретает экспорт. Сегодня он может стать драйвером развития данного сектора экономики и стремительно подтолкнуть развитие автомобильного рынка в Российской Федерации. Об этом шла речь сразу на двух мероприятиях федерального уровня, которые прошли в крупнейших отечественных кластерах автостроения. В Калуге в середине сентября состоялся VIII Международный форум «Автоэволюция-2017», а в Тольятти в конце сентября прошла выставка «Автопром. Автокомпоненты». Участники этих форумов не только обсуждали сложившуюся ситуацию в автокомпонентной отрасли страны, но и выработали рекомендации по ее развитию.

 

Отечественный рынок наконец-то стал восстанавливаться после длительного снижения в течение трех прошедших лет. И если в начале года (январь-февраль) он продолжал падение, то начиная с марта каждый месяц наблюдался рост. В итоге прошедший сентябрь оказался самым успешным месяцем по объемам продаж с 2015 года — последний раз больше было продано только в декабре 2014 года. В целом же, по итогам 9 месяцев 2017 года, прирост в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 10,6%. Если так пойдет и дальше, то продажи легковых автомобилей в 2018 году, согласно уточненному прогнозу агентства PwC, составят 1 млн 670 тыс. авто, а в 2019 году увелачатся до 1 млн 750 тыс. Прогноз на 2020 год – 1 млн 830 тыс., на 2021 год – 1 млн 880 тыс. автомобилей. То есть емкость отечественного рынка возрастет более чем на 18%. (см. диаграмму 1) 

Пятилетний прогноз развития авторынка РФ до 2021 г.

В свою очередь французский автопроизводитель Renault тоже недавно обнародовал свой прогноз, согласно которому к 2022 году российский авторынок увеличится в 1,6 раза, к уровню 2017 года, а его емкость составит 2,5 млн автомобилей! Наверняка, это самый оптимистичный из всех озвученных прогнозов. Но данный прогноз показывает, что лучшие показатели продаж в новейшей истории автомобильного рынка страны (2012-2013 гг) вряд ли в обозримой перспективе будут достигнуты.

Российский авторынок развивается по своим законам, которые отличаются от законов для зарубежных авторынков. Поэтому при составлении своих прогнозов аналитики исходят не только из макроэкономических показателей, но и прежде всего, от стоимости нефти на мировом рынке. Поскольку давно уже замечена связь (корреляция) между колебаниями стоимости барреля нефти и динамикой на отечественном авторынке. При средней цене барреля в текущем году в районе $50, как прогнозировали специалисты АА «Автостат», авторынок должен показать рост на 10%. Прогноз на ближайшие годы, по всей видимости, при сохранении достаточно стабильного уровня цены на «черное золото»: авторынок продолжит некоторый рост, как и прогнозируют специалисты PwC и Renault. Сегодня аналитики указывают, что на положительную динамику роста объемов авторынка сработал фактор отложенного спроса. Они оценивают его емкость порядка 1 млн автомобилей.

Почему необходимо остановиться на анализе внутреннего рынка и его прогнозах? Потому что от его состояния зависит и ситуация, и перспективы развития  автокомпонентной отрасли страны. Так, тот же Renault планирует довести годовой объем продаж автомобилей марки Lada до полумиллиона единиц (с долей на отечественном авторынке в 20%), а продажи собственно марки Renault должны вырасти более чем вдвое — до 250 тыс. авто. Французская марка должна занять долю авторынка в 10%. При этом выпускаемые этой группой автомобили имеют наибольшую степень локализации. Как отмечает вице-президент по закупкам «АвтоВАЗ» Венкантран Мамиллапалле, сегодня локальная составляющая на предприятиях крупнейшего отечественного автопроизводителя 81-82%, и по всем программа поставок идет работа в направлении локализации с локальными поставщиками, причем данная активность возрастает.

Сегодня потенциал отечественной автокомпонентной отрасли фактически «заточен» на внутренний спрос со стороны автопроизводителей, развернувших сборку своих моделей на территории РФ, а также на удовлетворение спроса со стороны рынка aftermarket. Однако отечественные предприятия, выпускающие автокомпоненты, практически не используют возможности экспорта. Поэтому на очередном VIII Международном форуме «Автоэволюция-2017» главной темой стало обсуждение вопроса развития экспорта как драйвера роста автомобильной индустрии и отрасли автокомпонентов в РФ.

Экспорт поможет силу умножить 

Традиционно автомобильный форум «Автоэволюция» проводится в калужском автокластере, в котором представлены три OEM-производителя — VW, PCMA (Peugeot-Citroen-Mitsubishi Alliance и Volvo. Здесь также сформирован кластер  автокмпонентного производства из 27 компаний. Калужский кластер выпускает более 11% автомобилей страны. А в структуре экономики Калужской области его доля составляет более 39% объемов промышленного производства. По словам губернатора региона Анатолия Артамонова, рост автомобильного производства составил 12%, в прошлом году выпуск автокомпонентов вырос даже больше — на 36%, а за первое полугодие текущего года – на 42%. Губернатор также заявил, что приоритетной задачей является  активное продвижение продукции на экспорт. «Сегодня активно работают институты развития – Фонд поддержки промышленности, СПИК, фонд поддержки малого и среднего бизнеса. Регион получает солидную поддержку. Активно работает площадка ОЭЗ (особой экономической зоны)». Губернатор особо отметил соглашение, которое было подписано с «Российским экспортным центром».

 

transervice_07_38_cmyk_1

 

В свою очередь, генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Петр Фрадков отметил в своем выступлении, что сегодня в экспорте наблюдаются позитивные тенденции. «Показатель качества продукцииэто выход на внешние рынки. Если продукция на внешнем рынке принимается и продается, то она априори конкурентоспособна. Но при этом само по себе ничего не бывает. И ведущие экспортные экономики мира имеют государственные системы поддержки. Сегодня конкурируют скорее не товары и услуги на внешнем рынке, а конкурируют системы такой поддержки государств на внешних рынках». Фрадков также отметил, что по итогам 6 месяцев текущего года несырьевой, неэнергетический экспорт страны вырос на 18% в стоимостном выражении. 

Экспорт автопрома по стоимости вырос на 19% в первом полугодии 2017, а в легковом автостроении — на 36%. Это стало отражением тех мер поддержки, которые уже применяются, с пониманием того фактора, что автопроизводителей, которые начинают ориентироваться на экспортные поставки, необходимо поддерживать. Сегодня в арсенале «Российского экспортного центра» представлено более 100 различных мер поддержки экспорта производителей, которые можно подразделить на следующие группы. Это меры финансовой поддержки, страхование экспорта, кредиты «Российского экспортного банка». Сегодня такие кредиты по субсидированной ставке доведены до уровня 5,75% в рублях, в евро 2-2,5%. Это конкурентоспособные условия кредитования. 

Петр Фрадков остановился также на мерах нефинансовой поддержки предприятий автомобильной отрасли и производства автокомпонентов. Впрочем, они тоже касаются выделения финансовых ресурсов. Это транспортировка автомобилей, субсидирование затрат на омологацию продукции, чтобы она соответствовала лучшим образцам на внешнем рынке. Также рассматриваются вопросы компенсации затрат по патентованию продукции на зарубежных рынках. Ведется поддержка выставочной деятельности, прежде всего для компаний малого и среднего бизнеса.

«Мы не стоим на месте и пытаемся развивать базу субсидийпомощь в создании инфраструктуры сервисной и дилерской сети, инфраструктуры по ремонту автомобилей за границей. Уже договорились на этот счет с коллегами из Минпромторга, - говорит Петр Фрадков. - Все компании отрасли являются нашими клиентами и партнерами. Но мы понимаем, что нужно вовлекать небольшие компании по производству автокомпонентовНаша задача в работе с регионами, чтобы любая компания, даже небольшая, стала нашим клиентом и могла попытать свое счастье на ниве экспортной деятельности».

По итогам 2017 г. экспорт из РФ составит около 100 тыс. автомобилей, прогнозирует гендиректор «Российского экспортного центра» Петр Фрадков. По сравнению с 2016 г. рост составит 47%. Экспорт как один из ключевых драйверов утвержден в Стратегии автопрома до 2025 года. Так,  экспорт легковых автомобилей из России к расчетному сроку должен составить до 190 -200 тыс. автомобилей. При этом ожидаемая доля экспорта в объеме производства - порядка 20% у национальных производителей («АвтоВАЗ», «УАЗ») и порядка 5% и более у зарубежных автопроизводителей.

