+79139857900

Автомобильное будущее России

12 февраля 2019 в 08:52

Недавно стартовала кампания по подписанию специнвестконтрактов (СПИК) с автопроизводителями. Так закладываются контуры будущего отечественного автомобильного рынка, будущее всего автомобильного бизнеса страны. Как будут использованы мощности автосборочных предприятий, какие модели автомобилей будут выпускаться, а самое главное, каких производителей автокомпонентов следует ждать на российском рынке? Об этом и многом другом наш материал.

 

Появление специальных инвестиционных контрактов (СПИК) предполагает модернизацию производственных мощностей, развитие модельного ряда, локализацию производства ключевых автомобильных агрегатов. На сегодняшний день подписаны соглашения по контрактам с ведущими игроками авторынка РФ, другие готовят подобные инвестконтракты. Поэтому начинает вырисовываться картина будущего авторынка России. Стало известно, какие модели автомобилей будут выпускаться на сборочных площадках отечественных и зарубежных автопроизводителей, какие локальные производства автокомпонентов появятся и будут  созданы «с нуля» на территории страны. Учитывая тот факт, что на отечественном авторынке доминируют автомобили местной сборки, можно сделать более-менее точный прогноз, какие модели автомобилей будут покупать российские автолюбители через пять-семь лет, какие автомобили будут обслуживаться в дилерских и независимых СТО.

Конечно, о дизайне таких машин говорить рано - слишком часто меняется стилистика в автомобильном мире. Но о том, какими автокомпонентами и узлами будут комплектоваться перспективные модели, появляется определенная ясность. Так, уже сегодня видны очертания нового российского автопрома, и нового образа отечественного автомобильного рынка.

Специнвестконстракты и автопром 

О новом механизме, заложенном в специнвестконтракты (СПИК), стало известно еще в 2015 году. Но первые соглашения были подписаны только два года назад. В рамках подписанных специнвестконтрактов автопроизводители берут на себя обязательства по развитию производства автомобилей и локализации важнейших узлов и деталей. Но самое ценное в СПИКах в том, что автопроизводители должны вкладываться в развитие ключевых технологий: производство двигателей, системы ГЛОНАСС, механических коробок передач, систем ABS/ESP, блоков управления двигателем и др. Все это должно привести к углублению локализации выпускаемых автомобилей.

Этот момент сильно отличает условия СПИКов от прошлого механизма «промсборки», который окончательно уйдет в историю 31 декабря 2020 года. Сверх того, автопроизводители в рамках инвестконтрактов будут брать обязательства инвестировать в НИОКР и производство, которые в конечном итоге обеспечат разработку на глобальной платформе производителя автомобиля для отечественного рынка, а также экспорт определенной части его продукции.

Сегодня пока рано оценивать, насколько успешно будет осуществлена выбранная чиновниками Минпромторга РФ стратегическая линия развития отечественной автомобильной отрасли.

transervice_01_2019_cmyk-16

Долгосрочное прогнозирование в сегодняшних слишком изменчивых внешних и внутренних условиях в стране могут повлиять на реализацию данных планов, как в свое время повлиял разразившийся на отечественном автомобильном рынке кризис, последствия которого сказываются на автомобильном бизнесе до сих пор.

Зарубежные автопроизводители свои производственные планы в РФ выстраивали на основе прогноза развития отечественного рынка, согласно которому к 2020 году объемы продаж легковых автомобилей должны были вырасти до 3-3,5 млн штук. Но сегодня  стратегия их поведения обернулась низкой загрузкой построенных мощностей и, следовательно, упущенной выгодой и накоплением убытков. Автопроизводители без инвестконтракта не получат определенных льгот и государственной поддержки. Это во многом объясняет интерес зарубежных автомобильных компаний к подписанию соглашений с профильным министерством и российскими регионами.

Они были первыми 

Впрочем, подписанные первые инвестконтракты не отличаются масштабностью и глубиной локализации. Они стали «пробным камнем» для запуска нового инструментария. Один из первых СПИКов был подписан с «Мерседес-Бенц рус». Компания брала на себя обязательство по строительству завода по выпуску легковых автомобилей полного цикла в Московской области, мощностью 25 тыс. автомобилей немецкой марки в год. Стоимость этого инвестконтракта 250 млн евро, что по текущему валютному курсу составляет 18,9 млрд руб. На заводе планируется сборка автомобилей Mercedes-Benz E-class и нескольких премиальных моделей кроссоверов - GLC, GLE и GLS.

