Авторизация

Идентичность, подтвержденная законом

3 октября 2016 в 14:08 admin

Продолжая начатый в прошлом номере журнала разговор об идентичности запчастей премиального уровня пресловутому «оригиналу», стоит обратиться к мировой практике. В частности в Европейском Союзе эта идентичность подтверждена на законодательном уровне. Но она касается только премиальных запчастей и не распространяется на детали низкого ценового сегмента «лоу кост».

Эксперты статьи:

Роман Сидненко,
маркетолог, «Ли-Арт Авто»

Александр Гежа,
генеральный директор, AUTOLIGA

Максим Рыбин,
исполнительный директор, Ассоциация TRUCK LDC

Общеевропейский регламент по либерализации рынка автомобилей и их ремонта BER 1400/2002 открыл новые возможности для независимых дистрибьюторов автомобильных запчастей и их партнеров, работающих в сегменте послепродажного обслуживания автомобилей.
Проблематика выбора между запчастями премиального уровня и «оригиналом» обусловлена тем, что многие российские специалисты, занимающиеся автомобильным ремонтом и продажей запчастей, не совсем правильно понимают ситуацию с оригинальными и неоригинальными запчастями, при этом не всегда верно трактуя сам смысл этих терминов. Между тем в Европе с 2002 г. действует законодательный акт, не только вводящий в официальный оборот термины, ранее использовавшиеся только в обиходе, но и освобождающий от значительных ограничений в автомобильном секторе. Этот документ выводит европейский рынок автозапчастей и комплектующих на новый уровень, формируя фундамент для в полном смысле слова свободной конкуренции, свободного товарооборота. Сначала в действие вступил регламент BER (The automotive block exemption regulation) 1400/2002. После его истечения в 2010 г. на смену старым правилам директивой 461/2010 от 27 мая 2010 г. были введены новые. Они будут оставаться в силе до 31 мая 2023 года.
Принципиальное значение данного документа трудно переоценить: Европейская комиссия твердо дала понять, что она и впредь будет отстаивать права независимых операторов сектора послепродажного обслуживания. Новый регламент вслед за первоначальным BER 1400/2002 закрепляет право на использование альтернативных запасных частей надлежащего качества – то есть запчастей премиального уровня – всем предприятиям отрасли, включая и дилерские организации, а также пресекают злоупотребления автопроизводителей, связанные с изменением условий или аннулированием гарантийных обязательств, в случае если владелец автомобиля проводит ремонтные и регламентные работы (в том числе и замену масла) вне рамок авторизованной сети. Это вполне закономерно, поскольку, как мы уже говорили прежде, запчасти премиального уровня полностью идентичны «оригиналу» во всем. Это их отличает от деталей низкой стоимости («лоу кост»), которые производятся далеко не всегда с соблюдением даже элементарнейших технических правил  и нормативов.
Появление данных документов регламента было обусловлено целым рядом объективных и субъективных причин. Основная из них – обострившиеся противоречия на рынке послепродажного обслуживания автомобилей. С одной стороны, существовал жесткий диктат автопроизводителей в отношении не только организации работ, но и используемых автозапчастей, с другой – наличие на рынке большого количества компаний, изготавливающих автозапчасти, как на конвейер автопроизводителей, так и для продажи на независимом вторичном рынке, и лишенных возможности свободного продвижения своей продукции. Для того чтобы обеспечить равные возможности для всех компаний, выпускающих запчасти премиального уровня, был собран пакет предложений, объединенных в дальнейшем в единый регламент, помимо всего прочего закрепляющий право уполномоченных автосервисов и автодилеров использовать подходящие качественные запчасти, поставляемые независимыми дистрибьюторами запчастей. То есть альтернативному каналу поставки, минующему сбытовые схемы автопроизводителя, был дан зеленый свет, а соответствие премиальных запчастей, изготовленных компаниями премиального-уровня, «оригиналу» было законодательно подтверждено и обосновано. Таким образом, был окончательно решен вопрос принципиальной важности!
Роман Сидненко, маркетолог, «Ли-Арт Авто»:
— В Европе ситуация в сфере оборота запчастей базируется на том постулате, что рынок должен развиваться в максимально конкурентных условиях. «Оригинал» не имеет никакого преимущества по отношению к качественным запчастям премиального уровня, поскольку эти запчасти абсолютно идентичны по своей конструкции, материалам изготовления, функциональности и проч. Это по факту одно и то же.
Чтобы исключить имевшие место разночтения, было введено особое законодательное регулирование, которое в числе прочего касается и сферы раскрытия технической информации, необходимой для осуществления качественного технического обслуживания и ремонта. Данная информация без какого бы то ни было сомнения должна быть доступна всем участникам рынка.В этом плане российский рынок, безусловно, отстает от европейского, но мне кажется, что мы будем двигаться именно в этом направлении.

