Авторизация
+79139857900

Автосервис по… германски

6 августа 2017 в 22:18

автосервис в Германии

 

Германия – вне всякого сомнения, автомобильная Мекка Старого Света. Это самый крупный в Европе рынок по количеству реально эксплуатируемых транспортных средств, которых как свидетельствуют данные GiPA Germany насчитывается 45,1 млн ед. Это не российские 50 млн, существенная часть которых уже давно прекратила свое существование. Это машины, которые постоянно в движении и потому нуждаются в регулярных работах по ТО и ремонту.

Ежегодный прирост парка в последние несколько лет стабильно составляет более 3 млн – в этом Германия значительно опережает своих партнеров по ЕС, едва справляющихся с отметкой в 2 млн.

Самые популярные модели, естественно, немецкие: Volkswagen (21% рынка)*, Opel (11%)*, Mercedes (10%)*.Самый востребованный импортный бренд* – Renault. Средний возраст парка по результатам исследования Zepros (здесь и далее, если не указаны иные источники, будут приведены данные Zepros), – 9 лет, среднегодовой пробег – 14500 км.

Немцы внимательно следят за техническим состоянием своих автомобилей, поэтому ежегодно тратят в среднем 479 евро на техобслуживание и запчасти. Это одна из самых больших сумм в Европе.

Приведенные выше показатели, конечно же, являются отличной почвой для развития послепродажного обслуживания автотехники. В Германии 32 тыс. СТО, из которых официальным дилерским структурам принадлежит 12 тыс. Общий оборот автосервисных услуг – 21,6 млрд. евро(доля независимых СТО – 72%). Львиную долю в нем – 19 млрд евро – занимает продажа запчастей и сопутствующих товаров. Из них примерно 2 млрд приходится на он-лайн торговлю, главным образом шины/колеса и аксессуары (автокомпонентов совсем немного). Основные продавцы – глобальные платформы eBayMotors (980 млн евро) и Amazon. Последний не открывает своего оборота, но по оценкам экспертов он близок к показателям главного конкурента.

 

автосервис в Германии

 

Аналитики отмечают интересную особенность: в последнее время электронная коммерция в европейской отрасли послепродажного обслуживания автотехники (и Германия не исключение) снижает обороты. По их прогнозам, ее доля к 2018 г. будет составлять только 10% (против 12% в 2015 г.). Исследование ассоциации VREI (Ассоциация свободного рынка автокомпонентов Германии) объясняет это усложнением автотехники (возможность выполнять работу самостоятельно снижается), диверсификацией каналов поставки и расширением сервисных услуг традиционными офф-лайн структурами, усилением влияния сетевых концепций, выгодным ценовым предложением. Все это приводит к тому, что европейцы чаще отказываются от виртуальных посредников в поисках профессионалов, возвращаясь к традиционным схемам. Долго искать не приходится.

В целом в отрасли консолидирован значительный ресурс, поэтому ее операторы ищут пути дальнейшего развития, выходя за пределы Германии. Особенно это характерно для компаний-дистрибьюторов, которым уже стало тесно в рамках одной страны. Крупнейшие их них, такие как Stahlgruber и Wessels+Müller распространяют свое влияние на соседние государства, действуя в полном соответствии с тенденцией глобализации. Поглощение менее сильных конкурентов позволяет им концентрировать финансово-экономический потенциал, открывающий все новые и новые возможности.

В 2015 г. Wessels+Müller приобрел очень значительного немецкого дистрибьютора – компанию Trost. Их совместный оборот в итоге превысил 1,6 млрд евро (WM – 840 млн евро и Trost – 825 млн евро). Теперь это самая большая оптовая структура ФРГ, наконец обогнавшая своего давнего соперника Stahlgruber (оборот 1,3 млрд евро).  В ответ Stahlgruber прошлым летом запустил крупнейший в Германии логистический центр, площадью 17 тыс. кв. м. Общий объем хранения достигает здесь 190 тыс. куб. м. Таким образом, компании создали себе мощнейший плацдарм для интернационального развития.

 

СТО в Германии

 

Все преимущества и недостатки этой тенденции глобализации уже прочувствовали на себе дистрибьюторы в Австрии, Нидерландах, Словении, Италии, Хорватии и т. д. Сильные немецкие игроки ведут довольно агрессивную политику на этих рынках, предлагая лучшие условия потенциальным клиентам и потребителям, более выгодные цены. Это не демпинг в чистом виде, это очень продуманная и хорошо проработанная стратегия, обеспечивающая расширение сферы своего влияния.

Конечно, подобная экспансия, с одной стороны, влечет за собой всевозможные выгоды для СТО, торговых точек, розничных продавцов. Они получают лучший сервис, более низкие цены, грамотную техническую поддержку. Но с другой – рынок дефрагментируется, из него выдавливаются мелкие игроки, гораздо лучше знакомые с потребностями своих клиентов на местах.

Пока сложно сказать, к чему в конечном счете это приведет. Хотя опыт стран, уже столкнувшихся с такой экспансией, показывает: за первыми преференциями неминуемо следуют и негативные моменты. Цены откатываются назад, массивные и потому более инертные структуры хуже реагируют на изменение локальных запросов, вопросы тех.поддержки решаются дольше, поскольку цепочка коммуникации существенно удлиняется, забюрокрачивается.

Отчасти по похожей схеме действовал MediaMarkt, открывшись в нашей стране, чтобы потеснить ритейлеров, уже присутствовавших на российском рынке бытовой техники. Ситуация тогда дошла до открытого конфликта, разбираться в котором призвали ФАС РФ. Однако антимонопольное ведомство не нашло в действиях компании ни малейших признаков недобросовестной конкуренции. Это и понятно. Просто Media Markt в силу своих возможностей мог позволить себе то, что было не под силу его российским конкурентам. В итоге рынок рестуруктурировался, отдельные отечественные компании были вынуждены прекратить свою деятельность.

 

СТО в Германии

 

Подобные перспективы могут грозить и отечественному рынку автозапчастей, поскольку и Stahlgruber, и Wessels+Müller и некоторые другие международные фирмы уже неоднократно посматривали в нашу сторону. Процесс глобализации носит тотальный характер, его не остановить государственными границами или экономическими кризисами, но минимизировать негативные последствия для локальных игроков вполне реально. И опыт той же Германии способен нам в этом помочь.

Защитой рынка от вероятных внешних и внутренних угроз, определением правил игры на нем и контролем соблюдения этих правил занимаются многочисленные отраслевые профессиональные союзы и ассоциации. Одна из них — уже названная VREI. Кроме того есть GVA (Ассоциация дистрибьюторов автозапчастей), VDA (Ассоциация Автомобильной Промышленности), ZDK (Ассоциация продаж и ремонта автотехники), FIGIEFA (немецкое подразделение Европейской ассоциации участников независимого рынка послепродажного обслуживания автотехники). И это только самые крупные, помимо них существуют региональные, по направлениям специализации и т. д.

В сфере их ответственности решение всего спектра вопросов автобизнеса как вида предпринимательской деятельности, начиная от взаимодействия операторов автосервисного рынка с производителями автомобильной техники и кончая техническим надзором за соблюдением отраслевых регламентов и правил. Известный законодательный акт BER по либерализации рынка автозапчастей и обеспечению свободной конкуренции (мы рассказывали о нем в прошлых номерах журнала) – один из результатов их кропотливого труда.

Ассоциации напрямую сотрудничают с законодательными органами, как самой Германии, так и Евросоюза. Благодаря этому их работа приносит ощутимые плоды, выражающиеся в соответствующих законодательных актах, нормативных документах и проч. Но главное, благодаря этому рынок имеет возможность планомерно и стабильно развиваться и решать возникающие проблемы, в полном соответствии с изменяющейся ситуацией, с изменяющимися запросами автовладельцев. Рынок защищен, его не лихорадит, все знают, что и как надо делать, и работают по четко установленным правилам.

 

автосервис в Германии

 

Хороший пример из немецкого опыта в этом контексте – история с полулегальными «национальными» автосервисами (да, это не сугубо российская проблема!), особенно расплодившимися в Германии в последние несколько лет, по причине массового наплыва мигрантов. Бурно активизировавшиеся сервисмены с востока, мягко говоря, не сильно утруждали себя изучением местных предпринимательских традиций и законодательных требований. Они работали так, как привыкли, так, как диктовала их национальная культура, и потому какие там прейскуранты, какие-там нормативы! Клиент всегда может договориться о цене, как следует поторговаться и выбить максимально комфортные условия. А запчасти – самые дешевые, о гарантиях «пусть задумываются трусы».

Знакомо, правда? Но в России ситуация плывет по течению, авось куда-нибудь и выведет. А вот в Германии отраслевые союзы смириться с таким положением дел не могут. При этом они, безусловно, руководствуются принципами свободной конкуренции, уважением частной собственности, и потому просто так взять и закрыть всех поголовно даже не пытались. Вместо этого, была разработана программа, которая посредством разнообразных рыночных механизмов позволит легализовать полуподпольные СТО, вывести их из тени и обеспечить законность их функционирования. В эффективности этой программы сомневаться не приходится. Уже первые ее результаты говорят о том, что все больше «серых» СТО переходят в сферу законов, обретая легальный статус.

Помогает им в этом, в том числе, и одна из основ немецкого рынка послепродажного обслуживания – сетевые концепции. До 70% независимых СТО в ФРГ трудится под флагами той или иной сетевой структуры. В этом нет ничего удивительного, поскольку сетевая модель в совокупности с деятельностью ассоциаций как нельзя лучше защищает и поддерживает частных предпринимателей в хитросплетениях рыночной экономики.

 

автосервис в Германии

 

Членство в сети обеспечивает массу преимуществ ее участнику. Он получает широкомасштабную маркетинговую поддержку посредством основных каналов коммуникации. Сеть формирует его репутацию и обеспечивает узнаваемость. Гарантирует стабильность и соответствие качества обслуживания ожиданиям автовладельцев. Сеть привлекает клиентов, генерируя трафик на СТО.

С другой стороны, сети очень плотно взаимодействуют с производителями/поставщиками автокомпонентов, что обеспечивает привлекательные цены на запчасти, оперативность поставок, мгновенную реакцию на рекламации. Также через производителей/поставщиков и ассоциации сети противостоят официальным дилерским структурам, конкуренция с которыми в Германии довольно высока (да и в России она тоже набирает обороты). Во многом за счет этого немецким независимым сервисам удалось увеличить свою долю на рынке послепродажного обслуживания автотехники за период 2006 г. – 2015 г. с 34% до 47%, дилеры в тот же самый отрезок времени откатились с 52% до 40% (по данным VREI).Это значительно упрочило позиции независимого сегмента и вовлекло в орбиту данного бизнеса миллионы новых клиентов.

Ну и, кроме того, сети, следя за качеством работы своих членов, постоянно знакомят их с самыми свежими, самыми передовыми технологиями авторемонта и техобслуживания. Без этого никак! Вы сами знаете, насколько усложнились современные автомобили. То, что раньше можно было сделать с закрытыми глазами, сегодня даже со справочником под рукой не всегда получается. Поэтому нужны новые компетенции, новые навыки и знания. Единый аккумулирующий сетевой орган обеспечивает трансляцию этих компетенций, навыков и знаний каждому конкретному участнику. Это также усиливает независимый сервис в конкуренции с официальными дилерами, подпитывает их актуальной информацией, дает возможность развиваться.

И это только самые основные преимущества сетевой модели построения авторемонтного бизнеса. Германский рынок никогда бы не стал ведущим  в Европе, если бы он не использовал их. Если бы операторы этого рынка не объединялись в профессиональные союзы и не вступали бы в сети. И в этом подрастающему российскому рынку следует учиться у своего западного коллеги.

 

 

 

*- данные GiPAGermany

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.