Учитывая специфический модельный ряд данного предприятия, можно предположить, что степень локализации выпускаемых на нем автомобилей Mercedes-Benz не будет высокой. Об этом свидетельствует информация на сайте автопроизводителя. В ней указано, что выбор места для производства автомобилей немецкой марки неслучаен. Был учтен кадровый потенциал, наличие рядом огромного столичного рынка сбыта. Завод будет обеспечивать все этапы производства автомобиля: от кузовного цеха до цеха окраски и окончательной сборки. Иными словами, производственный цикл данного предприятия фактически подходит под правила «промсборка-1», в которых декларировалась 30% локализация. Для немецкого автопроизводителя выпуск премиальных автомобилей в Подмосковье позволит считать их российскими, что дает право допуска к госзакупкам. Как правило, такие автомобили закупают для гаражей госучреждений и органов власти. 

Следующий инвестконтракт был подписан с японским автопроизводителем Mazda. Речь в нем шла о создании производства двигателей во Владивостоке, мощностью 50 тыс. моторов в год. Это линейка 4х-цилиндровых моторов Skyactiv-G, отвечающих требованиям Euro-5. Сегодня на дальневосточном предприятии всего 150 специалистов. Они трудятся на участке механической обработки головки блока цилиндров, сборочном цехе и складе. То есть локализация выпускаемых моторов также невелика. Двигатели устанавливают на выпускаемые здесь же во Владивостоке автомобили Mazda 6 и Mazda CX-5. 

Впрочем, на конец 2018 года и начало 2019-го пришелся пик подписной кампании. Как ранее отмечало наше издание, у ряда автоконцернов заканчивались сроки действия соглашений о промсборке, и с согласия вице-премьера правительства Дмитрия Козака был включен «зеленый сигнал» для  инвестсоглашений по модели «СПИК-1.0», хотя чиновники уже подготовили унифицированный вариант специнвестконтрактов для всех отраслей, известный как «СПИК-2.0». 

Заключенные инвестконтракты с ведущими автопроизводителями страны определят будущее не только легкового сегмента, но также коммерческого и пассажирского транспорт.

Mercedes-E-Class-2019

АвтоВАЗ привезет миллиарды 

Крупнейший на сегодняшний день специнвестконтракт сроком на 10 лет подписан Минпромторгом РФ и крупнейшим отечественным автопроизводителем АвтоВАЗом.  Цель документа – развитие модельного ряда автомобилей Lada, Renault, Nissan, Datsun и Mitsubishi и модернизация мощностей по их производству.

«В рамках контракта АвтоВАЗ инвестирует около 70 млрд руб., создаст 2300 новых рабочих мест», - говорится в сообщении автопроизводителя. Общий объем произведенной и реализованной продукции АвтоВАЗа составит около 4,9 трлн руб., объем налоговых поступлений в бюджет - 132 млрд руб.

Сторонами (по контракту) помимо тольяттинского автогиганта также являются члены альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, Lada Ижевск, а также правительства Самарской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Удмуртия и Калужской области.

LADA_concept

Участники соглашения должны повысить локализацию деталей и комплектующих, внедрить новые технологии, развивать научно-исследовательскую деятельность в России и увеличить экспорт. По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, данным контрактом предполагается локализация «глобальных платформ, двигателей, в том числе создание газомоторного, бесступенчатой коробки передач. Также инвесторы берут на себя создание облачной электронной технологии и локализацию систем управления автомобилем.

Контракт предусматривает выпуск автомобилей нескольких марок, в том числе Lada (Granta, XRAY, Largus, SW Largus, Van LADA, Vesta, 4x4); Renault (Sandero/Sandero Stepway, Logan, Duster, Kaptur, Arkana, New Duster); Nissan/Datsun (Qashqai, X-Trail, Terrano, Murano, On-Do, Mi-Do), Mitsubishi (Outlander, Pajero Sport). Таким образом, фактически определена модельная линейка крупнейших игроков отечественного авторынка.

Самое кардинальное изменение ждет модельная линейка Lada, поскольку ей прочат переход на автомобильную платформу СMF альянса Renault-Nissan. А существующий модельный ряд отечественных автомобилей, которые разработаны на собственных  платформах АвтоВАЗа, продержится на конвейере до 2022-2023 гг, некоторые несколько дольше.