Коллегу дополняет Александр Гежа, генеральный директор, AUTOLIGA:
— Наличие четкого законодательного регулирования в сфере оборота автозапчастей значительно упрощает жизнь всем участникам процесса. В Европе в отличие от России автовладелец никогда не приезжает в сервис со своими деталями. Он просто отдает ключи от своей машины мастеру-приемщику, а специалисты СТО самостоятельно подбирают необходимые для ремонта запчасти. По итогам посещения СТО, владелец автомобиля даже не знает, какой марки детали ему поставили. Если после проведенных работ возникают неполадки, вся ответственность, а также расходы, связанные с решением возникшей проблемы, ложатся исключительно на СТО . В нашем случае это почти 100% гарантия того,  что при ремонте будут использоваться только качественные запчасти.
В России, к сожалению, такая схема действует  пока  в сервисах официальных дилеров и незначительно представлена в небольшой части СТО. В основном после окончания срока гарантии автовладелец посещает автосервис уже со своими запчастями.

Чтобы окончательно расставить все точки над i и в принципе исключить в дальнейшем возникновение каких-либо вопросов о различиях «оригинала» и премиальных запчастей, Еврокомиссией были проведены длительные исследования, анализ существующей практики, консультации с компаниями-производителями комплектующих и автостроителями, а также профессиональными объединениями и отраслевыми ассоциациями. Последние сыграли очень важную роль для принятия адекватного решения.
Максим Рыбин, исполнительный директор, Ассоциация TRUCK LDC:
— Важность отраслевых профессиональных союзов и ассоциаций для планомерного, уверенного развития рынка трудно переоценить. Такие организации предоставляют консолидированную общую позицию, взвешенное единое мнение всех участников рынка по тому или иному вопросу. Откуда государственным чиновникам брать информацию о том, что происходит на рынке, в какую сторону он движется? А если возникает проблема, то как ее наиболее оптимальным образом решить? С кем проконсультироваться?
Когда рынок не формализован, не структурирован, каждый способен озвучить только свое видение, свою точку зрения. Один говорит одно, другой другое. В такой ситуации оптимального, взаимовыгодного, правильного решения для всего рынка в целом не найти. И лишь отраслевое объединение, базирующееся на совокупном представлении о текущей ситуации способно грамотно донести все нюансы и аспекты проблемы и предложить наилучший выход из сложившегося положения.
То есть союзы и ассоциации важны для рынка тем, что они позволяют наладить продуктивный, эффективный диалог с государством. А диалога с разобщенными участниками просто не получится.

Кстати сказать, Максим Рыбин возглавляет недавно созданную и активно развивающуюся Ассоциацию TRUCK LDC, объединившую магазины и сервисы, предоставляющие услуги для грузового транспорта. В нее уже входит порядка 20 юридических лиц. TRUCK LDC реализует проект для грузового сигмента рынка в рамках групповой программы GrouautoRussia ,по развитию сетей локальной дистрибуции и СТО-GTruck/TopTruck.
Но вернемся к европейскому опыту. Многочисленные консультации и испытания удостоверили европейских законодателей в том, что действительно никакой технической разницы между «оригиналом» и запчастями премиального уровня не существует. Все они отвечают соответствующим требованиям и в равной степени подходят для ремонта.
Максим Рыбин:
— Понятно желание производителя автомобилей зарабатывать и на продаже запчастей в том числе, но права потребителя он не должен нарушать. Если, например, премиальная деталь стоит дешевле в 1,5-2 раза  «оригинала» – для потребителя это существенно. А по качеству – это точно такая же деталь.
Если производитель говорит что нет, оригинал лучше, то он должен это обосновать чем-то большим, чем просто наличием на детали его товарного знака или лейбла. По функционалу, качеству и всем техническим параметрам она  совершенно такая же. Соответственно реальных обоснований нет.
В результате, введенный регламент декларирует новое толкование термина «оригинальная запчасть» (original equipment) и вводит определение «запчасти соответствующего качества». Теперь под «оригинальными запчастями» подразумеваются не только детали и узлы, изготовленные непосредственно самим автопроизводителем на собственных производственных мощностях, но так же и:
– запчасти, изготовленные независимыми производителями запчастей и поставляемые через автопроизводителей и их уполномоченных партнеров;
– запчасти, изготовленные производителями запчастей, вне зависимости от того, являются ли они поставщиками оригинального оборудования или нет, если эти запчасти технически идентичны компонентам, использующимся при сборке нового автомобиля, и поставляются на независимый рынок послепродажного обслуживания.
К «запчастям соответствующего качества» относятся запчасти, соответствующие по качеству тем компонентам, которые были использованы при сборке нового автомобиля или используются при его обслуживании, но не произведенные в соответствии с техническими условиями и производственными стандартами, предоставляемыми автопроизводителем (по сути – запчасти, изготовленные фирмами, не поставляющими свою продукцию на конвейер автопроизводителей). Такие запчасти должны быть идентичны оригинальным автозапчастям в плане конструкции, изготовления и своих функциональных характеристик. В то же время они могут в чем-то незначительно отличаться, например, быть окрашенными в другой цвет, если это не отражается на их функциональных возможностях.
То есть запчасти премиального уровня по сути стали именоваться «оригиналом», а более дешевый «лоу кост», который может совершенно не соответствовать техническим регламентам производителя автомобилей, ушел в другую группу, что лишний раз доказывает его несостоятельность по сравнению с премиальными деталями.
Однако только лишь введения единообразных определений мало. От того, что автовладелец и ремонтник поняли, какая деталь принадлежит к какой группе, ничего не изменится. Ну, разве что они почувствуют себя чуть-чуть более просвещенными в подобных вопросах. Чтобы обеспечить по-настоящему равные возможности для всех, необходимо обязать автопроизводителей следовать тому, что очевидно. А именно – уж коли детали и вправду одинаковы, личное право каждого покупателя приобретать то, что его душе и, что немаловажно, кошельку угодно. И автопроизводитель должен уважать и, главное, принимать выбор своего клиента, не навязывая ему определенные условия покупки.
Роман Сидненко:
— Благодаря сложившейся практике применения антимонопольного регулирования в области автозапчастей, европейский потребитель теперь глубоко не вникает в тему запчастей, он понимает, что система работает на него. Он не ждет подвоха и потому доверяет своему сервису, который ставит ему запчасть и несет за это ответственность. В России независимые сервисы изначально не уравнены в правах с авторизованными, при этом наши потребители, во-первых, исторически в гораздо меньшей степени доверяют сервисам, во-вторых, они стремятся найти детали дешевле, поскольку  по экономическим соображениям  (тем более сейчас) они в первую очередь ориентируются на уровень цен. Качественная деталь премиального уровня для них - это отличное решение проблемы и замена дорогостоящего «оригинала».

Производство сцеплений Валео в Тольятти

Александр Гежа:
— Конечно, выбор потребителя зависит не только от его финансовых возможностей, но и от рекомендаций продавца в магазине автозапчастей или сотрудника автосервиса. Если они смогут доходчиво и обоснованно объяснить, что никакой разницы между «оригиналом» и качественным «аналогом» нет, то последние сомнения отступят, и покупатель смело сделает выбор в пользу надежной и достойной альтернативы.

В этой связи основное достижение европейского законодательства состоит в том, что регламент закрепляет право дилерских организаций, следуя предпочтениям клиентов, использовать при ремонте автотранспортных средств не только «оригинал», но и запчасти премиального уровня. То есть теперь и дилеры, и независимые автосервисы могут свободно приобретать «оригинальные запчасти» и запчасти, имеющие соответствующее качество у независимых оптовых или розничных продавцов. Это создает эффективную альтернативу в поставках и естественно усиливает конкуренцию между производителями комплектующих, поскольку независимые операторы aftermarket получают возможность свободно продавать дилерам все виды подходящих под введенные определения запчастей. Это означает, что любая оптовая (розничная) компания может выступить в роли партнера дилерского центра или независимой авторемонтной станции по их обеспечению необходимыми деталями.
При этом Комиссия ЕС рассматривает любую попытку ограничения данного права продавцов автозапчастей со стороны автопроизводителя как грубое нарушение регламента, что карается «по всей строгости революционного времени».   
Максим Рыбин:
— Я считаю, что российский потребитель ничем не хуже и не богаче европейского и имеет право не переплачивать за оригинал. Автопроизводители не имеют права ограничивать право потребителя приобретать одни и те же запчасти, только с разной маркировкой. Они же идентичны.
В этом случае продавец должен нести ответственность и предлагать именно аналог «оригинала» – премиальную по качеству деталь, а не просто похожую деталь, изготовленную неизвестно кем.

А вот о том, как в данной сфере – регулировании оборота «оригинала» и запчастей «аналогов» – обстоят дела в России, мы расскажем в следующем номере нашего журнала.   

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.