Исторически на территории Российской Федерации сложились весьма значительные региональные особенности автопарков легковых автомобилей. Этот факт оказывает влияние на работу независимых станций техобслуживания. Игнорировать данный фактор нельзя, поскольку состав и структура автомобильного парка города, региона обуславливают модельный состав автомобилей, которые заезжают на обслуживание и ремонт в СТО. Наш материал о том, каковы сегодня региональные особенности автопарков, каковы их марочные и модельные характеристики. Может ли сегодня измениться структура регионального автопарка? Когда исчезнут региональные особенности и автопарки страны станут довольно однородными по составу?
Иномарки в автопарке
Сегодня в целом по стране парк легковых автомобилей составляет более 42 млн единиц, из которых иномарок около 25 млн и порядка 17 млн автомобилей отечественных марок. Согласно исследованию аналитического агентства «Автостат», в денежном выражении в сегменте независимых сервисов емкость рынка по обслуживанию отечественных автомобилей составила 17,6 млрд руб., а иномарок – 55,7 млрд руб. То есть, емкость рынка сервисных и ремонтных работ по данным сегментам различаются в разы. Вдобавок, в парке отечественных автомобилей много так называемых «мертвых душ» и значительно меньше активно эксплуатируемых автомобилей. Кроме того, особенностью российского рынка постпродажного обслуживания является такой неоспоримый факт: владельцы отечественных марок автомобилей чаще всего ремонтируют и обслуживают свои автомобили в так называемом гаражном сегменте, у частного механика, или обслуживают и ремонтируют самостоятельно. Об этом также свидетельствуют цифры другого исследования аналитического агентства «Автостат». Чем старше отечественный автомобиль, тем большее число автолюбителей обращаются в данный «неформальный» сектор: автомобили отечественных марок старше 10 лет достаточно редкие гости в СТО, более 83% владельцев предпочитают ремонтировать и обслуживать их самостоятельно либо в гаражах.
Напротив, владельцы иномарок, как известно, являются основной клиентурой независимых станций технического обслуживания автомобилей, о чем также свидетельствуют специальные исследования. Фактически, от четверти до половины таких автомобилистов выбирают в постгарантийный период обслуживание и ремонт на независимых СТО.
Какова структура парка иномарок по статистике? Из 25 млн транспортных средств наибольшую долю в 37%, или около 9,4 млн единиц, составляют японские бренды. Второе место занимают «корейцы», с долей 17% и численностью парка 4,3 млн транспортных средств. Несколько меньше парк немецких автомобилей, который на сегодня составляет 4,2 млн автомобилей, или каждая шестая иномарка. Еще 3 млн легковушек автопарка страны приходится на американские марки. Французы занимают двенадцатую часть отечественного парка, или 2,1 млн единиц в абсолютном выражении. Чешские бренды, которые представлены фактически одной маркой Skoda, насчитывают около 700 тыс. авто или около 3%. Несколько китайских брендов пока занимают совсем мизерную часть автопарка страны (2%), или 550 тыс. авто. Остальной парк представлен другими автобрендами: это шведские, британские, испанские и даже такие экзотические как индийские, иранские, малайзийские и т.п.(см. диаграмму 1).
Региональный автопарк
Однако Россия не была бы Россией, если бы в ней не было существенных региональных различий. Ведь потенциал емкости рынка постгарантийного обслуживания фактически имеет высокую корреляцию (зависимость) от доли иномарок в региональном парке. Так, наибольшая доля иномарок наблюдается в двух регионах – самом западном (Калининградской области) — 95,5%, и дальневосточном (Приморском крае) — 93%. Эти регионы стали своеобразными «анклавами» иномарок на карте автопарка страны. Сюда до сих пор ввозят подержанные автомобили. В самый западный регион - из Европы, на дальний Восток - из Японии. Именно это обстоятельство оказало влияние на формирование структуры местных автопарков.
Дальневосточные регионы практически весь входят в число «самых иномарочных» в стране — это обусловлено их территориальным соседством с Японией. Это Сахалинская область (91%) и Хабаровский край (90,4%), Магаданская обл. (85%) и Амурская обл. (77%) и др. Примечательно, что в ТОП-10 регионов страны по степени «иномарочности» попали также Москва (82%) и Санкт-Петербург (80,3%). При этом обращает на себя внимание сама величина парка иномарок в двух столицах. В абсолютных значениях в Москве парк составляет более 3 млн легковых автомобилей, а во второй – более 1,3 млн. По степени «иномарочности» также высоки показатели регионов Сибирского федерального округа. Так, в регионе-лидере — Новосибирской области — из 778 тыс. легковых автомобилей 535 тыс. иномарки, или 69%. А если внести поправку на активно эксплуатируемые автомобили, то доля иномарок будет еще выше. И вот вопрос: а какие иномарки эксплуатируются, а значит, и обслуживаются чаще?
Праворульные автомобили
Особенностью отечественного парка иномарок является достаточно интересный феномен: это наличие в нем большого числа праворульных японских подержанных автомобилей. В этом аспекте отечественная автогеография показывает весьма интересную картину.
Титул «столицы праворульных» иномарок страны по праву может носить Новосибирск. По данным АА «Автостат», в центре Сибирского федерального округа зарегистрировано 147,9 тыс. автомобилей с нетрадиционным расположением руля, а поскольку в городе всего числится 433 тыс. легковушек, то праворульные составляют 34% автопарка. Это самый высокий показатель среди всех городов-миллионников страны. Впрочем, на дорогах, если оценивать «на глазок», доля японского б/у все же несколько выше.
В свое время импортные праворульные б/у автомобили стали основным средством автомобилизации на огромных просторах страны от Тихого океана до Уральских гор. В так называемые «тучные» годы прошлого десятилетия из «Страны восходящего солнца» ежегодно импортировалось до полумиллиона таких транспортных средств в год. Власти разными методами пытались бороться с праворульным импортом. Пожалуй, самыми жесткими можно назвать меры, принятые в кризисный 2009 год, когда были резко увеличены ввозные таможенные пошлины. Напомним, что негативная реакция японских правительственных чиновников последовала незамедлительно. Сегодня, в связи с непростым финансовым положением населения и спадом на авторынке, показатели импорта из Японии б/у автомобилей резко уменьшились, но не прекратились. Так что, списывать в архив парк праворульных машин рано. И сегодня в том же Новосибирске на обслуживание в СТО чаще будут заезжать праворульные Toyota или Lexus, нежели более «свежие» иномарки.
Почему так важно рассматривать этот автопарк? Дело в том, что 35% владельцев иномарок возрастом старше 10 лет обслуживают и ремонтируют их в независимых СТО, а это, при довольно-таки старом парке, весьма серьезная клиентура — как в количественном отношении, так и в финансовом плане.
В трех городах-миллионниках Сибирского федерального округа высока доля праворульных автомобилей. Так, в соседнем краевом центре – Красноярске – парк подержанных японских автомобилей насчитывает 95 тыс. единиц (30%), в Омске – 58 тыс., что составляет 18% автопарка легковушек (см. диаграмму 2).
А вот в городах-миллионниках, расположенных на территории Уральского федерального округа, то есть западнее, число праворульных автомобилей их доля резко снижается. Так, в Екатеринбурге, сопоставимом по численности населения и автопарку с Новосибирском, насчитывается всего 21,3 тыс. праворульных автомобилей (4,8% парка); во втором по величине городе УрФО - Челябинске – лишь 15,9 тыс., (5%). Занять существенное «место под солнцем» западнее Уральского хребта в автопарках городов-миллионников Поволжья праворульным «японцам» оказалось не так просто. В Уфе, как показывает исследование АА «Автостат», всего 5,6 тыс. таких автомобилей, или 1,8% городского автопарка. В Перми подержанных японцев 4 тыс., или 1,6% парка. Существенно число автомобилей с «неправильным» рулем в Москве – 40 тыс. Впрочем, это всего чуть более 1% столичного автопарка.
Такие разные рынки
Еще одним немаловажным индикатором состояния региональных и городских автопарков является авторынок, причем оценке подлежит не столько рынок новых автомобилей, сколько сегмент подержанный. Важно уловить тенденции, как на автопарк повлияют перепродажи автомобилей. Рассмотрим рынок подержанных автомобилей в двух соседних округах – Уральском и Сибирском. Во-первых, в этих округах традиционно рынок автомобилей с пробегом превышает в несколько раз рынок новых автомобилей. Так, в УрФО на один новый автомобиль из автосалона приходится четыре сделки с б/у автомобилями. В свою очередь, в регионах СибФО цифра беспрецедентна – на один новый автомобиль из автосалона приходится десять подержанных автомобилей, перешедших из рук в руки (!).
а рынке подержанных автомобилей СибФО традиционно доминируют японские марки. Если взять только первую топовую десятку, то на них приходится 66%. Причем в подавляющем числе случаев это будут именно праворульные японские б/у автомобили. Однако при более внимательном анализе заметен тренд, при котором на рынке подержанных автомобилей Сибири все сильнее становятся позиции иномарок и моделей, произведенных в недавнем прошлом на территории РФ. Сегодня они прочно обосновались во второй пятерке рынка подержанных автомобилей и постепенно будут отвоевывать позиции у лидирующего «японского» сегмента.
Также интересен модельный расклад иномарок в Сибирском федеральном округе. В первой десятке лидеров перепродаж шесть японских автомобилей с явным доминированием варианта с правым рулем. Лишь одна модель — Ford Focus, которая долгое время была лидером иномарок на рынке новых автомобилей, вошла в первую десятку моделей СибФО.
На Урале не все так однозначно. Здесь уже явно чувствуется «крен» в сторону б/у европейских марок, а также автомобилей-иномарок, произведенных на территории РФ (Hyundai, KIA, Chevrolet). А иномарки-лидеры – это Ford Focus (8,7 тыс.), Daewoo Nexia (7,4 тыс.), Toyota Corolla (6,0 тыс.), Hyundai Solaris, Chevrolet Niva. Это отличает модельный состав Уральского от Сибирского рынка подержанных автомобилей, в котором в первой пятерке популярных б/у автомобилей – Toyota Corolla (27 тыс.), Toyota Camry (14 120), Toyota RAV4 (7,6 тыс.), Honda CR-V (7,4 тыс.), Ford Focus (7,0 тыс) и Toyota Corona (около 7 тыс.). Причем, последняя модель ввозилась на территорию РФ исключительно в праворульном варианте.