+79139857900

Авторынок РФ: вперед на тихом ходу

13 февраля 2018 в 17:18

Оживление на автомобильном рынке, начавшееся в 2017 году, настроило представителей отечественного автобизнеса на позитивный лад. За прошедший год положительные изменения коснулись ряда ключевых индикаторов, подверглась трансформации структура отечественного автомобильного рынка. В нашем материале  проанализированы показатели динамики, а также факторы, вызвавшие долгожданные перемены на авторынке. Впрочем, всех волнует главный вопрос: как долго будет продолжаться рост рынка?

 

За прошедший год объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в Российской Федерации вплотную приблизился к отметке 1,6 млн транспортных средств. Рынок оттолкнулся от символического дна 2016 года. Напомним: по данным Ассоциации Европейского бизнеса (АЕБ), объем российского рынка тогда составил 1 425 тысяч автомобилей (диаграмма 2). Прошлогодний прирост в 12% оказался вполне достойным и предсказуемым результатом. Как отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, «это радостное событие для всех участников рынка, мы все долго его ждали».

 

trge2

Диаграмма 1. Структура авторынка по размерным классам и типам автомобилей в 2017 г., % (По данным АА Автостат)


Авторынок и развитие

Результаты 2017 года могли бы быть еще более высокими, если бы прошедшей осенью не закончились средства бюджета государственной поддержки авторынка. Напомним, что на все виды помощи была выделена сумма порядка 62 млрд руб. Этот факт стал стабилизирующим для авторынка, поскольку каждый третий проданный автомобиль был приобретен по программам господдержки. Другим немаловажным фактором стала макроэкономическая стабилизация и прежде всего укрепление рубля и снижение процентных ставок. Эти факторы не только психологически воздействовали на поведение автомобилистов. Укрепившийся курс национальной валюты способствовал замедлению роста цен на автомобили в салонах официальных дилеров. Впрочем, рост цен хотя и в меньшей степени, но продолжается до сих пор — сказывается откладывание переписывания ценников в прошедший период. Снижение ставок привело к тому, что выросло количество автомобилей, приобретенных в кредит. По данным статистики, в прошлом году было приобретено 713,6 тыс. легковых автомобилей в кредит, что составило 48,9% объема авторынка РФ в целом.

Немаловажным фактором роста рынка стал отложенный спрос. Дело в том, что предыдущие пять лет ситуация на рынке ухудшалась, и это сказалось на экономном поведении автомобилистов. Потенциальные покупатели новых автомобилей либо уходили на рынок подержанных машин, либо откладывали до лучших времен приобретение автомобиля из автосалона. Сегодня этот отложенный спрос выстрелил. Восстановительный рост авторынка (+12%) в 2017 году, в сравнении с 2016 годом, в котором рынок показал исторический минимум за последние 15 лет, напомнил о другом историческом минимуме, который случился во время предыдущего экономического кризиса. В 2009 году объем рынка новых автомобилей в РФ, по данным все того же АЕБ, составил 1 465 тысяч, немногим отличаясь от результатов 2016-го. Но отложенный спрос сильно выстрелил в посткризисный период 2010-2011 гг. Тогда, в 2010 году, показатели прироста продаж в РФ легковых и легких коммерческих автомобилей составили плюс 30% по отношению к 2009 году и плюс 39% в 2011 году.

Впрочем, скромный рост (+12%) на отечественном авторынке в 2017 году закономерен, поскольку статистика не фиксирует роста денежных доходов населения, как это происходило в посткризисные 2010-2011 гг.

По данным государственной статистики, в прошлом году, несмотря на положительную динамику ключевых макроэкономических показателей, тем не менее, доходы населения снизились более чем на один процентный пункт, в сравнении с предыдущим годом.

На макроэкономическую стабильность повлиял и такой фундаментальный фактор, как мировые цены на нефть. Аналитики и специалисты отмечают теснейшую зависимость отечественного авторынка от данного показателя: объемы продаж новых автомобилей на российском авторынке сильно коррелируют с нефтяной ценой. Объемы растут с ростом цены барреля «черного золота» и, соответственно, снижаются при падении мировых цен на нефть, с небольшим временным лагом. Это фактически было продемонстрировано в течение последних нескольких лет. 

 

fdnt3

Диаграмма 3. Структура авторынка по странам происхождения брендов в 2017 г., % (По данным АА Автостат)

 

 

Прогноз авторынка 2018

Многие участники рынка, на основе итогов прошлого года и появления положительной динамики, строят вполне оптимистические прогнозы на текущий год. Так, Ассоциация Российских автодилеров (РОАД) прогнозирует рост отечественного авторынка в 2018 году на 6,5% — до уровня 1,7 млн легковых и легких коммерческих авто. Но при этом оговаривается: при условии сохранения госпрограмм поддержки авторынка и не ухудшения рыночной конъюнктуры.