Впрочем, у Группы Volkswagen в 2017 г. доля автомобилей, поставляемых на экспорт, в общем производстве в России уже может превысить 10%.

Экспортная автоэволюция 

О развитие экспорта как одного из направлений деятельности завода Volkswagen рассказал на форуме «Автоэволюция-2017» его руководитель Оливер Грюнберг.  

 

transervice_07_38_cmyk_2

 

Немецкий автопроизводитель хочет развивать экспорт, но этому мешают высокие расходы при производстве и транспортировке продукции, небольшое число стран, с которыми у России есть соглашения о свободной торговой зоне. Мешает и нестабильность рубля, ужесточение экологических требований в других странах, которые выше, чем в России.

Но одна из самых существенных проблем - неразвитость в России автокомпонентного производства, недостаточно высокое качество продукции. В качестве примера он рассказал о том, что немецкий автопроизводитель около 10 лет не мог найти в России бензин надлежащего качества для первой заливки в новые автомобили. Этот высококачественный бензин необходим для того, чтобы не повредить новый двигатель. Поэтому VW пришлось импортировать в Россию за этот период около 7,7 млн т бензина. «Это было сумасшествием! Импортировать топливо в Россию ­ все равно, что завозить песок в пустыню», - воскликнул немецкий менеджер. По его словам, VW лишь несколько месяцев назад нашла локального производителя, качество продукции которого устроило немецкий автоконцерн.

Экспорт также стал выгоден автопроизводителям, организовавшим сборку ряда моделей на территории Российской Федерации. Во-первых, им нужно увеличить загрузку мощностей, которая сильно снизилась одновременно со снижением авторынка и объемов продаж автомобилей. Во-вторых, чтобы загрузить мощности своих поставщиков, которые пришли в РФ вместе с автопроизводителями.

 

Отечественный авторынок в 2011-2017 гг

 

На мировой уровень 

Интерес к поставкам российских автокомпонентов - новый тренд, который стал развиваться в последние год-два. Поставки производимых в России автокомпонентов за рубеж начали как собственно сами автопроизводители, так и поставщики первого уровня, которые имеют неполностью загруженные мощности, соответствующие мировым требованиям по качеству. Сыграла положительную роль и девальвация рубля.

Еще один пример развития экспортной стратегии автопроизводителя. Сегодня начались поставки автокомпонентов для румынского завода Ford, где в настоящее время начато производство обновленного субкомпактного кроссовера Ford EcoSport на заводе в городе Крайова. Это позволит Ford обеспечить необходимый объем производства модели, относящейся к самому быстрорастущему в Европе сегменту. Ранее кроссоверы EcoSport поставлялись в Европу из Индии. Решение производить новый EcoSport в Европе, а не продолжать импортировать автомобили с индийского завода Ford, поможет компании справиться с растущим спросом на кроссовер на рынках Старого континента, где общие продажи кроссоверов данной модели выросли на 27%. Кроссоверы из Румынии будут поставляться на все рынки Европы за исключением России, где локализованная версия модели производится уже с 2014 года  — на заводе Ford Sollers в Набережных Челнах.

Российские поставщики компании Ford Sollers начали поставлять компоненты российского производства на завод Ford в Румынии. Перечень экспортируемых компонентов состоит из 47 наименований. Компоненты от шести российских поставщиков Ford Sollers соответствуют глобальным стандартам Ford и произведены из локального сырья, что положительно влияет на себестоимость продукции. Ford для своего румынского производителя закупает в России штамповку кузовных деталей, элементы интерьера, стекла, уплотнители. В частности, завод компании Faurecia в Ленинградской области экспортирует дверные панели, компания AGC из Нижнего Новгорода – стекла, расположенный там же завод Magna – чехол запасного колеса, Saargummi в Ярославле производит резиновые уплотнения, штампованные кузовные детали поступают сразу от двух производителей – Coscunoz (Республика Татарстан) и Peterform (Ленинградская область). Таким образом, данный пример свидетельствует о том, что российские автокомпоненты могут на равных конкурировать с производителями из других стран не только по качеству, но и по цене.  

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >