+79139857900

Дилеры и кризис

24 декабря 2015 в 12:42

Сегодня по данным ассоциации РОАД в стране насчитывается 4 463 дилерских центра, находящихся во владении 1 132 собственников. Особенностью данного исторического момента является тот факт, что, несмотря на существенное падение продаж новых автомобилей, число дилерских центров (ДЦ) до последнего времени практически не уменьшалось. Сокращение за первые 9 месяцев 2015 года составило всего 1%. Эта ситуация кардинальным образом отличается от 2009 года, когда число ДЦ сократилось на 8% за год. Приводятся данные в исследовании Ассоциации РОАД и «АвтоБизнесРевю».
С начала года прекратили работу и закрылись 292 автоцентра. В то же самое время было открыто 258 новых автосалонов. Наибольшие потери наблюдаются у дилеров марки Chevrolet. С момента объявления об уходе General Motors из России свою деятельность прекратили 35 автоцентров этой марки. Сокращение сети составило 22% от общего числа. На втором месте по темпам сокращения - автоцентры GM-АвтоВАЗ (-14%). Сократилась представленость на отечественном рынке французского бренда Peugeot – его дилерская сеть сократилась на 21%. Отметим, что топ-менеджмент французской марки не делал никаких резких заявлений, подобно американцам.
На 36 автосалонов сократилась дилерская сеть отечественной марки Lada. Одновременно в разных городах заработали 24 новых автосалонов.
Феноменальные показатели у отечественного бренда UAZ. Число дилерских центров в целом с начала года увеличилось: одновременно с закрытием 15 автоцентров открылись 34 новых. Этот вездеходный автобренд в нынешний кризис не устает удивлять, ведь продажи автомобилей этого бренда практически не падают, а его бестселлер UAZ Patriot уже прочно обосновался в ТОП-25 (по данным АЕБ).
Также в кризис продолжается рост дилерской сети возрожденного японского бренда Datsun. Число автоцентров в этом году увеличилась на 38% (это 23 новых автосалонов). Впрочем, рекордсменом по темпам прироста своей сети стал китайский бренд DongFeng Motor (DFM). Статистика зафиксировала его наибольшую положительную динамику среди всех марок (+72%), или 15 новых автосалонов.
Анализ статистики изменения дилерских сетей с 2008 года по 2015 год показывает большую разницу в уровне стабильности сетей разных брендов. У лидирующих марок – Toyota и Subaru – минимальные единичные потери за семь лет. На третьем месте в рейтинге устойчивости дилерская сеть японского бренда Mazda. У остальных автопроизводителей число закрывшихся дилеров находится на уровне от 20 до 79.
Среди премиальных брендов самыми стабильными оказались сети Lexus, Infiniti и Mercedes-Benz.
Какие же внутренние глубинные процессы, помимо отмеченных статистикой  численного изменения автосалонов, происходят в дилерском сегменте автомобильного рынка?
Одна из достаточно четко проявившихся тенденций последнего времени заключается в уплотнении площадок, «подселении» в автосалоны новых брендов. С начала года, когда кризисные явления уже стали очевидными, началась и укрепилась тенденция к преобразованию мономарочных предприятий в мультибрендовые. Дилеры стали бороться за эффективность деятельности за счет оптимизации использования площадей автоцентров.   
Второй тренд – рост популярности российских марок у автодилеров. АвтоВАЗ и УАЗ с начала года запустили около 70 новых автоцентров. Дилерские сети отечественных марок пополнились игроками, которые ранее фокусировали свою работу только на иномарках.
Третья тенденция не осталась незамеченной в числе остальных. В расширении портфеля дилерских сетей активно стала использоваться «китайская карта». Четверть новых, открывшихся в 2015 году автосалонов, представляют китайские бренды. Очевидно, что китайский сегмент стал рассматриваться как наиболее перспективный.  
И еще один тренд, связанный с оптимизацией производственного процесса дилеров. После резкого скачка валютных курсов и повышения арендных ставок на недвижимость дилеры стали отказываться от работы на арендованных площадях.

 

Структура выручки дилерской компании в 2015 году (по данным «АвтоБизнесРевю»)

Структура выручки дилерской компании в 2015 году (по данным «АвтоБизнесРевю»)

 

Меньше не всегда лучше
По всей видимости, в сравнении с более благоприятным 2012 годом объем продаж новых автомобилей в 2015 году снизится наполовину. При относительно стабильно сохранившемся количестве автоцентров это приведет к снижению ряда показателей их деятельности. Так, общий спад продаж на автомобильном рынке уже повлиял на уменьшение удельных продаж в расчете на один дилерский центр. Этот показатель составил 350 автомобилей на автоцентр, что на 20% ниже, чем было в 2009 году. Это, в частности, результат роста дилерских сетей за посткризисный период. Следует отметить, что в настоящее время количество проданных автомобилей, приходящихся на один центр, в среднем в два раза ниже, чем в более благоприятные для рынка 2011-2012 гг.   
Также в отрасли сохраняется большая разница в объеме продаж дилерских центров, расположенных в крупных городах и в меньших по численности населенных пунктах. В городах-миллионниках, не говоря уже о Москве, уровень продаж, приходящихся на один центр, больше. Но и внутри таких более успешных городов-миллионников половина дилерских центров не дотягивает до уровня среднего показателя продаж (350 авто).
В этих условиях происходят структурные изменения внутри дилерского бизнеса, вызванные влиянием как внешних факторов, так и падением уровня доходности. Прежде всего, проявляется стремление дистрибьюторов повысить эффективность дилерской сети. Некоторые стремятся прекратить работу с неэффективными дилерами и усилить ее за счет более успешных партнеров. В свою очередь, проявляется и другое, противоположное, направление. Дилеры отказываются от сотрудничества с брендами, которые не позволяют эффективно вести бизнес с адекватной доходностью. Как крупные холдинги, так и монобрендовые предприятия стараются получить новые франшизы, чтобы сгладить падение продаж и выручки. Таким образом, дилеры пытаются восполнить потери в продажах за счет расширения портфеля марок.
Однако не всем удается удержать ситуацию, и уже с начала года минимум 20 дилерских компаний вступили в процесс банкротства. Финансовая ситуация у ряда дилеров критическая. По данным ASE, с отрицательной рентабельностью первое полугодие 2015 года завершили 22% дилерских центров. Правда, доля убыточных предприятий сократилась на 9 процентных пунктов в сравнении с итогами 2014 года. Согласно анализу этого же агентства, средний показатель рентабельности российских дилерских центров в первой половине 2015 года снизился до 2,8% (относительно итогов 2014 года). В абсолютном выражении объем прибыли тоже стал меньше в среднем на 40-50%.
Сегодня выручка дилерского центра формируется преимущественно за счет продажи новых легковых автомобилей (см. рисунок). На этот основной вид деятельности приходится практически 70% объема. При этом средняя цена продаваемых автомобилей растет и уже превысила 1 млн руб. На торговлю подержанными автомобилями (трейд-ин) приходится менее десятой части объемов реализации продукции (9,2%). Сегодня средняя цена продажи пробегового автомобиля, реализуемого через дилера, составляет
516 тыс. руб., на сервис и запчасти приходится 18,4% выручки.  По статистике 2015 года, доля сервиса в выручке дилерских компаний показала наиболее существенный скачок и достигла самого высокого значения за последние шесть лет. Если в 2011 году доля сервисного обслуживания автомобилей в выручке ДЦ составляла всего 3,9%, то сегодня уверенно приближается к 10%.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >