+79139857900

Автопарк сервисного периода

1 ноября 2017 в 16:58

Исторически на территории Российской Федерации сложились весьма значительные региональные особенности автопарков легковых автомобилей. Этот факт оказывает влияние на работу независимых станций техобслуживания. Игнорировать данный фактор нельзя, поскольку состав и структура автомобильного парка города, региона обуславливают модельный состав автомобилей, которые заезжают на обслуживание и ремонт в СТО. Наш материал о том, каковы сегодня региональные особенности автопарков, каковы их марочные и модельные характеристики.  Может ли сегодня измениться структура регионального автопарка? Когда исчезнут региональные особенности и автопарки страны станут довольно однородными по составу?

 

 

Иномарки в автопарке

Сегодня в целом по стране парк легковых автомобилей составляет более 42 млн единиц, из которых иномарок около 25 млн и порядка 17 млн автомобилей отечественных марок. Согласно исследованию аналитического агентства «Автостат», в денежном выражении в сегменте независимых сервисов емкость рынка по обслуживанию отечественных автомобилей составила 17,6 млрд руб., а иномарок – 55,7 млрд руб. То есть, емкость рынка сервисных и ремонтных работ по данным сегментам различаются в разы. Вдобавок, в парке отечественных автомобилей много так называемых «мертвых душ» и значительно меньше активно эксплуатируемых автомобилей. Кроме того, особенностью российского рынка постпродажного обслуживания является такой неоспоримый факт: владельцы отечественных марок автомобилей чаще всего ремонтируют и обслуживают свои автомобили в так называемом гаражном сегменте, у частного механика, или обслуживают и ремонтируют самостоятельно. Об этом также свидетельствуют цифры другого исследования аналитического агентства «Автостат». Чем старше отечественный автомобиль, тем большее число автолюбителей обращаются в данный «неформальный» сектор: автомобили отечественных марок старше 10 лет достаточно редкие гости в СТО, более 83% владельцев предпочитают ремонтировать и обслуживать их самостоятельно либо в гаражах.

 

ТОП-10 подержанных автомобилей Сибири

 

Напротив, владельцы иномарок, как известно, являются основной клиентурой  независимых станций технического обслуживания автомобилей, о чем также свидетельствуют специальные исследования. Фактически, от четверти до половины таких автомобилистов выбирают в постгарантийный период обслуживание и ремонт на независимых СТО.

Какова структура парка иномарок по статистике? Из 25 млн транспортных средств наибольшую долю в 37%, или около 9,4 млн единиц, составляют японские бренды. Второе место занимают «корейцы», с долей 17% и численностью парка 4,3 млн транспортных средств. Несколько меньше парк немецких автомобилей, который на сегодня составляет 4,2 млн автомобилей, или каждая шестая иномарка. Еще 3 млн легковушек автопарка страны приходится на американские марки. Французы занимают двенадцатую часть отечественного парка, или 2,1 млн единиц в абсолютном выражении. Чешские бренды, которые представлены фактически одной маркой Skoda, насчитывают около 700 тыс. авто или около 3%. Несколько китайских брендов пока занимают совсем мизерную часть автопарка страны (2%), или 550 тыс. авто. Остальной парк представлен  другими автобрендами: это шведские, британские, испанские и даже такие экзотические как индийские, иранские, малайзийские и т.п.(см. диаграмму 1).

 

Структура автопарка по происхождению иномарок

 

Региональный автопарк

Однако Россия не была бы Россией, если бы в ней не было существенных региональных различий. Ведь потенциал емкости рынка постгарантийного обслуживания фактически имеет высокую корреляцию (зависимость) от доли иномарок в региональном парке. Так, наибольшая доля иномарок наблюдается в двух регионах – самом западном (Калининградской области) — 95,5%, и дальневосточном (Приморском крае) — 93%. Эти регионы стали своеобразными «анклавами» иномарок на карте автопарка страны. Сюда до сих пор ввозят подержанные автомобили. В самый западный регион - из Европы, на дальний Восток - из Японии. Именно это обстоятельство оказало влияние на формирование структуры местных автопарков.

Дальневосточные регионы практически весь входят в число «самых иномарочных» в стране — это обусловлено их территориальным соседством с Японией. Это  Сахалинская область (91%) и Хабаровский край (90,4%), Магаданская обл. (85%) и Амурская обл. (77%) и др. Примечательно, что в ТОП-10 регионов страны по степени «иномарочности» попали также Москва (82%) и Санкт-Петербург (80,3%). При этом обращает на себя внимание сама величина парка иномарок в двух столицах. В абсолютных значениях в Москве парк составляет более 3 млн легковых автомобилей, а во второй – более 1,3 млн. По степени «иномарочности» также высоки показатели регионов Сибирского федерального округа. Так, в регионе-лидере — Новосибирской области — из 778 тыс. легковых автомобилей 535 тыс. иномарки, или 69%. А если внести поправку на активно эксплуатируемые автомобили, то доля иномарок будет еще выше. И вот вопрос: а какие иномарки эксплуатируются, а значит, и обслуживаются чаще?

 

Праворульные автомобили

Особенностью отечественного парка иномарок является достаточно интересный феномен: это наличие в нем большого числа праворульных японских подержанных автомобилей. В этом аспекте отечественная автогеография показывает весьма интересную картину.

Титул «столицы праворульных» иномарок страны по праву может носить Новосибирск. По данным АА «Автостат», в центре Сибирского федерального округа зарегистрировано 147,9 тыс. автомобилей с нетрадиционным расположением руля, а поскольку в городе всего числится 433 тыс. легковушек, то праворульные составляют 34% автопарка. Это самый высокий показатель среди всех городов-миллионников страны. Впрочем, на дорогах, если оценивать «на глазок», доля японского б/у все же несколько выше.

В свое время импортные праворульные б/у автомобили стали основным средством автомобилизации на огромных просторах страны от Тихого океана до Уральских гор. В так называемые «тучные» годы прошлого десятилетия из «Страны восходящего солнца» ежегодно импортировалось до полумиллиона таких транспортных средств в год. Власти разными методами пытались бороться с праворульным импортом. Пожалуй, самыми жесткими можно назвать меры, принятые в кризисный 2009 год, когда были резко увеличены ввозные таможенные пошлины. Напомним, что негативная реакция японских правительственных чиновников последовала незамедлительно. Сегодня, в связи с непростым финансовым положением населения и спадом на авторынке, показатели импорта из Японии б/у автомобилей резко уменьшились, но не прекратились. Так что, списывать в архив парк праворульных машин рано. И сегодня в том же Новосибирске на обслуживание в СТО чаще будут заезжать праворульные Toyota или Lexus, нежели более «свежие» иномарки.

Почему так важно рассматривать этот автопарк? Дело в том, что 35% владельцев иномарок возрастом старше 10 лет обслуживают и ремонтируют их в независимых СТО, а это, при довольно-таки старом парке, весьма серьезная клиентура — как в количественном отношении, так и в финансовом плане.

В трех городах-миллионниках Сибирского федерального округа высока доля праворульных автомобилей. Так, в соседнем краевом центре – Красноярске – парк подержанных японских автомобилей  насчитывает 95 тыс. единиц (30%), в Омске – 58 тыс., что составляет 18% автопарка легковушек (см. диаграмму 2).

А вот в городах-миллионниках, расположенных на территории  Уральского федерального округа, то есть западнее, число праворульных автомобилей их доля резко снижается. Так, в Екатеринбурге, сопоставимом по численности населения и автопарку с Новосибирском, насчитывается всего 21,3 тыс. праворульных автомобилей (4,8% парка); во втором по величине городе УрФО - Челябинске –  лишь 15,9 тыс., (5%). Занять существенное «место под солнцем» западнее Уральского хребта в автопарках городов-миллионников Поволжья праворульным «японцам» оказалось не так просто. В Уфе, как показывает исследование АА «Автостат», всего 5,6 тыс. таких автомобилей, или 1,8% городского автопарка. В Перми подержанных японцев 4 тыс., или 1,6% парка. Существенно число автомобилей с «неправильным» рулем в Москве – 40 тыс. Впрочем, это всего чуть более 1% столичного автопарка. 

 

Численность праворульных автомобилей в городах РФ

 

Такие разные рынки 

Еще одним немаловажным индикатором состояния региональных и городских автопарков является авторынок, причем оценке подлежит не столько рынок новых автомобилей, сколько сегмент подержанный. Важно уловить тенденции, как на автопарк повлияют перепродажи автомобилей. Рассмотрим рынок подержанных автомобилей в двух соседних округах – Уральском и Сибирском. Во-первых, в этих округах традиционно рынок автомобилей с пробегом превышает в несколько раз рынок новых автомобилей. Так, в УрФО на один новый автомобиль из автосалона приходится четыре сделки с б/у автомобилями. В свою очередь, в регионах СибФО цифра беспрецедентна – на один новый автомобиль из автосалона приходится десять подержанных автомобилей, перешедших из рук в руки (!).

 

ТОП-10 подержанных автомобилей Урала  

 

а рынке подержанных автомобилей СибФО традиционно доминируют японские марки. Если взять только первую топовую десятку, то на них приходится 66%. Причем в подавляющем числе случаев это будут именно праворульные японские б/у автомобили. Однако при более внимательном анализе заметен тренд, при котором на рынке подержанных автомобилей Сибири все сильнее становятся позиции иномарок и моделей, произведенных в недавнем прошлом на территории РФ. Сегодня они прочно обосновались во второй пятерке рынка подержанных автомобилей и постепенно будут отвоевывать позиции у лидирующего «японского» сегмента.

Также интересен модельный расклад иномарок в Сибирском федеральном округе. В первой десятке лидеров перепродаж шесть японских автомобилей с явным доминированием варианта с правым рулем. Лишь одна модель — Ford Focus, которая долгое время была лидером иномарок на рынке новых автомобилей, вошла в первую десятку моделей СибФО.

На Урале не все так однозначно. Здесь уже явно чувствуется «крен» в сторону б/у европейских марок, а также автомобилей-иномарок, произведенных на территории РФ (Hyundai, KIA, Chevrolet). А иномарки-лидеры – это Ford Focus (8,7 тыс.), Daewoo Nexia (7,4 тыс.), Toyota Corolla (6,0 тыс.), Hyundai Solaris, Chevrolet Niva. Это отличает модельный состав Уральского от Сибирского рынка подержанных автомобилей, в котором в первой пятерке популярных б/у автомобилей – Toyota Corolla (27 тыс.), Toyota Camry (14 120), Toyota RAV4 (7,6 тыс.), Honda CR-V (7,4 тыс.), Ford Focus (7,0 тыс) и Toyota Corona (около 7 тыс.). Причем, последняя модель ввозилась на территорию РФ исключительно в праворульном варианте.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >