+79139857900

Авторынок подъемного периода

26 марта 2019 в 03:29

Автомобильный рынок оказывает влияние на все виды деятельности в автомобильном бизнесе. Сегодня, после четырехлетнего падения (2013-2016 гг), российский авторынок показывает положительную динамику в течение уже двух лет подряд. Впрочем, победные реляции о растущем авторынке, которые подхватили средства массовой информации, создали несколько искаженный медийный фон начавшегося подъема. Ситуация на самом деле не такая радужная. Многие игроки рынка испытывают серьезные трудности. Достаточно указать на факт уменьшения в 2018 году числа официальных дилеров. Поэтому важен непредвзятый взгляд на ситуацию и объективный анализ положения на авторынке.

Именно такой серьезный и глубокий взгляд был представлен на конференции «ForAuto-2019», организатором которой выступило аналитическое агентство «Автостат».

Сегодня всех участников автомобильного бизнеса волнуют вопросы дальнейшего развития: какими трендами он будет характеризоваться в ближайшем и отдаленном будущем, от чего будет зависеть выбор той или иной стратегии поведения предприятий и компаний. Эти вопросы находились в центре обсуждения участниками конференции «ForAuto-2019».

 

 

transervice_02_2019-43

 

Восстановление российского авторынка 

Отметим, что автомобильный рынок является одним из наиболее емких в денежном выражении сегментов экономики РФ. По данным АА «Автостат», в прошлом году продано 1,67 млн новых легковых автомобилей. В автошоурумах страны покупатели оставили гигантскую сумму в 2,38 трлн руб. Аналитики отмечают: впервые данный показатель превысил докризисный уровень. Напомним, что в 2014 году емкость отечественного рынка новых автомобилей ими оценивалась в 2,34 трлн руб. Но, как отметили эксперты агентства, это произошло за счет роста средневзвешенной цены автомобиля (за данный период средняя цена автомобилей выросла на 57%). Одновременно количество проданных автомобилей за этот период снизился на 36%.  

Другой важнейший сегмент авторынка – подержанные автомобили. Их в прошлом году было продано 5,4 млн штук, при этом в этом сегменте автомобильного рынка оцениваются в 2,5 трлн руб. Таким образом, суммарная емкость отечественного авторынка новых и подержанных машин подошла к знаковому уровню в 5 трлн руб.

Однако динамика роста в двух сегментах в прошлом году существенно отличается. Если рынок подержанных автомобилей демонстрирует стабильность (рост +2%), то продажи новых машин выросли на 13% к результату 2017 года.

На конференции подробно был рассмотрен вопрос о факторах, влияющих на динамику автомобильного рынка. Сегодня этот вопрос приобретает особую значимость не только  свете дальнейшего развития экономики и благосостояния населения, но и явно выраженных альтернатив в части мобильности горожан. Впрочем, пока значение альтернативных инструментов мобильности горожанина в виде развития каршеринга, райдшеринга, удобного общественного транспорта вряд ли стоит преувеличивать. За пределами Московской кольцевой автодороги, в большинстве крупных городов РФ эти альтернативные возможности мобильности до сих пор находятся фактически в зачаточном состоянии, поэтому ни о каком существенном их влиянии на динамику рынка говорить не приходится. Даже при более пристальном рассмотрении итогов развития столичного авторынка в прошлом году, его положительная динамика составила +12%, что на один пункт меньше среднего показателя по Российской Федерации. Однако в более отдаленной перспективе роль и значение альтернативных способов мобильности в снижении темпов роста авторынка будет только расти.

Сегодня наиболее весомыми факторами, влияющими самым непосредственным образом на динамику автомобильного рынка, являются макро- и микроэкономическая ситуация, меры по стимулированию рынка, а также отложенный спрос.