Сегодня большая часть специалистов и аналитиков прогнозирует рост авторынка на уровне 10% и выше. Так, директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что рост авторынка в текущем году может составить 15%. Свой прогноз он обосновывает действием нескольких факторов. Прежде всего, это господдержка. В этом году в федеральном бюджете заложены средства на эти расходы, правда, в несколько меньших объемах, чем в прошлом году. Во-вторых, Сергей Целиков считает, что на рынок новых автомобилей выходит лишь порядка 20-25% «верхнего слоя» более обеспеченного населения. Поэтому, несмотря на тот факт, что в целом покупательная способность населения падает, у этих россиян доходы не уменьшаются, и они принесут деньги на авторынок.

Третий фактор, который будет продолжать стимулировать рост продаж новых автомобилей — отложенный спрос. Во время кризиса поведение автомобилистов стало более экономным – цикл смены автомобиля увеличился. Сегодня пришла пора менять на новые те машины, которые были приобретены в период 2011-2013 гг., на который пришелся пик развития отечественного авторынка. Этих автомобилей очень много – порядка 8 млн легковушек.

И еще один фактор. Ожидается медленное снижение кредитной ставки, что также будет способствовать увеличению выдачи автокредитов. Потребитель окончательно адаптировался к новым ценам и новым реалиям и начал планировать покупки.

В начале прошлого года было мало аналитиков и специалистов, кто верил в двузначный рост авторынка. Но 12-процентный рост авторынка стал реальностью. Сегодня, наоборот, тех, кто считает, что динамика в текущем году будет отрицательной, абсолютное меньшинство. Подавляющая часть специалистов рынка с оптимизмом смотрит в ближайшее будущее.

Впрочем, пока ситуация не настолько стабильная, чтобы быть на 100% уверенным в положительных трендах ближайшей перспективы - при столь низком рынке любой фактор может повлиять на него как в ту, так и в другую сторону. Впервые за несколько лет свой прогноз не опубликовал комитет автопроизводителей АЕБ. На прошедшей пресс-конференции его председатель Йорг Шрайбер сетовал на высокую неопределенность ситуации в РФ и тот факт, что существует много факторов, воздействие которых на ведение бизнеса сложно оценить.

Ряд специалистов прогнозируют и такой сценарий на текущий год. В первую половину года возможны высокие темпы роста объемов продаж, но во второй половине года под влиянием ряда факторов рынок может сильно замедлиться и даже начать падение. На их оптимистический прогноз первой половины текущего года влияет низкая база начала 2017 года. Напомним, что в первые два месяца 2017 года рынок продолжал четырехлетний цикл непрерывного падения.   

 

tdh1

Диаграмма 2. Емкость отечественного авторынка легковых и легких коммерческих автомобилей (2011-2017 гг), тыс. ед. По данным АЕБ.

 

 

 Структура авторынка

Отечественный  авторынок, который только что начал «вставать с колен», за годы кризиса изменился. Это можно проиллюстрировать на примере представленных в РФ модельных рядов автопроизводителей. Если в предыдущие годы на авторынке РФ работали свыше 60 автопроизводителей, то сегодня их число сократилось до 55, а количество моделей с 460 до 358.

Также произошли структурные изменения на рынке. Хотя по-прежнему отечественный авторынок стоит на двух «столпах» – продажах автомобилей класса SUV и малолитражек размерного класса В+. Суммарно в 2017 году они занимали более 81% авторынка (диаграмма 1). Сегодня на первом месте класс кроссоверов и внедорожников, или класс SUV. На их долю приходится 41,9% проданных автомобилей из салонов официальных дилеров. Хотя еще в 2015 году, для которого характерен практически одинаковый результат с рассматриваемым периодом 2017 года, на класс SUV приходилось всего 37,3%. Рост интереса отечественного автомобилиста к паркетникам, кроссоверам и вездеходам - один из интересных трендов, требующих осмысления. Вероятно, свою роль сыграл вывод на рынок таких моделей как Hyundai Creta (+152% к АППГ), который очень быстро стал бестселлером в классе SUV, а по объемам продаж эта корейская модель подбирается к лидеру корейского автопроизводителя (Hyundai Solaris). Такую же динамику показал новый немецкий кроссовер VW Tiguan (+159,5%). Еще одна новая модель – Renault Kaptur — показала рост +122,4%. Популярность класса SUV у населения настолько велика, что не снижаются объемы продаж таких «ветеранов» как Chevrolet Niva, Lada 4x4, чего, к сожалению, нельзя сказать о моделях UAZ.  

Второй по популярности класс автомобилей – малолитражки размерного класса В+, их доля составила 39,8%. Хотя два года назад они были «номер один» отечественного рынка, занимая долю в 41,4%. Таким образом, два столпа отечественного авторынка поменялись местами.

На долю размерного класса С+, некогда самого популярного на отечественном авторынке, пришлось всего 7,2%. Он никак не может набрать прежних высот. На размерный класс D+ приходится 4,9% авторынка, на класс E+ - 1,3%. А класс LAV c долей 2,4% сильно поддерживают продажи Lada Largus. Как обычно, класс городских миниавтомобилей (размерный класс А) составил мизерные 0,3%.

Если проанализировать авторынок с точки зрения происхождения марок автомобилей, то здесь сегодня достаточно стабильная ситуация. Не собирается сдавать позиций корейский сегмент — он отвоевал долю в 24,4%. Фактически, практически каждый четвертый автомобиль, проданный в России, имеет шильдик Hyundai, KIA или Ravon.

Отечественные марки несколько укрепили свои позиции, заняв 21,6% авторынка. Это укрепление произошло за счет марки Lada, поскольку другая отечественная марка UAZ в прошлом году показала отрицательную динамику. Несколько снизилась доля японского сегмента. «Виновник» данного снижения марка Toyota, которая показала нулевой прирост при 12% росте рынка. «Немцы» заняли 12,1% отечественного авторынка (диаграмма 3).

Авторынок роста

Сегодня уверенно демонстрируют рост марки массового сегмента автомобильного рынка. Как показало исследование, проведенное аналитическим агентством «Автостат», на долю массового сегмента приходится более 90% авторынка РФ. Соответственно, чуть менее 10% - премиальный сектор. Массовый сегмент в 2017 году увеличился в среднем на 13,6%, что выше, чем средняя динамика авторынка. Премиальный сегмент, в свою очередь, практически остался на прошлогоднем уровне (+0,6% к АППГ).

В предшествующие годы, когда падали продажи в массовом сегменте, премиальный оставался «островком стабильности». При этом, в отдельные годы продажи премиум-марок даже увеличивались. В прошлом году выше среднерыночного (+12%) показали рост корейский премиум-бренд Genesis, шведский Volvo, Smart и Mini. Остальные премиум-бренды либо демонстрировали отрицательную динамику (Mersedes-Benz, Lexus, Land Rover, Porsche,Audi), либо росли ниже рынка (Jaguar, BMW, Infiniti).

Интересная динамика наблюдалась в массовом сегменте.

Укрепились позиции таких массовых брендов как Lada (+17%), Renault (+17%), KIA (+22%), Volkswagen (+21%), Skoda (+12%), Ford (+18%), Mazda (+20%), Datsun (+31%). Примечательно, что фактически все эти бренды выпускают автомобили в РФ. Ниже рынка показали рост Hyundai (+9%), Toyota (0%), Nissan (+8%). Немногие автомобильные марки показали трехзначную динамику, впрочем, по объемам продаж им далеко до лидерской десятки. Например, корейский бренд Ravon  продемонстрировал впечатляющий рост (+733%  к АППГ), продав 15 тысяч легковушек, произведенных в Узбекистане. Но догнать лидерские корейские марки, такие как Hyundai (157,8 тыс. авто) или KIA (181,9 тыс.), преодолев более чем 10-кратный разрыв, для новичка недостижимая цель. На фоне положительных трендов, лидерами по снижению объема продаж стали отечественный UAZ и китайский Lifan.

 Модельный ряд авто

Сегодня на отечественном авторынке представлено 358 моделей от 55 автопроизводителей. За период кризиса и спада на автомобильном рынке модельный ряд зарубежных автопроизводителей сократился. Это вполне закономерный процесс. Автопроизводители выводили из продажи плохо раскупаемые модели легковых автомобилей, не пользующиеся популярностью у отечественных автолюбителей. Сегодня некоторые автопроизводители на фоне начавшегося роста и положительных трендов отечественного авторынка заявляют о возврате той или иной модели. Впрочем, согласно нашему прогнозу оптимизация модельных рядов автопроизводителей будет продолжена в ближайшем будущем.

Отечественный авторынок перенасыщен предложением. В прошлом году 80 моделей автомобилей на авторынке было продано в количестве меньшем, чем полусотня единиц. А в целом,  в РФ в 2017 году 171 модель была продана в количестве менее одной тысячи. О какой прибыльности бизнеса можно вести речь при таких объемах продаж?

Таким образом, «вымывание» из модельных рядов автопроизводителей непопулярных моделей легковушек приводит к большей концентрации авторынка. Так, если на ТОП-25 самых популярных моделей авторынка в 2015 году приходилось порядка 950 тыс. проданных новых автомобилей, или 59% отечественного авторынка, то в прошлом году на первые двадцать пять моделей пришлось уже 62,8% от общего объема продаж, или порядка 1 млн авто.

А на долю моделей ТОП-50 в 2017 году приходится 86,5% проданных в РФ автомобилей (табл.1).

Анализируя список самых популярных на отечественном авторынке автомобилей, обнаружился тот факт, что самые востребованные автомобили имеют отечественную «прописку», они выпускаются с той или иной степенью локализации на территории РФ. Самый популярный импортный автомобиль - представитель класса SUV японская модель Toyota LC Prado — находится лишь на 35 месте.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >