Meritor для профессионала – отлично известное имя в сегменте запчастей для грузовой техники и автобусов. Имя, ставшее синонимом качества продукции премиального уровня, авторитетное и уважаемое в профессиональной среде. За этим именем более ста лет успешной истории, многочисленные инновации и широчайшая продуктовая линейка, охватывающая десятки товарных групп. В данном интервью мы поговорим с Андреем Долгих только об одной из них, но чрезвычайно важной для обеспечения уверенного, безопасного управления транспортным средством – о компонентах тормозной системы, выпускаемых концерном Meritor.
Андрей Долгих,
представитель по техподдержке
и продажам в странах СНГ
компании Meritor
— Андрей, какие компоненты в сегменте тормозной системы представляет Meritor на российском рынке?
— Meritor является мировым лидером в области систем торможения, как по объему выпуска, так и по охвату модельной линейки для коммерческих транспортных средств, поставляя запчасти в данном сегменте для грузовых автомобилей, прицепов, автобусов и специальной техники. Мы гордимся нашим лидирующим положением на рынке, обеспечивая оптимизированную стоимость владения за счет применения передовых методов прогнозирования и инновационных производственных процессов при выпуске тормозных колодок, тормозных дисков и барабанов, ремкомплектов тормозных суппортов.
Я могу без преувеличения сказать, что мы поставщик №1 на рынке тормозных систем для транспортных средств полной массой более 6т: более трех миллионов тормозных механизмов в сегменте коммерческого транспорта поставляются нашей компанией ежегодно. Залогом этого успеха служит долголетнее плодотворное сотрудничество буквально со всеми ведущими производителями грузовой и специальной техники, автобусов и прицепов, на конвейеры которых мы поставляем нашу продукцию.
На 70% американских грузовиков, ежегодно сходящих с конвейера, установлены узлы и агрегаты производства MERITOR, на европейском рынке – 100% машин Volvo Trucks и Renault Trucks. Кроме того, ведется плотное сотрудничество буквально со всеми брендами так называемой «Большой Семерки», для которых нашей компанией разрабатываются передовые технологии, обеспечивающие высочайшую эффективность выпускаемой ими грузовой техники.
— Какими принципами руководствуется компания, разрабатывая продукцию?
— Я бы сказал, что с одной стороны наш фундаментальный принцип, являющийся незыблемым залогом качества предлагаемой продукции, заключается в комплексном подходе к исследованиям и разработкам . Мы никогда не проектируем тормозные диски и/или тормозные колодки в отрыве друг от друга. Для нас это всегда части единой пары трения, работающие в полном контакте. Только с таким подходом к конструированию можно получить отличный результат, гарантировав максимальную эффективность торможения.
С другой – мы стараемся предложить каждому сегменту рынка, в зависимости от его потребности и приоритетов, наиболее адекватные по соотношению ценакачество продукты. Тем самым мы решаем принципиальнейший для эксплуатации коммерческого транспорта вопрос, как я уже отметил, оптимизации стоимости владения. Чтобы не быть голословным, приведу весьма показательный пример.
В ассортимент Meritor входят несколько серий тормозных колодок: MDP5000, MDP5000SK, MAX / AllFitPremium, MDP3000 и MDP4000. При их производстве применяются самые передовые, инновационные технологии. Среди них приваренная 3D сетка – одно из самых дорогих и надежных решений, обеспечивающих максимально надежное соединение фрикционного материала и основы. А сама основа оригинальной толщины не изгибается под нагрузкой, что дает равномерный износ до последних миллиметров. Кроме того, за счет специального покрытия накладки не требуется «притирки». То есть мы можем с полным правом говорить про 100% торможения с первого раза.
Также специалистам, несомненно, известна и такая проблема, как разрушение колодки. Разрушение даже вследствие элементарной коррозии. Чтобы ее избежать, на наши колодки наносится специальный полимер, который противодействует возникновению коррозии и тем самым надежно предохраняет от отрыва фрикциона от подложки.
Качество изготовления колодок каждой из этих серии – безупречное, но их технические характеристики имеют определенные отличия, наилучшим образом удовлетворяя ожидания своей целевой группы. Так MDP5000 – это в чистом виде оригинал (доступна только для тормозов производства Meritor). Используемый фрикционный материал F4567 / F4568 (Автобусы) / F4572(Грузовики) / F4562(Прицепы). Каждая колодка спроектирована под конкретный тип автомобиля. У нее оптимизирована шумовая характеристика, она может применяться только с оригинальным диском.
MDP5000SK – это уже эквивалент оригинала, но лучший по ряду характеристик. Здесь используются другие фрикционные материалы: М570(Автобусы) / М565(Грузовики) / М560(Прицепы), благодаря которым колодки данной серии характеризуются непревзойденным тормозным усилием, даже при температурах свыше 500°С. Для них подобран больший коэффициент трения, по сравнению с оригиналом (0,37mu). Среди преимуществ MDP5000SK и высочайшая износостойкость даже при максимальных нагрузках, меньший износ диска, даже при использовании неоригинального диска. Они отлично охлаждаются.
MAX/ AllFitPremium – премиальный неоригинал с фрикционным материалом М550. Тормозное усилие при температурах до 500°С как у оригинала. Износостойкость так же как у оригинала, даже при максимальных нагрузках.
В MDP3000 – неоригинал высокого качества – фрикционный материал М520 с низким содержанием металлов и органики. Тормозное усилие при температурах до 450°С как у оригинала и меньший в классе износ диска. А MDP4000 – это уже неоригинал высокого качества для прицепов. Фрикционный материал М510 без меди. Тормозное усилие при температурах 350400°С как у оригинала.
То есть вы видите, что уже сами по себе эти колодки ориентированы на разные потребительские сегменты, транслируя им все преимущества продукции под брендом Meritor. Но мы и тут идем дальше, предлагая и различные уровни комплектации. Для MDP5000/SK – всегда с максимальным комплектом принадлежностей, для всех остальных серий возможны варианты: K –с установочным комплектом, Р – с фиксирующей планкой, S –с датчиком износа.
Таким образом, повторюсь, удовлетворяются потребности разных потребительских групп в зависимости от нагрузок на транспортное средство, его возраста и прочих факторов. По сути, мы дифференцируем всю продукцию Meritor для тормозных систем современного коммерческого транспорта – не только колодки, но и диски, и барабаны на три ценовые группы с соответствующей стоимостью и возможностями.
— Действительно, очень интересный, оригинальный подход. А как вы решаете вопрос качества?
— Вся наша продукция разрабатывается и тестируется в узкоспециализированных конструкторских бюро. Мы всегда открыты и готовы поделиться результатами этих тестов. Вот, в частности, тест по стандарту R90, заключающийся в чередовании наиболее типичных нагрузок на систему: остановки с 40км/ч до 0км/ч до достижения температуры 500°С для разогрева, затем 20 остановок от 40км/ч до 0км/ч при начальной температуре 500°С. Тормозной момент 20 кН*м. После чего охлаждение до 150°С и снова цикл торможений до достижения 500°С. Всего 800 циклов. В результате теста ни одна колодка и ни один диск не получили повреждений.
А самый лучший результат продемонстрировала пара: колодки Meritor серии MAX + Диск Meritor AllFit, он же MBR5000, как раз именно потому, что мы разрабатываем тормозные механизмы в комплексе. Мы получили лучший, чем у оригинала результат по ходимости и при этом не потеряли в безопасности.
Другой тест – исследование коэффициента трения – показывает, что коэффициент трения материала M550 существенно выше, чем у усиленного оригинала, при этом износ материала M550 меньше. Я уже называл эту цифру – 0,37mu, в то время как у оригинала – 0,320,35 mu. Как следствие – лучшее тормозное усилие при меньших расходах на эксплуатацию.
Естественно, вся продукция – абсолютно вся, хочу это особо подчеркнуть, потому что это чрезвычайно важно, – проходит сертификацию и на соответствие требованиям ECE R90 в независимых европейских лабораториях, таких как VCA (The Vehicle Certification Agency) и BTI (Brake Testing International). Эта сертификация регламентирована Евросоюзом и является безусловным подтверждением качества и безопасности продукции.
Все диски проходят сертификацию, подтверждая геометрические размеры и параметры, спецификацию материала, характеристики износа, сопротивление термическим нагрузкам, тормозные характеристики. Также выполняется сравнительный тест с оригинальными компонентами (где применимо) и тест на сохранение структурной целостности при перегрузках.
Я могу привести множество результатов тестов в независимых и наших собственных лабораториях, но не хочу отвлекать внимание читателей – если они обратятся к нам, мы всегда, повторюсь, с удовольствием поделимся ими, подробно все объяснив и показав.
— Вы рассказали о дифференциации линейки тормозных колодок. Как дифференцируются линейки тормозных дисков и тормозных барабанов?
— У нас по три серии для тормозных дисков и барабанов, продукция в которых полностью соответствует стандарту R90. Серия MBR9000 (MBR – Meritor Brake Rotor) – это полноценный оригинал, поставляемый автопроизводителям. MBR5000 – премиум неоригинал. Диски этой серии выполнены из материала наивысшего качества, по спецификации оригинала. TTBR1000 (TTBR – TruckTechnicBrake Rotor) – стандартный неоригинал, с характеристиками аналогичными лучшим образцам других производителей.
В сегменте тормозных барабанов по аналогии с тормозными дисками мы имеем BD – оригинал, MBD1(2)000 (MBD – Meritor Brake Drum) – премиум неоригинал и TTBD2000 (TTBR –TruckTechnicBrake Drum) – стандартный неоригинал.
Как видите, здесь все очень просто, у потребителя не возникнет никаких вопросов, он всегда будет четко понимать, какого уровня продукцию он получит в той или иной серии. Это тоже очень важно для правильного и быстрого ориентирования в модельной линейке продукции Meritor.