С точки зрения макроэкономических показателей для динамики авторынка важны валютный курс рубля и стоимость нефти. Это ключевые индикаторы, определяющие  текущее состояние отечественного авторынка. Весь прошлый год цена нефти Brent держалась выше $65, а летом и осенью поднималась до значений $75-80. Данный факт  определил положительную динамику продаж автомобилей в 2018 году. Правда, в декабре цена упала до $56,9.

На снижение спроса на новые автомобили сегодня «давят» следующие факторы: растущие цены в дилерских автоцентрах, снижающаяся покупательская способность населения. Наоборот, рост авторынка стимулирует отложенный за годы кризиса спрос и потребность в обновлении автомобилей.

Выступивший на конференции представитель Минпромторга РФ Владимир Костюченков (Департамент автомобильной промышленности и ж/д машиностроения) отметил, что рост рынка в 2018 году состоялся также во многом благодаря мерам государственной поддержки, направленной на стимулирование спроса. Суммарно на эти цели было направлено 31,9 млрд руб. Докладчик рассказал, что в текущем году пока речь идет о меньшей сумме – в федеральном бюджете на эти цели заложено 11,9 млрд руб. 

 

transervice_02_201,vh,9-44

 

Динамика российского рынка легковых автомобилей 

Впрочем, директор по стратегическому развитию АА «Автостат» Татьяна Луковецкая высказала сомнение в том, что российскому авторынку когда-либо удастся достичь объемов продаж 2012-2013 гг. Объемы продаж новых автомобилей в этот период достигли рекордных показателей (диаграмма 1).

Новейшую историю развития отечественного авторынка сегодня подразделяют на три этапа. Первый охватывает десятилетие (2003-2012 гг). В тот период происходил рост экономики и насыщение автомобильного рынка. Внутренний валовый продукт в РФ в десятилетний период вырос на 52%, а ежегодные темпы роста ВВП составили в среднем 5%. Уровень зарплат за этот период увеличился в 2 раза, в среднем они росли по 9% в год. Соответственно, объемы продаж автомобилей также увеличивались.

Второй этап приходится на четырехлетний период (2013-2016 гг). Это спад и переход в кризисное состояние. Валовый продукт за эти годы в РФ не вырос, а уровень зарплат снизился на 3,5%. Соответственно, весьма существенно снизились объемы продаж новых автомобилей. 

Текущий период характеризуется восстановлением рынка, он продолжается уже два года. Небольшой рост ВВП и некоторое увеличение доходов населения привели к росту   продаж автомобилей.

 

Прогноз скорее положительный 

Всех участников конференции интересовал прогноз отечественного авторынка на 2019 года. Первым озвучил свой вариант Григорий Микрюков из Аналитического центра при Правительстве РФ. Данный прогноз разработан на основе изучения трендов рынка, и прогнозных показателей по росту ВВП и динамики заработной платы в РФ. В зависимости от поведения данных показателей, в течение 2019 года продолжится восстановление рынка. В РФ прогнозируется рост ВВП (+3,3%), рост заработной платы (+3,3%). Это несколько ниже показателей 2018 года, но у авторынка, как отметил Микрюков, есть шанс для оптимизма. В текущем году он может показать рост +5%.

Впрочем, разные источники дают различные значения прогноза. Так, Ассоциация Европейского Бизнеса (АЕБ) в самом начале года озвучила консолидированный прогноз роста российского рынка на 3,6%. Ассоциация дилеров (РОАД) считает, что авторынок вырастит на значение порядка 3%. В основе прогноза АА «Автостат» – анализ поведения пяти факторов, и по их мнению, среднее значение роста авторынка составит в 2019 году 3%.  

 

Ведущие марки российского авторынка 

Растущий уже два года подряд российский рынок характеризуется рядом особенностей, о которых рассказали выступавшие специалисты. На нем сегодня представлено 59 марок. Однако, если в 2017 году на бренды, входящие в ТОП-10 отечественного авторынка, приходилось 88% продаж, то в прошлом году доля лидерской десятки снизилась до 81%. Как оказывается, наиболее высокими и выше среднерыночных растут продажи не самых крупных игроков. Рекордсменом роста стал американский Chrysler, увеличивший продажи на 722%. Такие игроки «отгрызают» рыночный «пирог» у крупнейших автопроизводителей. Поэтому у ряда брендов, входящих в ТОП-10, происходит уменьшение рыночной доли. Это относится к показателям следующих марок - Renault, Nissan и Ford.

Между тем, отечественный лидер массового сегмента «АвтоВАЗ» (+15,4% к АППГ) наконец обрел некоторую стабильность. У предприятия появилась стратегия и понимание, в каком направлении оно будет развиваться в ближайшие годы. Продолжают наращивать рыночную долю корейские бренды – KIA (+25,1% к АППГ) и Hyundai (+13,1%). Также увеличила объемы продаж в РФ чешская марка Skoda (+30,7%). Но самый высокий прирост в лидерской десятке у японского бренда Mitsubishi (+87%).

На фоне положительной динамики рынка начался рост импорта легковых автомобилей. По итогам 2018 года он увеличился на 9,5% и составил 293,1 тыс. машин. Согласно данным Федеральной таможенной службы, в отчетный период на территорию РФ было ввезено легковых автомобилей на $7 млрд 261 млн, что эквивалентно по среднегодовому курсу сумме 455,2 млрд руб.    

 

transervice_02_2019-44

 

Кроссоверы наступают 

Но все-таки главный тренд развития российского рынка – смещение покупательского интереса к автомобилям класса SUV. В прошлом году из дилерских центров было реализовано 729,2 тыс. кроссоверов и вездеходов. Доля сегмента SUV растет уже несколько лет подряд и в прошлом году достигла 43,6%. Это самый высокий показатель за весь период исследований авторынка. Недалек тот час, когда сегмент SUV займет половину отечественного рынка.

Однако этот сегмент характеризуется весьма сильной разнородностью. Фактически единственная характеристика, которая объединяет столь разные автомобили как Hyundai Creta и Volkswagen Touareg, Lada 4x4 и Suzuki Vitara, UAZ Patriot и Renault Duster – повышенные показатели дорожного просвета. 

Анализ рынка SUV показывает, что наибольшим спросом у отечественных автомобилистов пользуются среднеразмерные кроссоверы SUV (C), на которые пришлось более 42% объема продаж в сегменте. Это такие автомобили как Volkswagen Tiguan, KIA Sportage, Toyota RAV4.

Второй по популярности класс автомобилей с высоким клиренсом – SUV (B). На него пришлось 28% продаж таких популярных автомобилей как Hyundai Creta, Renault Duster, Lada 4x4 и др. Фактически, это бюджетный класс кроссоверов, самый доступный на отечественном авторынке.

На третьем месте класс кроссоверов SUV (D) с долей в 19%. К нему относятся такие  автомобили как Toyota LC Prado, Skoda Kodiaq, UAZ Patriot.

Десятую часть «внедорожного» сегмента принадлежит самым большим кроссоверам  SUV (E) - Toyota LC200, BMW X5, Volkswagen Touareg.

Анализ показал, что самым динамичным оказался сегмент SUV (D), емкость которого выросла за год сразу на 40%.

И еще одна особенность рынка кроссоверов в России – это высокая доля полноприводных автоомбилей 4 WD (71%). Лишь менее трети (29%) приходится на переднеприводные кроссоверы (2 WD).    

Также здесь выше доля премиальных автомобилей. Каждый седьмой проданный кроссовер (14%) относится к премиальным маркам (Mercedes-Benz, BMW, Audi, Land Rover, Porsche и др.).

Нельзя не отметить и такую особенность отечественного авторынка, которая проявилась в 2018 году. Произошел существенный рост интереса покупателей к компактным псевдовнедорожным автомобилям. Так, лидером в данном сегменте стал KIA Rio X-Line с результатом 40 745 экземпляров, Lada Xray нашла 34 804 покупателя, а Renault Sandero Stepway разошлись тиражом 24 857 штук.

Получается, что в России для автопроизводителя имеется неплохой шанс повысить спрос на компактные автомобили. Для этого необходимо увеличить дорожный просвет, обвесить автомобиль кроссоверной «мишурой» и заявить в названии слово Cross. И это относится не только к компактным хэтчбекам. 

Успех нового отечественного автомобиля Lada Vesta Cross, которых реализовано в прошлом году 26 236 единиц, свидетельствует именно о результативности подобных решений. Автомобилей в версии Cross продано 24,2% от общего объема продаж модели Vesta. А наибольшие предпочтения покупателей были отданы универсалам Lada Vesta SW Cross, которые разошлись тиражом в 22,8 тыс. штук. Иными словами, универсалы с повышенным клиренсом оказались незаполненной нишей на авторынке, которую быстро завоевала отечественная модель.

Таким образом, подробный анализ размерных классов разных типов автомобилей позволяет представить итоговую структуру российского автомобильного рынка по сегментам, с разбивкой кроссоверов по классам (таблица 1).

Самым популярным у российских автомобилистов является сегмент новых «бюджетных» автомобилей размерного класса В. На второй позиции с двукратным отрывом кроссоверы SUV (C). Третью и четвертую позиции заняли кроссоверы SUV (B) и SUV (D). Некогда самый популярный размерный класс С отечественного авторынка сегодня лишь на пятой позиции. Доля автомобилей других типов и размерных классов не превышает 5% авторынка и вряд ли существенно увеличится в ближайшем будущем. Сергей Целиков,  директор АА «Автостат», считает, что доля класса автомобилей SUV в текущем году преодолеет планку 45%  

 

Перспективный сегмент

На конференции «ForAuto» не была обойдена вниманием ситуация, сложившаяся в дилерской среде. На 1 января 2019 года в стране насчитывалось 3 450 автосалонов. Отметим, что количество дилерских центров за прошлый год сократилось: закрылись 458 автосалонов, а распахнули двери для покупателей 418 новых ДЦ. Масштабное сокращение числа дилерских центров произошло у марок Ssangyong (45), Haima (36). Снизилось число дилерских центров отечественной марки Lada (26).

Выступающие отметили высокий потенциал сегмента подержанных автомобилей, который способен стать драйвером развития для многих игроков авторынка. Вдобавок, рынок подержанных автомобилей остается неким «островом спокойствия» на фоне взлетов и падений продаж новых автомобилей. Сегодня основная доля торговли подержанными автомобилями приходится на машины возрастом старше пяти лет. 

Исполнительный директор АА «Автостат» Сергей Удалов отметил, что сегодня участие дилеров на рынке подержанных автомобилей возрастает. Дилеров, которые не участвуют в программах автомобилей с пробегом, становится все меньше. Интерес к этому направлению вырос. Сегодня каждый третий автомобиль в массовом сегменте и каждый второй новый автомобиль в премиальном сегменте продается с использованием зачета автомобиля клиента. В 2018 году общая доля «трейд-ин» в премиум-сегменте составила 40%, в массовом - 35%. В прошлом году 24 марки имели собственные программы trade-in.   

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

На покупку каких марок и моделей авто россияне не жалеют денег?

На какие модели премиум-сегмента потрачено больше всего денег 

17 апр 2021 в 14:24

Подробнее >
Photo

Нужен ли российскому автомобилисту полный привод?

Так ли часто российскому автомобилисту нужна машина с большим дорожным просветом и...

1 май 2020 в 12:37

Подробнее >
Photo

Авторынок выезжает из спада

Первые признаки выхода из длительного спада показали, что формат отечественного...

26 июн 2017 в 12:38

Подробнее >