+79139857900

Два вектора революции маршруток

3 декабря 2018 в 15:55

Фургонбусы, или автобусы особо малой вместимости, уже давно стали приметой на магистралях и улицах российских городов. Маршрутки, как их еще называют, выполняют основную роль в городских и пригородных пассажирских перевозках, а предприятия- перевозчики влиятельной прослойкой малого и среднего бизнеса. Вместе с тем, появилась и новая отрасль промышленности, которая специализируется на выпуске фургонбусов, занимающая весьма не слабую долю в отечественном автопроме.  

Во внутригородских и межмуниципальных пассажирских перевозках сегодня победили маршрутки. Редко в каком-либо российском городе сохранилось доминирование муниципальных пассажирских хозяйств, которые, как правило, погрязли в многомиллионных убытках и постоянно требуют их покрытие  дотациями из «тощих» городских бюджетов. Поэтому городские власти многих городов давно сделали ставку на предприятия частных перевозчиков, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки на маршрутных системах.

Кто такие «бодибилдеры»?

Основу парка таких перевозчиков составляют фургонбусы – пассажирские версии коммерческих автомобилей. Производством таких автобусов, получивших название маршруток, занимаются кузовостроительные предприятия - «бодибилдеры». Сегодня на территории РФ насчитывается более десяти таких заводов, которые расположены преимущественно на территории Нижегородской области, а также Москвы, Тулы и других городов. Автомобильная статистика фиксирует довольно большие объемы производства фургонбусов, сравнимых с производством такого отечественного гиганта автобусостроения, как Павловский завод (ПАЗ). Крупнейшие «бодибилдеры» расположены в Нижегородской области. Например, компания «Луидор» работает сразу  на двух производственных площадках, расположенных в Нижнем Новгороде и Балахне (Нижегородская область). Другие крупные производители-«бодибилдеры» - СТ «Нижегородец» и «Самотлор-НН».

Сотрудничество производителей легкого коммерческого транспорта и отечественных кузовопроизводителей – «бодибилдеров» носит долговременный и взаимовыгодный характер. С одной стороны, автопроизводителям обеспечен постоянный сбыт продукции со стороны «бодибилдеров», с другой стороны, кузовостроители могут рассчитывать на современные автомобильные шасси (цельнометаллические фургоны), которые удовлетворяют самым строгим экологическим нормам и требованиям безопасности. Впрочем, пока главным поставщиком шасси на такие предприятия остается Группа ГАЗ. Так, например, в производственной гамме нижегородского «бодибилдера» Самотлор НН на шасси «Газелей» и «Соболей» приходится 70% объема выпуска.  

Времена, когда кузовостроители по слишком упрощенной схеме изготавливали маршрутку из цельнометаллического фургона, ушли в историю. Такая схема предполагала врезку в изготовленный автопроизводителем фургон оконного ряда, прикручивание пластмассовых сидений к полу, вставка автоматического механизма открывания и закрывания боковой двери. На этом переделка, как правило, заканчивалась.

 

Сегодня производственный цикл у «бодибилдеров» заключается не только в простых операциях по переоборудованию фургона в пассажирскую версию. На их площадках создано полноценное производство, при котором внутреннее содержимое салона интегрируется в конструкцию путем усиления жесткости кузова различными элементами. В результате срок службы такой маршрутки удлиняется.

Эта особенность отечественного рынка коммерческого транспорта и отечественного рынка пассажирских перевозок давно изучена производителями автомобилей класса LCV. Они не только сотрудничают с отечественными «бодибилдерами», но и стараются наладить собственное производство маршруток, оценивая перспективы этого сегмента.  Например, совместное предприятие Ford-Sollers, расположенное в Татарстане,  выпускающее новое поколение коммерческого автомобиля Ford Transit, еще в апреле 2015 года заявило о приеме заказов на маршрутки, созданные на базе популярного фургона. Это фургонбусы с задним приводом, вместимостью 19 и 20 мест, укомплектованные дизелем объемом 2,2 л, развивающим мощность 135 л.с, производят на предприятии в Елабуге.

Первопроходцем среди автопроизводителей был Горьковский автомобильный завод. Его опыт производства маршруток насчитывает два десятилетия. Впрочем, сегодня это отечественное предприятие совершило «революцию» - серийно выпускает каркасно-панельный автобус на базе «Газель-NEXT». При этом данный автобус нашел свою нишу на внутригородских и пригородных маршрутных перевозках

Каркасный комфорт минибуса

У фургонбусов-маршруток имеется один существенный «минус» - теснота в салоне. Его бы в принципе не существовало, если бы перевозчики соблюдали цивилизованный подход – в часы пик загружали салон, руководствуясь определенным сертификатом транспортного средства числом стоящих пассажиров. Как правило, водитель маршрутки не утруждает себя в таком подсчете и не ограничивает вход пассажиров в салон. Да и сами кузовостроители часто ухищряются повысить пассажировместимость путем несложных операций. Например,  установка «метромест» позволяет увеличить площадь свободного пола в салоне. В результате маршрутка в часы пик может быть забита пассажирами как автобус малой вместимости. К сожалению, такова реальность отечественных пассажирских перевозок во многих городах.

Преломить негативную традицию можно двумя путями: усилением контроля за перевозчиками в городах. А второй путь все большим распространением в парках перевозчиков автобусов малой вместимости, имеющих каркасно-панельную конструкцию.

Подавляющее число «бодибилдеров» не отказываются от фургонбусов и не собираются переходить на каркасную схему, поскольку с точки зрения производства «плюс» фургонбуса заключается в простоте изготовления. Готовый кузов приходит на завод и уже на месте начинается его упаковка пассажирской начинкой, даже с усилением дополнительными элементами. В итоге перевозчик получает гармоничный автомобиль, подготовленный для выполнения перевозочной работы  на городском или пригородном маршруте. Впрочем, данное производство, которое получило развитие в постсоветской Российской Федерации, уже использовало все резервы как по качеству предлагаемой продукции для эксплуатационников-перевозчиков, так и по уровню комфорта для пассажиров.

Новая концепция каркасно-панельного автобуса не нова в автобусостроении. И она удобнее для пассажира. Поездка в автобусе, выполненном по каркасно-панельной схеме, ничем не отличается от поездки в обычном городском автобусе. Здесь пассажирский отсек гораздо просторнее, чем в фургонбусе, который повторяет исходный цельнометаллический фургон. Практически, в соревновании этих двух концепций можно усмотреть два разных подхода для перевозчиков. Фургонбус позволяет перевозчику «срубить» побольше за счет стоящих пассажиров, которые часто набиваются как «сельди в бочке». В свою очередь, каркасный автобус малого класса помогает удержать клиента в высококонкурентной среде пассажирских перевозок города, ведь скорость передвижения такого автобуса такая же, как у маршрутки, а в плане комфортности поездки, плавности хода, шумоизоляции, обзора для пассажиров, выше.

Фактически, у каркасно-панельного автобуса от исходного базового автомобиля остается лишь передняя часть – капот, даже лобовое стекло может быть уже другим. Вся остальная часть автобуса создается фактически заново. Например, в новом каркасном автобусе Газель-NEXT 4-рядная компоновка сидений, при этом все пассажирские сиденья расположены по ходу движения. Высота салона – 190 см, что вполне приемлемо для пассажиров ростом выше среднего, ширина прохода – 366 мм, а расстояние в районе коленей – 275-290 мм. Непосредственно на заводе ГАЗ изготавливаются пригородная (ГАЗ-A63R42) и городская (ГАЗ-A64R42) модификации автобусов.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

С европейского на китайский

Почему российский рынок седельных тягачей обречен на вытеснение европейских...

2 мар 2023 в 09:54

Подробнее >
Photo

Китайская революция на рынке грузовиков

Почему китайские производители грузовиков нарастили долю на российском рынке

1 мар 2023 в 16:21

Подробнее >
Photo

Автобусы национального масштаба

Почему рынок автобусов остается стабильным в РФ даже в кризисные годы 

1 мар 2023 в 15:50

Подробнее >