Заслуженная платформа Renault B0 («логано-дастеровская»), на которой сконструирован модельный ряд бюджетных Renault и некоторые модели Lada (XRay, Largus) и Nissan (Terrano), окончательно уйдет в историю в период 2025-2026 гг. Но до этого срока в производственной гамме может появиться новинка – кроссовер Datsun (аналог модели Nissan Kiks).

Могут произойти изменения и в локальном производстве в России автомобилей Mitsubishi. «Три бриллианта» - новый участник франко-японского альянса. Следующее  поколение Mitsubishi Outlander будет построено на платформе Nissan X-Trail, поэтому с точки зрения экономии производственных расходов выпуск популярной модели кроссовера японского автопроизводителя перенесут на мощности завода «Ниссан Мотор Мэнуфэкчуринг» в Санкт-Петербурге.

 

 Hyundai и моторы

 Корейский автопроизводитель Hyundai пошел по пути Volkswagen и Ford. После подписания специнвестконтракта в конце прошлого года он построит в РФ моторный завод. Предварительно представители корейской компании изучали вопрос о контрактной сборке на мощностях других автопроизводителей. В частности, корейская делегация посещала КАМАЗ и ряд других профильных предприятий, но на данный момент никаких договоренностей нет. Примеры контрактной сборки в российском автопроме есть. Так, Daimler выпускает моторы серии ОМ646 на мощностях Группы ГАЗ (в Ярославле), альянс Renault-Nissan по аналогичной схеме – 

на АвтоВАЗе. 

Директор по внешним связям «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Виктор Васильев отметил, что планируется построить моторный завод производственной мощностью 150 тыс. в год при работе в две смены на собственной производственной площадке в Санкт-Петербурге. На новом предприятии  будет организована окончательная сборка двигателей, в том числе из российских комплектующих. Ранее сообщалось, что порядка 70% продукции сборочного предприятия «Хендэ мотор монуфактуринг рус» будет оснащаться моторами российского производства. Сейчас на модели, выпускаемые на петербургском автозаводе компании (Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Kia Rio) устанавливают бензиновые двигатели Gamma объемом 1,6 л,, которые импортируют из КНР (производитель Beijing Hyundai Motor).

Из сообщения Минпромторга РФ следует, что помимо моторного производства, с участием компаний, входящих в группу Hyundai, будет также налажен выпуск других ключевых узлов – коробок передач и элементов систем управления автомобилем. Использование локально выпускаемых ключевых узлов – одно из главных условий специнвестконтракта, подписанного Минпромторгом и «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус». В числе других обязательств - поставки на экспорт, а также НИОКР на территории России. Контракт рассчитан на 10 лет. В обмен на инвестиции, которые с учетом организации выпуска двигателей и других узлов могут достичь 35 млрд руб., корейский автопроизводитель получает налоговые льготы и гарантии неухудшения условий для ведения бизнеса в РФ. 

Таким образом, модельный ряд корейского автопроизводителя в России и соответственно, будущих бестселлеров отечественного рынка будет состоять из автомобилей следующих поколений Solaris, Rio, Creta и т.д. 

Впереди оптимизация  

Среди тех автопроизводителей, которые исторически занимают прочные позиции на отечественном рынке, но пока не подготовили специнвестконтракт, - Volkswagen Group Rus и СП Ford-Sollers. На прошедшем осенью прошлого года в Калуге форуме «Автоэволюции-2018» глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович заявил о готовности немецкого автопроизводителя инвестировать в Россию порядка 500 млн евро. Правда, он не конкретизировал возможные проекты. «В новом инвестиционном режиме лучше усилить проекты, которые уже есть, и сделать упор на локализацию новых моделей», -  отметил Озегович. Таким образом, модели-лидеры рынка, такие как VW Polo sedan, VW Tiguan, Skoda Rapid и Skoda Octavia, будут дополнены другими моделями кроссоверов немецкой и чешской марок.

Возможности увеличения уровня локализации по уже выпускаемым моделям в основном исчерпаны, пояснял тогда топ-менеджер Volkswagen Group Rus. Эксперты среди возможных проектов называли удвоение мощности завода двигателей Volkswagen в Калуге.

Еще один автопроизводитель, который тянет с подписанием СПИКа, – Ford. Он оказался в РФ в непростой ситуации. По соглашению о «промсборке-2», американский автоконцерн в рамках СП  Ford-Sollers создал три сборочных площадки в России суммарной мощностью 325 тыс. автомобилей в год. В прошлом году объем продаж в РФ автомобилей с «синим овалом» составил всего 53 тыс. штук. То есть загрузка сборочных мощностей не превысила 16%. Убытки СП составляют порядка 70 млрд руб. У Ford в Европе непростая ситуация. Поэтому судьба российского СПИКа и оптимизация бизнеса Ford в России наверняка будут синхронизированы с процессом оптимизации европейского подразделения американского автопроизводителя. Самый печальный из сценариев, о котором предупреждают эксперты - прекращение выпуска в РФ всех легковых моделей Ford. В этом случае здесь останется только производство фургонов Ford Transit. Как вариант, возможно прекращение выпуска так и не ставших популярными на рынке РФ моделей Ford EcoSport и седана Ford Fiesta с закрытием одной из сборочных площадок.         

Баварский автопроизводитель BMW также готовит специнвестконтракт. Его содержание пока не обнародовано. Сегодня автомобили BMW выпускают по контрактному соглашению на калининградском заводе «Автотор». Калининградская автомобильная компания так же нацелена на подписание СПИК. Сегодня на «Автоторе» производится 30 моделей всех типов различных автомобильных брендов. В режиме сварки и окраски производят только две легковые модели — Kia Sorento и Kia Cerato, а также еще четыре модели коммерческих грузовиков Hyundai. С 2019–2020 годов в рамках СПИК «Автотор» планирует выполнять сварку и окраску 19 моделей - график будет исполняться только при достижении годового объема выпуска модели в 30 тыс. штук. Такие льготные условия возникли из-за того, что калининградское предприятие расположено в Особой экономической зоне, где до сих пор действуют особые правила.

КАМАЗ и Группа ГАЗ 

На Питерском экономическом форуме летом прошлого года спецконтракт был подписан с ведущим отечественным производителем грузовой техники  КАМАЗом и его партнером Daimler. Из озвученных для СМИ положений ясно, что стороны готовы инвестировать 46 млрд руб. в развитие модельно ряда КАМАЗа  в течение 10 лет.  Будут серьезно обновлены мощности (55-60 тыс. штук) по выпуску грузовой техники. Помимо разработки и обновления своего модельного ряда будет освоен выпуск собственного рядного 6-цилиндрового дизельного двигателя (КАМАЗ-910) объемом 12 л, мощностью 380-550 л.с. и с заявленным ресурсом 1,5 млн км. Совместно с Daimler произойдет локализация выпуска новых кабин. На днях КАМАЗ запатентовал внешний вид своих новых кабин для тяжелых грузовиков новейшего поколения К5. Как и предполагалось ранее, кабины унифицированы с кабинами Mercedes-Benz Actros 4-го  поколения. Тягачи КАМАЗ будут локализованы на 80-85%, что позволит снизить их цену на 15-20% в сравнении с немецким аналогом.

Новый строительный самосвал КАМАЗ-6595 также создан на каркасе Mercedes-Benz Actros. Но дневная кабина отличается меньшей высотой и немного другой внешностью: в частности, на эскизах патента видны другая решётка радиатора, металлический бампер и оптика, закрытая защитными решётками. Сегодня самый распространенный КАМАЗ – это трехосный строительный самосвал модели 65111 с оранжевой кабиной - в перспективе уступит место на стройплощадках и магистралях новому КАМАЗу с чертами «мерседеса».

Группа ГАЗ, которая до сих пор находится под санкциями Минфина США, в конце прошлого года подписала СПИК. Она готова направить 20,9 млрд руб. на создание нового производства легких коммерческих и среднетоннажных автомобилей и тяжелых грузовиков, а также модернизацию существующих производственных линий. При этом более половины будет вложено в нижегородские предприятия, речь идет о сумме 11,9 млрд руб., которые будут направлены на обновление модельного ряда Горьковского и Павловского автобусного завода. Будет освоен выпуск «Газель NEXT 2020». Это новинка в сегменте легкого коммерческого транспорта; далее «Садко NEXT» в сегменте среднетоннажников и «Урал Е44» в сегменте тяжелых грузовиков. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >